Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

конспект: Роль обращений в речи (2 урока)
Роль обращений в речи (2 урока)
Цель: Выявить роль обращений в художественном тексте.
Задачи:
Общепредметные: 1. Формировать умение самостоятельно работать с книгой (через подбор своих примеров); 2. Развивать логическое мышление (через изучение классификации обращений); 3. Воспитывать ученика через предмет: содействовать формированию национального самосознания, развивать интерес к чтению русской литературы.
Познавательные: 1. Повторить и закрепить сведения об обращении, полученные учащимися на предыдущих уроках; повторить правила постановки знаков при обращении, правописание звонких и глухих согласных в корне слова; 2. Отработать умения и навыки расстановки знаков препинания при обращении, в диалогах, в предложениях с прямой речью; 3. Обогатить словарный запас учащихся пушкинской лексикой; 4. Совершенствовать умение лингвистического анализа художественного текста.
Урок №1. Роль обращений в творчестве А.С.Пушкина
Оборудование:
1. Таблица по русскому языку
2. Портрет А.С.Пушкина
3. Эпиграф к уроку
4. Раздаточный материал: - размноженные карточки-тесты для каждого ученика; - план исследования текста для группы №4
5. Русский язык: 8 класс
6. Художественные произведения А.С.Пушкина

Тексты имеются у каждого
Общая работа с классом
Внимательное чтение эпиграфа Читает учитель
Какая точность во всяком слове!
Какая значительность всякого выражения!
Как все округлено, окончено и замкнуто! (Н.В.Гоголь)
Эпиграфом к нашему уроку служат слова Н.В.Гоголя об А.С.Пушкине. Мы постараемся увидеть, почувствовать, как поэту удавалось «творить чудеса», используя в своих поэтических произведениях обращения. Также сегодня на уроке будем выполнять интересную работу – исследование поэтического текста, обогатим свой словарный запас, повторим и закрепим сведения об обращении.
Откроем свои конспекты и займемся этим исследованием.
На него отведем 4 страницы:
Первая страница – авторские обращения.
Вторая страница – обращения с положительной оценкой героя, предмета, события.
Третья страница – обращения с отрицательной оценкой героя, предмета, события.
Четвертая страница – обращения-олицетворения, обращения-метафоры.
На каждой страничке вы должны будете сделать записи-раздумья, размышления, выводы. Дети хорошо знают текст, легко ориентируются в произведения А.С.Пушкина, поэтому работают быстро.
Если же ученики знают текст нетвердо, то ищут обращения прямо в текстах.
На первой странице «Авторские обращения» ребятами были записаны такие строчки пушкинских стихов:
1. Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил. (И.Пущину)
2. Любимый именинник
О Пущин дорогой!
Прибрел к тебе пустынник
С открытою душой!
3. Нет, нет, любезный князь, не оду
Тебе намерен посвятить…
4. Мой друг! Не властны мы в судьбе своей…
5. Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна? (Няне)
6. Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня. Это строчки обращены к Пущину, Горчакову, Илличевскому, к друзьям, недругам.
В одних – юмор, в других – ирония, в третьих – любовь, уважение.
Орфограммы и знаки препинания комментируются по ходу выписывания примеров.
Беседа:
1. Раскройте смысл этих обращений.
2. Почему именно такие слова выбирает поэт?
3. Что они значат?
4. При какой ситуации они произнесены?
5. Как эти обращения характеризуют поэта как человека?
- Читая Пушкина, мы становимся лучше…
В нас пробуждаются светлые, добрые чувства.
Мы лучше понимаем его отношение к людям. После того как дети прочли написанное ими, начинается разговор о смысле, о направленности обращений.
Вторая страница. «Обращения с положительной оценкой героя, предмета, события» была заполнена такими примерами:
1. Пора, брат, пора!
2. И молвил: «Спи, друг одинокий».
3. Месяц, месяц, мой дружок!
4. Смилуйся, государыня рыбка,
Еще пуще старуха бранится…
5. Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу…

Ученики делают вывод.
Зачитывают стихи с обращениями.
Записывают свои размышления, затем делятся с одноклассниками.

К третьей станице. «Обращения с отрицательной оценкой героя, предмета, события» подбираем и записываем такие примеры:
1. Воротись, дурачина, ты к рыбке.
2. Ах ты, мерзкое стекло, это врешь мне ты (на) зло.
- Ребята, сравним обращения с положительной оценкой героя и с отрицательной.
Как характеризуют они героев, к которым обращаются с речью, и тех, кто это говорит?
- Итак, ребята, мы убедились с вами, что обращения играют в речи очень важную роль. Только одним обращением можно выразить свое отношение к тому, с кем разговариваешь. Но обращение может характеризовать и того, кто обращается с речью. Мы можем составить мнение об этом человеке: добрый он или злой, воспитанный или невоспитанный.

Учащиеся делают выводы и зачитывают свои размышления.

Учитель обобщает сказанное детьми
На четвертой странице записываем обращения-метафоры и обращения-олицетворения.
1. Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины…
2. Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
3. Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
4. Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса. Попутно повторяем, что называется метафорой и олицетворением.
- Ребята, как вы думаете, с какой целью использует поэт такие обращения? Ваши размышления, раздумья? (Используя метафоры-обращения, обращения-олицетворения поэт оживляет природу, приписывая ей чувства, настроения, которые испытывает сам. А.С.Пушкин хочет, чтобы и мы, читая его стихи, не оставались равнодушными к тому, о чем он пишет).
- Какова же роль обращений в художественном тексте? (Обращения повышают образность, эмоциональность речи. Они становятся средством характеристики и того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью. Часто только одним обращением можно выразить ласку, доброту или злость, недовольство. Обращаясь к произведениям А.С.Пушкина, мы учились у него бережному отношению к каждому слову, учились выразительности речи, любви к родному языку).
- Итак, на уроке мы проделали интересную, нужную работу – провели исследование художественного слова. Учились у поэта бережному отношению к нашей речи, обращали внимание на оттенки эмоциональных чувств, переданных при помощи обращений.
Урок №2
I. Организационный момент.
- Ребята, на предыдущем уроке мы выяснили роль обращений в художественном тексте, самостоятельно находили примеры обращений в произведениях А.С.Пушкина, обратили внимание на различные эмоциональные оттенки этих слов. А сейчас особое внимание будем уделять умению правильно расставлять знаки препинания при обращении.
II. Базовое повторение.
1. Синтаксический разбор предложения:
Мой друг Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
2. Блиц-опрос.
o Что называется обращением?
o Для чего они служат?
o В какой форме употребляются обращения и с какой интонацией произносятся?
o Где может стоять обращение в предложении?
o Расскажите о знаках препинания при обращении. На доске ученик работает с пунктуационно деформированным текстом, который записан заранее.
Параллельно весь класс занимается блиц-опросом.
III. Контрольно-тренировочное упражнение.
1. Графический диктант с сигнализацией
Задание: начертить пунктуационно-синтаксическую схему предложения.
Определить на слух, где нужно ставить запятую, и поднять необходимую карточку.
1. Друг мой милый, я тогда не знал тебя. [О, …].
2. Ты не будешь строг, читатель-друг. [… ,О].
3. Не сбылись, мой друг, пророчества пылкой юности моей. [… ,О, …].
4. Старый друг лучше новых двух. [- =].
5. Новый журнал называется «Друг». [ - =]. Заранее приготовлены карточки с нужными пунктуационными схемами. Ребята поднимают карточку с нужной схемой, учитель просматривает, а комментирует тот, кто ошибся.
IV. Углубление знаний об обращении (по методике групповой работы).
1. Анализ-исследование текста.
Цель работы: повторить правописание трудных орфограмм, закрепить расстановку знаков препинания при обращениях, совершенствовать умения лингвистического анализа художественного текста.
Запись текста.
1) Пушкин сказал о своей няне такие нежные слова и с такой сыновней любовью, что от них сжимается горло:
2) Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя! [О! …].
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
3) В Михайловском среди зимы, завалившей снегом поселки и старинный дом поэта. Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. (К.Паустовский)

Предложения записывают все учащиеся под диктовку.
Групповая работа Работа в группах.
Группы создаются на основе дифференциации.
От каждой группы выступает один человек.
1 группа 2 группа 3 группа 4 группа
Найти трудные орфограммы в первом предложении, объяснить их; указанное слово разобрать по составу. Анализ-исследование текста по плану.
План
1.Сделайте вывод, как с помощью обращения можно выразить отношение к тому, к кому обращаешься.
2.Какие еще языковые средства служат средством выражения авторского отношения?
3.Укажите в тексте синонимы. Объясните пунктуационные знаки в третьем предложении. Выполните синтаксический разбор второго предложения.
Вывод: Ребята, мы еще раз убедились в том, как обращения помогают нам понять отношения между людьми и оценить говорящего и того, к кому обращаются. Обобщение делает учитель
V. Работа с письмами; выявление роли обращений в письме.
- Ребята, вы получаете письма от своих друзей, сами пишите им. Нам предстоит с вами выяснить роль обращений в письмах. И учиться мы снова будем у Пушкина.
Трогательно относился Пушкин к няне. Арина Родионовна платила Александру Сергеевичу за его внимание и заботу о ней тем же: «Ваше обещание к нам прибывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю…».
Прощай, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько. (А.Гессен)
Беседа.
1. Как относилась няня к поэту?
2. Откуда мы это узнали?
3. Что помогло нам это понять?
- Ребята, мы еще раз убедились в том, как словом можно выразить свою любовь, уважение к человеку. Выразительно читаю письмо.
Находим с ребятами обращения.

Обращаем внимание на эмоциональную окраску обращений.

Ребята делают выводы.
VI. Дифференцированное домашнее задание.
Вариант 1. Написать письмо своим близким, используя распространенные обращения, выражая свои добрые чувства.
Вариант 2. Провести исследование: роль обращений в повести «Капитанская дочка»: кто из героев, как, при каких обстоятельствах, какую форму обращений выбирает; как это его характеризует. Задание на выбор
VII. Контрольное задание.
Цель: проверить умения и навыки расстановки знаков препинания при обращении.
Задание: вставить пропущенные знаки препинания, где это необходимо.
1. Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы!
2. Ты солнце светлое гори!
3. Опять я ваш о юные друзья.
4. Красуйся град Петров и стой непоколебимо.
5. Что тебе надобно старче?
6. Бабушка постой немножко!
Ключи: 1-1; 2-2; 3-1; 4-2; 5-1; 6-1 (1-одна запятая; 2-две запятых) Каждый ученик получает «слепой» текст.

Ключ для проверки
VIII. Итоги урока.
1. Что нового узнали об обращении?
2. Какова роль обращений в художественном тексте?
3. Что повторили на уроке? В чем затруднялись?
4. Что понравилось?

Данный урок проводился мною в 8 классе. В классе обучалось 10 человек. Из них: сильных учащихся – 1, средних учащихся – 5, слабых учащихся – 2.
Ребята достигли результатов, заявленных в цели и задачах.

Двое ребят занимаются по коррекционной программе 8 вида, для них задания разрабатываю отдельно.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: KAR (2015-05-25) | Автор: Кенесбаева Айгуль Раимкуловна E
Просмотров: 399 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru