Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Игра на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса у учащихся.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы деятельности человека.
Воспитание в игре есть школа овладения культурой общения в жизни. В процессе игрового общения создается коллектив. Коллективные игры способствуют воспитанию у детей коллективизма, дружбы, ответственности за свои действия. Такие игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Игра - превосходный материал подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами. Ученики всегда активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось.
На протяжении нескольких лет работы в школе я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком пораждает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, являются дидактические игры и игровые приемы. Игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Актуальность: Ученики нашей школы и дома, и на занятиях говорят в основном по-казахски, а русская речь звучит только на уроках русского языка и литературы. Поэтому так трудно выработать у них речевые, и прежде всего орфоэпические и орфографические навыки, вызвать интерес к учебному материалу. При этом необходимо помнить, что:
-социальный заказ нашего общества и государства - овладение тремя языками;
-русский язык – это сложная дисциплина, система правил трудна;
- развитие устной и письменной речи, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Новаторство: в малокомплектной школе, где классы малочисленны очень помогают игровые формы работы, которые повышают познавательную и творческую активность учащихся, помогают им приобрести уверенность в речевом общении. Особенно оправдывают себя задания занимательного характера на уроках повторения и обобщения изученного по фонетике, орфографии, лексике и морфологии. Игровые задания помогают не только закрепить навыки произношения и правописания, но и расширять, активизировать лексический запас учеников. Элемент соревновательности при выполнении этих заданий позволяет вовлечь в работу и самых сильных ребят, и тех, кто обычно инертен на уроке.
Перспективность: Безусловно,освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы и приемы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему, приняты учителем и проверены на практике. Предложенные методы носят развивающий характер.Она переводит ученика из состояния обьекта обучения в субьект изучения учебного материала. Школьник обучается сообразно своим возможностям, у него возникает интерес.
В данный работе описана методика работы по изучению непроверяемых безударных гласных, непроизносимых согласных, парных звонких и глухих согласных, слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, а также описаны упражнения,дидактические игры направленные на обогащение словарного запаса, умение на практике применить полученные знания детей. Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом у учащихся расщиряется кругозор,совершенствуются речевые навыки,развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала, грамотному написанию письменных работ, а также помогают при решении тестов.
Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нем. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса все легко устраняется, а в споре рождается истина.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры и игровые приемы по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости школьника.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнени учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями,навыками. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и биинтеллектуальных ресурсов, как в игре.
Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что в свою очередь, способствует прочности усвоения материала, грамотному написанию письменных работ, а также помогают при решении тестов.
Литература:
1. Русская речь 5 кл./ У.А. Жанпеисова, Ш.Т. Кожакеева/ Алматы-«Атамұра» 2005г.
2. Русская речь 6 кл./ Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шайменова/ Алматы-«Атамұра» 2006г.
3. Русская речь 7 кл./ Б.Х.Исмагулова, Ф.Т.Саметова/ Астана «Арман-ПВ» 2012г.
4. Русская речь 8 кл./ Г.Бадамбаева, М.Толебаева,Б.Исмагулова/ Алматы-«Мектеп» 2012г.
5. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста/ З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова/ М. «Молодая гвардия» 1990г.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Жанка (2015-06-23) | Автор: Акказина Раушан Амантаевна E
Просмотров: 992 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 1:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru