Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Игра на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса у учащихся.
Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, дает отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы деятельности человека.
Воспитание в игре есть школа овладения культурой общения в жизни. В процессе игрового общения создается коллектив. Коллективные игры способствуют воспитанию у детей коллективизма, дружбы, ответственности за свои действия. Такие игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Игра - превосходный материал подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами. Ученики всегда активны во время игры, потому что никто не хочет, чтобы из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось.
На протяжении нескольких лет работы в школе я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком пораждает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, являются дидактические игры и игровые приемы. Игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.
Актуальность: Ученики нашей школы и дома, и на занятиях говорят в основном по-казахски, а русская речь звучит только на уроках русского языка и литературы. Поэтому так трудно выработать у них речевые, и прежде всего орфоэпические и орфографические навыки, вызвать интерес к учебному материалу. При этом необходимо помнить, что:
-социальный заказ нашего общества и государства - овладение тремя языками;
-русский язык – это сложная дисциплина, система правил трудна;
- развитие устной и письменной речи, пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
Новаторство: в малокомплектной школе, где классы малочисленны очень помогают игровые формы работы, которые повышают познавательную и творческую активность учащихся, помогают им приобрести уверенность в речевом общении. Особенно оправдывают себя задания занимательного характера на уроках повторения и обобщения изученного по фонетике, орфографии, лексике и морфологии. Игровые задания помогают не только закрепить навыки произношения и правописания, но и расширять, активизировать лексический запас учеников. Элемент соревновательности при выполнении этих заданий позволяет вовлечь в работу и самых сильных ребят, и тех, кто обычно инертен на уроке.
Перспективность: Безусловно,освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы и приемы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему, приняты учителем и проверены на практике. Предложенные методы носят развивающий характер.Она переводит ученика из состояния обьекта обучения в субьект изучения учебного материала. Школьник обучается сообразно своим возможностям, у него возникает интерес.
В данный работе описана методика работы по изучению непроверяемых безударных гласных, непроизносимых согласных, парных звонких и глухих согласных, слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, а также описаны упражнения,дидактические игры направленные на обогащение словарного запаса, умение на практике применить полученные знания детей. Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом у учащихся расщиряется кругозор,совершенствуются речевые навыки,развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала, грамотному написанию письменных работ, а также помогают при решении тестов.
Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нем. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса все легко устраняется, а в споре рождается истина.
Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры и игровые приемы по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости школьника.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнени учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности должна быть наиболее естественным и доступным путем к овладению теми или иными знаниями,навыками. Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических и биинтеллектуальных ресурсов, как в игре.
Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что в свою очередь, способствует прочности усвоения материала, грамотному написанию письменных работ, а также помогают при решении тестов.
Литература:
1. Русская речь 5 кл./ У.А. Жанпеисова, Ш.Т. Кожакеева/ Алматы-«Атамұра» 2005г.
2. Русская речь 6 кл./ Г.Ф.Гуревич, Р.И.Бекишева, Р.К.Шайменова/ Алматы-«Атамұра» 2006г.
3. Русская речь 7 кл./ Б.Х.Исмагулова, Ф.Т.Саметова/ Астана «Арман-ПВ» 2012г.
4. Русская речь 8 кл./ Г.Бадамбаева, М.Толебаева,Б.Исмагулова/ Алматы-«Мектеп» 2012г.
5. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста/ З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова/ М. «Молодая гвардия» 1990г.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Жанка (2015-06-23) | Автор: Акказина Раушан Амантаевна E
Просмотров: 553 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-07-25, 5:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [736]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4019]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [379]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1578]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru