Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Сочинение в публицистическом стиле на морально-этическую тему
Русский язык (9 класс)

Тема: Сочинение в публицистическом стиле на морально-этическую тему

Цели: развивать познавательную, коммуникативную и творческую активность учащихся, работать над развитием их творческих способностей, воспитывать критическое отношение к окружающему миру, учить учащихся самостоятельно мыслить, убедительно излагать свою точку зрения; формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Оборудование: текст «Что такое здоровье?» для работы учащихся по творческим группам, обобщающие таблицы по русскому языку Г. М. Иваницкой и В. А. Корсакова «Стили речи», «Стили речи и языковые средства»; задания для групповой работы учащихся.
Тип урока: урок формирования коммуникативных умений учащихся, развития связной речи.

Ход урока:

Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Пословица.
Ум да здоровье дороже всего.
Пословица.
I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, целей урока.

Что такое здоровье? А здоровый образ жизни? Какой смысл вкладывает человечество в это понятие? А какими знаниями в этой области обладаете вы? Об этом сегодня и пойдет речь на уроке.
Мы не только поговорим о данной проблеме, но, так как форма нашего урока - урок развития речи, то попробуем продолжить ее осмысление в вашей творческой устной и письменной работе.
/Запись даты, темы, эпиграфов урока в тетрадь./
Идеальный вариант нашей совместной работы – написание вами сочинения-рассуждения (создание миниатюры) на уроке. Реально же, я думаю, завершить написание работы вам предстоит в домашнем задании.
Работу проведем по творческим группам. Вам предстоит собрать рабочие материалы, обсудить их и постараться использовать в своих сочинениях-рассуждениях.

III. Актуализация опорных знаний. Слово учителя.

Наше государство старается уделять достаточное внимание здоровью человека, здоровью всей нации. Создана Концепция развития охраны здоровья населения Украины, в которой, в частности говорится, что ее целью является сохранение и укрепление здоровья населения, продолжение периода активного долголетия и продолжительности жизни человека, обеспечение всеобщего гармонического, физического и психического развития ребенка, начиная с рождения, оптимальных условий его быта, воспитания и обучения.
А для этого создаются условия для здорового образа жизни, усиливается борьба с вредными привычками, в частности, ограничение табакокурения и рекламы алкогольных напитков, табака и других вредных для здоровья веществ; уделяется внимание развитию физической культуры и спорта, идет работа по обеспечению населения рациональным сбалансированным питанием. Это, в частности, составные здорового образа жизни.
А как вы понимаете сочетание слов «здоровый образ жизни»? Как вы можете объяснить значение этого словосочетания?
/Ответы учащихся/

IV. Работа с текстом «Что такое здоровье?»

1. Чтение текста учащимися каждой творческой группы молча.

Что такое здоровье?
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Понимание содержания слова «здоровье» прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие какого-либо заболевания, и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни (нигде не болит, нормальная температура тела, нет кашля, насморка и т. д.). Такое понимание понятия здоровья основано на противопоставлении: болезнь – здоровье. Оно соответствует бытовым наблюдениям. Действительно, если человек ни на что не жалуется, работает, не обращаясь к врачу, окружающие вправе считать его здоровым.
Развитие медицины привело к более глубокому пониманию смысла слова «здоровье», основанному на противопоставлении: болезнь + вероятность болезни – здоровье. Дело в том, что наукой выявлен целый ряд состояний организма, когда человек еще не может считаться больным, но вместе с тем не может считаться и здоровым. Это состояние предболезни. Оно может расцениваться или как переход от здорового состояния к болезненному (человек еще не болен, но уже не здоров и вскоре заболеет), или как такое состояние организма, когда к болезни может вести, казалось бы, малосущественная причина. Данное понимание понятия здоровья подразумевает не только отсутствие болезни, но и малую вероятность ее развития в конкретных условиях жизни человека.
Какие же факторы окружающей среды, а также особенности поведения человека способствуют сохранению и укреплению его здоровья?
Первый фактор, укрепляющий здоровье, - четкий и правильный распорядок дня. Второй фактор – высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка. Третий фактор – постоянное общение с природой, использование благотворных ее факторов – свежего воздуха, воды, солнца.
Таким образом, наиболее полным является следующее определение понятия здоровья: здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей.

2. Выполнение групповых заданий, указанных учителем:

Задания творческим группам:
• Выразительно прочтите текст.
• Составьте словарную работу по данному тексту, выбрав одно из направлений: орфография текста, лексическое значение слова. Мотивируйте свой выбор.
• Составьте 5 – 6 вопросов для проведения аудирования по данному тексту. Предусмотрите варианты ответов.
• Перескажите текст подробно и сжато.
• Составьте диалог-обсуждение содержания текста (6 – 8 реплик).

/1 группа – готовит выразительное чтение текста вслух, определяет тему и главную мысль;
2 группа – составляет словарную работу по тексту;
3 группа – составляет задание для аудирования (5 – 6 вопросов с вариантами ответов);
4 группа – готовит подробный и сжатый пересказ текста;
5 группа – обсуждает содержание текста в импровизированном диалоге./

V. Проверка групповых заданий.

1. Чтение вслух, определение темы и главной мысли текста.
2. Чтение и запись классом предложенного варианта словарного диктанта.
3. Проведение творческой группой аудирования. Проверка результатов работы.
4. Подробный и сжатый пересказ текста, определение, в каком пересказе легче определить его тему и главную мысль.
5. Высказывание отношения к прочитанному – разыгрывание диалога.
Учитель: Подведем некоторые итоги: с разных сторон мы взглянули на текст и теперь нам легче будет сформулировать его главную мысль. Назовите ее.

VI. Ознакомление с темами сочинения. Комментарий учителя.

Темы сочинения:

Красота и здоровье.
Здоровье каждого – богатство всех.
Здоровье дороже богатства.

- Как текст перекликается с предложенными темами сочинения?
- Какие мысли из предыдущего этапа урока вы можете взять в свою творческую работу?
- Покажите, что вы поняли, что такое здоровый образ жизни. Каковы его составные части? Составьте ассоциативный куст этого понятия.

Здоровый образ жизни

/Каждая творческая группа составляет свой ассоциативный куст,
знакомит класс с результатами групповой работы/

VII. Работа с высказываниями о здоровье, здоровом образе жизни.

- Какие из высказываний, имеющихся в вашем распоряжении, соответствуют теме урока, темам предстоящего сочинения?

I группа.

Знание само по себе есть сила.
Фрэнсис Бэкон, английский философ
Слово – не стрела, а хуже стрелы разит.
Пословица
Гигиена учит, как быть ценной собакой собственного здоровья.
Василий Ключевский, русский историк
Здоровье всего дороже.
Поговорка

II группа.

Изящество для тела – то же, что здравый смысл для ума.
Франсуа де Ларошфуко, французский писатель
Скорый едок – скорый работник.
Пословица
Держи голову в холоде, а ноги – в тепле.
Пословица
Об уме человека много легче судить по его вопросам, чем по его ответам.
Гастон де Левис, французский писатель

III группа.

Детям нужны не поученья, а примеры.
Жозеф Жубер, французский писатель
Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.
Пословица
Искусство медицины состоит в том, чтобы помогать пациенту коротать время, пока природа излечивает болезнь
Вольтер, философ-просветитель
Нет худа без добра.
Поговорка

IV группа.

Когда не знаешь, что сказать, говори правду.
М. Твен, американский писатель
Какая это скучная болезнь – оберегать свое здоровье чересчур строгим режимом.
Франсуа де Ларошфуко, французский писатель
Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
Пословица
Здорову врач не надобен.
Поговорка

V группа.

Разборчивый почерк – первое правило вежливости.
Василий Ключевский, русский историк
Застарелую болезнь трудно лечить.
Пословица
Здоровье, сон и богатство может по-настоящему оценить только тот, кто их потерял и обрел снова.
Жан Поль, немецкий писатель
Все идет своим чередом.
Поговорка

- Какие высказывания по данной теме подобрали вы? Зачитайте.
/Чтение высказываний 4-5 учащимися. Комментарий их содержания/
- Высказывания, с которыми вы познакомились, вы можете включить в свои сочинения и как эпиграф, и как часть ваших рассуждений.

VIII. Работа над особенностями стиля сочинения.
- В каком стиле вам предстоит писать работу? /В публицистическом/
- Каковы особенности публицистического стиля? Таблицы «Стили речи», «Стили речи и языковые средства» помогут восстановить ваши знания в этой области.

/Работа с таблицами/

VIII. Обобщение изученного.

- Делаем выводы (коллективная работа)
Выразите свое отношение к проблеме, поднятой на уроке, в форме сенкана (японское стихотворение без рифмы из 5 строк).
Схема построения сенкана:
1 строка – обозначьте тему одним словом (именем существительным);
2 строка – опишите тему двумя словами (прилагательными);
3 строка – назовите действие, связанное с темой, тремя словами (глаголами);
4 строка – выразите ваше отношение к теме предложением из четырех слов;
5 строка – синоним к первому слову, передающий суть темы.

/Составление сенканов, чтение полученных вариантов/

Эта работа поможет помочь вам в формулировке выводов вашего сочинения. А само сочинение, объемом 1 – 2 страницы, вы пишете дома.

X. Итоги урока. Оценивание знаний и умений учащихся.
Домашнее задание: написать сочинение.

Источник: http://личная разработка
Категория: Русский язык и литература | Добавил: kucherenkonataliy (2015-06-23) | Автор: Кучеренко Наталия Сергеевна E
Просмотров: 3668 | Комментарии: 1 | Теги: сочинение, Здоровый образ жизни | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 6:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru