Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Сочинение в публицистическом стиле на морально-этическую тему
Русский язык (9 класс)

Тема: Сочинение в публицистическом стиле на морально-этическую тему

Цели: развивать познавательную, коммуникативную и творческую активность учащихся, работать над развитием их творческих способностей, воспитывать критическое отношение к окружающему миру, учить учащихся самостоятельно мыслить, убедительно излагать свою точку зрения; формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни.
Оборудование: текст «Что такое здоровье?» для работы учащихся по творческим группам, обобщающие таблицы по русскому языку Г. М. Иваницкой и В. А. Корсакова «Стили речи», «Стили речи и языковые средства»; задания для групповой работы учащихся.
Тип урока: урок формирования коммуникативных умений учащихся, развития связной речи.

Ход урока:

Береги платье снову, а здоровье смолоду.
Пословица.
Ум да здоровье дороже всего.
Пословица.
I. Организационный момент.

II. Сообщение темы, целей урока.

Что такое здоровье? А здоровый образ жизни? Какой смысл вкладывает человечество в это понятие? А какими знаниями в этой области обладаете вы? Об этом сегодня и пойдет речь на уроке.
Мы не только поговорим о данной проблеме, но, так как форма нашего урока - урок развития речи, то попробуем продолжить ее осмысление в вашей творческой устной и письменной работе.
/Запись даты, темы, эпиграфов урока в тетрадь./
Идеальный вариант нашей совместной работы – написание вами сочинения-рассуждения (создание миниатюры) на уроке. Реально же, я думаю, завершить написание работы вам предстоит в домашнем задании.
Работу проведем по творческим группам. Вам предстоит собрать рабочие материалы, обсудить их и постараться использовать в своих сочинениях-рассуждениях.

III. Актуализация опорных знаний. Слово учителя.

Наше государство старается уделять достаточное внимание здоровью человека, здоровью всей нации. Создана Концепция развития охраны здоровья населения Украины, в которой, в частности говорится, что ее целью является сохранение и укрепление здоровья населения, продолжение периода активного долголетия и продолжительности жизни человека, обеспечение всеобщего гармонического, физического и психического развития ребенка, начиная с рождения, оптимальных условий его быта, воспитания и обучения.
А для этого создаются условия для здорового образа жизни, усиливается борьба с вредными привычками, в частности, ограничение табакокурения и рекламы алкогольных напитков, табака и других вредных для здоровья веществ; уделяется внимание развитию физической культуры и спорта, идет работа по обеспечению населения рациональным сбалансированным питанием. Это, в частности, составные здорового образа жизни.
А как вы понимаете сочетание слов «здоровый образ жизни»? Как вы можете объяснить значение этого словосочетания?
/Ответы учащихся/

IV. Работа с текстом «Что такое здоровье?»

1. Чтение текста учащимися каждой творческой группы молча.

Что такое здоровье?
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Понимание содержания слова «здоровье» прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем подразумевали отсутствие какого-либо заболевания, и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни (нигде не болит, нормальная температура тела, нет кашля, насморка и т. д.). Такое понимание понятия здоровья основано на противопоставлении: болезнь – здоровье. Оно соответствует бытовым наблюдениям. Действительно, если человек ни на что не жалуется, работает, не обращаясь к врачу, окружающие вправе считать его здоровым.
Развитие медицины привело к более глубокому пониманию смысла слова «здоровье», основанному на противопоставлении: болезнь + вероятность болезни – здоровье. Дело в том, что наукой выявлен целый ряд состояний организма, когда человек еще не может считаться больным, но вместе с тем не может считаться и здоровым. Это состояние предболезни. Оно может расцениваться или как переход от здорового состояния к болезненному (человек еще не болен, но уже не здоров и вскоре заболеет), или как такое состояние организма, когда к болезни может вести, казалось бы, малосущественная причина. Данное понимание понятия здоровья подразумевает не только отсутствие болезни, но и малую вероятность ее развития в конкретных условиях жизни человека.
Какие же факторы окружающей среды, а также особенности поведения человека способствуют сохранению и укреплению его здоровья?
Первый фактор, укрепляющий здоровье, - четкий и правильный распорядок дня. Второй фактор – высокая двигательная активность, достаточная физическая нагрузка. Третий фактор – постоянное общение с природой, использование благотворных ее факторов – свежего воздуха, воды, солнца.
Таким образом, наиболее полным является следующее определение понятия здоровья: здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов, высокопроизводительного труда на благо общества, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей.

2. Выполнение групповых заданий, указанных учителем:

Задания творческим группам:
• Выразительно прочтите текст.
• Составьте словарную работу по данному тексту, выбрав одно из направлений: орфография текста, лексическое значение слова. Мотивируйте свой выбор.
• Составьте 5 – 6 вопросов для проведения аудирования по данному тексту. Предусмотрите варианты ответов.
• Перескажите текст подробно и сжато.
• Составьте диалог-обсуждение содержания текста (6 – 8 реплик).

/1 группа – готовит выразительное чтение текста вслух, определяет тему и главную мысль;
2 группа – составляет словарную работу по тексту;
3 группа – составляет задание для аудирования (5 – 6 вопросов с вариантами ответов);
4 группа – готовит подробный и сжатый пересказ текста;
5 группа – обсуждает содержание текста в импровизированном диалоге./

V. Проверка групповых заданий.

1. Чтение вслух, определение темы и главной мысли текста.
2. Чтение и запись классом предложенного варианта словарного диктанта.
3. Проведение творческой группой аудирования. Проверка результатов работы.
4. Подробный и сжатый пересказ текста, определение, в каком пересказе легче определить его тему и главную мысль.
5. Высказывание отношения к прочитанному – разыгрывание диалога.
Учитель: Подведем некоторые итоги: с разных сторон мы взглянули на текст и теперь нам легче будет сформулировать его главную мысль. Назовите ее.

VI. Ознакомление с темами сочинения. Комментарий учителя.

Темы сочинения:

Красота и здоровье.
Здоровье каждого – богатство всех.
Здоровье дороже богатства.

- Как текст перекликается с предложенными темами сочинения?
- Какие мысли из предыдущего этапа урока вы можете взять в свою творческую работу?
- Покажите, что вы поняли, что такое здоровый образ жизни. Каковы его составные части? Составьте ассоциативный куст этого понятия.

Здоровый образ жизни

/Каждая творческая группа составляет свой ассоциативный куст,
знакомит класс с результатами групповой работы/

VII. Работа с высказываниями о здоровье, здоровом образе жизни.

- Какие из высказываний, имеющихся в вашем распоряжении, соответствуют теме урока, темам предстоящего сочинения?

I группа.

Знание само по себе есть сила.
Фрэнсис Бэкон, английский философ
Слово – не стрела, а хуже стрелы разит.
Пословица
Гигиена учит, как быть ценной собакой собственного здоровья.
Василий Ключевский, русский историк
Здоровье всего дороже.
Поговорка

II группа.

Изящество для тела – то же, что здравый смысл для ума.
Франсуа де Ларошфуко, французский писатель
Скорый едок – скорый работник.
Пословица
Держи голову в холоде, а ноги – в тепле.
Пословица
Об уме человека много легче судить по его вопросам, чем по его ответам.
Гастон де Левис, французский писатель

III группа.

Детям нужны не поученья, а примеры.
Жозеф Жубер, французский писатель
Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.
Пословица
Искусство медицины состоит в том, чтобы помогать пациенту коротать время, пока природа излечивает болезнь
Вольтер, философ-просветитель
Нет худа без добра.
Поговорка

IV группа.

Когда не знаешь, что сказать, говори правду.
М. Твен, американский писатель
Какая это скучная болезнь – оберегать свое здоровье чересчур строгим режимом.
Франсуа де Ларошфуко, французский писатель
Детей наказывают стыдом, а не грозою и бичом.
Пословица
Здорову врач не надобен.
Поговорка

V группа.

Разборчивый почерк – первое правило вежливости.
Василий Ключевский, русский историк
Застарелую болезнь трудно лечить.
Пословица
Здоровье, сон и богатство может по-настоящему оценить только тот, кто их потерял и обрел снова.
Жан Поль, немецкий писатель
Все идет своим чередом.
Поговорка

- Какие высказывания по данной теме подобрали вы? Зачитайте.
/Чтение высказываний 4-5 учащимися. Комментарий их содержания/
- Высказывания, с которыми вы познакомились, вы можете включить в свои сочинения и как эпиграф, и как часть ваших рассуждений.

VIII. Работа над особенностями стиля сочинения.
- В каком стиле вам предстоит писать работу? /В публицистическом/
- Каковы особенности публицистического стиля? Таблицы «Стили речи», «Стили речи и языковые средства» помогут восстановить ваши знания в этой области.

/Работа с таблицами/

VIII. Обобщение изученного.

- Делаем выводы (коллективная работа)
Выразите свое отношение к проблеме, поднятой на уроке, в форме сенкана (японское стихотворение без рифмы из 5 строк).
Схема построения сенкана:
1 строка – обозначьте тему одним словом (именем существительным);
2 строка – опишите тему двумя словами (прилагательными);
3 строка – назовите действие, связанное с темой, тремя словами (глаголами);
4 строка – выразите ваше отношение к теме предложением из четырех слов;
5 строка – синоним к первому слову, передающий суть темы.

/Составление сенканов, чтение полученных вариантов/

Эта работа поможет помочь вам в формулировке выводов вашего сочинения. А само сочинение, объемом 1 – 2 страницы, вы пишете дома.

X. Итоги урока. Оценивание знаний и умений учащихся.
Домашнее задание: написать сочинение.

Источник: http://личная разработка
Категория: Русский язык и литература | Добавил: kucherenkonataliy (2015-06-23) | Автор: Кучеренко Наталия Сергеевна E
Просмотров: 1267 | Комментарии: 1 | Теги: сочинение, Здоровый образ жизни | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 8:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1475]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1140]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3910]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [281]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru