Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени / Написание суффиксов причастий –ем-(-ом-), -им-
Русский язык (7 класс)

Тема: Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени. Написание суффиксов причастий –ем-(-ом-), -им-

Цели: ознакомить учащихся с образованием страдательных причастий настоящего и прошедшего времени, условиями выбора гласной суффиксов причастия настоящего и прошедшего времени, вырабатывать навык анализа собственных действий, применения теории на практике; воспитывать культуру речи учащихся, учить правильно использовать причастия в составленных высказываниях; продолжить обучать учащихся работать со справочной литературой; повторить в связи с темой спряжение глаголов, состав слова.
Оборудование: учебник «Русский язык: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения» /Г. А. Михайловская и др./- К.: Освіта, 2007.; опорный конспект «Действительные и страдательные причастия» (по методике Ю.С.Меженко); таблицы В.М. Шевелева, Л.А. Шевелевой «Русское правописание в таблицах» - Х.: Мир детства, 1997; «Спряжение глаголов», записи на доске, карточки для индивидуальной работы.
Тип урока: урок применения знаний и умений.

Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
Сегодня мы продолжим работать над особой формой глагола – причастием.
/Запись учащимися даты и вида работы в тетрадях/
● Начнем с проверки домашнего задания. Были ли затруднения при его выполнении?
А что надо было знать, чтобы правильно выполнить задание?

/Для чего используются причастия в речи: данная форма глагола помогает оформить высказанную мысль кратко, лаконично. А еще - действительные причастия и как они образуются в настоящем и прошедшем времени, так как именно эти формы причастий надо было использовать в задании./

- Какие причастия называют действительными?
- Как образуются действительные причастия настоящего времени?
- Образуйте причастия настоящего времени от данных глаголов, выделите в них суффиксы:
пишут – (пишущий),
слышат – (слышащий).
- Как образуются действительные причастия прошедшего времени?
- Образуйте причастия прошедшего времени от данных глаголов, выделите в них суффиксы:
пишут – (писавший),
слышат – (слышавший).
- Прочтите предложения упражнения домашнего – отредактированный вариант.
/Спортивный лагерь расположен в лесу, находящемся недалеко от горы, по которой пролегли тропы туристов. Семиклассники, подбиравшие материал для литературного вечера, встретились с писателем, который когда-то учился в их школе. // Семиклассники, которые подбирали материал для литературного вечера, встретились с писателем, когда-то учившемся в их школе. Мы подошли к деревне, которая раскинулась на опушке леса, тянувшемся далеко за озеро./
II. Тема, цели урока.
Темой нашего урока станут страдательные причастия настоящего и прошедшего времени и условия выбора гласной суффиксов -ОМ-/-ЕМ-/, -ИМ- причастий настоящего времени.
/Запись темы урока в тетради/
Мы должны понять причину выбора этих гласных букв в суффиксах страдательных причастий настоящего времени и условия выбора суффиксов при образовании страдательных причастий прошедшего времени.

III. Страдательные причастия настоящего времени.
1. Сначала вспомним, какие причастия называются страдательными.
2. Теперь поговорим, как они образуются.
● Работа с ОК /проговаривание материала учителем и пересказ учащихся/.
● Работа с учебником:
- Как учебник подал этот же материал?
● Выполнение упражнений учебника (письменно, устно разобрать задания).

IV. Страдательные причастия прошедшего времени.
● А теперь поговорим о страдательных причастиях прошедшего времени.
1. Работа с ОК /проговаривание материала учителем и пересказ учащихся/.
2. Работа с учебником.
● Как учебник рассказал этот же материал?
● На что еще, кроме гласной в суффиксе страдательных причастий, обращает внимание учебник? Почему это важно?

/На то, что страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Важно потому, что не от всех глаголов образуются страдательные причастия. Важно для вашего умения правильно и грамотно употреблять в речи данные глагольные формы. Чистота и правильность речи от этого зависят/.

● А указывает ли учебник или ОК, когда для образования страдательных причастий прошедшего времени используют суффикс –Т-, -НН-, -ЕНН-, -ЁНН-? Нет.
Этот материал дан отдельно, на листах, находящихся у вас на партах. Прочтем эту информацию.

Образование страдательных причастий прошедшего времени
Страдательные причастия образуются от основ инфинитива лишь переходных глаголов:
- к основе глагола прибавляется суффикс -ЕНН-, -ЁНН-, если она оканчивается на –И- (этот глагольный суффикс отсекается), или на согласный, как в глаголе привезти – привезенный;
- так как основа инфинитива и основа прошедшего времени совпадают, то здесь существует одна подсказка: если основа в форме прошедшего времени заканчивается на –а-, -я-, эти буквы сохраняются и в причастии. Такие причастия образуются с помощью суффикса -НН-: отдать – инф., отдал□ – прош. вр. + -НН- - отданный.
При образовании причастий с суффиксом -ЕНН- происходит чередование звуков (с/ш; з/ж; ст/ч/ш; ж/жд и т. п.). После шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется под ударением ё(е), а не о:
поджечь- (поджег□) – подожжённый;
преобразить – (преобразил□) - преображённый;
наградить – (наградил□) – награждённый.
При помощи суффикса –Т- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов с суффиксом –ну-, от глаголов на –оть (полоть, колоть), -ереть (запереть, вытереть), от односложных глаголов: мыть, шить, бить.
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов совершенного вида; от глаголов несовершенного вида образуются редко: видеть – виденный, слышать – слышанный и некоторые другие.

/Чтение учащимися сведений о суффиксах страдательных причастий прошедшего времени./
● Выполнение упражнений учебника (письменно, устно разобрав задания).

V. Обобщение теоретических знаний и повторение базового материала.
1. Работа с таблицами «Русское правописание в таблицах» (таблица «Суффиксы причастий»).
● С опорой на какие ваши знания дан в таблице изученный материал?
● Какие глаголы относятся к 2, а какие ко 1 спряжению?
● Чтение выводов по таблице «Суффиксы причастий»).
● Найдите ту часть материала, который соответствует теме урока и выпишите примеры в тетрадь. Зачитайте приведенные примеры.
Итак, страдательные причастия настоящего времени – это …
Страдательные причастия прошедшего времени – это …
Обратите внимание на исключения. Учебник эту информацию не дал. Выпишите слова-исключения в тетрадь. Выделите в выписанных причастиях суффиксы.

VI. Закрепление знаний.
● Выполнение упражнений учебника (письменно, устно разборав задания).
Повторение – знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Какие знаки препинания поставили в записанных предложениях? Каким правилом постановки знаков препинания при этом воспользовались?
Вы нашли и выделили страдательные причастия. Назовите их.
Индивидуальная работа /у доски во время устной проверки/:
Выписать страдательные причастия из упражнения и объяснить, как они образованы.
Сосланный ← сослать и т. д.
● Задание: /запись на доске/
Попробуйте образовать страдательные причастия настоящего времени от глаголов искать, есть, жевать, шить, вести, вычитать, предлагать, зависеть.
/искомый, едомый, ведомый, вычитаемый, предлагаемый, зависимый/
От каких глаголов образовать страдательные причастия настоящего времени нельзя?
От глаголов жевать, шить страдательные причастия настоящего времени не образуются.
Также не образуются страдательные причастия настоящего времени от глаголов: писать, есть, готовить, жить, бить, пить, тереть, колоть, крыть.
/Запись в тетради/
● Самостоятельная работа по карточкам.
Задание:
Определите, на каком уровне знаний материала урока вы находитесь, и выберите соответствующий уровень задания. Выполните его. Результаты работы некоторых из вас будут оценены в журнале.

Задания первого-второго уровней
Спишите, вставляя суффиксы в причастия.
Сморщ..ые, посеребр..ые, оставл..ые, напечат..ая, разукраш..ый, прилага..ый, ненавид..ый, озаря..ый, терп..ый, наруша..ый.

Задания третьего уровня
Замените придаточную часть сложных предложений причастным оборотом.
Джеймс Кук, которого с трудом допустили командовать экспедицией, прославился как величайший мореплаватель мира. Мореплавателя, которого закаляли трудности, тянуло к новым путешествиям. В реке, которая протекает за нашей деревней, водится много мелкой рыбы.

Задания четвертого уровня
Переведите на русский язык предложения. Графически выделите суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.
Хлопці побачили між купою іржавих поламаних машин залізну ляду, привалену цеглою й пеплом. Крізь розвалений куток стелі доходило вечірнє світло. Зрошене поле дає великий врожай незалежно від погодних умов. Галявина у молодому лісі, озорювана місяцем, казалася казковою.

VII. Словарная работа.
● Авторы учебника предложили вам словарную работу. Используя слова словарной работы, ответьте на вопросы, как вы поняли материал урока.

V11. Обобщение изученного.
- О чем шла речь на уроке?
- Что усвоили из пройденного?
- Что на уроке показалось самым значимым для вас в накоплении ваших знаний и умений?

V111. Итоги урока. Оценка знаний учащихся. Комментарий к домашнему заданию.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: kucherenkonataliy (2015-06-25) | Автор: Кучеренко Наталия Сергеевна E
Просмотров: 3341 | Комментарии: 3 | Теги: образование страдательных причастий | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 0:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru