Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Имя прилагательное
Тип урока: урок повторения ранее изученного материала по теме: «Имя прилагательное как часть речи».

Форма урока: деловая игра.

Цели урока:
учащиеся должны знать: общие сведения об имени прилагательном как части речи, обычаи и традиции чаепития разных народов мира.
уметь определять разряды имён прилагательных, их морфологические и синтаксические признаки, правильно писать окончания прилагательных, целенаправленно использовать в речи имена прилагательные.

Оборудование: отрывки из художественных произведений, словарь иностранных слов, различные сорта чая, самовар, чайная посуда.

Приёмы работы: работа с художественными текстами, устный опрос, словарная работа с опорой на этимологический анализ ,,трудных” слов, сообщения учащихся, творческая работа, выборочный диктант, синтаксический разбор предложения.

Ход урока

1. Оргмомент.
2. Приветствие. Рапорт дежурного. (В классе все /нет/…).
3. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний.
- Какой раздел русского языка мы сейчас изучаем?
- Что изучает морфология?
Я предлагаю вам разгадать загадку.

Его сперва китайцы пили,
Вслед индейцы подхватили
Моду пить напиток этот –
И пошёл гулять по свету!
После к немцам корабли
Это зелье привезли…..
Нынче на Руси народ
Сей напиток шибко пьёт.

О чём идёт речь?
Ученик: О чае.
Учитель: Сегодня я предлагаю вам стать участниками несколько необычного проекта - ,,чайного”. Ведь чайный напиток является повседневным дополнением к нашим трапезам. О пользе чая слышали многие, но мало кто знает, в чём заключается эта польза. Широкий ассортимент сортов и типов чая на прилавках наших магазинов часто затрудняет решение проблемы: какому виду чая отдать предпочтение. Поэтому одна из главных задач проекта – популяризация чая.

Представим, что наша классная комната – это Институт чаеведения (на доске прикрепляется табличка ,,Институт чаеведения”), а вы – сотрудники различных лабораторий и отделов этого института.
Разрешите вам представить:
- биологическую лабораторию;
- технологическую лабораторию;
- отдел по внешним связям;
- медицинскую группу.
Каждому из вас было предложено стать участником какой-либо группы, и сегодня каждая группа осветит ряд вопросов, относящихся к чайной теме.
А теперь послушайте стихотворение:

Чай горячий, ароматный
И на вкус такой приятный.
Он недуги исцеляет,
Он усталость прогоняет,
Силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!
С удивлением школьный мир
Славит добрый эликсир!

За счёт чего создаётся такое яркое описание этого замечательного напитка?
Как называются эти слова?
Ученик: Имена прилагательные.
(Запишите в тетрадях число и тему урока)
Учитель: Для чего в речи нужны имена прилагательные?
Ученик: Имена прилагательные дают полную информацию о предметах, текст становится выразительным.
Учитель: Все ли возможности прилагательных раскрыты в этом стихотворении?
Ученик: Нет.
Учитель: Приведите примеры из известных вам произведений, подтверждающих богатство значений прилагательных. (Каждая группа предложит свой вариант, а другие группы должны будут указать, откуда взяты строки, и выписать из текстов имена прилагательные).

1-я группа (биологическая)

Смеркалось; на столе блистая
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая,
Под ним клубился лёгкий пар.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струёю
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал.

Учитель: В каком произведении звучат эти строки?
(А.С. Пушкин ,,Евгений Онегин”)

2-я группа (технологическая)

,,Я пригласил своего спутника выпить вместе стакан чая, ибо со мной был чугунный чайник – единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу”.

Учитель: Это литературное произведение мы сейчас с вами изучаем.
(М.Ю. Лермонтов ,,Герои нашего времени”)

3-я группа (медицинская)
,,Я признаться не охотник до чаю: напиток дорогой и цена на сахар поднялась немилосердно”.

Учитель: Это знаменитое произведение Н.В. Гоголя ...
(Н.В. Гоголь ,,Мёртвые души”).

4-я группа (отдел по внешним связям)

Час дружеских бесед у чайного стола
Хозяйке молодой и честь и похвала!
По православному не на манер немецкий,
Не жидкий как вода или напиток детский,
Но Русью веющий, но сочный, но густой,
Душистый льётся чай янтарною струёй.

Учитель: И эти слова из произведения русского поэта
(Петра Андреевича Вяземского)

Учитель: Расскажите, что вам известно об имени прилагательном как части речи.
(Ученик рассказывает правило об имени прилагательном как части речи, раскрывая общеграмматическое значение, морфологические, синтаксические признаки)
Учитель: Назовите правила и орфограммы по данной теме.
Ученики: Разряды имён прилагательных, степени сравнения прилагательных, правописание НЕ с прилагательными, буквы О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных, Н – НН в суффиксах прилагательных, дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и закрепим следующие правила: определение разрядов имён прилагательных, морфологических и синтаксических признаков, правописание падежных окончаний прилагательных.

Задание:
Определите разряд имён прилагательных, выписанных из художественных произведений.

Ученики:Вечерний (отн.), китайский (отн.), лёгкий (кач.), Ольгиной (прит.), тёмною (кач.), душистый (кач.), чугунный (отн.), единственная (кач.), дорогой (кач.), чайного (отн.), молодой (кач.), православному (отн.), немецкий (отн.), жидкий (кач.), детский (отн.), сочный (кач.), густой (кач.), душистый (кач.), янтарною (кач.).

Учитель: Расскажите правило о разрядах имён прилагательных.
(Ученик делает вывод по данному правилу)

Учитель: А сейчас слово предоставляется сотрудникам биологической лаборатории.

Задание:
Из их выступления вам предстоит выписать пять – шесть словосочетаний (прилагательное + существительное), определить морфологические признаки прилагательных, графически обозначить окончания прилагательных..
(По ходу выступления каждой группы заполняется этимологическая страничка)

Вопросы для сотрудников биологической лаборатории (учащимся предлагались заранее).
Что означает слово ,,чай” и каково его происхождение?
Как появился чай в России?
Где и как выращивают чай?
Как выглядит чайное растение?

Выступление биологической группы.
Приложение 1
Проверка задания.
Молодой листочек (м.р., им. п., ед.ч.), чайный куст (м.р., им. п., ед.ч.), на скудных почвах (п.п., мн.ч.), тропическую жару (ж.р., в.п., ед.ч.), с чайным кустарником (м.р., т.п., ед.ч.).

В это же время, когда учащиеся определяют морфологические признаки, на доске выполняется морфологический разбор прилагательного ЧАЙНОГО с использованием морфологического тренажёра.

Учитель: В чём особенность определения морфологических признаков имён прилагательных?

Ученик: Морфологические признаки имёни прилагательного определяются по имени существительному, к которому оно относится.

Учитель: А вот какую интересную информацию добыли участники проекта из медицинской группы. Своё выступление они назвали ,,Добрый доктор – чай”. Текст выступления предлагается каждому участнику проекта.
Задание:
Ваша задача – определить синтаксическую функцию имён прилагательных. Биологическая группа – I, II абзацы, технологическая – III, IV абзацы, отдел по внешним связям – V, медики- VI абзац.

Вопросы для сотрудников медицинской группы (учащимся предлагались заранее).
Есть ли в чае витамины? Если есть, то какие и как они влияют на организм человека?
Можно ли чай использовать как лекарство? Если можно,то какие недуги излечиваются чаем?

Послушаем выступление медицинской группы.
Приложение 2
Проверка задания (по группам).

Учитель: Какова синтаксическая функция имён прилагательных?

Ученик: Имена прилагательные в тексте являются определениями, могут выполнять функцию
сказуемого.

Учитель: А теперь мы послушаем участников технологической лаборатории.
Задание:
Вам необходимо прослушать текст, определить основную мысль, используя имена прилагательные.
Вопросы для сотрудников технологической лаборатории (учащимся предлагались заранее).
Чем отличается листовой чай от гранулированного?
Что такое байховый чай?
Что означает слово ,,купаж”?

Выступление технологической лаборатории.
Приложение 3
Проверка задания.

Ученик: Основная мысль текста: ,,Листовой чай – это чай более дорогой, более высокого сорта. Гранулированный чай – это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Купаж – это сухой чай, выращенный на различных плантациях, обработанный на разных чайных фабриках, смешанный между собой”

Учитель: В программе проекта предусмотрено тестирование чая.
Оказывается, человек, посвятивший свою жизнь определению качеств чая, называется ТИТЕСТЕРОМ.
Словарная работа.
Титестер - ,,ти” – чай, ,,тестер” – исследующий.
Чтобы стать титестером, необходимо иметь природный талант, который встречается реже, чем талант певца или художника. Кроме таланта, надо обладать об­ширными знаниями таких дисциплин, как биология, ботаника, биохимия, физика, экономика (особенно экономика чайной торговли).
Профессия титестера требует от человека многих жертв. Он не должен курить, употреблять спиртные напитки, обязан воздерживаться от пищи с ярко выражен­ным ароматом: солений, копченостей, пряных трав и даже сладостей. Титестер не имеет права пользоваться духами, ароматизированной зубной пастой, душис­тым туалетным мылом. Руки он моет только специальным чайным мылом.
Титестер обязан беречь свое здоровье: ведь обычный насморк у титестера — это событие, которое лишает его возможности работать, а чайная компания понесет большие убытки.
Тестирование чая — сложный и разнообразный процесс.

Я приглашаю по одному представителю от каждой группы на время стать титестерами. (На отдельном столе располагаются различные заваренные сорта чая. Участникам предлагается продегустировать чай и заполнить протокол, состоящий из следующих пунктов: наименование чая, аромат и вкус, цвет, прозрачность).

Пока участники дегустируют чай, нас с вами ждёт интересный материал, подготовленный сотрудниками из отдела внешних связей. Своё выступление они назвали ,,По странам и континентам”.

Вопросы для сотрудников отдела по внешним связям (учащимся предлагались заранее).
Как используют чайный напиток в других странах?
Каковы традиции чаепития в этих странах?
А правда, что в России внесли много новшеств в чаепитие?

Выступление сотрудников отдела по внешним связям.
Приложение 4

Задание:
Учитель: Выписать из текста предложение (на доске), выполнить синтаксический разбор.

Чаепитие на Руси – это признак хорошего тона, а задушевный застольный разговор за чаем – национальная черта, особенность России.

Учитель: Послушаем выступление титестеров.

Учитель: Особенности этого замечательного напитка (чая) помогли нам понять чудесные слова. Какие?

Ученик: Имена прилагательные: чудесный, ароматный, янтарный, вкусный, чёрный, зелёный…..

(Этимологическая страничка, заполненная по ходу урока: чай, типсы, купаж, байховый, титестер)

Учитель: Подходит к завершению наш урок. Какие правила мы с вами сегодня повторили по теме: ,,Имя прилагательное как часть речи?”

Ученик: Разряды имён прилагательных, морфологические и синтаксические признаки прилагательных, правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Учитель: Я хочу поблагодарить всех участников ,,Чайного проекта”, которые подготовили интересный и познавательный материал, за совместную работу и приятное общение. Надеюсь, что знания, полученные сегодня на уроке, приобретут практическую значимость. Главную задачу проекта (популяризацию чая) нам удалось выполнить.
Помимо загадок у русского народа есть ещё и мудрые изречения. ,,Чай человеку подать – уважение оказать!”.

Вот и я хочу оказать уважение всем присутствующим и пригласить к нашему столу.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай.
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
Подведение итогов
Задание на дом: написать сочинение по теме: ,,Реклама продуктов питания”

Биологическая лаборатория

Что означает слово “чай” и каково его происхождение?

Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Слагались и другие легенды о рождении чая, и каждая из них подтверждает, что родина чая – Китай. Чай – это листья вечно зелёного чайного куста, подвергнутые специальной обработке.
Молодой листочек по-китайски называется “тщайей”. Отсюда и произошло название “чай”. Определение “байховый” тоже от китайского “бай-хоа”, что в переводе означает “белая ресничка”. И действительно, одна сторона чайного листа покрыта тоненькими серебристыми волосками, похожие на белые реснички. В настоящее время слово байховый означает рассыпной, в отличие от прессованного.
Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его тщательно оберегался. Тем не менее, одному англичанину не только удалось похитить семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. Благодаря этой почти детективной истории, европейцы смогли разводить чай в своих колониях.
Собирают чай только женщины. Считалось, что аромат женских рук не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки в возрасте до 16 лет.
Чай в России.

На Руси чай появился в 1638 году: Московский посол Василий Старков привёз в дар царю Михаилу Фёдоровичу от монгольского Алтын-хана 4 пуда чайного листа. Царь по приданию, отведав необычного напитка, изрёк: “Питиё доброе, а когда привыкнешь гораздо укусное”. Вскоре чай стал обязательным товаром купцов, едущих в Москву с восточным товаром. А в 1679 году заключается договор о постоянных поставках чая в Россию. Иноземный напиток быстро завоевал популярность.
Где и как выращивают чай

Шайдың жабайы өсетін екі түрі тараған: Қытай шайы, Оңтүстік- шығыс Азияның таулы аймақтарында өсетін, биіктігі 3 м. Бұта, ассам шайы. Үндістанның Ассам ормандарында өсетін, биіктігі 10-15 м. ағаш. Осы екі шайдың табиғи гибриді цейлон шайы. Шайдың бұл екі түрі Жер шарының тропиктік және субтропиктік аймақтарында өсіріледі. ТМД елдерінен Әзербайжан, Грузия, Ресейдің Краснодар өлкесі және Грекия жерлерінде қытай шайының негізінде шайдың бірнеше жаңа сұрыптары алынған. Мысалы, Грузия шайы, Краснодар шайы, т.б.
При подготовке чайной плантации сначала выкорчевывают старые корни, затем для разрыхления почвы высеивают пампасную траву. Землю, проросшую травой, вспахивают и в нее сажают чайные кусты. Чтобы чайный куст давал чайный лист, ему необходимо помимо тепла, еще и влага. Причем чай любит влагу 2-х видов: во-первых, повышенную влажность воздуха, во-вторых, влагу в виде осадков, в виде частого и обильного полива. Но чай не выносит ни малейшего застоя воды под корнями; они должны омываться водой, а не находиться в воде. Искусственно выведенный чайный куст Camelia sinensis – это вечнозеленое растение с блестящими листьями. В дикой природе оно может достигать 10 м высоты. Чай в основном выращивают на высоких склонах гор. Сбор чайных листьев происходит вручную. Приблизительно через каждую неделю с верхушек снимают почку и 2 самых верхних листа. Опытный сборщик за день может собрать 30 кг листьев, что соответствует 7,5 кг готового чая.
Как выглядит чайное растение?

Қолдан өсірілетін шай сұрыптарының биіктігі (жинауы оңай болуы үшін ) 2-3 метрден аспайды. Жапон шайы- бұтағы қалың аласа бұта. Шайдың негізгі тамыры 2-3 метр тереңдікке кетеді, гүлі хош иісті, ақ немесе қызғылт, аталығы 200-ден астам, жемісі- қорапша, 1-5 тұқымды, майлы, піскенде қақырап ашылады. Шай алғаш рет 4-5 жылдан соң, содан кейін жыл сайын гүлдеп, жеміс береді, бунақденелілер арқылы айқас тозаңданады. Ол 100 жылға жуық тіршілік етіп, 70 жылдай өнім береді.

Медицинская группа.

«Добрый доктор- чай.”
Есть ли в чае витамины? Если есть, то как они влияют на организм человека?

Шайдың құрамында танин, кофеин, теобромин, эфир майы, витаминдер (Р,С, В2, РР), пигмент
т.б. заттар болады. Шай шөл басады, көздің көруін жақсартады, жүйке жүйесіне әсер етеді, қан тамырларын кеңейтеді, бүйрек қызметін жақсартады, еңбек қабілеттілігі мен ой қызметін арттырады.

Можно ли чай использовать как лекарство?

Большим любителем чая был Лев Толстой, оставивший такой отзыв о почитаемом напитке: “Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые
дремлют в глубине моей души ”. Так как в чае содержится много витаминов и питательных веществ, он помогает в борьбе с цингой. Исследования показали, что настой чая снижает интенсивность воспалительных процессов, поэтому его можно использовать при лечении ревматизма и для промывания глаз при засорении и конъюнктивитах.

Настой зеленого чая положительно влияет на функцию сердца. Этот высококалорийный, богатый витаминами продукт усиливает работоспособность сердечной мышцы, стабилизирует кровяное давление, улучшает самочувствие. Отмечено, что люди, живущие в странах, где традиционно высок уровень потребления чая, в меньшей степени подвергаются заболеванием сердечно-сосудистой системы.

Большинству людей известно, что теплый чай с небольшим количеством молока – отличное мочегонное средство, а с малиновым вареньем – противопростудное и потогонное. Обоженные места кожи посыпают измельченным сухим чаем. Маленькую щепотку сухого чая советуют пожевать и после этого сполоснуть рот, чтобы отбить запах чеснока. Крепкий настой чая помогает при расстройстве желудка. При головной боли негипертонического происхождения хорошо выпить стакан крепкого чая. Снижает этот напиток и чувство усталости.

Установлено, что наличие в чае витамина P уменьшает ломкость капилляров, а значит – это средство для профилактики атеросклероза.
Известно также, что в чае содержится высокий процент фтора, поэтому можно говорить о его положительном воздействии на сохранность зубной эмали и предотвращении кариеса, если в настой не положен сахар.

Целебные свойства чая.

Древняя восточная мудрость гласит:
“Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, не дозволяет поселиться лености, облегчает и освежает тело”.
Изучая целебные свойства чая, учёные узнали много интересного и полезного. Чай не только утоляет жажду, но и благотворно воздействует на кроветворение, сердечно-сосудистую систему, облегчает пищеварение, а также обладает способностью поглощать вредные вещества и выводить их из организма. Чай используют в борьбе с такой страшной болезнью, как рак кожи и лёгких. Порошок из чая способствует заживлению ожогов. Чай повышает выносливость и считается идеальным напитком для моряков, лётчиков, путешественников.

Технологическая лаборатория
Виды и сорта чая.

Более 95% всемирного производства чая приходится на долю чёрного чая. Он обладает сильным ароматом и специфическим вкусом, и его особенно предпочитают любители чая. Зелёный чай обладает нежным ароматом, напоминает запах свежего сена и отличается более или менее выраженной терпкостью. Красный чай (солонг) является наиболее ароматным сортом чая. Кроме того, он богат дубильными веществами, которые придают вяжущий вкус и крепость приготовленному из них напитку. Технология получения красного чая сложна и очень капризна. Жёлтый чай относится к наиболее высококачественным видам чая. Он обладает особенно приятным специфическим вкусом, ароматом и нежной вязкостью, благодаря которым резко отличается от всех видов чая. Чай именуется по месту произрастания: китайский, индийский, цейлонский, грузинский, краснодарский. В России чай выращивают в Краснодарском крае.Чай изготовляют там, где он произрастает – недалеко от плантаций, на чайных фабриках, поскольку чайный лист не подлежит транспортировке на большие расстояния – он теряет свои ценные качества.
Кенийский чай. Кенийский чай отличается нежным, тонким ароматом, удивительной насыщенностью и особой полнотой янтарного настоя, вкус которого невозможно забыть. Жители Англии, знающие толк в чае, считают, что кенийский чай идеально подходит для утреннего чаепития (breakfast tea) и прекрасно сочетается с небольшим количеством сливок или молока. Благодаря своим исключительным свойствам чай из Кении ценится во всем мире. Невзирая на достаточно высокую стоимость, он особенно популярен в англоязычных странах, таких как Великобритания, Ирландия, США, а также во Франции, Нидерландах, Пакистане и странах Арабского Востока.
Что такое «типсы», и в каком чае они содержатся?

Типсы- почки нераспустившегося чайного листа Типсы стоят в 10-15 раз дороже, чем обычный чайный лист. Белый чай - исключительно редкий, дорогой, состоящий исключительно из типсов чай. Его желтоватый, практически бесцветный настой имеет очень тонкий и легкий аромат. При изготовлении проходит только две стадии - завяливание и скручивание. Желтый чай изготавливается только из нежных почек (типсов), отличается янтарно-желтым цветом, восхитительным ароматом.
Почему при хранении чая необходимо учитывать товарное соседство?

Хранить чай следует в чистых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях при относительной влажности воздуха 60--65% (но не выше 70%), не допуская соседства со скоропортящимися и резко пахнущими товарами т. к. чай может активно поглощать постороннее запахи (передавая их настою), а главное - терять собственный аромат.
Почему чай высших сортов фасуют в фольгу и упаковывают в жесткую упаковку?

Большое значение для сохранности качества чая имеет упаковка, условия транспортирования и хранения. Высококачественный продукт в плохой упаковке и при небрежном хранении легко может испортиться. Сохранность первоначального качества чая связана с сохранением его первоначальной влажности. Поэтому при транспортировании и хранении чай не должен увлажняться. Специальная фольга предохраняет чайные листья от влаги и посторонних запахов, а жесткая упаковка препятствует увеличению количества лома. Также увеличивается срок хранения чая.
Чем отличается листовой чай от гранулированного? Что означает слово «купаж?»
Листовой чай- это чай более дорогой, более высокого сорта. Гранулированный чай- это чай из оставшихся мелких крошек после сортировки. Гранулированные чаи получают путем грануляции чайной пыли или крошки, образующиеся при переработке байхового чая. В процессе грануляции для увеличения склеивающейся способности добавляют сахар. Таким образом, этот вид чая содержит посторонние добавки в виде сахара. Купаж- это сухой чай, выращенный на различных плантациях, обработанный на разных чайных фабриках, смешанный между собой

Отдел по внешним связям. По странам и континентам.
Как используют чайный напиток в других странах?
Каковы традиции чаепития в этих странах?
Китайский способ

Примерно в XV–XVI вв. китайцы целиком перешли на заваривание в гайванях – специальных чашках типа пиалы объемом 200–250 мл, но с резким расширением в верхней четверти и с крышкой, диаметр которой меньше диаметра верхнего края чашки.
В такую чашку засыпают 4–5 г чая и тотчас же заливают во¬дой на ⅔ или до половины объема. Время заваривания не превышает 2–2,5 мин, максимум 3–4 мин для некоторых сортов чая. Из гайвани чай наливают в чашку для питья так, что крышка даже не приподнимается (чтобы не выпустить аромат), она лишь неплотно прижимается к краям гайвани, и чай выливается через образовавшийся таким путем зазор. Чай пьют в горячем виде маленькими глоточками, без сахара и иных приправ, которые, по мнению китайцев, совершенно искажают истинный аромат чая.
В сдабривании и приукрашивании чая у китайцев нет необходимости отчасти и потому, что они употребляют главным образом желтые, красные и зеленые ароматизированные чаи, имеющие исключительно нежный и сильный аромат.
Выпив с содержимого гайвани, оставшуюся четверть настоя вновь заливают кипятком.
Высококачественный чай можно заливать в гайвани до четырех раз (не сливая его), а другие – лишь два, максимум три раза.
Первая чашка чая при таком заваривании имеет более слабый настой, светлого колера, но ароматный. Вкус же чая появляется после второй, третьей заливки. Поэтому у китайцев можно встретить такое утверждение, что наиболее вкусна вторая заварка чая. Но это относится только к завариванию в гайванях. Заваривание чая в простой чашке или в пиале совершенно не может сравниться с завариванием в гайванях.

Туркменский способ.

Заваривают чай не водой, а молоком, при¬чем молоком очень жирным, как правило, верблюжьим. Способ этот приемлем в условиях жаркого климата пустынь и солончаковых степей, где отсутствие воды и наличие горячего песка (60–80°С) создают основные условия для такого заваривания. Большой фаянсовый чайник на 2,5–3 л ставят в раскаленный песок для прогревания. Затем в него засыпают черный байховый чаи, как правило, мелкий индийский низких сортов из расчета – 25 г на 1 л молока, “смачивают” его стаканом кипятка, чтобы чай чуть-чуть “расправился”, и тотчас же заливают кипящим верблюжьим молоком и выдерживают до 10–15 мин, после чего доливают сливками. Чай обязательно сильно взбалтывают в чайнике или несколько раз переливают из одной посуды в другую, чтобы он перемешался. Такой чай по вкусу отличается от других комбинаций чая с молоком.
Узбекский способ

В Узбекистане национальным напитком является зеленый чай, который пьют во всех областях и городах республики, за исключением Ташкента, где преимущественно употребляют черный чай. Для приготовления зеленого чая по-узбекски, или кок-чая, сухой зеленый чай засыпают в хорошо согретый чайник (фарфоровый), затем слегка заливают кипятком (не более четверти объема чайника) и помещают на 2 мин в ток горячего воздуха (например, в открытую духовку), но не непосредственно на огонь, после чего чайник доливают до половины, покрывают салфеткой, а еще через 2–3 мин обливают сверху кипятком, выдерживают еще 3 мин и доливают почти доверху.
Наряду с кок-чаем здесь, и особенно в Каракалпакии, распространено употребление чая с перцем, медом и молоком, причем в этом случае применяют черный чай.
Чай с перцем. Его готовят, как обычный черный чай, с добавлением на каждую чайную ложку сухого чая 2 горошин черного перца (раздавленных).
Готовя чай с черным перцем и медом, на каждую чайную ложку сухого чая берут 2 чайные ложки меда и 2–3 горошины черного перца. Весь этот состав засыпают в чайник и заваривают как обычно.

Правила заваривания чая.

Способов заваривания чая великое множество. Однако некоторые правила считаются общими.Прежде всего, для заваривания чая используют только мягкую воду. Наилучшей считается родниковая или ключевая вода. Если же приходится пользоваться водопроводной водой, то её нужно выдержать несколько часов, чтобы улетучился запах хлора.Главный секрет вкуса чая – в таинстве самого процесса кипения воды и заваривания. В древнем Китае, например, различали 16 стадий кипения. Вот тут то и приходит на помощь русское изобретение самовар. Суть его состоит в том, что он не только “варит” воду, но и сигнализирует о степени ее готовности. С помощью самовара любой любитель чая без особого труда различит три стадии кипения.
Признаком первой стадии служит появление пузырьков вдоль стенок сосуда. Массовый подъём и помутнение воды, после чего она бьёт “белым ключом”; - свидетельство перехода во вторую стадию. Наконец интенсивное бурление – верный признак заключительной третьей стадии. Но опасайтесь заваривать листья чая бурлящей волнами водой. Вы рискуете уничтожить и вкус, и аромат напитка. Перекипевшая вода мертва, и лучшее, что есть в щепотке чая, в ней не проявится.
Перед заваркой заварочный чайник следует сполоснуть кипятком, после чего засыпать в него определённое количество чая. Обычная доза – 1 чайная ложка на одну чашку напитка. Кроме того, в чайник добавляется ещё одна ложка чая, после чего заливается кипяток на 1\3 объёма чайника. Заварке дают настояться 5-7 минут, накрыв чайник льняной салфеткой. Льняная ткань впитывает пар и препятствует проникновению посторонних запахов.. Потом в чайник доливается кипяток до полного объёма чайника. Неправильно заваренный чай не только бесполезен, но даже вреден.
Восточная мудрость гласит: “Свежий чай подобен бальзаму. Чай простоявший ночь, подобен змее”.

А правда, что в России внесли много новшеств в чаепитие?

Есть такой афоризм: чай (имеется в виду напиток) должен быть как поцелуй – горячий, крепкий, сладкий. Раньше угощение за чайным столом было скромным. Утром кашу, иногда яйца всмятку. Дети с удовольствием ели булку, размоченную в кипятке и посыпанную сахаром. Утром и вечером на столе лежали баранки. Не менее популярны были сушки. Трудно представить себе чайный стол без калачей. К чаю непременно подавали молоко или сливки. Пили его с вареньем или вприкуску с кусочком колотого сахара. По воскресным дням и для званного чая в купеческих домах пекли пироги, а среди интеллигенции было принято делать бутерброды, подавать халву, пирожные и восточные сладости. Во всех домах любили пить чай с пряниками.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: danai74 (2015-10-18) | Автор: Даниярова Айнаш Хаиржановна E
Просмотров: 412 | Комментарии: 4 | Теги: Русский язык, имя прилагательное | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 7:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru