Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок внеклассного чтения по русской литературе в 11 классе на тему
Урок внеклассного чтения по русской литературе в 11 классе на тему
« Борис Васильев. Повесть « А зори здесь тихие…».
Учитель русского языка и литературы специализированной средней школы №2 г. Актобе Исмаилова Б.М.

Задачи урока:
1.Развивать познавательные способности, коммуникативные и информационные компетентности; раскрывать творческий потенциал учащихся.
2.Способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
3.Совершенствовать умение анализировать текст, рассуждать, размышлять.
Эпиграфы:
1) Ты гори, зари полоска узкая,
По земле ползет пожара дым…
Мы тебя, земля родная, русская,
Никогда врагам не отдадим!
И. Молчанов
2) У войны не женское лицо.
С. Алексиевич
Ход урока
1.Слово учителя о теме и задачах урока
- «Почему мы снова пишем о второй мировой войне? Не потому, наверное, что слабость рода людского – боязнь смерти, и не потому, что инстинкт самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек – величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода его – это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей»
( Б.Васильев).
Писатели показали нам, что и на войне ценны честные, смелые и справедливые люди, что дружба на войне – это нечто большее, чем просто дружба – это неразрывная связь, скрепленная кровью. Писатели показали нам, что ошибки на войне – это нечто большее, чем просто ошибки, ибо за ними таятся жизни и судьбы людей.
2.Беседа по вопросам:
А) Назовите произведения о ВОВ и их авторов.
Б) Ваши ассоциации со словом «война».
-Война- это горе, слезы. Война- страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Ужас, дикость.
В) Согласны ли вы с утверждением « у войны не женское лицо»?
- Женщина для меня – это воплощенная гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами…
Борис Васильев

Г) В каких произведениях рассказывается об участии женщин в войне?
3.Рассказ о жизни, творчестве Б. Васильева, истории создания повести (использование слайдов)
- Родился 21 мая в Смоленске в семье военнослужащего. Относится к поколению юношей, которым суждено было со школьной скамьи шагнуть в пекло войны. Воевал в воздушно-десантных войсках.
После войны окончил Военную академию бронетанковых войск (1948), служил в армии, был инженером-испытателем транспортных машин на Урале. Литературный дебют Б.Васильева состоялся в 1955, когда была опубликована пьеса "Офицер", затем следующие - "Стучите и откроется" (1939), "Отчизна моя, Россия" (1962).
В 1969 в печати появляется повесть "А зори здесь тихие", принесшая автору широкую известность. Повесть была инсценирована, а в 1972 на экраны вышел одноименный фильм, имевший огромную популярность и ставший классикой советского кинематографа. Многие театры включили в свой репертуар одноименный спектакль.
Следующие произведения Б.Васильева неизменно вызывали интерес публики, подтверждая талант писателя: повесть "Самый последний день" (1970); роман "Не стреляйте белых лебедей" (1973); роман "В списках не значился" (1974). Все три произведения были экранизированы, Перу Б.Васильева принадлежат исторический роман "Были и небыли" (1977 - 80), автобиографическая повесть "Летят мои кони..." (1982), книги "Неопалимая купина" (1986) и "И был вечер, и было утро" (1987).
В 1991 выходят две повести "Капля за каплей" и "Карнавал", в следующем году - новое произведение - "Дом, который построил дед", в 1990 - очерк "Есть такая профессия". Недавно закончил новый исторический роман "Ярослав и его сыновья", посвященный времени Александра Невского. В настоящее время работает над произведением "Утоли мои печали". Живет в Москве.
Учитель: Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы…
К. Симонов.
-Война оставила след в истории многих государств, в судьбе народа и каждой семьи. Оказала огромное влияние на общественное сознание. Какова роль ваших семей в ВОВ?
Выступления учащихся:
1. Великая Отечественная война стала для меня и моих сверстников лишь далеким отголоском прошлого. О событиях тех времен мы узнаем из книг, фильмов, рассказов участников войны и учителей на уроках истории и литературы. Идут годы, уходят из жизни солдаты, защитники нашей страны. И в нашем маленьком городе Актюбинске 9 мая у Вечного Огня их собирается с каждым годом все меньше и меньше. Торжественный и немного грустный этот праздник – День Победа – в нашей семье. Торжественный от сознания того, что это праздник мира над войной, а грустный от того, что не вернулся мой прадедушка назад с победой в родное село. Я и моя семья храним трепетное воспоминание о моем прадедушке Турмухамбетове Абдулле. Двадцатишестилетним мужчиной призвали его в армию. На фронт прадедушка ушел один из первых, в самом конце июня тысяча девятьсот сорок первого года, а в феврале тысяча девятьсот сорок второго года на него пришла похоронка. В ней значилось, что он пропал без вести в боях под Москвой. Действительно, его письма (их было всего три) шли из-под Москвы. В них говорилось о суровой зиме, об отступлениях, о вере в то, что война долго не должна продлиться. В одном из писем прадед спрашивал о том, как поживает сын, кто родился у моей прабабушки, ведь она ждала ребенка, провожая мужа на фронт. В конце августа тысяча девятьсот сорок первого года родился второй сын, которого он так никогда и не увидел. Получив похоронку, моя прабабушка все надеялась, ждала своего солдата, не верила в его гибель. Много времени прошло с тех пор, но место захоронения прадеда не было найдено. Стали взрослыми дети прадедушки Абдуллы. Неоднократные запросы в районные военкоматы, архивы Министерства обороны не дали никаких результатов. Ответ был однозначным: пропал без вести. И вот в конце восьмидесятых моя прабабушка получила письмо из Московской области от местного военкома. В письме он сообщал, что одиночных могил на территории области тысячи. В начале семидесятых все они были сведены в несколько больших братских могил. Своему прадедушке, воину-защитнику, я хочу сказать:
Тебе, мой прадед, от всех людей земли
Хочу сказать сердечное спасибо!
Ты – победитель, эхо той войны,
За правду ты сражался не в полсилы!
2. Не обошла война стороной и мою семью.
В мае тысяча девятьсот сорокового года моему деду, Есетову Сабиру Тайбаковичу, исполнилось двадцать шесть лет. Сколько счастливых лет впереди! Сколько рассветов! А надежд и планов?! Но не судьба… двадцать восьмая весна принесла ему не песнь соловья на рассвете, а слова, которые леденили душу, перечеркивали все надежды. Война! Это утро тысяча девятьсот первого года изменило миллионы человеческих судеб: Германия напала на страну. Весь советский народ встал на защиту и освобождение своей Родины. Не остался в стороне и мой дедушка. Желание бороться за родную землю, освободить ее было превыше всего.
Он воевал долгих три года на Волховском фронте под Ленинградом. А в тысяча девятьсот сорок третьем году его настигла вражеская пуля. Дедушка был тяжело ранен в голову и бедро. Попав в госпиталь, чудом остался жив. Пролежав почти три месяца, он вернулся в свой родной дом, в городе Ленинград. Но вместо дома остались одни развалины. От соседей он узнает, что во время бомбежки погибла вся его семья: жена, дети, родители. Так как дедушке идти было некуда, его приютили соседи. После госпиталя он вернулся еще ослабленным, но благодаря жажде к жизни и победе, он не падал духом. Трудился в тылу. На заводе выпускал боевые снаряды. Мой дедушка и другие работники этого завода трудились день и ночь, стараясь своим самоотверженным трудом приблизить конец войны.
3. Мы, молодое поколение, узнаём о войне из фильмов, песен, книг, но ценнее всего рассказы наших близких. Мой дед погиб на войне. Воспоминания и письма – вот всё, что от него осталось. Письмо-треугольник – самая ценная реликвия в нашем доме. Оно было последним. Всякий раз, перечитывая, понимаешь, чего стоила победа.
«Здравствуй, Танюша! Как у тебя дела? Как дети? Я не видел тебя уже три года. Наверное, ты изменилась, дети выросли. Когда я уезжал, они были еще совсем малютками. Таня, каждое твоё письмо для меня, как глоток воды в пустыне, как согревающий огонь в лютый мороз. Я редко пишу тебе, но ты не обижайся. Мне трудно выразить то, что у меня на душе. Как я хочу тебя увидеть! Всё бы отдал за это. Не знаю, когда напишу в следующий раз. Таня, если со мной что-нибудь случится, сохрани детей. Если они будут спрашивать об отце, скажи, что я погиб за Родину». Твой Коля, 1944, 30/3
Моя бабушка бережёт это письмо, как зеницу ока. Дед умер 31 марта 1944 года. Он как будто чувствовал близкую смерть и написал письмо. Весточку от него передал фронтовой товарищ. Он рассказал, что дед готов был сражаться до последней капли крови, не щадя себя и своей жизни. Он умер, прикрыв грудью своего товарища. Последнее о чём он просил – это передать письмо. Перечитывая его, бабушка плачет и вспоминает деда. Мне она очень много о нем рассказывает. И я горда тем, что мой дед погиб за свою родину.
Из рассказов своей бабушки я узнала о войне и поняла, что это было страшное время. Безусловно, героизм и мужество простых солдат поражают моё воображение, но ещё больше мои чувства затрагивают рассказы о тех ситуациях, когда человек стоит перед нравственным выбором, когда он обнаруживает себя в добре и зле, мужестве и страхе, преданности и предательстве.
Учитель: Вы познакомились со многими произведениями, фильмами о войне. Какой след оставили у вас уроки литературы о ВОВ?
( свое восприятие)
1. Безусловно, героизм и мужество простых солдат поражают моё воображение, но ещё больше мои чувства затрагивают рассказы о тех ситуациях, когда человек стоит перед нравственным выбором, когда он обнаруживает себя в добре и зле, мужестве и страхе, преданности и предательстве.
2.Для того, чтобы победить всем, надо было победить каждому в отдельности. Помогло выстоять чувство ответственности, когда каждый считал войну своим личным делом. Любовь к Родине делала непохожих друг на друга людей единым целым, помогала выстоять и победить. Каждый человек старался сделать все для победы.
3.Многое удивительно, многое может сделать человек, если он знает во имя чего и за что он борется. Темы трагической судьбы советских людей никогда не будет исчерпана. Я не хочу, чтобы повторились ужасы войны. Пусть мирно растут дети, не пугаясь взрывов бомб, пусть не повторится Чечня, чтобы не пришлось матерям плакать о погибших сыновьях. Человеческая память хранит в себе и опыт многих живших до нас поколений, и опыт каждого. «Память противостоит ужасающей силе времени»,- сказал Д. С. Лихачев. Пусть же эта память и опыт учат нас добру, миролюбию, человечности. И пусть никто из нас не забудет, кто и как боролся за нашу свободу и счастье.

4. Рассказ учителя об истории создания повести «А зори здесь тихие…». (использование слайдов)
- В 1969 году журнал «Юность» опубликовал повесть «А зори здесь тихие…». Повесть читали тогда и читают сегодня, по повести поставлен одноимённый фильм, прошедший с успехом на экранах многих стран. Повесть Б. Васильева стала моей настольной книгой, потому что она поведала мне правду о войне устами человека, который видел на дорогах войны много горя, терял своих фронтовых друзей. А вот эпизод, который вспоминает Б. Васильев:
«... Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва кончив 10 классов, в первые дни войны… в составе истребительного батальона вышли на задание в лес. И там, среди живой зелёной лесной поляны, такой мирной в своей тишине,… я увидел двух мёртвых деревенских девочек, убитых фашистами… Я потом повидал много горя, но этих девочек забыть никогда не мог…».
5. Творческая работа класса по группам:
1.Рассказать о жизни девушек до войны, во время войны, участие в разведке. Составить характеристику. Выразить свое отношение к героине повести. Охарактеризовать Васкова ( презентация учащихся на слайдах)
Работа учащихся 1-ой группы:
- Сам Борис Васильев не перестает любоваться Женей: "высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца".
Семью Женьки: маму, бабушку, братишку -- всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. В женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Подруги говорят о ней: "Женька, тебе бы в театр...". Несмотря на личные трагедии, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной, общительной и пожертвовала своей жизнью ради других, ради спасения раненой подруги. Веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюр, отчаянная и уставшая от войны, от боли, от любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку.
Работа учащихся 2-ой группы:
- Лиза Бричкина все девятнадцать лет прожила в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро ее обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и тотчас же выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечеркивал -- отодвигал.
-- Помрет у нас мать-то, -- строго предупреждал отец, Пять лет изо дня в день он приветствовал ее этими словами. Лиза шла во двор задавать корм поросенку, овцам, старому казенному мерину. Умывала, переодевала и кормила с ложечки мать. Готовила обед, прибирала в доме, обходила отцовские квадраты и бегала в ближнее сельпо за хлебом. Подружки ее давно кончили школу: кто уехал учиться, кто уже вышел замуж, а Лиза кормила, мыла, скребла и опять кормила. И ждала завтрашнего дня. Завтрашний этот день никогда не связывался в ее сознании со смертью матери. Она уже с трудом помнила ее здоровой, но в саму Лизу было вложено столько человеческих жизней, что представлению о смерти просто не хватало места. В отличие от смерти, о которой с такой нудной строгостью напоминал отец, жизнь была понятием реальным и ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра, пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твердо, что жизнь эта существует, что она предназначена для нее и что миновать ее невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего.
Работа учащихся 3-ей группы:
- Соня Гурвич из Минска. Ее отец был участковым врачом. У них была очень дружная и очень большая семья: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, еще какая-то дальняя родственница, и в доме не было кровати, на которой спал бы один человек, а кровать, на которой спали трое, была.
Сама она проучилась год в Московском университете, знает немецкий
Еще в университете Соня донашивала платья, перешитые из платьев сестер, — серые и глухие, как кольчуги. И долго не замечала их тяжести, потому что вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если удавалось достать билет на галерку. И т.д.
6.Беседа по повести:
1.Какой смысл вложил автор в название повести?
- Заглавие подчеркивает весь ужас, всю дикость этой войны
- Девушки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори, в свою очередь, хранят память о происшедших событиях, хранят свято, как и прежде, тишину
- Заглавием Б.Васильев выразил главную мысль, которая проходит через всю повесть: девушки погибли во имя светлого будущего, во имя того, чтобы над нашей страной всегда было чистое небо, тихие зори.
- Самим заглавием автор выражает протест против войны.
2.Охарактеризовать Васкова ( слайды). Как показывает Борис Васильев этого героя в повести? Под воздействием каких событий меняется он? (эволюция героя)
1. Встреча зенитчиц: суровый, сухой, холодный, скрытный, придерживающийся только устава, малограмотный, не умеющий принимать решения.
2. Пленение немцев: глубоко переживающий, страдающий, умеющий быть твердым.
3. В чем значение произведения?
4. Сравните повесть и фильм по произведению.
7. Творческая работа: составить синквейн со словом « патриотизм».
8. Прослушивание песни « Хотят ли русские войны?»
9. Подведение итогов урока.

Категория: Русский язык и литература | Добавил: SOUL (2010-04-20) | Автор: Исмаилова Бикас Молдниязовна E
Просмотров: 5083 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-17, 9:39 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru