Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Методическая разработка открытого урока по русской словесности в 5 классе
Методическая разработка открытого урока по русской словесности в 5 классе
Тема: Оскар Уайльд «Соловей и роза»
Цель: изучение сказки О.Уайльда «Соловей и роза».
Задачи:
1. Закрепить литературоведческое понятие: литературная сказка.
2. Познакомить с жизнью и творчеством О.Уайльда.
3. Способствовать развитию умения анализировать содержание произведения, сравнивать речь и поступки героев, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
4. Расширять понятия отрицательного и положительного персонажа.
5. Активно развивать устную речь, расширять словарный запас.
6. Воздействовать на чувственную сферу детей, вызвать сопереживание, сострадание.
7. Подвести детей к выводу: любовь – светлое чувство, чувство ответственности за близкого человека.
Методы: словесный, наглядный, проблемный.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, инсценирование.
Тип урока: урок нового материала.
Оборудование и материалы: компьютер (слайд-фильм), портрет О.Уайльда, иллюстрации, реквизит, определения любви, музыкальное оформление («Соловьиная роща» - трель настоящего соловья; романс на стихи Н.Гумилева «Однообразные мелькают»).

Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети! Я рада вас приветствовать сегодня на уроке литературы. Сегодня у нас не обычный урок, а открытый урок. Другими словами, наши знания, мысли, наши чувства открыты присутствующим гостям. Если мы настроимся на хорошую работу на уроке, то сможем им понравиться. Все готовы, тогда начнем.
II. Нацеливание
- Вот уже на протяжении многих уроков мы с вами пребываем в удивительном мире литературных сказок. Вспомним и повторим, что такое сказка? (Жанр литературного творчества, литературное произведение, в котором происходит борьба добра со злом, добро всегда побеждает). На одном из предыдущих уроках я невольно обронила фразу, что все сказки имеют счастливый конец. И была справедливо поправлена вами, сказки не всегда счастливо заканчиваются. Сегодня на уроке тот самый случай, когда мы соприкоснемся с несчастливым, трагическим концом сказки.
-Тема нашего урока: Оскар Уайльд «Соловей и роза». Откройте тетради, запишите тему урока в тетрадь (слайд 1). (Иллюстрация к сказке)
-Чем же мы будем заниматься на уроке? Зачем нам необходима такая работа, что она нам, предположительно, даст, чему поспособствует, какую пользу сослужит? (Познакомимся с жизнью и творчеством писателя, будем изучать произведение, ответим на вопросы)
-Конечно, основная наша задача - познакомиться с жизнью и творчеством писателя. Изучая произведение «Соловей и роза», мы должны будем понять, о чем оно и зачем написано, а также разобраться в определении понятий добра и зла, охарактеризовать героев произведения и ответить на возникающие после прочтения вопросы.
III. Новая тема
1. Вступительное слово учителя о биографии писателя
-Вступительное слово об авторе, (слайд 2,3). (Портрет). Английский драматург, поэт, прозаик и критик (помимо сказок, он писал комедии и пьесы, критические статьи об искусстве, произведения в прозе). По происхождению – ирландец. Родился 18 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов. Отец при жизни организовал больницу для лечения бедняков. Живя в монархической стране, был удостоен титула рыцаря. Мать – светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении. Дома устраивала вечера с известными литературными деятелями. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни. Умер Уайльд 30 ноября 1900 в Париже.
-Жизнь Оскара Уайльда сложна и противоречива, полна поиска истины и красоты. Как только его не называли – «лондонский парижанин», «скандалист», «знаменитый парадоксалист». Он поражал окружающих остроумием, оригинальной манерой одеваться, вопреки консервативным убеждениям англичан. Удивительное случилось и с нами: учащейся нашего класса (Соловьевой Розе, что тоже созвучно теме нашего урока) удалось побывать на родине знаменитого писателя в Дублине, в доме №34 на Тайт-стрит, (слайд 5,6) где со своей семьей жил писатель, и взять у него интервью.
2. Инсценирование «Интервью с О.Уайльдом»
Журналист:
-Скажите, многоуважаемый мистер Уайльд, вы учились в школе?
Писатель:
-Конечно, когда мне исполнилось 10 лет, я стал учиться в Королевской школе, близ Дублина. Там я проучился 7 лет.
Журналист:
- Вы, мистер Уайльд, учились хорошо? Любили ли вы учиться?
Писатель:
-Да, я окончил школу с золотой медалью. Особенно я любил читать, изучать языки (немецкий, английский, греческий) и обыгрывать смешные сценки из школьной жизни. А далее я окончил колледж и Оксфордский университет.
Журналист:
-Скажите, сэр, а как вы стали писать сказки?
Писатель:
-Хороший вопрос. Моим учителем является сказочник Х.К.Андерсен. Именно его сказки читала мне мама в детстве. Когда я стал взрослым, сказки Андерсена стал читать своим детям, мальчикам Серилу и Вивану. Они очень любили слушать на ночь эти сказки, а также сказки своего отца. Мной издано два сборника сказок: «Счастливый принц» и «Гранатовый домик».
Журналист:
-Мистер Оскар, учащиеся моего класса познакомились с вашей сказкой «Соловей и роза». О чем это произведение?
Писатель:
-Свою позицию я выразил в произведении. Думаю, что на этот вопрос вы сможете ответить сами, если внимательно будете читать его.
2. Работа над произведением
 Понравилось ли вам произведение?
 Оно является сказкой? Какими приемами автор добивается этого?
 Какие чувства оно у вас вызвало? И почему? (грусти, жалости, печали)
 Встретились ли незнакомые слова?
3. Словарная работа (слайд 7) (Индивидуальное задание)
Трель - мелодичное звучание
Камергер – высокий придворный чин
Философия – дословно любовь к мудрости, наука о мудрости
Логика – наука умозаключений
Ладан - душистая смола, используемая при богослужении
4. Репродуктивные вопросы на знание содержания сказки
 Кто является главными героями произведения?
 Почему плачет Студент?
 Зачем ему нужна роза?
 Что будет, если Студент не найдет розу?
 Кто поддерживает Студента в печали?
 Кто посмеялся над его страданиями?
5. Аналитическая работа по содержанию сказки
 Тема произведения
 О чем это произведение? О любви.
 Что такое любовь? (слайд 8) (Индивидуальное задание) Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
 Любовь - высокое чувство, которое живет в человеческих сердцах и душах. Понятие нематериальное. Нет однозначного ответа, что такое любовь. Люди понимают ее по-разному. По-разному понимают ее и наши герои. Попробуем разобраться в чувствах, которые испытывают наши герои. Кто из них прав в своих высказываниях о любви?
 Практическая работа по вариантам (слайд 9)
 Найдите по тексту высказывания Соловья, девушки и Студента о любви:

Соловей Студент Девушка
Воистину любовь-это чудо. Она драгоценнее изумруда и дороже прекраснейшего опала. Жемчуга и гранаты не могут купить ее, и она не выставляется на рынке. Ее не приторгуешь в лавке и не выменяешь на золото. (стр.194) Какая глупость-эта любовь.В ней и на половину нет той пользы, какая есть в логике. Она ничего не доказывает, всегда обещает несбыточное и заставляет верить в невозможное. Она удивительно непрактична.
(стр.199) Боюсь, что эта роза не подойдет к моему туалету. Каменья куда дороже цветов. (стр.199)
Любовь дороже Жизни. (стр.196)
В Любви больше мудрости.
Любовь сильнее любой власти. (стр.196)
 Чьи высказывания вам кажутся правильнее? Почему? ( Соловей говорит о высоком чувстве любви, которое не имеет цены и не знает смерти; Студент ищет в любви практический смысл; любовь девушки корыстна, измеряется драгоценностями) Чье мнение вы разделяете?
 О какой любви поет Соловей? Какие ее этапы он упоминает в своей песне? Прочитаем отрывок песни Соловья о любви (стр.197,198). Выразительное чтение (до слов … о той Любви, которая не умирает в могиле).
 Сделайте вывод, какая она настоящая любовь?
 Вывод: настоящая любовь живет в человеческих душах, песнях, стихах, она не умирает.
 Почему расцвела роза? (Соловей наполнил ее силой любви) Какие средства использует автор, чтобы передать перерождение розы: от бледной до алой, «подобно утренней заре»? (Эпитеты («нежный румянец», «алая великолепная роза», «сравнения («как легкий туман над рекой», «подобно утренней заре на рассвете»; олицетворение («затрепетав, раскрыла свои лепестки»)
 Трель соловья (слайд 10)
 Удалось ли автору передать красоту и мелодичность пения Соловья? Каким оно вам показалось? (Мастерство писателя: «пение напоминало журчание воды, льющейся из серебряного кувшина», «он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле», «холодная хрустальная луна слушала»)
 Почему именно Соловей в произведении поет о любви, а не воробей?
 Соловей в народе славится прекрасными звуками своего голоса. Закройте глаза и послушайте трель настоящего соловья. (Звучит фонограмма)
 Характеристика героев
 Как отнеслась девушка к подарку студента? Как это ее характеризует? (девочки) (Неблагодарная, черствая, бессердечная, корыстная)
 Как поступил Студент с розой после разговора с девушкой? Что сказал? Как вы можете охарактеризовать его? (мальчики) (Эгоистичный, трусливый, бездушный)
 Можно ли назвать этих героев положительными? Несут ли они добро в сказке?
IV. Заключение. Переход к идее произведения
 Почему Соловей решил помочь Студенту? (Он жертвует собой ради любви) Как самоотверженный поступок характеризует Соловья? (Бескорыстный, преданный, верный, готовый к самопожертвованию) Он является положительным героем, носителем добра в сказке.
 Мы подошли к моменту определения идеи сказки, зачем она написана. Предлагаю вам подумать над вопросом: почему произведение называется «Соловей и роза», а не «Соловей и Студент»? Ответ на вопрос поможет вам в раскрытии позиции автора и определении значения сказки.
 Звучит романс Н. Носкова «Однообразные мелькают». Дети формулируют письменно свои высказывания. Соловей в сказке является носителем… (слайд 11)
 Носителем позиции автора является Соловей, который своим поступком и смертью утверждает, что любовь – высокое светлое чувство. Любовь дороже Жизни.
V. Подведение итогов. Рефлексия
 Вопросы слабым детям:
 Какое произведение изучали?
 Кто автор?
 Любовь – это…
 Может ли подвиг Соловья вдохновить нас, людей, на хорошие поступки ради любимых и близких?
 Отметки за урок
VI. Домашнее задание (слайд 12)
 Кто из героев произведения смог оценить труды и старания Соловья?
 Иллюстрации к произведению.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: svetlanafilatova1975 (2015-11-22) | Автор: Филатова Светлана Ивановна E W
Просмотров: 243 | Комментарии: 5 | Теги: дружба, нравственность, Жизнь О.Уальда, самопожертвование, любовь | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 4:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru