Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок по русскому языку в 6-ом классе. "Имя Числительное"
Урок-обобщение по теме имя числительное в 6-ом классе.
Учитель русского языка и литературы Трекинской СОШ Кучкина Н.Е.

Цели урока:
Научить правильно употреблять числительные в речи.
Ожидаемый результат:
Знают правила склонения числительного;
Сопоставляют морфологические признаки числительного с другими числительными;
Выполняют морфологический разбор имени числительного.

1. Психологический настрой «Мотивация в команде» (через проектор демонстрируется мультипликационный ролик)
Дерево Ожидания (на плакате нарисованного дерева прикрепляются стикеры с желаемыми оценками за урок)
Учитель: Русский язык в Казахстане сохраняет свою информационную ценность и коммуникативную комфортность и в новых условиях, когда современная языковая политика в Казахстане выдвигает на первый план казахский язык как государственный, однако русский язык продолжает стабильно функционировать в качестве официального, поскольку на нем говорит 84, 8 процента населения республики. «..прекрасное владение русским – это наше богатство, которое потерять крайне неразумно. Н.Назарбаев (эпиграф записывается в тетради).
Сейчас очень актуален вопрос о грамотности нашей речи.
К сожалению, даже телеведущие допускают ошибки в произношении слов, особенно при склонении числительных.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития человека. Чем богаче речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможность в познании окружающей действительности.
Надеюсь, что этот урок поможет вам научиться говорить правильно и вы не попадете в "Парад грамотеев", которые допускают ляпусы в речи.
Удивительная тема: "Имя числительное"! С числами вы каждый день встречаетесь на уроках математики, истории, а на уроках русского языка мы с ними встречаемся значительно реже. А ведь они уникальны!
Уникальная особенность числительных состоит в том, что все они могут быть перечислены (их всего 50 с небольшим). А можно ли перечислить все существительные, прилагательные, глаголы? Нет! Все новые и новые слова появляются в языке, пополняются словари. А вот новые числительные вряд ли уже появятся: ведь для всех, даже самых огромных чисел, уже придуманы названия.
Вопрос: Как появились числительные в русской речи? (ответыучеников)
2. Древнерусские имена (Слайд № 2)
Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей, то их могли назвать так:
Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый. К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк.
Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. Во всем мире известен наш многократный чемпион, вратарь-хоккеист Владислав Третьяк.
Особенности числительного 40
(предлагаю подготовить сообщение по предложенному ресурсному материалу)

В старину это число называли "четыредесять", четыре десятка, и считали сороками. Говорили: "В Москве сорок сороков церквей" (то есть 1600 церквей).
Откуда же произошло числительное 40? Сорок - это мешок с четырьмя десятками собольих шкурок, которых как раз хватало, чтобы сшить шубу. Шкурки самых ценных черных соболей складывались в сорок, или в сорочку, а попросту в мешок, от этого старинного названия мешка (сорочки) и пошло название числительного 40.
Число 40 издавна считалось мрачным и мистическим: 40-летие не принято отмечать за праздничным столом. Сорокоуст - это молитва по умершему в течение 40 дней. Сорокадневный пост соблюдают верующие, помня о 40 мучениках.

3. Составление кластера (Имя числительное) (работа в группе)
4. Распределительный диктант (Слайд № 4)
5.Предлагаю прочесть на экране текст - отрывки из забавных стихотворений Ванды Хотомской:


100 - сто.
У про100го 100рожа -
Непро100рный дом:
Ча100 в нем 100ножка
Бродит под 100лом.
Дорожит 100ножка
Чи100тою ног
И 100личной ваксой
Чистит 100 сапог.
Вме100 двух не про100
Вычистить все 100,
Сразу 100лько обуви Не носил никто!
(Перевод Л. Кондратенко).

Вопросы классу:

1. Почему трудно читать этот текст?
2. К какому стилю он принадлежат? (художественный)
3. Когда удобно пользоваться записью числа цифрами и буквами?
4. Какая запись числа принята? (арабская)
5. Объясните разницу между понятиями "число" и "имя числительное". (ученики самостоятельно делают вывод о значении имени числительного как части речи, об употреблении его в научном и художественном тексте.)

6.Задание: Найти лишнее слово в ряду (Слайд № 5)
1) двое, трое, три, пятеро;
2) одна пятая, десять, одна десятая, две седьмых;
3) восьмой, восемь, восьмидесятый, восьмисотый;
4) двадцать, тридцать, сороковых, пятьдесят.
5) сорок, девяносто, сто, тридцать.
Почему? (ответы детей)

7.Групповая работа Упр № 748. Выписать числительные

8. Физкультминутка «Лепим снеговика»

9. Задание по русскому языку (Слайд №6)
Просклонять числительные: коробка с (двенадцать карандашей); находится в (восемнадцать километров); прибавили к (тринадцать тенге); вычли из (четыре килограмма); более (сто пятьдесят метров). Составить словосочетания, указать падеж (Взаимооценивание, самооценивание)

10. Учитель: И самое важное, с чего мы начали этот урок. Вы должны правильно употреблять числительные в различных речевых ситуациях.
Употребление числительных в речи в процессе решения уравнений.
При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что склонять названия букв в математике не принято.
Например: Слайд № 7
х+25=50 - сумма икс и двадцати пяти равна пятидесяти;
х=25 - икс равен двадцати пяти;
р-18=20 - разность [пэ] и восемнадцати равна двадцати;
р=38 - [пэ] равно тридцати восьми
Игра "Эксперт".

Произнести уравнение устно
а) х+37=85 в) 85-х=36
б) 156+у=218 г) х-94=18
д) х + 2/5 = 4/5 е) 1 - у = 5/6
г) х – 3/7 = 2 4/7
11.Решите примеры: Слайд № 8

12. Определить синтаксическую роль числительных Слайд №9
Знакомство с употреблением числительных в различных речевых ситуациях.
1. Выразительное чтение фрагментов художественных произведений.

13.Из сказки Жуковского "Спящая царевна":
Морфологический разбор выделенного слова

И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовет
Чародеек молодых;
Было ж всех двенадцать их;
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?..



14. Итоги урока.
Беседа: что нового вы узнали? Чему научились? Что было интересно?

15.Домашнее задание: сочинить сказку, в которой есть числителные.
16. Выставление оценок по критериям.

Критерии оценок.
Задания 5 4 3 2
Появление числительных Знает Частично забыл Помнит слабо Не знает
Составление кластера Работает активно, управляет работой Не уверен в работе, но знает Знания приблизительные Ничего не знает, не участвует в работе
Определение части речи Не ошибся Ошибся один раз Ошибся два раза Нет правильного ответа
Работа по стихотворению Ответил на все вопросы Ошибся один раз Ошибся два раза Нет правильных ответов
Лишнее слово в ряду Делает правильные ответы, аргументирует Знает, не аргументирует Знания частичные Нет ответов
Работа в группе Руководит работой, доказывает правильность Делает правильно, соглашается Делает частично правильно, соглашается Соглашается с ответами других
Составление словосочетаний Все ответы правильные Одна ошибка Три ошибки Нет правильных ответов
Решение уравнений и примеров Правильное произношение Одна-две ошибки Четыре ошибки Нет правильных ответов
Определение синтаксической роли Все ответы верны Одна ошибка Две ошибки Нет правильных ответов
Морфологический разбор Все верно Ошибается в алгоритмах действий Частичные знания морфологии, нет алгоритмов действий Нет правильных ответов

17. Соотношение с оценками на «Дереве ожидания»
Категория: Русский язык и литература | Добавил: kuchkina75 (2015-12-03) | Автор: Кучина Наталья Евгеньевна E
Просмотров: 220 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 2:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru