Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка урока на тему:"Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты лирики А.С. Пушкина"
Любовная лирика А.С. Пушкина. Адресаты лирики А.С. Пушкина

Цель: воспитывать интерес к чтению и любовь к слову, опираясь на внетекстуальные
сведения ( на примере любовной лирики А.С. Пушкина)
Задачи: -способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся;
- выяснить роль женщин в творчестве и жизни А.С. Пушкина;
- знакомство с музыкальными композициями на стихи А.С. Пушкина, с репродукциями картин по данной теме (диалог искусств)
-развивать чувство уважения, восхищения женщиной; эстетические чувства.
Оформление: портрет А. С. Пушкина в середине, портреты женщин, музыкальное оборудование, «Мадонна» Рафаэля
Эпиграфы: « И душа моя шепчет вам вечное «да»» (А.Пушкин)
«Музыку слушают многие, а слышат немногие» (А. Пушкин)
« Ты - единственный мой помысел…
Какими чарами сумела ты подчинить все мои способности и
Свести всю мою душевную жизнь к тебе одной?» (Наполеон –
Жозефине)
Ход урока
I.Орг.момент.
Клип «Я вас любил». Что такое любовь? На доске чертим схему.
II. Вступительное слово.
На протяжении нескольких уроков мы рассматривали лирику А.С. Пушкина. В частности, поговорили о каких темах? (тема дружбы, природы, лицей, вольнолюбивая лирика, поэта и поэзии). На сегодняшнем уроке мы поговорим о любовной лирике А.С. Пушкина. Тема любви проходит через все творчество поэта. Так, например, когда проходили лицейскую лирику, то вы разбирали стих-я «К Наташе», «Рассудок и любовь». Но сегодня я предлагаю вам несколько необычный урок. Мне кажется, что разбирать стихи о любви по каким-то схемам, отвечая на вопросы - это только портить поэзию. Стихи надо научиться слушать. Поэтому сегодня мы, используя биографические факты из жизни А.С. Пушкина (в частности упоминая об адресатах), музыку и чтение стихов, попытаемся поговорить о теме любви в творчестве А.С. Ведь любовь бывает разная.
Женщины…Умные ,красивые, талантливые. Они горели сами и освещали путь другим. Любовь Пушкина – это гимн всем женщинам. Любовь поэта всегда была целомудренной, возвышенной, а когда уходило от него это чувство, то и Пушкин, и та, кто внушал ему благородную страсть, оставались признательны и благодарны друг другу.
Альбомное стихотворение, стихи, написанные на случай, светский комплимент - превратились у него в жемчужины русской поэзии. В них – щедрость поэтического дара, щедрость его человеческого сердца.
Сегодня мы вспомним лишь несколько любовных стихотворений поэта, расскажем о тех, кому они посвящены. Перед вами промелькнут лишь некоторые женские лица и судьбы, которые стали частицей его жизни, его поэзии, его Музы
III. Литературная композиция.
1.В январе 1834г. Пушкин получил письмо.
Такие конверты приходили 10 лет тому назад, осенью 1824 года из Одессы. Эти письма всегда волновали поэта. Пушкин посмотрел на подпись. Она была неразборчива. Но по почерку узнал, от кого эти строки.
С каким нетерпением он, бывало, ожидал весточки от нее, когда высланный из Одессы оказался в Михайловском. Судорожно сжимая письмо в руках, поэт уходил в свою комнату и запирался, чтоб никто не мешал ему беседовать с той, которая оставила большой и глубокий след в его жизни. – Потом сжигал ее письма
Чтение стихотворения «Сожженное письмо»
Прощай, письмо любви, прощай: она велела.
Как долго медлил я! как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори письмо любви.
Готов я, ничему душа моя не внемлет,
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. впыхнули! пылают – легкий дым
Виясь теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит…О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…

Сообщение о Елизавете Ксаверьевне Воронцовой.
«Храни меня, мой талисман»
2. Сообщение о Анне Петровне Керн
Был вечер, много гостей. Ужинали, танцевали, устраивали «живые картины». Царицу Клеопатру изображала родственница хозяев – юная, с большими мечтательными глазами Анна Керн. Когда она уезжала, Пушкин вышел вместе с ее двоюродным братом, своим приятелем Александром Полторацким, - проводить. И в темноте осеннего вечера, глядя, как брат подсаживает Анну Керн в карету, понял, что этого чудного мгновения не забудет…
В 1825 году в Тригорском, у милых соседей, произошла вторая встреча с Анной Петровной Керн, которую он видел совсем юной в Петербурге в 1819 году. Теперь это была молодая дама в расцвете женственности и красоты. Она приехала навестить свою тетушку. Здесь, в глуши, эта встреча была неожиданной и снова поразила поэта…
Перед отъездом молодой красавицы Пушкин принес ей отпечатанную первую главу «Евгения Онегина», куда был вложен листок со стихотворением «Я помню чудное мгновенье…».

Декламация стихотворения «Я помню чудное мгновенье…»
Пушкин мучительно переживал охватившие его чувства к Анне Керн.
« Снова берусь за перо, чтобы сказать вам, что я у ваших ног, что я по-прежнему люблю вас, что иногда вас ненавижу, что я целую ваши прелестные ручки и снова перецеловываю их, в ожидании лучшего, что больше сил моих нет, что вы божественны».
Позже на одном из писем к Анне Керн Пушкин припишет строки из Байрона: «Видение пронеслось мимо нас, мы видели его и никогда больше не увидим».

3. Еще одно нешуточное увлечение, пережитое поэтом- Анна Алексеевна Оленина. Увидев 20-летнюю красавицу, Пушкин влюбился. Петр Вяземский рассказывал жене: « Девица Оленина довольно бойкая штучка: Пушкин называет ее «драгунчиком» и за этим «драгунчиком» ухаживает».
На полях рукописей А.С.Пушкин той поры постоянно встречается имя Олениной: по-русски, по-французски и даже « Аннета Пушкина». Пушкин и в самом деле скоро сделает предложение Анне, но мать Олениной, Елизавета Марковна, решительно и резко отказала ему. Кроме политических причин были и другие мотивы. « Он был вертопрах, не имел никакого положения в обществе и, наконец, не был богат, »- высказывалась Елизавета Марковна. Да и Аннет не любила его.

«Я вас любил»
Давайте поразмышляем и сравним стихотворения “Я Вас любил....” и “Я помню чудное мгновенье”, заполнив таблицу:
Таблица
Фраза в стихотворении, которая меня заинтересовала Комментарий, чувства, мои впечатления
Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты. Появился прекрасный женский образ, смутный, неясный, который помог постичь красоту жизни и вызвать поэтическое вдохновение.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви. В ссылке жизнь проходит без каких-либо приключений. Любовь, вдохновение, слезы могут быть лишь в подлинной жизни
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновение,
И жизнь, и слезы, и любовь. При появлении любимой сердце забилось сильнее, пробудились жизненные силы. Поэт выразил смену своих переживаний.
Я вас любил: любовь еще быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем. Чувства героя уже не те, они уже угасают.
Это любовь - воспоминание. Он не хочет нарушать покой любимой.
Я вас любил, безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим; Это были высокие чувства без надежды на взаимность. Светлая печаль вызвана безответной сильной любовью.
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим Он не упрекает любимую, а искренне желает счастья отвергнувшей его женщине.

4. Сообщение о Наталье Николаевне Гончарове
Н. Н. Пушкина - жена поэта, урожденная Гончарова. Впервые Пушкин увидел ее зимой в 1828 года, на одном из московских балов. Истории сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогами. "Черт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан" - с горечью писал Пушкин другу. А через несколько дней после свадьбы поэт признавался: "Я женат - и счастлив… Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился". : Пушкин глубоко и нежно любил Наталью Николаевну. "Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто сравнить нельзя на свете - а душу твою люблю я еще более твоего лица". Год 1837 - трагический для Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Их будущее было разрушено встречей с Дантесом. И уже ничего нельзя изменить: все ближе и ближе роковой день дуэли. Когда смертельно раненого поэта везли домой, он прежде всего думал о жене, боялся испугать ее. Он понимал, что во всем обвинят ее, и старался защитить, укрыть от людского любопытства. "Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском" - сказал он доктору Спасскому. Но выше всех обвинений во все времена были и будут слова Пушкина "Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив"
Сонет "Мадонна".
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда хотел свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –

Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

IV. Образы мадонн в творчестве А.С. Пушкина и Рафаэля
Анализ стихотворения «Мадонна» Это стихотворение обращено к Наталье Николаевне Гончаровой, тогда еще невесте Пушкина.

Как известно, 30 июня 1830 года поэт писал: "Часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды; я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тыс.рублей". Это была старинная копия картины Рафаэля "Бриджуотерская мадонна", продававшаяся в качестве подлинника в книжном магазине И.В. Сленина, в Петербурге. Очевидно, именно она воодушевляла Пушкина на создание поистине волшебных строчек, с любовью слетающих с уст поэта.
Прием отрицания, с которого начинается стихотворение: " Не множеством картин старинных мастеров" еще более подчеркивает желание автора созерцать только
одну картину с изображением пречистой мадонны – "чистейшей прелести чистейший образец".
Поражает лексика стихотворения: ни одного лишнего или малоговорящего слова. Со свойственной Пушкину простотой выражаются глубочайшие чувства любви и восторга к своей мадонне. Употребление слов высокого стиля (обитель, пречистая, божественный спаситель, взирали, творец, ниспослал), использование описательных слов в превосходной степени (пречистая, чистейший) органично вплетаются в ткань стихотворения, придавая ему торжественность и плавность.Стихотворение написано в форме сонета.

В письме невесте из Петербурга в Москву от 30 июня 1830 г. поэт писал: "Прекрасные дамы просят меня показать ваш портрет и не могут простить мне,что его у меня нет. Я утешаюсь тем, что часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды: я бы купил ее, если бы она не стоила 40 тысяч рублей". Мадонна Рафаэля не только напоминала Пушкину Наталью Николаевну Гончарову, но и вдохновила поэта на создание его поэтического шедевра – сонета "Мадонна".


А. Общие данные
1. Автор (Рафаэль)
2. Название картины (Сикстинская мадонна)
3. Дата, место создания (1516–1519)
4. Размеры (монументальное полотно)
5. Материал и техника (масло, холст)
В. Анализ
1. Форма:
– (цвет, линия, масса, объём, их связь между собой)
Гармония объемов и пространства
– (композиция, её особенности)
Композиция произведения представляет спускающуюся Богоматерь с сыном на руках
2. Содержание
– сюжет, тема (идея, цель)
Образ вечной женственности и материнства
– эмоциональное содержание (настроение, впечатление)
Светлая печаль матери, знающей судьбу своего сына выражена гармонично-величественно и пронзительно остро
– мотив, символы.
Занавес раздвинут перед явлением чуда. Шестипалый св. Петр, ангелочки.

3. Стиль, направление
– характерные форма и черты
Эпоха Возрождения, где человек всегда составляет центр композиции; именно он является главным героем драматического повествования, активным выразителем содержания, заключенного в картине.
– почерк художника, своеобразие
Гармония во всем.
С. Оценивание
Личное мнение:
– связь формы и содержания (особенности стиля)
– актуальность темы, новизна (как эта тема трактуется другими художниками)
– значение произведения, ценность для мировой культуры)
Рафаэль остановил вечное движение матери, приносящей свою жертву, своего сына во имя будущего – символ высшей красоты и жертвенной материнской любви.
В России, особенно в первой половине XIX века, "Сикстинская Мадонна" Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о "Сикстинской Мадонне": "Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: То же благородство, та же грация выражения при той же строгости очертаний!". Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции "Сикстинской Мадонны" в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал "Сикстинскую мадонну".
Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: "Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил".
Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: "Он творил всегда то, что другие только мечтали создать".
Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному.

V.Заключительное слово.
Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Так какая же любовь представлена у А.С. Пушкина? Как она раскрывается? Как можно охарактеризовать отношение автора к адресатам? Какое настроение у стихов?
Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал ,что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны. Вот и подошёл к концу наш урок, посвящённый теме любви в лирике А.С.Пушкина. Вся любовная лирика поэта наполнена нежными и светлыми чувствами к женщине. Лирического героя стихов о любви отличают самоотверженность, благородство, глубина и сила чувства. Любовь в лирике Пушкина – это способность подняться над мелким и случайным.
Высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания - таков поэт в обращении ко всем любимым женщинам!

Домашнее задание.
Я вам раздаю портреты женщин, имена которых прозвучали сегодня на уроке. Дома постарайтесь сделать альбомную страничку, на которой будет размещено стихотворение, посвященное ей А.С. Пушкиным и немного биографических сведений.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Эля4599 (2015-12-22) | Автор: Боваз Салима Махмудовна E
Просмотров: 1066 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 10:16 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru