Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Обособленные определения
Ақтөбе облысы Шалқар қаласы №8 Жалпы орта білім беретін мектеп Орыс тілі мен әдебиеті пәні мұғалімі
Әбілғазина Гүлшат Жақсылыққызы
Разработка урока на тему: Обособленные определения
(11 класс)

Задачи урока: а) образовательная - выявлять грамматические условия обособления,
определять согласованные и несогласованные определения, выделять интонационно обособленные члены предложения, правильно ставить знаки препинания;
б) развивать связную речь учеников, обогащать словарный запас, развивать умение проводить синонимическую замену обособленных членов предложения,
в) воспитание интереса к изучению предмета, формирование чувства сопереживания

Тип урока – закрепление знаний
Наглядность: плакат по теме, презентация, карточки
Методы урока – проблемное обучение, частично-поисковый

Ход урока

I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Слайд 3. Фронтальный опрос:
• Какой раздел науки о русском языке мы сейчас изучаем?
• Что изучает синтаксис?
• Что называется пунктуацией?
• Что такое предложение?
• Какие члены предложения называются однородными?
• Леса и поля холмы и деревья всё засыпано плотным снегом (расставить знаки препинания)
• Какие члены предложения называются обособленными?
(Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными).

2. Слайд 4. Определите, чем осложнено предложение:
Надо сопереживать человеку нуждающемуся в твоём сопереживании. (Предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом нуждающемуся в твоём сопереживании, перед ним ставится запятая)

СОПЕРЕЖИВАТЬ, аю, аешь. Сочувствуя другому, переживать вместе с ним его душевное состояние. Сопереживать вместе с другом. (Толковый словарь Ожегова)
Слайд 5. Итак, тема урока – Обособленные определения.

III. Работа по теме урока
1. Слайд 6. На слайде – фото Ника Вуйчича – человека, родившегося без ног и рук.
2. Ребята, вы в первый раз видите этого человека? Какие ассоциации вызывает он у вас?
Заполнение кластера



**На проведённом мною уроке ученики заполнили кластер словами – инвалид, горе, жалость, сочувствие, слёзы, несчастье, злой рок.

3. Слайд 7, 8. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями.

Однажды мама прочитала Нику статью о тяжелобольном человеке, вдохновляющем других людей жить. Очень трогательная, она оказалась решающей в его жизни. Это был первый шаг Ника, осознавшего свое предназначение.

Слайд 9. Видеоролик «Ник Вуйчич дарит надежду» (смотрим 4-5 минут)

IV.1. Слайд 10. Расставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями.

Ник объездивший весь мир за 10 лет своих выступлений рассказывал свою историю миллионам людей. Выступал перед самыми разнообразными аудиториями большими и малыми нуждающимися в его помощи.

2. Слайд 11. Групповая работа. Прочитайте текст, устно разберите каждое предложение

Ник окончательно понял, что нашел смысл своей жизни. Он заключается в том, чтобы помочь другим людям приобрести веру в себя, радость жизни, надежду и воодушевление.
В 2005 году Ник получил очень престижную премию в Австралии «Молодой австралиец года».
И этот парень без рук и без ног за недолгую жизнь сумел добиться того, чего огромное количество людей добивается за всю жизнь.

3. Заполняем кластер







**Во второй раз кластер был заполнен учениками антонимами: Ник Вуйчич – Человек с большой буквы, герой, радость, счастье, настоящий человек. (Две ученицы плакали, увидев фото человека без рук и ног, но в конце просмотра видеоролика очень обрадовались)

4. Слайд 12. Упражнение для улучшения памяти (ученики смотрят на словосочетания 2 минуты, затем по памяти пишут запомнившие словосочетания)

 Тигрица с тигренком
 Осенний лес
 Собака с хозяином
 Натюрморт с фруктами
 Девушка на берегу моря
 Верблюд в пустыне
 Дельфин в море

**Данное упражнение для учащихся выпускного класса, собирающихся сдавать ЕНТ, необходимо выполнять как можно чаще для улучшения памяти.

5. Слайд 13. Ребята, посмотрите на слайд. Это известная всему миру скульптура Евгения Викторовича Вучетича «Воин-освободитель» в Берлине

Слайд 14. Задание: прочитать отрывок из статьи Б. Полевого, определить его стиль, провести словарную работу, записать текст, расставить в предложении знаки препинания.

В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам погибшим при штурме города. Это монумент славы армии освободившей Европу от фашизма.
…На кургане крутом и высоком возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику.
Могучий он одной рукой держит меч. Другой нежно прислонил к груди маленькую девочку спасённую им.
Сержант Николай Масалов был опытным воином награждённым орденами и медалями. Сражавшийся за Волгоград Минск он дошёл до Берлина. Потерявший в войну своих близких расстрелянных фашистами Масалов был ранен в Берлине спасая жизнь чужому немецком ребёнку.

Стиль речи – публицистический, тип речи – повествование, жанр – газетный очерк.

Слайд 15. Словарная работа по тексту Б.Полевого:
- возвышается – стоит, выделяясь среди чего-нибудь своей высотой;
- попирает – (грубо нарушает), здесь в значении – наступил на обломки разрубленной свастики,
- свастика – знак в виде креста с загнутыми под прямым углом концами – эмблема фашизма, ставшая символом варварства и насилия.

О подвиге солдата рассказал в своей книге “Конец третьего рейха” маршал В.И. Чуйков.
Скульптор Е.Вучетич создал проект памятника.

Через много лет после войны разыскали солдата, который и представить себе не мог, что имеет к памятнику самое прямое отношение.

6. Работа с учебником: Упражнение 169 стр. 82 Прочитать текст и озаглавить. Определить стиль и тип речи текста, выделить однородные и обособленные члены предложения.

Слайд 16. Рефлексия

V. Итоги урока (Ученики подводят итоги урока, делятся своими впечатлениями об уроке)
VI. Домашнее задание: «Я хочу рассказать о…»
VII. Оценивание
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Айару9167 (2016-01-04) | Автор: Гулшат E
Просмотров: 202 | Комментарии: 3 | Теги: Қақсылыққызы, Абилгазина | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 10:54 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru