Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Ашикбаева Урунча Анисовна, учитель русского языка и литературы.
Средняя школа- лицей №23 г.Актобе
Урок русского языка в 9 классе
ТЕМА: Сложносочиненные предложения с соединительными союзами
Тема: Сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
Цель урока: обобщение и систематизация изученного о соединительных союзах
в сложносочинённом предложении.
Задачи урока: знать строение и смысловые отношения сложносочинённых предложений
с соединительными союзами; уметь разграничивать разные типы сложных
предложений, делать синтаксический разбор сложных предложений,
строить им схемы, правильно расставлять знаки препинания в сложном
предложении, уметь осуществлять замену одних предложений другими,
разворачивать простые предложения в сложные, контролировать
правильность построение сложных предложений и текстов, развивать
навыки устной и письменной речи учащихся.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Оборудование: доска интерактивная, учебник.
Ход урока.
I. Оргмомент – 2 минуты.
II. Фронтальный опрос.
а) Что называется предложением?
б) Какие бывают предложения по грамматической основе? (слайд №1).
Предложения.
Простые Сложные

Восходит месяц и красным столбом отражается на другой стороне пруда.
Солнце село и тусклые тучи висели над тёмной степью.
Ветерок зашелестит и зашепчет в листах темнеющей дубравы Скворцы вывелись, улетели, давно их место занято воробьями.

в) Какие предложения называются предложения простыми?
г) Какие предложения называются сложными?
д) Назовите основные группы сложных предложений.( слайд №2)
Основные группы сложных предложений.
Союзные бессоюзные
Сложносочинённые Сложноподчинённые
Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело.
Морозный воздух так обжигал, что трудно было дышать. Степь весело пестреет цветами: скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка.
На берегу горели два костра, а в море никого не было. Когда занялась заря, стало видно, что погода будет хорошая.
В саду птица ворочалась и засыпала, да нежно и печально охали древесные лягушки, да плескалась рыба в пруду. По тёмному небу, которое было усеяно тысячами звёзд, вспыхивали едва уловимые зарницы. Солнце дымное встаёт – будет день горячий.
В тихие июльские дни все краски смягчены, светлы, но не ярки: на всём лежит печать какой-то трогательности и нежности.

е) Какие предложения называются сложносочинёнными, сложноподчинёнными, бессоюзными?
ж) Что служит средством связи с ССП? (слайд №3)
Средства связи в союзных предложениях.
В сложносочинённых предложениях В сложноподчинённых предложениях
Сочинительные союзы Подчинительные союзы Союзные слова
Соединительные Противительные Разделительные
и а или что который
Да(и) но иль чтобы какой
ни-ни да(но) либо как чей
тоже зато то-то будто кто
также однако не то- не то если
когда где
куда

з) На какие 3 группы делятся ССП по союзам и их значениям?
к) Какие значения выражают части предложений? (слайд №4)
Сложносочинённые предложения
Части предложения выражают Какими союзами связываются части предложения
1.Одновременность действий Тихо дождь ложится на вершины гор, и луна глядится в зеркала озёр.
2. Последовательность событий Солнце пригрело, и с крыш светились сосульки.
3. Противопоставление явлений Здесь не было дубров и орешника, зато обильно краснела рябина.
4. Возможность одного из явлений Или ветер шуршит сухими листьями, или слышится чьи-то шаги в саду.
5. Чередование явлений То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

III. Определите тип предложении. (слайд №5). Знаки препинания не расставлены.
1. Спускается солнце за степи вдали золотится ковыль.
2. В саду поселилась осень но листья нашей берёзы оставались зелеными и живыми.
3. Солнце было уже низко на горизонте когда я проснулся и вышел.
4. Третьи сутки поезд мчится а границы не видать.
5. Ты сядешь с книгой в кресло забудешь свист пурги.
6. Сделалась такая метель что он ничего не видел.
7. Начинало темнеть а на небе не зажигались звёзды.
8. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
Ключ: простое - 5,8.
ССП – 2, 4, 7.
СПП- 3, 6.
БСП- 1.
IV. Игра «Кто внимательнее». (слайд №6)
Построить схему данных предложений и найти разницу.(место)
а) Улыбнулось из-за тучи солнышко и засияло ярко и поднялось высоко.
б) Улыбнулось из-за тучи солнышко и наступил прекрасный день и лица людей засияли.
V. Узнай «Есть запятая или нет запятой» (слайд №7)
а) Слабо мутнел месяц на небе и готовился настоящий мороз.
б) Вдруг налетит порыв ветра и закружится в лесу зелёная метель.
VI. «Найти соответствия». Соедините стрелками части предложений. Выделите союзы. Запишите полученные предложения.( слайд №8)
а) Луга над Волгой окрасились в бурный цвет. 1. и шел дождь и сквозь дождь лучило
солнце.
б) Молодые листья лепетали 2. в городе тоже все краски поблекли.
в) Гремел гром 3. да зяблики кое-где пели да две
горлинки ворковали на одном дереве
Вопросы: 1. В каких предложениях используется союз И?
2. В текстах какого стиля употребляются союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ?
3. Какую окраску предложению придаёт союз ДА?
VII. Упражнение №69. Спишите, расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные сочинительные союзы.
5. Как-то вечером пошёл снег и всё стало среди ночи белым: набережная, лодки у берега, крыши домов, деревья.
7. Падали только отдельные капли воды, и поэтому плеск их разносился очень далеко.
Индивидуальная работа по карточке. Составьте ССП, используя простое предложение два раза. Употреби в сложносочинённых предложениях в первый раз союзы и потому или и поэтому, а второй раз – союзы тоже или также. Пронёсся сокрушительный ураган.
VIII. Продолжение начатое предложение так, чтобы первое было простым предложением с однородными членами, второе – сложносочинённым с соединительными союзами.
а) По вершинам деревьев пронёсся ветер ….
б) Солнце уже садилось…
в) Блеснул на востоке луч солнца …
IX. По картинке составить небольшой рассказ, используя сложносочинённые предложения с соединительными союзами.
Слайд-шоу «Осень» с классической музыкой
X. Итог урока.
XI. Домашнее задание: Упражнение №78
Категория: Русский язык и литература | Добавил: uruncha1970 (2016-01-06) E
Просмотров: 429 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 7:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru