Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Деепричастие. Уроки 1-3.
Урок №1

Тема: Деепричастие. Деепричастный оборот. Не с деепричастиями

Урок сообщения новых знаний

1. Обучающие задачи: познакомить учащихся с морфологическими и синтаксическими признаками деепричастий, правилами постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, помочь учащимся в освоении темы урока.
2. Развивающие задачи: развивать умения и навыки ученика как языковой личности, которая овладевает языковыми нормами, умеет работать в группе.
3. Воспитательные задачи: содействовать формированию познавательного интереса, высокой активности учащихся.

Оборудование:

Таблички: Что должен знать? Что должен уметь?
таблицы
раздаточный материал карточки

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Первый дидактический этап – постановка задач урока

1. Слово учителя.
Знакомо ли вам это слово «деепричастие»? Есть ли что-то знакомое в звучании этого слова? Есть ли общее между причастием и деепричастием или это разные явления в языке?
Сегодня мы познакомимся с формой глагола, о существовании которой вы не знали, познакомимся также с употреблением данных слов в предложении, посмеёмся над ошибками, которые можно сделать в предложениях с деепричастными оборотами, если не знать закономерностей построения предложений с деепричастными оборотами.
Вы должны понять, что такое деепричастия и как отличать их от причастий, должны понять, как строить предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами, потому что это очень важно для грамотного письма.

Обращение к табличкам, где перечислены знания и умения, которыми необходимо овладеть по теме.

Вопросник по теме «Деепричастие» Что должен знать:
1. Что называется деепричастием? § 22,стр. 82
2. Признаки глагола в деепричастии? § 23, стр. 83
3. Признаки наречия в деепричастии? § 23, стр. 83
4. Не с деепричастиями. § 23, стр. 84
5. Как образуются деепричастия несовершенного вида? § 24, стр. 86
6. Как образуются деепричастия совершенного вида? § 25, стр. 89
7. Что называется деепричастным оборотом? § 26, стр. 91-92, 94
8. Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? § 22
9. Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме? § 26
10. В каких случаях деепричастия не обособляются? § 26
11. Какую роль играют деепричастия в художественных произведениях? § 28, стр. 99

Что должен уметь:
находить деепричастия
образовывать деепричастия от глаголов
определять вид деепричастия
правильно использовать их в речи
выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Чтобы изучить теорию, потребуется пять минут, чтобы понять, усвоить, проверить себя, потребуется значительно больше не только времени, но и усилий. Без кропотливой работы ума нет результата, вы это знаете.

На доске записаны слова. Относятся ли они к теме нашего урока?
Найдите «четвёртое лишнее», слово, которое не группируется с остальными.
Задумавшись
Задумавшиеся
Задуманная
Задумывающиеся.
Почему вы так решили?
Комментарий: Лишнее слово деепричастие задумавшись можно определить по вопросу и суффиксу.

Второй дидактический этап - актуализация опорных знаний

Комплексный анализ текста. Дифференцированная работа.

Зимой жизнь в степи зам..рает. Сп..саясь от губительных вьюг, отк..чевали к горам и лесам люди, на юг улетели птицы, в забитых снегом норах глубоко под землёй уснули суслики - пусты (не)об..зримые пр..сторы. (Не)тронутые сугробы холодно м..рцают под (не)греющим солнцем. Изредка, не ост…вляя следов на уката(н,нн)ом ветрами насте, рыжей тенью промелькнёт лиса, и снова ни звука, ни дв…жения. Но нередко в степь врывается злой ветер, и тогда снежная пыль закрывает и солнце, и само небо. Ш…рох, свист, вой, стоны катятся над р…внинами, поднимая снег, и горе всему живому, застигнутому ветром в пути. (И. Калашников «Жестокий век»).

Уровень А. Сделать синтаксический разбор третьего предложения.
Уровень В. Выписать слова с гласными орфограммами в корне, распределив их по группам (безударные гласные в корне, проверяемые ударением, непроверяемые, чередующиеся). Объяснить орфограммы в причастиях.
Уровень С. Определить стиль текста, тип. Озаглавить текст.

Третий дидактический этап – объяснение нового материала

1. Фронтальная работа с классом.
Выпишем последнее предложение, изменив слово поднимая на глагол.
Ш…рох, свист, вой, стоны катятся над р…внинами, поднимают снег, и горе всему живому, застигнутому ветром в пути.
- Подчеркните грамматические основы. Чем осложнено предложение?
Докажите, что это однородные члены (отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, соответственно, являются одинаковыми членами предложения, в данном случае – сказуемыми).
- Выполним синтаксический разбор предложения в первом варианте.
Ш…рох, свист, вой, стоны катятся над р…внинами, поднимая снег, и горе всему живому, застигнутому ветром в пути.
- Есть ли тут однородные члены? Докажите. На какие вопросы отвечает слово “поднимая”? От какого слова задаем к нему вопрос?
Делаем выводы, что данное деепричастие отвечает на вопросы: как? или что делая? Вопрос к слову задается от глагола. Предложение осложнено не однородными членами. Можно ли с помощью вопроса “что делая?” к деепричастию определить, каким членом предложения оно является?
Какой вопрос помогает определить роль в предложении?
- Содержит ли это слово значение действия? Объясните.
- Чем слово “поднимая ” похоже на глагол? Чем отличается от него? (слово “ поднимая ” дорисовывает основное действие, описывает его).
- Какое действие в предложении главное, основное, а какое – добавочное?
Эта часть речи, которая помогает глаголу, обозначает добавочное действие при нем, называется деепричастием. Термин возник в 18 веке, состоит из 2 частей: дее + причастие = причастность к действию.
Как и причастие, это не часть речи, это форма глагола. Но причастие – форма прилагательного и глагола, деепричастие – форма глагола и наречия.
- Есть ли у слово “ поднимая ” зависимое слово? Докажите. Как называется причастие с зависимым словом? Как вы думаете, как называется деепричастие с зависимым словом? (деепричастие с зависимым словом – деепричастный оборот, который почти всегда выделяется запятыми, относится к глаголу (о знаках препинания при деепричастном обороте речь будет идти дальше), в предложении является обстоятельством).
Делаем выводы:
1) это слово отвечает на вопрос, похожий на глагольный, но не являющийся таковым;
2) слово не имеет привычных глагольных окончаний;
3) не является, как глагол, сказуемым;
4) не изменяется.

2. Объяснение учителем нового материала с опорой на таблицу (таблицы находятся на каждом столе).
Деепричастие как особая форма глагола.

Общее значение
(что обозначает) Морфологические признаки Синтаксическая роль
Добавочное действие и признак действия
Как? Когда? Почему? Зачем? Что делая? Что сделав? Вид, возвратность, неизменяемая форма глагола Обстоятельство

2. Дифференцированная работа в постоянных парах.
Прочитать статью учебника (§§ 22-23, стр. 82-83).

Уровень А
Пересказать параграф (с опорой на рисунок «Родословное древо деепричастия», стр. 85)

Уровень В
Задать вопросы по параграфу.

Уровень С
Перевести «Сказку о деепричастии» (упр. 202) на язык науки.
Индивидуальное задание: составить план к § 22-23.
У доски работают два человека с последующим обсуждением работ.

4. Беседа по восприятию. Фронтальная работа с классом.
- Что такое деепричастие?
- Признаки глагола в деепричастии.
- Признаки наречия.
- Роль в предложении

5. Выборочный диктант, (упр 177), «по цепочке», устно. Указать деепричастия. Доказать правильность ответа.

6. Комментированное письмо, (упр. 178). Дополнительное задание: определить вид, возвратность, переходность деепричастий.

Четвёртый дидактический этап - знакомство с орфограммой «Не с деепричастиями», пунктограммой «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом»

1.Самостоятельная работа по статье учебника, стр. 84 «Не с деепричастиями».
Продолжите фразу: не с деепричастиями, как и не с глаголами пишется…
Взаимоопрос в постоянных парах.

2. Словарный диктант «До первой ошибки» ( не с глаголами, причастиями, деепричастиями).
Ничего не делая, никак не мог уснуть, не горевал, а радовался, не кланяясь в пояс, не пользуясь льготами, недоумевать, не смея нарушить правило, никогда не улыбающийся человек, ни о чем не думая и не рассуждая, ненавидя, нескошенная трава, неисследованные горы, не разрушенный, а целый, не защищенное от ветра лицо, неизданная повесть, негодуя, непрочитанная книга, не вычитанные корректором ошибки, не был в деревне, не думая над нерешенной проблемой, недоумевая, непроверенные факты, неизученный, но важный вопрос, урок не выучен, книга не прочитана.

3. Работа по табличкам, (таблички на каждой парте).

Обособление деепричастий и деепричастных оборотов
Запомните!
Чтобы подчеркнуть н е с а м о с т о я т е л ь н о с т ь действия, выраженного деепричастием, его добавочный характер, деепричастия и деепричастные обороты на письме выделяются запятыми - обособляются: Временами по реке пробегала от ветра легкая зыбь, сверкая на солнце.
Примечание. Не выделяются запятыми:
1. Одиночные деепричастия, перешедшие в наречие (они стоят после глагола и отвечают на вопрос как?): Бабушка сидела молча.
2. Деепричастные обороты – фразеологизмы: Будем работать засучив рукава.

Деепричастный оборот

В словосочетании, выступая в роли главного слова, деепричастие имеет при себе такие же зависимые слова, что и глагол (существительное, местоимение, наречие): читая вслух книгу

Словосочетание с главным словом деепричастием, т.е. деепричастие с зависимыми словами называют деепричастным оборотом
Сравните:
Войдя, он поздоровался - Войдя в комнату, он поздоровался
(одиночное деепричастие) (деепричастный оборот)

Деепричастный оборот является одним членом предложения – обстоятельством
Встречая утро, со всех сторон перекликались птицы.

Беседа на усвоение содержания:
Что такое деепричастный оборот?
Что значит обособить деепричастный оборот?
Обособляются ли одиночные деепричастия?
От какого слова задается вопрос?
Играет ли роль место деепричастия или деепричастного оборота по отношению к главному слову?
Начертить схемы, раскрывающие правила постановки знаков препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами.
Сколько можно составить таких схем?
Делаем вывод, что есть деепричастия, не имеющие зависимых слов, – это одиночные деепричастия, но они также выделяются запятыми, как и деепричастные обороты. Проверьте свои умозаключения учебником: стр. 92.

4. Лингвистическая задача
- Рассмотрим примеры: «Нужно работать не покладая рук. Они трудились спустя рукава». Что скажете об этих предложениях? Почему не ставится запятая? Нет ли здесь ошибки?
Делаем вывод, что закон не действует, когда деепричастие входит в состав фразеологических оборотов.
Работа по статье учебника, стр. 94 (о постановке знаков препинания при союзах и, а, но).

Пятый дидактический этап – закрепление изученного материала

1. Дифференцированная работа
Предлагается два варианта заданий: в одном из них знаки расставлены, их необходимо только объяснить графически, во втором варианте знаки не расставлены, их необходимо поставить и объяснить.
Выбирайте тот вариант, который вам по силам. Графически обозначьте признаки обособления. Карточки с вариантами заданий находятся на каждом столе.
I Вариант
1. Я, повернувшись, тихо вышел из комнаты.
2. Воробьи, объединившись в стаи, устроили настоящее побоище.
3. Хозяин, храня праздничное настроение и радуясь веселью, слушал гостей.
4. Мать посмотрела любя.
5. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
II Вариант
1. Она стояла повернувшись к окну и горько всхлипывая.
2. Небесная лазурь омытая ночной грозой смеется весело и чисто.
3. Не сиди сложа руки.
4. Костёр давно догорел и распавшись на угли угасал..
5. Щенок с лаем выскочил на улицу но испугавшись нас замолк.
Комментарий: Проверка данного задания: 1 вариант – объяснение учащихся, 2 вариант – самопроверка (правильный вариант на обратной стороне карточки).

2. Выпиши предложения с деепричастными оборотами, расставь знаки препинания.
1. Клюшка выпавшая из рук игрока покатилась по льду.
2. Пр..следуя зверя охотники вышли к реке.
3. Веткой отломле(н,нн)ой от дерева охотник отметил след.
4. Охотник покинувший ночлег проб..рался к деревне.
5. Ветер яростно выл в трубе поднимал пыль на дороге.
6. Шепча какие-то заклинания он вышел из избушки.
7. Туча закрывшая солнце вылилась неожиданно на землю крупным дождем.
8. Опрокидывая все на своем пути, вихрь промчался над деревней.
9. Лавина устремляясь вниз сносила все на своеим пути.
10. Берег оставался позади и всё быстрее над миром опускалась ночь.

Индивидуальное задание. У доски работают два ученика:
3. Дорисовать действие, включив в предложение деепричастный оборот:
Ветер шевелил листвой деревьев
Луна выплыла из-за туч

Шестой дидактический этап - употребление деепричастий в речи

1. Игра «Корректор».

Прочитайте предложения из упр. 216, стр. 101 и определите, какие ошибки допущены в данных предложениях?
Комментарий: Деепричастие и глагол должны относиться к одному лицу, а не к разным, если это не учитывать, в предложении возникает смешная ситуация.

Загадка-шутка.
Найдите в предложениях с деепричастными оборотами ошибки. Исправьте предложения одним из способов: сохранив деепричастный оборот или трансформировав его в другую синтаксическую конструкцию (устно).
1.Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
2. Раскрыв газету, в ней не оказалось ничего интересного.
3. Идя по мокрой тропинке, дождь не прекращался.
4. Занимаясь с ребёнком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение.
5. Исследуя причины, вызвавшие изменения климата мнения учёных разделились.

Комментарий: Подъезжая к станции, я потерял шляпу.
Когда я подъезжал к станции, то у меня слетела шляпа.
Раскрыв газету, я не нашел в ней ничего интересного.
Когда я открыл газету, то не нашел в ней ничего интересного.
Идя по мокрой тропинке, я думал о том, что дождь не прекращается.
Когда я шел по мокрой тропинке, дождь не прекращался.
- Почему в предложениях с деепричастными оборотами возникают стилистические ошибки? Что нужно знать, чтобы не допускать стилистических ошибок?

Седьмой дидактический этап - рефлексия, объяснение домашнего задания
- Расскажите о деепричастии по предложенному плану. (План записан на доске.)
1. Общее значение.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая роль.
4. Выделение на письме.
5. Как правильно построить предложения с деепричастными оборотами.

Комментирование оценок, выставленных за урок.

Домашнее задание: §§ 23-24, упражнение 180.

Урок №2

Тема: Образование причастий несовершенного и совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия

Обучающие задачи: обобщить и закрепить изученный материал по теме «Деепричастие»; формировать навык образования деепричастий совершенного и несовершенного видов, навык морфологического разбора деепричастий.
Развивающие задачи: развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи; расширять словарный запас учащихся через обогащение активного словаря, составление словосочетаний и предложений; развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать.
Воспитательные задачи: развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартной ситуации, эвристическими методами решения проблем).

Оборудование:
Таблички: Что должен знать? Что должен уметь?
раздаточный материал карточки

Технология: элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Первый дидактический этап – актуализация опорных знаний, определение задач урока и проверка домашнего задания

Обращение к табличкам, где перечислены знания и умения, которыми необходимо овладеть по теме.

Вопросник по теме «Деепричастие» Что должен знать:
1. Что называется деепричастием?
2. Признаки глагола в деепричастии?
3. Признаки наречия в деепричастии?
4. Как образуются деепричастия несовершенного вида?
5. Как образуются деепричастия совершенного вида?
6. Какую роль играют деепричастия в художественных произведениях?

Что должен уметь:
находить деепричастия
образовывать деепричастия от глаголов
определять вид деепричастия
правильно использовать их в речи
выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Чтобы правильно употреблять деепричастия, надо их узнавать!
1. Объяснительный диктант с грамматическим заданием.
Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму. Подчеркните деепричастия.

Ра(с,сс)т..лив под деревом, едва прик…снуться, выр…стивший дочь, оз…ряя небосклон, бл…стит на солнце, распол…жившись в лесу, соб…райся на встречу, быстро подр…стать, подп…рев плеч…м.

- По каким признакам вы нашли деепричастие?
- На какие вопросы отвечают деепричастия? Выделите суффиксы деепричастий.
- Что такое деепричастный оборот?
- Когда обособляется деепричастный оборот и одиночное деепричастие?
- Когда не обособляется?

Сегодня мы продолжим работу по теме «Деепричастие. Деепричастный оборот», узнаем, как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида, продолжим работу над составлением предложений с деепричастными оборотами, над постановкой знаков препинания в предложениях.

1. Проверка домашнего задания (упр.180).
- Прочитайте предложения из текста с дееп¬ричастиями и деепричастными оборотами.
- Какую роль играют деепричастия в художественных произведениях?

2. Повторение ранее изученного по теме.

Взаимоопрос:
Первый вариант: Деепричастие. Признаки глагола в деепричастии
Второй вариант: Признаки наречия, синтаксическая роль. Не с деепричастиями.

Индивидуально у доски:
1. Выполнить синтаксический разбор предложения (из домашнего задания).
2. Составить схемы предложений с деепричастиями и деепричастными оборотами.
3. Рассказать по схемам о знаках препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами.
4. Задание для творческих учащихся (по желанию).
Составьте минитекст «Мороз и солнце. День чудесный!» с использованием деепричастий и деепричастных оборотов.

3. Дифференцированная работа:
Уровень А.
Упражнение 203. Самостоятельно, с последующей проверкой.
Уровень В, С.
Составить небольшой текст на тему «В походе» используя деепричастные обороты из упражнения 204.

Второй дидактический этап - объяснение нового материала

1. Даны глаголы совершенного и несовершенного вида. Они распределены в две колонки:

блистать блеснуть
кататься прокатиться
играть выиграть

По какому признаку распределены глаголы в две колонки?
С какой целью?
Зависит ли образование совершенного и несовершенного видов деепричастия от вида глагола?

2. Самостоятельная работа по параграфам 24-25.

3. Фронтальная работа с классом:
- Как образуются деепричастия несовершенного вида? Образуйте от глаголов левого столбика деепричастия несовершенного вида. Запишите их, выделив суффиксы.
- Как образуются деепричастия совершенного вида? Образуйте от глаголов правого столбика деепричастия совершенного вида. Запишите их, выделив суффиксы.

4. Ещё раз проверьте свои знания по алгоритмам (алгоритмы распечатаны на каждого ученика и вклеиваются в тетрадь-справочник).

Алгоритмы.

Как образовать деепричастие от глагола:

1. Задай вопрос к глаголу.
2. Если глагол несовершенного вида (что делать), то и деепричастие будет несовершенного вида (что делая?)
3. Поставь глагол в настоящее время (что делают?).
4. Отбрось окончание (-ут, -ют, -ат, -ят).
5. Добавь суффикс -а- или -я-.

3.Если глагол совершенного вида (что сделать?), то и деепричастие должно быть совершенного вида (что сделав?)
1. Отбрось суффикс неопределённой формы (-ть, -чь, -ти).
2. Добавь один из суффиксов -В, -ВШИ, -ШИ.
3. Возвратный суффикс -СЯ должен быть сохранён.

Определение вида деепричастия.

1. Задай к деепричастию вопрос.
2. Если деепричастие отвечает на вопрос Что делая? - это деепричастие несовершенного вида.
3. Если деепричастие отвечает на вопрос Что сделав? - это деепричастие совершенного вида.

Третий дидактический этап – закрепление умений и навыков по теме урока

1. Выделите корень в словах с чередующейся гласной, выделите суффиксы деепричастий, определите их вид.
Со…нившись, озн…комившись с правилом, к…чаясь на ветке, обн…жив руку, разв..вая мысль, увл…кая вперёд, прим…рив друзей, прим…ряя платье, пропол…скав бельё, ум…ляя заслуги, ум…ляя о помощи, ув…дая на солнце, зас…девшись допоздна, пос…дев от горя, пос..дев на лавочке.

2. Дифференцированные задания.

Уровень А

Игра «По цепочке». Образовать деепричастия (устно).
По материалам упражнений 187, 193 (под руководством учителя).

Уровень В

Работа в постоянных парах по упр. 189.

Прочитайте стихотворение Р. Саунти «Как падают воды в Ладоре?». Найдите слова, передающие звуки падающей воды, шумящего потока. Почему для изображения водопада было использовано так много деепричастий? Какого они вида? Попробуйте заменить деепричастия глаголами. Что изменилось в стихотворении? Почему?

Уровень С
(Индивидуально с последующей проверкой работ). Рассмотрите цветную иллюстрацию «Коккольский водопад». Составьте по ней рассказ, используя деепричастия из стихотворения, по следующим опорным словам:
Лето. Горы. Зелень. Тропинка. Свежесть. Шум воды. Водопад. восторг и т.д. (по заданию упр. 189)

3. Выбери две пословицы, наиболее значимые для тебя по смыслу. Спиши. Определи вид деепричастий. Расставь знаки препинания, обозначь графически деепричастные обороты.
Объясни выбор пословиц.
1. (Не)зная броду не суйся в воду. 2. Начиная дело о конце не помышляют. 3. Сняв голову по волосам не плачут. 4. (Не)узнав горе не узнаешь и радости. 5. Посадив кактус не жди урожай винограда. 6. Послав девять глупцов по делу проследи за ними чтобы не оказаться десятым.
7. Сделав людям зло не жди от них добра. 8. Убегая от дыма попадёшь в огонь.
9. (Не)поклонившись земле гриба не найдешь. 9. (Не)отведав горького не узнаешь сладкого.

4. Работа по учебнику. § 27, стр. 97-98.
Знакомство с темой: «Морфологический разбор деепричастий»

Фронтальная беседа по усвоению содержания.
- Что является начальной формой деепричастия? Почему?
- Какие изменения произошли в морфологическом разборе деепричастия по сравнению с самостоят. частями речи? Почему нет разделения на постоянные и непостоянные признаки?
- Что является начальной формой деепричастия?
Как определить возвратность, переходность деепричастий?
Выполнить морфологический разбор нескольких деепричастий: сделав, делая

Четвёртый дидактический этап – творческое закрепление материала

1. Дифференцированные задания (тексты на каждом столе).

Уровень А
Замените данные конструкции предложениями с деепричастиями. Графически объясните постановку знаков препинания. Укажите вид деепричастий.
Туча набирала силу и медленно поднималась из-за леса. – (Туча, набирая силу, медленно поднималась из-за леса). На солнце весело дрожали и переливались капли росы.– (Весело переливаясь на солнце, дрожали капли росы). Белочка распушила хвост и прыгала с ветки на ветку. – (Белочка, распушив хвост, прыгала с ветки на ветку.)

Уровень В
Переделайте предложения, заменяя причастные обороты деепричастными.
Кусты, лишённые пышных нарядов, стали удивительно похожи друг на друга. –
Трава, жадно поглощающая влагу, не шевелилась. Клюшка, выпавшая из рук игрока, покатилась по льду.

Уровень С
«Дорисуйте» действие, выраженное глаголом, добавив в предложение одиночное деепричастие или деепричастный оборот.
Волны весело плескались о берег. Звёзды ярко светили на небе. Мы сидели на вершине горы. Ветер шевелил листвою деревьев.

2. Подчеркните те устойчивые сочетания, в состав которых входят деепричастия.
определите лексическое значение по вариантам (устно).
Составьте и запишите предложения с ними.
1-й ряд: положить на обе лопатки, плакать в три ручья, ходить задрав нос
2-й ряд: мчаться во весь дух, нестись сломя голову, работать не покладая рук
3-й ряд: бежать высунув язык, положа руку на сердце, работать засучив рукава.

Пятый дидактический этап – рефлексия по уроку, комментирование оценок

- Какими навыками овладели?

Дома: §§ 24-25, упр. 197.
Индивидуальное задание: составить текст-описание, введя деепричастия.

Урок №3

Тема: Деепричастие и деепричастный оборот

Урок индивидуальной проработки знаний

Обучающие задачи: обобщить и систематизировать сведения о деепричастии и
де¬епричастном обороте; закрепить умение находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них.
Развивающие задачи: развивать навык работы над конструированием предложений с деепричастия¬ми и деепричастными оборотами, развивать навык работы в паре, в группе.
Воспитательные задачи: развивать познавательный интерес к урокам русского языка, совершенствовать культуру речи и общения.

Форма урока: урок-путешествие

В связи с тем, что уроки предусматривают не только обучение, но и направлены на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Данный урок проводится после изучения темы «Деепричастие» в нетрадиционной форме, в форме урока-путешествия. После каждого выполненного задания учащиеся в форме самоконтроля или взаимоконтроля определяют уровень усвоения материала и выставляют оценки в «Лист учёта знаний».

Оборудование: «Лист учёта знаний», карточки для индивидуальной работы.

I. Первый дидактический этап – введение в тему урока, постановка задач урока

- Сегодня на уроке мы обобщим сведения о деепричастии, зак¬репим знания о правописании деепричастий, о выделении дееприча¬стных оборотов запятыми на письме, об употреблении деепричастий в речи. Работать будем, используя оценочный лист знаний, в который вы будете выставлять оценки за каждый этап урока. Средний балл, полученный на уроке, будет выставлен в журнал.

1. Проверка домашнего задания.
С какими проблемами встретились при выполнении домашнего задания?

2. Работа со стихотворением, написанным на доске.
Восстановите строки из стихотворения Э. Асадова «Лес», заменяя данные глаголы на деепричастия, которые должны быть использованы в стихотворении.
Для справок: посинеть, греться, ежиться, взяться.
... от свежего ветерка
Чуть... крепыши-маслята
... за руки, как ребята,
Топают... вокруг пенька!
Ежась от свежего ветерка,
Чуть посинев, крепыши-маслята,
Взявшись за руки, как ребята,
Топают, греясь, вокруг пенька!
(Э.Асадов)
Списывание стихотворения.
- Спишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложения. Графически объясните постановку знаков препинания.

- Какие слова указывают на действия, которые выполняют маслята?
- Какие – на добавочное действие при основном, выраженном глаголом?
- С какой целью они использованы в стихотворении? Зачем нужны?
- Делаем вывод, что слова “ежась”, “посинев”, “взявшись” и “греясь” украшают глагол, дополняют его другими действиями, создают живописную картину “действий” маслят.

Второй дидактический этап - актуализация опорных знаний

1. Итак, вспомним некоторые сведения о деепричастии.
- Что мы называем деепричастием?
- На какие группы делятся деепричастия?
Работа в постоянных парах.
Взаимоопрос по теме: «Несовершенный и совершенный виды деепричастия».

Индивидуально (у доски): морфологический разбор деепричастий из стихотворения Э. Асадова (двух на выбор)

3. Творческий диктант.
От глаголов, данных в скобках, образуйте деепричастия соответствующего вида. Расставьте знаки препинания, графически объясните.
Проверка (индивидуальный ответ).
Поставьте оценку в лист учёта.

1. Осторожно (раздвинуть) кусты девочка вышла на поляну.
2. Он (нахмурить) брови изредка бросал приказания.
3. (Сидеть) на диванчике он смотрел мне в лицо и молчал (опереться) руками в колени.
4. Он замотал головой (жмурить глаза) и опять заговорил.
5. (Знать) правило быстро ответишь на вопрос.

Прежде чем мы будем выполнять задания, связанные с построением предложений с деепричастными оборотами, вспомним о «коварстве» деепричастного оборота.
- Какие ошибки могут быть допущены в предложениях с деепричастными оборотами?
- Что нужно помнить, чтобы не допускать ошибки в предложениях с деепричастными оборотами?
(Деепричастие и глагол должны относиться к одному лицу, а не к разным).

4. Цифровой диктант.

Укажи предложения с речевыми ошибками. Исправь их и проговори в правильном виде. Выставь оценку в «Лист»: за каждый верный ответ получаешь один балл.
1. Наблюдая за полётом бабочки, ребята не заметили приближающейся опасности.
2. Подъезжая к городу, нашу машину остановили.
3. Он повернулся и, увидев незнакомца, тут же остановился.
4. Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.
5. Открывая дверь, она тихонько скрипнула.
6. Подъезжая к станции, я увидел отца.
7. Зная правило, быстро ответишь на вопрос.
8. Читая стихотворения этого поэта, невольно возникает чувство восторга.
9. Принимая участие в олимпиаде, перед тобой открываются широкие возможности.
10. Будьте осторожны, отправляясь в горы.

Правильный вариант: 2, 4, 5, 8,9.

Третий дидактический этап – творческие задания по уровням

Уровень А

Замените глаголы, данные в скобках, деепричастием нужного вида. Подчеркнув грамматическую основу и деепричастные обороты, расставьте знаки препинания. Графически их объясните. Выполните морфологический разбор деепричастия раскинув.
Назовите виды пропущенных орфограмм. Подберите синоним к слову вперив. При необходимости используйте толковый словарь.
Подсказка: в тексте пропущено 8 запятых.
Над водой (описывать круги) парила птица. (Раскинуть) могучие крылья и (напружинить) сильные ко(г,к)тистые лапы она кружилась над серединой реки. (Вперить) в речную глу(б,п)ь острый взгляд птица пр…мечала даже самое малое дв…жение в реке. (Сверкать) белоснежным оп…реньем и (наклонить) хищную голову птица несколько раз пересекла реку потом (сл…жить) крылья камнем кинулась вниз.

Уровень В

1. Работа в постоянных парах. Взаимопроверка.
1 вариант
Дополните поздравление с Днём независимости, включив в него деепричастия или деепричастные обороты. Прочитайте друг другу, поставьте оценки в оценочный лист, лучшее прочитайте вслух.
____________________ , желаю тебе, дорогой друг, ценить независимость и свободу. Стремись хорошо учиться, чтобы, _________________________ , быть полезным своей Родине. _______________, думай об окружающих тебя людях. Будь достойным гражданином нашей страны.

2 вариант
Дорисуйте картину зимнего утра, добавив деепричастия или деепричастные обороты. Прочитайте друг другу. Поставьте оценки в оценочный лист. Лучшее прочитайте вслух.

Наконец из-за горизонта выглянуло солнышко,______________ . Снег заискрился, ____________________ . Я остановился, ________________________. Как хорошо вдыхать морозный воздух, __________________ . _____________, я представляю себя в зимней сказке.

Уровень С.

Взаимопроверка. Поставьте оценки в оценочный лист.
Выпишите те устойчивые сочетания, в состав которых входят деепричастия. С 3-4 из них составьте предложения.
Положить на обе лопатки, плакать в три ручья, ходить задрав нос, несолоно хлебавши, мчаться во весь дух, нестись сломя голову, смотреть выпучив глаза, работать не покладая рук, бежать высунув язык, положа руку на сердце, работать засучив рукава.

Четвёртый дидактический этап – работа с текстом

Учимся у классиков. Работа по тексту.
Ветер стервенея от собстве..ой ярости клок..тал д..вясь колючим снегом. Пурга св..вала л..тучий снег в тугие бешено в..ртящиеся веретена, они падая с с низко нависшего серого неба закручивались над степью. Дикой силы буран терзал, давил заставляя …гибаться устало бредущих людей, захлебыва..щихся ветром и снегом. Исай Калашников «Жестокий век».
Вставить пропущенные буквы, обозначить часть слова с пропущенными орфограммами. Расставить знаки препинания. Объяснить их графически.
Проверка «по цепочке». Поставьте оценки в оценочный лист.
Беседа по тексту.
- Тема, основная мысль этого текста?
- Определите тип речи. Докажите свою точку зрения.
- К какому стилю речи относится текст? Почему?
- Какова цель художественного стиля? (Воздействовать на чувства читателя с помощью образов и картин.)
- А какие образы создает писатель, картину какой степи показывает он нам?
- Какие слова нам это показывают? (Причастия и деепричастия.)
- Значение каких слов вам непонятно
Обратите внимание на слово «стервенея». Какую окраску оно имеет? (Это просторечное, несколько грубоватое слово.) С какой целью автор его употребляет? (Подчеркивает ярость бурана.)
Вывод. Какую же роль выполняют причастия и деепричастия в тексте?

Я попросила двух учеников провести лингвистический эксперимент: заменить причастия и деепричастия глаголами и сочетанием «который + глагол».
Послушайте, что у них получилось.
Как изменился текст? (Исчезло авторское отношение, яркость, образность текста; он стал сухим, неинтересным.)

Так какую же роль играют эти особые формы глагола в тексте?

Пятый дидактический этап – работа с деформированным текстом

Прочитайте сочинение. Нравится ли вам работа? В чём, на ваш взгляд, недостатки работы?
Пришла волшебница-зима и укрыла всю землю белым ковром. Деревья надели пушистые белые шапки и шубки. Мороз рисует пушистые узоры на стёклах окон. Иней посеребрил ветки деревьев, светит солнышко, и на снегу вспыхивают золотые искорки. С неба падают снежинки, как маленькие звёздочки.

- Как вы думаете, имел ли в виду автор сочинения какой-то конкретный зимний день, конкретный уголок города, леса или же он писал о зиме «вообще»?
- Какие нужно ввести изменения, чтобы получилась правильная, выразительная работа?
- Придумайте такие темы сочинений о зиме, которые помогают отучить писать штампами.

Шестой дидактический этап - подведение итогов, домашнее задание

Чему мы сегодня учились на уроке, путешествуя по теме «Деепричастие»?
Какова же роль причастий и деепричастий в тексте?
Какие оценки вы заработали? Учащиеся сдают «Листы учёта знаний»

Домашнее задание:
§ 28. Употребление деепричастий в речи. Сочинение-миниатюра с использованием причастных и деепричастных оборотов.
1. Индивидуальное задание (два ученика): Индивидуальное сообщение об употреблении глагольных форм (деепричастий и причастий) в речи.
2. Составить творческий диктант «Записать слово по его лексическому значению» по орфограмме «Безударные гласные, не проверяемые ударением».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталья_Алипова (2016-01-12) | Автор: Крючкова Татьяна Викторовна E
Просмотров: 345 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 10:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru