Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

"Словообразование прилагательных"
Тема: Словообразование имён прилагательных.
Цель урока:
• закрепить умения определять способ словообразования;
• учить распознавать способ образования прилагательных;
• закрепить умения определять значение суффиксов;
• развивать умение строить словообразовательные модели и словообразовательные цепочки;
• орфографический повтор;
• работа с текстом (элементы анализа)
Тип урока: применение знаний и умений
Оборудование :раздаточный материал

Ход урока:
1.Организационный момент. Постановка целей урока.
Чему были посвящены наши последние уроки?
- Сегодня мы продолжим наше знакомство с именами прилагательными и откроем ещё одно новое знание.
2.Актуализация опорных знаний.
1.Цифровой диктант(с взаимопроверкой).
-Н- 1
-НН- 2
Телефонный аппарат, льняная скатерть, старинные книги, глиняные горшки, письменный стол, кожаное кресло, стенные часы, обеденный стол, пчелиный мед, оловянные солдатики, румяное лицо.
2.Письменный опрос (самостоятельно)
1.Сколько форм сравнительной степени имеют качественные прилагательные?
2.Что обозначают качественные прилагательные?
3.Что обозначают притяжательные прилагательные? (признак предмета по его принадлежности человеку, животному)
4.Притяжательные прилагательные имеют суффиксы…( -ин(-ын), -ов(-ев), ий, -й))
5. Притяжательные прилагательные не образуют…(степени сравнения-)
6. Относительные прилагательные обозначают…( признак предмета по отношению к материалу, к месту, ко времени-)
7.Относительные прилагательные имеют только…(полную форму)
8.Золотые руки-это…(качественные прилагательные)
9.Стальные рельсы-это…(относительные прилагательные)
10.Прилагательные, которые называют качества предмета называются…(качественные прилагательные- )
11 Этот разряд прилагательных имеют и полную и краткую форму( качественные)
12.Птичье гнездо-это…(притяжательное прилагательное)
13.С помощью каких союзов образуется простая форма сравнительной степени? (-ее,ей,е,ше)
14.Каким путем еще образуется сравнительная степени прилаг.? (путем суффиксов)
15. Как образуется составная форма сравнит.степени прилагательных? (с помощью слов более, менее)
16.Изменяются ли прилагательные в форме простой сравнительной степени? 9нет0
17.Чем являются прилагательные простой сравнительной степени в предложении? (сказуемым).
18.Чем являются прилагательные в форме составной сравнительной степени в предложении? (сказуемым и определениями)
19.Как образуется простая форма превосходной степени прилагательных) (при помощи суфф.-ейш,-айш-)
20.А как образуется составная форма превосходной сепени прилаг? (при помощи слов самый, наименее, наиболее, всех, всего)Какие прилагательные в превосходной степени не изменяются по родам, числам и падежам? (прилаг., образованные при помощи всех, всего)
3.Объяснение нового материала
Вежливые, старательные,
Скромные и внимательные,
Добрые, умные, справедливые,
И веселые, и счастливые.
- Сегодня я хотела бы так назвать вас, моих учеников, и видеть вас всегда такими.
- Словами какой части речи я воспользовалась, называя, какие вы?
- Какую роль они играют в нашей речи?
-Итак, мы продолжаем знакомиться с именами прилагательными.
Сегодня мы будем вести речь о словообразовании имен прилагательных.
- Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи?
- Какую же функцию выполняет эта часть речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом.
5 Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску. Что написано? (Части слова – морфемы)
за- в- -оньк- -еньк- -оват-
об- на- -н- - чик-
- Как называются эти части слова?
- В русском языке существуют только эти морфемы, или есть другие?
- Как вы думаете, почему здесь написаны только приставки и суффиксы?
- А какую часть речи мы сейчас изучаем?
- С помощью каких морфем образуются новее слова в языке?
- А какую информацию о слове нам дает такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)
- А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)
6.Работа с таблицей.
Разбираем слова и вписывай в таблицу. После доказываем все ли способы словообразования используются в прилагательных при образовании новых слов
Способы образования прилагательных
Суффиксальный приставочный Приставочно-суффиксальный
серебристый антисанитарный заморский
доверчивый неприятный подмосковный
теплоходный безграмотный наручный
-Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространенный
7.Физминутка
Я вам буду называть слова, вы должны будете определить часть речи и если это прилагательное, то определить способ словообразования из тех 3, которые мы свами уже разобрали.
Если это не имя прилагательное, то вы стоите неподвижно.
Если это прилагательное и оно образовано
- суффиксальным способом, то вы хлопаете в ладоши один раз
- приставочным способом, то присаживаетесь на корточки
- приставочно-суффиксальным, то хлопаете и присаживаетесь одновременно
Безработный, выключатель, бессмысленный, выключатель, нехороший, высказать, безграмотный, переводной, подставить, по-старому, соавтор, собеседование, заморский, содействовать, наручные, хлебобулочное.
- Спасибо, присаживайтесь. К какому способу словообразования относится последнее прилагательное? Правильно, сложение с соединительной гласной.
8.Закрепление материала
Проведите морфемный анализ прилагательных и определите способ их словообразования. Зазеркалье, осенний, неясная, взрывоопасная, волшебный, вода, грибная, безопасный, бледнолицый, несчастная, бесконечный, море, трудный, немецко-русский (словарь), некрасивый, непоседливый, черно- белый, нос.
9.Итог урока
Давайте теперь подведем с вами итог.
- о словообразовании какой части речи мы говорили с вами на сегодняшнем уроке?
- какие способы словообразования мы с вами вспомнили?
- какой из способов словообразования наиболее распространен?
10.Домашнее задание
Составить тест по теме «Словообразование имен прилагательных» из 5 вопросов, к каждому должно быть 4 варианта ответа, один из которых правильный.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: 92-volodya (2016-01-19) | Автор: Васильева Валерия Юрьевна E
Просмотров: 460 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 3:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru