Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Конспект урока современного русского языка по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».
Эпиграф: «Среди всех извечных
напластований мёртвой материи
человеческое раздумье-чудо»
А. де Сент-Экзюпери
Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения. Задачи урока:
Обучающие задачи:
-повторить знания по орфографии и фонетике;
- закрепить полученные знания о СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- обучать лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи: - формировать умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умение анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи: - воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока – урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера)
Оборудование урока:
- компьютер,
- проектор,
- экран,
- раздаточный материал – буклеты,
- презентация в программе «PowerPoint», разработанная к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения »
План урока:
1.Оргмомент 2. Постановка темы и цели урока
3. Повторение изученного:
а) теоретическое;
б) практическое (работа с тестами,буклетами)
в)Цифровой диктант
г)комментированное письмо
4. Исследовательская работа по группам.
5.Работа с интерактивной доской.
6.Развитие речи и кругозора учащихся. «Правильно ли мы говорим?» 7.Подведение итогов урока. Комментирование оценок, задание на дом.
Ход урока:
1. Оргмомент. Психологический настрой:
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
2. Постановка темы и цели урока:
Слово учителя:
Добрый всем день! Мы уже познакомились с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами повторим тему «Орфография», поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.
3.Повторение изученного: а) Теоретическое:
• Что изучает раздел русского языка «Орфография»?
• Какой принцип написания слов является основным в орфографии? Что он гласит?
• Какие написания называются традиционными?
• Какие написания называются фонетическими?
• Назовите основные правила переноса слов в русском языке.
• Назовите основные случаи употребления прописной(заглавной) буквы в русском языке.
Б) Готовимся к НОК: работа с тестовиками по теме «Орфография». (вариант 1-5)

2. Определение сложноподчиненного предложения, работа с презентацией.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1.Человек должен быть наделен фантазией, 2.чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. (слайд)
б) Практическое: Работа с буклетом. Задания 2,3.
В). Цифровой диктант (из буклета задание – 4)
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:
«101 100 101».
Г).Определите виды придаточных предложений:
(комментированное письмо)
• Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует. (степени)
• Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет. (времени)
• В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг. (определ.)
• Петухи дерутся, так что перья летят. (следствия)
• Там, где растут розы, растут и шипы. (места)
• Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку. (изъясн.)
• Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку. (сравнения)
• Мне грустно, потому что я тебя люблю. (причины)
• Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок. (сравнения)
• Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи! (условия)
• Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник. (цели)
4. Исследовательская работа по группам.
• Класс делится на 5 групп.
• Каждая группа анализирует текст на карточке.
• Задание: определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.
• (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).
Разговорный стиль
На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.
- Кто это? – спросил я.
- Коростель, его ещё дергачём зовут, - ответил Пётр Иванович…
- А какой же он с виду? – спросил я.
- Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).
Характерные особенности синтаксиса: неполные предложения, вопросительные, сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения, сложноподчинённое предложение с придаточным времени.
• СПП: На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю (с придаточным сравнения).
• Схема: […глаг…], (будто…).
• СПП: На цыплёнка похож, когда тот из пуха в перо выходит. (СПП с придаточнымвремени).
• Схема: […кр.прил…], (когда…).
Официально-деловой стиль
Директору СГТК имени
А.Кунанбаева
Закамолкину В.А.
преподавателя Недовой Н.В.

докладная записка.
Довожу до Вашего сведения, что кабинет русского языка и литературы нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных разработок(электронных учебников, словарей и т.д.) в учебном процессе и повышения качества обучения учащихся.

Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера и интерактивной доски.
29 октября 2011 г. Недова Н.В.
Научный стиль
Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований. ( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
Художественный стиль
Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
(Л. Н. Толстой)
Публицистический стиль
«Нужны ли современному человеку стихи?»
(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.
5.Работа на интерактивной доске:
1. К утру когда небо почти про…снилось от туч кто(то) (не)сколько раз ост…рожно тронул за плечо нашего крепко спавшего героя. 2. Над пр…странствами олед…нелыми где студе(н,нн)ая блещет звезда пр…летают калё(н,нн)ыми стрелами (огне)дышащие поезда. 3. Нельзя вос…оздать прошлое и(с,сс)ку(с,сс)тве(н,нн)о собрать его как соб…рают матер…ал в творч…ских поез…ках. 4. Двум поэтам в комн…те одной трудно находит…ся потому(что) музы за спиной (с,сс)ор…т(?)ся мечтая пом…рит(?)ся. 5. Ты дума…ш(?) что ты птихи читаеш(?). Пр…чтёш(?) стр…ку и вздрогнув п…речтёш(?). Ты руку в боль чужую п…гружаеш(?) и горяча(ль) (на)ощупь узнаеш(?). 6. Только в разлуке береж…ш(?) как др…гоце(н,нн)ость каждую малость если к неё прик…сался любимый. 7. Леч(?)(бы) на дно как подводная лодка что(б) (не)могли зап…ленговать! 8. (В)низу (не)встретиш(?) как (н…)т…нись за всю счас(?)ливую ж…знь десытой доли таких красот и ч…дес. 9. Вот ты влез на третью полку и забился в уголок там где ехал (в)тихомолку сле…ший ночью старич…к. 10. Я ехал так как едут (на)удачу решая в сер(?)це старую задачу.
(Для работы на интерактивной доске)
1.Найдите опечатки в тексте.(5,6, 8)
2.Объясните орфограммы.
3.Расставьте и объясните знаки препинания.
3.Постройте схемы 1-5 предложений, указав вид придаточных предложений.
1.К утру, когда небо почти прояснилось от туч, кто-то несколько раз осторожно тронул за плечо нашего крепко спавшего героя.(времени) 2. Над пространствами оледенелыми, где студеная блещет вода, пролетают калеными стрелами огнедышащие поезда.(определительное) 3.Нельзя воссоздать прошлое искусственно, собрать его, как собирают материал в творческих поездках.(сравнения.) 4. Двум поэтам в комнате одной трудно находится, потому что за спиной музы ссорятся, мечтая помириться.(причины) 5. Ты думаешь, что ты стихи читаешь? (изъяснит)Прочтешь строку и, вздрогнув, перечтешь. Ты руку в боль чужую погружаешь и, горяча ль, на ощупь узнаешь.(изъясн.)6. Только в разлуке бережешь, как драгоценность, каждую малость, если к ней прикасался любимый. (условия)7. Лечь бы на дно, как подводная лодка, чтобы не могли запеленговать.(цели) 8.Внизу не встретишь, как ни тянись, десятой доли таких красот и чудес. (уступки).9.Вот ты влез на третью полку и забился в уголок там, где ехал втихомолку слезший ночью старичок.(места) 10. Я ехал так, как едут наудачу, решая в сердце старую задачу. (сравнения).
2 вариант текста
Манера поведения.
Самая сод..ржательная б..седа много т..ряет если язык соб..седника зас..рен ж..рго(н,нн)ыми сл..вами если ударение пр..изношение и интонация режут слух. Раздр..жает когда соб..седник при разг..воре употр..бляет сл..ва- п..р..зиты и когда выр..жает св..ё отн..шение м..ждометиями «ага» «угу» отчего ост..ется (не)пр..ятное впечатление о ч..ловеке.
Иностра(н,нн)ые сл..ва можно употр..блять лишь тогда когда зна..шь правильное их зн..чение и пр..изношение. В б..седе (не)пр..крывай рот рукой потому(что) тебя будет плохо слышно и (не)хлопай соб..седника по плечу чтобы привлечь его внимание. Одно и то(же) слово или фраза к..торые ты пр..изнес вежливо или грубо влияют на нас различно потому(что) часто быва..т ..ск..рбительным не слово а тон. Веди с..бя так чтобы ты был пр..ятен людям.
Лингвистический анализ 1(или 5) предложения.
6.Развитие речи и кругозора учащихся. «Правильно ли мы говорим?»
Расставить в словах ударение, объяснить значение слов, составить с ними предложения.
Альтернатива, асимметрия, аудиенция, баллотироваться, баловать, деградация, доминировать, жалюзи, идентификация, рефлексия.
7.Подведение итогов урока. Комментирование оценок, задание на дом.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ninanedova63 (2016-01-19) | Автор: Недова Нина Васильевна E
Просмотров: 1985 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 9:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru