Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Сатирическая острота, непримиримость к лести, осмеяние низости в баснях Л. Толстого и С. Донентаева.
КГУ «Школа-интернат №3 для слабовидящих детей» Управления образования ВКО
Калигожин А.А.
Класс 5
Предмет «Русская словесность»
Урок внеклассного чтения
Тема: Сатирическая острота, непримиримость к лести, осмеяние низости в баснях Л. Толстого и С. Донентаева.
Цели урока:.
Образовательная: на примере басен двух писателей при наличии сходства в тематике произведений показать различие в идее произведений, в выборе художественных средств; продолжить работу над формированием умения сопоставлять два текста, работать с памяткой анализа текста ; умение делать выводы.
Развивающая : развитие внимания, мышления, памяти, речи.
Воспитывающая : воспитание непримиримости к лести, лжи, низости; привитие интереса к предмету, личной ответственности учащихся, чувства коллективизма.
Коррекционная: развитие зрительного восприятия, мимики и пантомимики, ориентировки в пространстве, умения держаться на сцене; охрана зрения.
Наглядность: портреты и даты жизни Л. Толстого и С. Донентаева, раздаточный материал.
ТСО: компьютер , аудиозаписи русской и казахской народной музыки.
Форма работы: групповая
Эпиграф урока
Не рой другому яму - сам в неё попадешь.
Пословица.
Ход урока.
I. Организационный момент. Учитель объясняет тему урока, но просит учащихся к концу урока подобрать русские и казахские пословицы по теме урока
II. Работа по домашнему заданию.
1.Сообщение учащегося о личной и творческой судьбе Сабита Донентаева
( перспективное задание ).
2. Беседа о работе Льва Толстого над произведением для взрослых и детей «Русские книги для чтения».
- В каких годах написаны «Русские книги для чтения»?
- Какие занятия писателя способствовали работе над этим произведением?
- Какие взгляды Толстого отразились в этих книгах?
- Сколько раз переиздавались «Русские книги для чтения»?
3. Инсценировка учащимися басен.
1.Басня Л. Толстого «Лев, волк и лисица» под музыкальное сопровождение (русская народная музыка).
2.Басня С. Донентаева «Заболевший лев» » под музыкальное сопровождение (казахская народная музыка).
III. Работа по теме урока.
Групповая работа над анализом басен с помощью памятки.
1 группа Лев Толстой «Лев, волк и лисица»
( Басня )
Старый больной лев лежал в пещере. Приходили все звери проведать царя, только лисицы не бывало. Вот волк обрадовался случаю и стал перед львом оговаривать лисицу.
- Она, - говорит, - тебя ни во что считает, ни разу не зашла царя проведать. На эти слова и прибеги лисица. Она услыхала, что волк говорит, и думает: «Погоди ж, волк, я тебе вымещу».
Вот лев зарычал на лисицу, а она и говорит: «Не вели казнить, вели слово вымолвить. Я оттого не бывала, что недосуг было. А недосуг было оттого, что по всему свету бегала, у лекарей для тебя лекарства спрашивала. Только теперь нашла, вот и прибежала».
Лев и говорит:
- Какое лекарство?
- А вот какое: если живого волка обдерешь да шкуру его тепленькую наденешь...
Как растянул лев волка, лисица засмеялась и говорит:
- Так-то, брат; господ не на зло, а на добро наводить надо.
2 группа Сабит Донентаев басня «Заболевший лев»


Лев - всех сильнее, он могуч и смел,
Медведя б он и волка одолел.
Но и к сильнейшему беда приходит-
И наш султан однажды заболел.
Спешат проведать своего царя
Все звери, лишь забрезжила заря.
Одна Лиса куда-то запропала,
И кумушку больной прождал бы зря...
Со Львом больным все были так нежны,
Ведь нежности - они и львам нужны.
Лев тронут был (Лисы он не хватился),
Одно он видел - все ему верны.
Но волк спешит оговорить Лису:
«Все всполошились, государь, в лесу,
Узнав, что вы больны.
Одна Лиса лишь
Решила поберечь свою красу!»
Взъярился Лев, забыв, что ослабел,
Струхнул бы даже тот, кто очень смел.
Строптивый раб в душе бы содрогнулся.
И вот изменницу султан узрел:
Она сама без вызова пришла,
Вид удручённый сразу приняла:
«За вас, мой царь, я отдала бы душу,
Но Богу чуть её не отдала!
Больна я, позабыла про досуг,
Искала я, чем врачевать недуг...»
Но Лев не дал договорить:
«И что же? Где средство?
Отвечай, коль ты нам друг
«Султан мой, - вмиг отозвалась кума.
-Едва я не преставилась сама.
Но волчьи сухожилия вкусивши,
Нашла, что это слаще, чем хурма».
Словам Лисы поверил Лев и взвыл,
Он Волка вызвал, вмиг его схватил,
Подмял и, горьким воплям не внимая,
Он средство к исцелению получил.
Лиса и Волк покинули шатёр,
Волк пригорюнился, хоть был хитёр.
Лиса спросила: «Что, мой краснолапый,
Был благосклонен государя взор?»
Меж нас, казахов тоже волки есть,
Да ведь и лис - голубушек не счесть,
И надо бы волкам почаще думать,
Что лисоньку не просто им провесть!
1915 г
Памятка анализа басни
Басня- это небольшое произведение повествовательного рода с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием.
Определить:
1.Стих, проза.
2.Нравоучительное, сатирическое, ироническое содержание.
3.Основную поучительную мысль басни.
4.Наличие или отсутствие «морали» -краткого заключения в басне.
5.Наличие или отсутствие аллегории.
6.Человеческие качества, отражающиеся аллегорических образах (лиса, волк, лев, ягненок, заяц, осёл, медведь, соловей змея и т.д.).
7.Примеры художественных средств разговорной речи.
Зрительная гимнастика
Устный анализ басен и заполнение таблицы ( вариант диаграмма ВЕНА)
Лев Толстой СХОДСТВО Сабит Донентаев
Проза
Нравоучительное содержание Жанр - басня
Сюжет
Аллегория
Человеческие качества Разговорная речь Поучительная мысль Поэзия
Наличие «морали» Богатство
художественных средств Сатирическое содержание. Сатира на общество конца XIX в.

4. Вывод. Басни С. Донентаева имеет большее общественное значение для казахского читателя конца XIX века. Писатель продолжает тему просвещения, начатую Абаем. Несмотря на явное тематическое сходство басен, наблюдаем различия в идейном содержании и художественных средствах.
IV. РЕФЛЕКСИЯ Учащимся в группах предлагается
выбрать из ряда казахских и русских пословиц эпиграфы к уроку.
Казахские пословицы:
Не ексең, соны орасың . /Дашь - получишь, посеешь – пожнешь./
Қазанға не салсаң - шөмішке сол ілінер. /Что положишь в котел, то и попадет в ложку/
Біреуге ор қазба, өзің түсесің. / Если другому человеку выкопаешь яму, (то) и сам попадешь. /
Русские пословицы.
Что посеешь, то и пожнешь.
Как аукнется, так и откликнется.
Лиса семерых волков проведет.
V. Оценивание.
VI. Домашнее задание. Любая басня С. Михалкова наизусть.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Marziya (2016-01-21) | Автор: Калигожин А.А. E
Просмотров: 190 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 7:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [697]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [627]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1764]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1494]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [518]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru