Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Цели урока: образовательные путем повторения правил и выполнения заданий, закрепить изученное, организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности развивающие учащиеся должны знать виды словарей, структуру словарной статьи; – уметь работать с книгой-словарем, использовать справочную литературу; – уметь применять лингвистические знания и навыки в новой учебной ситуации. воспитательные осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме Ход урока І. Организационный момент. ІІ. Проверка домашнего задания а/ ученики называют цели и задачи домашнего задания; б/ работу учащихся проверяют лидеры подгрупп; ІІІ. Актуализация опорных знаний 1.Беседа. – Перед нами высказывание известного русского писателя Валерия Яковлевича Брюсова: «Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге». – Как вы понимаете данное высказывание? (Нужно уметь пользоваться словарями.) – Верно. Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, для чего предназначены словари, как они составлены, о чем и как рассказывают словарные статьи. 2. Работа со словарями. – Мы открываем уже хорошо знакомый нам орфографический словарь. Что вы можете рассказать о нем? (Учащиеся рассказывают о словаре.) – А теперь мы открываем орфоэпический словарь. Чем он нам может помочь? Что изучает орфоэпия? (Учащиеся рассказывают об орфоэпическом словаре.) – Как вы думаете, какова основная задача толкового словаря? (Давать толкование слова, объяснять его значение.) – Давайте посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря. Как построены статьи о словах: авеню, боярин, бархатный, коснуться? Слова размещены в алфавитном порядке; каждая статья начинается со слова, толкование которого приводится; слово стоит в начальной форме; в нем поставлено ударение; указаны грамматические характеристики; приведены примеры использования слова в речи. 3. Творческое задание на составление словарной статьи. – Составлением словарей занимаются специалисты, которые называются лексикографами. (Это слово записывается на доске и в тетрадях, производится его разбор по составу с выделением корней и подбором однокоренных слов; дается толкование его лексического значения с помощью анализа состава слова.) – А сегодня лексикографами будете вы сами. Составьте (по рядам) словарные статьи о словах: 1-й ряд – школа; 2-й ряд – урок; 3-й ряд – учитель. Учащиеся оценивают, насколько точно и полно соответствуют требованиям к словарной статье работы одноклассников. 4. Систематизация и обобщение изученного материала. (Составление таблицы с использованием материала из курса лингвистики.) – Итак, начиная наше знакомство со словарями, мы отметили, что они делятся на: (Учащиеся записывают в тетрадях только два этих термина; продолжение таблицы – результат дальнейшей самостоятельной работы учащихся.) – Терминологические, – толковые, – переводные, – орфоэпические, – орфографические, – синонимов, – антонимов, Подведение итогов занятий Даю качественную оценку работы класса и отдельных учеников. Домашнее задание. Части речи повторить Акимбаева Дарига Жаксылыковна КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей №38» г. Семей Учитель русского языка и литературы | |
Просмотров: 1107 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|