Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Тема: Лексикография. Различные виды словарей.
Цели урока: образовательные путем повторения правил и выполнения заданий, закрепить изученное, организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности
развивающие учащиеся должны знать виды словарей, структуру словарной статьи;
– уметь работать с книгой-словарем, использовать справочную литературу;
– уметь применять лингвистические знания и навыки в новой учебной ситуации.
воспитательные осуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме
Ход урока

І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания
а/ ученики называют цели и задачи домашнего задания;
б/ работу учащихся проверяют лидеры подгрупп;
ІІІ. Актуализация опорных знаний
1.Беседа.
– Перед нами высказывание известного русского писателя Валерия Яковлевича Брюсова:
«Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге».
– Как вы понимаете данное высказывание? (Нужно уметь пользоваться словарями.)
– Верно. Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, для чего предназначены словари, как они составлены, о чем и как рассказывают словарные статьи.
2. Работа со словарями.
– Мы открываем уже хорошо знакомый нам орфографический словарь. Что вы можете рассказать о нем? (Учащиеся рассказывают о словаре.)
– А теперь мы открываем орфоэпический словарь. Чем он нам может помочь? Что изучает орфоэпия? (Учащиеся рассказывают об орфоэпическом словаре.)
– Как вы думаете, какова основная задача толкового словаря? (Давать толкование слова, объяснять его значение.)
– Давайте посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря. Как построены статьи о словах: авеню, боярин, бархатный, коснуться?
Слова размещены в алфавитном порядке; каждая статья начинается со слова, толкование которого приводится; слово стоит в начальной форме; в нем поставлено ударение; указаны грамматические характеристики; приведены примеры использования слова в речи.
3. Творческое задание на составление словарной статьи.
– Составлением словарей занимаются специалисты, которые называются лексикографами. (Это слово записывается на доске и в тетрадях, производится его разбор по составу с выделением корней и подбором однокоренных слов; дается толкование его лексического значения с помощью анализа состава слова.)
– А сегодня лексикографами будете вы сами. Составьте (по рядам) словарные статьи о словах:
1-й ряд – школа;
2-й ряд – урок;
3-й ряд – учитель.
Учащиеся оценивают, насколько точно и полно соответствуют требованиям к словарной статье работы одноклассников.
4. Систематизация и обобщение изученного материала.
(Составление таблицы с использованием материала из курса лингвистики.)
– Итак, начиная наше знакомство со словарями, мы отметили, что они делятся на:



(Учащиеся записывают в тетрадях только два этих термина; продолжение таблицы – результат дальнейшей самостоятельной работы учащихся.)
– Терминологические,
– толковые,
– переводные,
– орфоэпические,
– орфографические,
– синонимов,
– антонимов,
Подведение итогов занятий
Даю качественную оценку работы класса и отдельных учеников.
Домашнее задание.
Части речи повторить

Акимбаева Дарига Жаксылыковна
КГУ «Средняя общеобразовательная школа-лицей №38»
г. Семей
Учитель русского языка и литературы
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Larissa (2016-01-21) | Автор: Акимбаева Дарига Жаксылыковна
Просмотров: 187 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 11:32 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru