Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

подготовка к сочинению
Тема: РР: Подготовка к сочинению по произведению А.С. Пушкина «Метель».
Цель урока
-научиться правильно составлять план к сочинению, подбирать эпиграф к сочинению
-развивать мыслительную деятельность
Тип урока: развития речи
Оборудование: раздаточный материал, произведение

Ход урока
1.Орг.момент
-психологический настрой
-проверка дом.задания: написать сочинение по любому из героев
2.Групповая форма
1. Распределение на группы 3 мин 1.Девочки и мальчики рассчитываются по порядку от 1 до 5.
2. Формируются группы по цифрам.
2.Распределение ролей. 2 мин
1.Уч-ся выбирают лидера, генератора идей, оформителя, хранителя времени в каждой группе.
3.Формулирование цепи и критериев успеха. 5 мин 1.Учащиеся участвуют в выработке цели и критериев успеха на уроке.
4.Задания группам
( раздаточный материал)
1 гр.- что такое метель?
2 гр.- Какая метель была у Марьи Гавриловны?
3 гр. – Какая метель была у Владимира?
4гр. – Какая метель была у Бурмина?
5 гр. – Роль метели в произведении? 8 мин
1.Учащиеся обсуждают в группах задание и оформляют на флипчартах.
Стратегия «Трамвайная остановка» 7 мин Учащиеся по часовой стрелке передвигаются от стола к столу, читают задание группы и дописывают свои размышления и рассуждения.
Презентация постеров. 5 мин От каждой группы лидер защищает свою работу.
3.Начало совместной творческой работы.
-выбор темы:
1.»Метель глазами героев»
(по повести А.Пушкина «Метель»)
2. Что принесла метель героям повести А. С. Пушкина «Метель»?
3. Метель в повести А.С.Пушкина
-подбор эпиграфа из произведения
-составление плана (несколько вариантов)
1.Что такое метель.
2. Три образа метели в повести.
3.Роль стихии в судьбе героев
«Метель глазами героев»
(по повести А.С. Пушкина «Метель»)
План.
I. Определение метели.
II.Метель глазами героев:
1. Пушкин – поэт и писатель.
2. Сюжет повести «Метель».
3. Причина перемен – метель:
А) метель Марьи Гавриловны;
Б) метель Владимира;
В) метель Бурмина.
4. Любовь и Природа в тесном переплетении.
III.. Мое мнение о повести.
Слово учителя: «Метель – это снегопад с сильным ветром», - так объясняет это слово словарь синонимов русского языка. Но в литературе метель приобретает другое значение. Метель становится не только основной темой, но и является причиной перемен в жизни героев, как это произошло в одноименной повести «Метель» Пушкина.
А. С. Пушкин – гениальный поэт и великолепный писатель. У него много прозаических произведений, одной из интереснейших является эта повесть. Мне кажется, что Пушкин написал «Метель» на одном дыхании, не отрывая пера от бумаги.
Сюжет повести прост и занимателен: барышня, воспитанная на французских романах, пытается бежать с возлюбленным, чтобы тайно обручиться. Всё подготовлено, но непогода вносит свои коррективы. Маша, приехав в церковь, венчается,, как оказалось, не с любимым, а с другим, неизвестным ей человеком. Владимир, проплутав в степи, опаздывает к собственному венчанию и, узнав всю правду, отправляется на войну, где вскоре был убит. Но судьба подарила Марье Гавриловне встречу с Бурминым, который оказывается тем самым «женихом», с которым она венчалась.
Виной всем переменам является метель. Пушкин сумел показать метель глазами трех героев. У каждого героя – своя «собственная» метель. Машу метель пытается остановить: «Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу».
Владимира встречает метель небывалой силы, которая отправляет его за несколько вёрст от Жадрино: «Метель не утихала, небо не прояснилось… Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, и полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло, Владимир начинал сильно беспокоиться…»
А Бурмину метель кажется перстом, который показывает ему дорогу в Жадрино, где он встречает свою судьбу: «Непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась… Буря не утихала; я увидел огонёк и велел ехать туда».
Пушкин описывает метель и чувства молодых людей в тесном переплетении. Мы ощущаем горячее дыхание Маши, нетерпеливое волнение Владимира и величавое спокойствие Бурмина. Три человека – три разных метели, но в одном произведении. Пушкин, как мастер пера, сумел показать Любовь и Природу в тесном взаимодействии. Язык Пушкина отличается богатством: синонимы, антонимы, историзмы, фразеологизмы…
А. С. Пушкин – гений русской литературы, потому что владеет русским языком в совершенстве. Я перечитала «Метель» несколько раз, совершив увлекательное путешествие вместе с героями во время метели. Хотя герои жили давно, их чувства близки и нам. Повесть учит нас быть терпеливыми, уважать чувства других людей, восхищаться Природой.

Да, бывает так, что погода, как говорится, путает нам все карты. Чаще всего это касается посева, полива, сбора урожая. Назвать погоду судьбоносной редко когда повернется язык. Но нет правил без исключений!
«Метель» — одно из самых романтических произведений Пушкина, написанных в прозе. Чувствуется, что это – проза поэта. Это, кстати, касается и романа Лермонтова «Герой нашего времени». Вместе с тем, пушкинский романтизм подкреплен определенной долей иронии. Интрига вполне классическая: он и она любят друг друга, но ее родиели против, они хотят для дочери лучшей пары и лучшей доли нежели небогатый дворянин. Остается одно – бежать и венчаться тайно, а потом поставить батюшку и матушку перед свершившимся фактом.
Всё идет, вроде бы, гладко. Родители Марьи Гавриловны ни о чем не догадываются. Под покровом ночи она тайно покидает отчий кров и прибывает к месту еще до того, как погода начинает портиться.
А она не просто портится – начинается светопреставление! Словно какие-то неведомые силы не хотят воссоединения двух любящих сердец. Как результат – Владимир добирается до места слишком поздно, когда церковь давно закрыта. Марья Гавриловна тяжело заболевает. И лишь в финале повести выясняется, что случайно оказавшийся в сельской церкви поручик Бурмин в шутку обвенчался с невестой, ждущей совсем другого.
Как часто любят говорить о закономерностях исторического процесса! А ведь немало событий, произошедших случайно. И, тем не менее, судьбоносных – как для отдельных личностей, так и для целых государств. Так что и метель – далеко не пустяк…
4.Физминутка
-разминка глаз
5.Итог урока
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
6.Домашнее задание
-написать сочинение
Категория: Русский язык и литература | Добавил: waleriya2006 (2016-01-21) | Автор: валерия E
Просмотров: 230 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 5:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru