Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы
Аблкаирова А.Б.
учитель русского языка и
литературы высшей категории
г.Астана


Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и
литературы


«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи»…Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего из лучших.
Мы живем в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
Глава 1. Задача учителя в формировании творческих способностей учащихся
Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем. Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Учитель не передает некоторую сумму знаний, не наталкивает, а создает благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливает на активное познание окружающего мира, позволяет самостоятельно осваивать новые знания.
Задача учителя, как мне кажется, состоит не только в том, чтобы дать
учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребенка. То есть раскрыть в детях качества,
лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять
процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
При разработке методики формирования творческих способностей учитель должен учитывать:
а) общий уровень развития ученического коллектива;
б) возрастные особенности формирования креативной сферы;
в) личностные особенности учащихся;
г) специфические черты и особенности учебного предмета.
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Задачи учителя:
 пополнение запаса знаний учащихся по русскому языку и литературе;
 развитие общеучебных умений и навыков;
 развитие креативного мышления;
 развитие творческой самостоятельности учеников;
 воспитание творческой личности.
Глава 2.Развитие творческой активности учащихся
Все уроки по развитию творческих способностей выстраиваются с учетом творческой активности учащихся. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.
В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу - научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или иным вопросам, как с преподавателем, так и с классом.
Основные приёмы развития творческих способностей: написание сочинений, изложений, рецензирование сочинений, игры «Угадай слово», «Найди существительное», творческие словари, ребусы, шарады, кроссворды, творческие задания на дом.
Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал. При этом важно, чтобы практические задания выполнялись школьниками не механически, а сознательно, нужно добиваться, чтобы в практическую работу дети вносили элементы творчества.
Основная цель самостоятельной работы учащихся состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях практикую задания типа "Объясни", "Докажи".
Особенностью ребенка школьного возраста является чистота и непосредственность восприятия. Необычна и богата детская фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять.
На уроках литературы при изучении сказок (5 класс) предлагаю ребятам сочинить собственную сказку. Но здесь тоже учитываю творческие возможности учащихся. Тому, кто неплохо сочиняет, предлагается составить загадки, написать сказку по изученной теме. Любящим рисовать — иллюстрации, и по ним рассказать сказку.
Педагог должен настойчиво работать над повышением мотивации у учащихся к изучению предмета. Стремлюсь вызвать интерес к занятиям, развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ.
Необходимо сделать все возможное, чтобы процесс обучения был интересным для каждого учащегося, дать любому ученику почувствовать себя в ситуации успеха.
При этом нужно соблюсти определенные условия: писать по заданной теме, использовать как можно больше повторяемых или изучаемых орфограмм или пунктограмм. Этот вид работы используется и на уроках, и в качестве домашнего задания при изучении таких разделов языкознания, как фонетика, орфография, словообразование. Ситуативные упражнения на уроках русского языка стимулируют речевую активность школьников, вызывают желание высказать свои мысли. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение.
Я убедилась, что составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей детей, сближает их с природой, развивает наблюдательность и любознательность, воспитывает добрые чувства, оживляет и делает интересным учебный процесс. При написании сказок расширяется словарный запас детей.
Стараюсь разнообразить уроки развития речи, используя различные виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.
1. Свободное сочинительство - пиши, что хочешь!
2. "Мой дневник "- пиши о том, что сейчас вспомнил.
3. "Фантазия-картинка" - опиши словами картинку, которую видишь только ты в своем воображении.
4. Экскурсия в картинную галерею по репродукциям картин профессиональных художников.
5. Музыкальное сочинение - опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного музыкального произведения.
6. Сочинение – продолжение рассказа, повести.
7. Сочинение - ассоциации по мотивам прочитанного произведения.
8. Устное составление связного текста по картине «Зима», »Весна», «Лето», «Осень».
9.Отзыв на прочитанное произведение.
Например, при чтении рассказа Л.Андреева «Кусака» учащиеся с интересом включались в работу по обсуждению и написали замечательные отзывы:
«Рассказ "Кусака" очень похож на «Муму» И. С. Тургенева. В этих рассказах собака предстает как верный, добрый и ласковый друг человека, надежный его защитник. Но люди часто предают собак, причиняя им боль».
«Мне очень понравился этот рассказ, он заставил меня ещё раз задуматься над проблемой отношения людей к животным. Мы должны быть более добрыми и ласковыми по отношению к ним, ведь они нам доверяют».
В процессе этой работы некоторые учащиеся написали отзыв, а некоторые обращение к людям от лица Кусаки. «Люди, прошу вас, будьте добрее к животным, не предавайте нас!»
В творческий процесс включаю и этап обучения изложению и сочинению. К текстам изложений даю учащимся задания, ввожу проблемные вопросы, предлагаю изменить название текста в соответствии с основной мыслью, дополнить собственное рассуждение по данной проблеме.
Большое внимание на уроках изложения уделяю лингвистическому анализу текста, когда учащиеся должны не только определить основную мысль читаемого произведения, его эмоциональное восприятие, пересказать, выдерживая стиль речи, но и произвести полный анализ текста: определение темы и основной мысли высказывания, стиля и типа речи, определение способов связи предложений, наблюдение над функционированием языковых средств.
Работа над сочинением развивает мысль учащегося, учит рассуждать, доказывать, высказывать свое мнение, свое отношение к теме.
Лабораторией развития творческого потенциала учащихся становится именно урок литературы. Пробуждая интерес детей к словотворчеству, предлагаю различные литературные игры. Особый интерес вызывают творческие практикумы, поэтические ринги, тренинги «Поиграем в рифмы», «Подскажи словечко», «Собери рассыпанные строчки», «Посоревнуемся с поэтом», «Я начну, а ты продолжай» и другие.
В процессе игры учащиеся развивают стиховой слух, чувство ритма,
получают наглядные представления о том, что такое стихи, как они пишутся.
Игровая деятельность «подталкивает» к творчеству даже тех, кто не сразу входит в игру. А потом дети пробуют перо сами. Все работы обсуждаются, стараемся понять индивидуальность каждого начинающего автора, угадать его особенность, помочь ему. Самые удачные работы зачитываются вслух, вывешиваются на стенд. В качестве домашнего сочинения даю учащимся задание написать репортаж с различных мест событий, сочинение по итогам наблюдений за природой, сочинение-рассуждение, сочинение-рассказ на основе впечатлений из личной жизни. На заключительном этапе урока (рефлексии) традиционно использую одну из методик технологии критического мышления – синквейн (пятистишие), в которой учащиеся рефлексируют материал урока в виде небольшой творческой зарисовки.
Каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству,
желание раскрыть свою личность. Практически на каждом уроке литературы
стараюсь предлагать учащимся творческие задания. Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях: ученики делают иллюстрации к тому, что читают. Рисунки развивают следующие креативные качества: воображение, фантазию. Проблемные вопросы при анализе произведений позволяют взглянуть на проблему по-новому. Часто предлагаю описать или нарисовать ассоциативные образы, возникшие при прочтении рассказа или стихотворения. Выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки сказок или других произведений развивают творческие способности, обеспечивают самостоятельное вхождение подростков в мир искусства. В качестве домашнего задания предлагаю подготовить творческий пересказ, сообщение о писателе, написать отзыв, подготовить викторину, тест, презентацию, составить кроссворд, письменно
дать ответ на вопрос, составить кластер, подготовить сравнительную характеристику героев, свои вопросы по произведению, продумать вопросы для интервью (у героя, писателя) и др. При этом не забываю, что необходимо
обязательно дифференцировать творческие задания.
Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства учащихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей учащихся повышает качество обучения по русскому языку и литературе, а также по другим предметам. Учащиеся всё чаще становятся победителями конкурсов, интернет-олимпиад.
Глава 3.Рекомендации по развитию творческих способностей учащихся
Каждый учитель должен помнить, что творчеству обучать можно и
нужно, необходимо развивать творческие способности учащихся. Каждый
учащийся к чему-то и в какой-то мере способен. Помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества. Планируемая педагогическая ситуация продумывается с опорой на достижения учащихся, на то, что они умеют и знают, с учетом их творческих возможностей.
Правила для учителя:
 Служить примером для подражания. Творческие способности развиваются не тогда, когда я говорю детям о необходимости их развития, а тогда, когда я умею развивать их сама и показываю это ребятам в нашем общении.
 Поощрять сомнения, возникающие по отношению к общепринятым предположениям. Творческим личностям свойственно сомневаться в решениях, принимаемых другими людьми. Конечно, дети не должны подвергать сомнению любое исходное положение, но каждый должен уметь находить объект, достойный сомнения.
 Разрешать делать ошибки. Когда детей ругают за ошибки, они в результате боятся их делать, и, следовательно, боятся рисковать, боятся думать независимо, не создают что-то новое, свое. Я не ругаю за неправильный ответ, за то, что кто-то не так понял материал, избегаю критики, резких высказываний, которые подавляют творческую активность ребят.
 Поощрять разумный поиск. Креативность гораздо легче встретить у маленьких, чем у старшеклассников. Она не теряется с возрастом, а подавляется учениками, учителями. Позволяя своим ученикам рисковать и даже поощряя их в этом, я помогаю раскрыть их творческий потенциал. Если ученик пошел на разумный риск, работая над сочинением, выражая свое мнение, я поощряю его, даже если не удовлетворена результатом работы.
 Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему.
 Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Давая
учащимся задания, объясняю, что жду от них не только демонстрации знаний основ предмета, но и элементов творчества, которые будут поощряться. Учу детей переживать радость творческого открытия, воспитываю потребность к творчеству.
 Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути творческой личности. Творчество – это не только умение мыслить творчески, но и умение не сдаваться, встречая сопротивление, отстаивать свое мнение, добиваясь признания.
 Стимулировать дальнейшее развитие. Доносить до своих учеников незамысловатую идею: у творчества нет конца.
Глава 4.Заключение
Подводя итог, хочу отметить ещё раз, что воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности - главная задача учителя. Мы должны на уроках русского языка развивать творческие способности детей, их мировоззрение и убеждения, то есть способствовать воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Нужно так строить обучение, чтобы ребёнок был активным участником - субъектом деятельности.
На основе анализа и обобщения моего небольшого опыта над формированием и развитием творческого потенциала школьников, можно сделать выводы:
1. В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка.
2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
3. Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.
Используя подобные методы, я достигла определённых результатов:
1.Мои ученики Ешмуратова Ажар, Валиханов Арлан, Пукашева Шарипа могут свободно и грамотно пользоваться словом при написании эссе, сочинений и изложений. Они являются обладателями сертификатов городских конкурсов.
2.Колпакова Асем, Мадиярова Дана, Суйнтай Абылайхан являются призерами интернет-олимпиады.
3.Куликова Виктория, Пегов Дмитрий, Бахытжан Айтен являются активными участниками школьного театра.
4.Наблюдается положительная динамика в изменении показателя грамотности и качества знаний.

Литература

1. Винокурова, Н. К. Развитие творческих способностей учащихся / Н. К.
Винокурова. – М: Педагогический поиск, 1999.
2. Гузеев, В. В. Методы и организационные формы обучения / В. В. Гузеев. –
М.: Народное образование, 2001.
3. Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. – М.: Знание, 1974.
4.Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству // М.: Научное творчество, 1999.
5.Бехтерев В.Л. Объективная психология./ М.: 1991.
6.Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002.
7.Газман О.С. В школу- с игрой. Москва, 1991

Рецензия
на статью «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы высшей категории школы-гимназии № 65 города Астаны
Аблкаировой Айман Бахтыгалиевны

Статья Аблкаировой А.Б посвящена развитию творческих способностей учащихся в школе. Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку раскрытие творческих способностей учащихся является одной из основных задач современной школы. Автором проведена большая работа по выявлению и развитию творчества учеников, немаловажным является и то, что приведены примеры из собственного опыта.
Статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: DAKE (2016-01-22) | Автор: Аблкаирова Айман Бактыгалиевна E
Просмотров: 2462 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 1:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru