Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления
Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о лексических и синтаксических особенностях публицистического стиля; развитие навыка работы с публицистическими текстами; оценивание устных и письменных текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач.
Задачи:
- обобщить ранее полученные учащимися знания о публицистическом стиле речи; познакомить учащихся с лексическими, синтаксическими особенностями публицистического стиля; формировать языковые компетенции учащихся в области стилистики;
- содействовать развитию коммуникативных компетенций;
- воспитывать сознательное отношение к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
Тип урока: урок обобщающего повторения и расширения знаний.

Ход урока:
1. Оргмомент. Целеполагание.
2. Актуализация опорных знаний (стилистика, стилевые черты речи).
Учитель
- Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске):
“Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями”
Г. Солганик
(Солганик Григорий Яковлевич - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ, автор ряда работ по стилистике массовой коммуникации.)

- Как вы понимаете значение выражения “стили речи”?
Слайд 1
- Какие стили речи вам известны?
Слайд 2
3. Проверка домашнего задания
- В какой сфере употребляется публицистический стиль? Каковы его цели? Какова характеристика публицистического стиля? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, было дано опережающее задание ребятам 1 группы

Группа 1
Спасибо, ребята, присаживайтесь. Обратите внимание, какое разнообразие публицистических жанров представила 1 группа, и сегодня на уроке вы определите особенности этих жанров.Готовясь к сегодняшнему уроку, вы выполняли работу в группах и готовили сообщение об определенном жанре.
Сейчас мы познакомимся с одним жанром публицистического стиля – заметкой.
Группа 2
Познакомимся подробнее еще с одним жанром публицистического стиля – интервью.
Группа 3
Следующая группа приготовила сообщение еще об одном жанре публицистического стиля – репортаж.
Группа 4
Последнее время все чаще мы говорим о интернет-журналистике ( новой разновидности журналистики, появившейся в конце XX века с развитием и распространением Интернета).
Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без специального развёртывания особой технической инфраструктуры. Таким образом, почти любой желающий получил возможность создавать средства массовой информации.Стала развиваться и завоёвывать популярность блогосфера (которую иногда называют «индивидуальной» или «гражданской» журналистикой).
Группа 5
4. Закрепление и проверка знаний.
Каждая группа не только подготовила презентацию жанра, но и рассказала о родной школе, о нашей столице, о нашей Родине.
- Как называется преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? Патриотизм.
Прочитайте статью «Любовь, уважение, знание» Дмитрия Сергеевича Лихачёва и выполните задание.
Работа с текстом
Дмитрий Сергеевич Лихачёв
Любовь, уважение, знание
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле, обнажить голову перед памятниками, что были воздвигнуты благодарными потомками.
И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату – грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя – Тучкова: «Довольно хранить остатки рабского прошлого!»
А архитектурный облик Ленинграда, в котором я родился и прожил большую часть жизни? Он связан с именами Растрелли, Росси, Кварнеги, Захарова, Воронихина… По дороге с главного ленинградского аэродрома первым большим зданием, носившим печать выдающегося таланта Растрелли, был Путевой дворец. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему рука реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду! Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов! И ничего нет на этом месте…Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосполнима: они ведь всегда индивидуальны.
«Запас» памятников культуры крайне ограничен в мире, и он истощается со всё прогрессирующей скоростью. Всё дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а надо его воспитывать с самого раннего возраста.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё – с уважения к чужой культуре, земле, речи.
Эти важнейшие человеческие качества – любовь, уважение, знание – поможет тебе открыть в своей душе история.
(По Д.С. Лихачёву)
1-ая группа
- Какова тема текста?
(истинный патриотизм)
- Идея текста?
(патриот тот, кто любит свою страну, знает историю, ценит культурное наследие).
- Какая проблема поднимается автором?
Проблема заявлена в 1 предложении в форме вопроса: «Как относиться к историческому и культурному наследию нашей страны?»
- Актуальна проблема сегодня?
Д. Лихачёв в статье называет причины актуальности этой проблемы. «запас» памятников культуры крайне ограничен; он истощается со всё прогрессирующей скоростью; утрата любого памятника культуры невосполнима: он всегда индивидуален.
- Можно ли эту проблему отнести к разряду «вечных»?
В мировом масштабе – да: в год с лица земли исчезает примерно 5 памятников истории и архитектуры. События в Украине.

2-ая группа
- К какому жанру относится данный текст? Эссе
Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, общедоступность, достоверность, точность, конкретность, обоснованность
- Найдите признаки этого жанра в тексте?
• наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе.
• эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
• как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
• в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства.
3-ья группа
Проанализируйте лексические особенности текста, используя таблицу.
Лексические
особенности

Слова и фразеологические обороты общественно-политического характера,
торжественно приподнятые слова,
просторечные и разговорные слова
лексика, обозначающая понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры;
слова из области психологии, обозначающие внутреннее состояние человека;
эмоциональные средства выразительности:
- эпитеты
- сравнения
- метафоры
- риторические вопросы
- риторические обращения
- лексические повторы
- градации
- фразеологизмы
- пословицы и поговорки
- использование литературных образов, цитат, ссылок на авторов

- языковых средств юмора, сатиры, иронии

Эпитеты в 3 предложении - иные, горестные, грустные. Просторечные слова в 7 предложении – намалевал. Эмоционально – оценочная лексика в 5, 17 предложениях – поругание, горько. Риторические вопросы в 1, 8 предложениях

4-ая группа
Проанализируйте морфологические особенности текста, используя таблицу.
Морфологические особенности Употребление личных и притяжательных мес¬тоимений (я, ты, мы, мой, ваш, наш).
Личные формы глаголов часто представлены 3-м лицом в обобщен¬но-личном или безличном значении (нам сообщают, передают, говорится, сообщается, отмечается и т.п.).

Характерно также использование формы 1-го лица мн.ч. глаголов со значением побуждения к действию: встретим, ознаменуем.

5-ая группа
Проанализируйте синтаксические особенности текста, используя таблицу.

Синтаксические особенности Вопросительные предложения
Восклицательные предложения
Вводные слова и предложения
Обратный порядок слов в предложении (инверсия)
Синтаксический параллелизм предложений
Построение предложений по законам градации (с однородными членами)
Использование причастных и деепричастных оборотов в предложениях
Существительные в Р.П. в роли несогласованных определений ( голос мира)
Ряды однородных членов
Сложные синтаксические конструкции

5. Задание на дом
- Как, по мнению Д.С. Лихачёва, можно воспитать чувство патриотизма?
- От кого зависит это воспитание? От каждого из нас
Написать сочинение на одну из тем « Что такое патриотизм?», «Как я понимаю патриотизм»
6. Этап подведение итогов урока и выставление оценок
Вернуться к эпиграфу. В течение урока вы не просто прослушали информацию, которую подготовила каждая из групп, но оценивали ребят. Итоги вашего оценивания я озвучу вам на следующем уроке.
Оценка выступления группы 1
п/п № Критерии Оценка
1 Научность

2 Логичность
3 Информативность
4 Доступность

5 Познавательный интерес
Категория: Русский язык и литература | Добавил: natulyasko (2016-01-29) | Автор: Вяткина Наталья Алексеевна
Просмотров: 268 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 7:32 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru