Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Сложноподчинённые предложения с придаточными местоименно-определительными предложениями
Сложноподчинённые предложения с придаточными
местоименно-определительными предложениями
Цель: повторить знания по теме: «СПП с придаточными определительными»; научиться различать СПП с придаточным определительным от СПП с придаточным местоименно-определительными; применить умение расставлять знаки препинания, составлять схемы предложения.
Задачи: находить придаточные местоименно- определительные в составе СПП, составлять схемы, правильно расставлять знаки препинания, проводить синонимическую замену и правильно употреблять в речи данные виды предложений; развить стилистические навыки учащихся; воспитывать любовь к родине, толерантное и уважительное отношение к мнению других людей в условиях работы в группах
Ход урока

1.Создание коллаборативной среды в классе. Прием «Добрые пожелания»
2. Стадия вызова:
а) проверка домашнего задания.
Вывод: (делает ученик) спп с придаточными определительными и простые предложения с обособленными определениями – синтаксические синонимы. Распространенные определения отличаются лаконичностью и могут оказаться более выразительными. Сфера употребления причастного оборота – преимущественно книжная речь. Придаточное предложение употребляется и в книжной речи, и в разговорной. Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их. А А.С.Пушкин говорил об этом: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: «Карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату». Мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость .
б) задание, связанное с определением темы урока и определение цели.
Вы хорошо справились с домашним заданием и рассказали о Казахстане .
Моя Родина – это красоты природы,
Это счастья, любви большой океан,
Это символ богатства, символ свободы.
Моя Родина - мой независимый Казахстан.
Наш Казахстан - замечательная, удивительно красивая страна, в которой соседствует море и пустыни, степи и горы, вечные снега и таежные леса. Как по-особому благосклонна Природа-мать к казахстанской земле. Тот, кто побывает в нашей стране, долго будет вспоминать широкие поля, цветущие луга, высокие горы. «Берёзовые ситцы» севера, могучие сосны Борового, золотые нивы целинного края, седые ковыли Великой Степи, горные громады Алатау и Тянь-Шаня – это Казахстан. Великие акыны воспевали красоту и историю казахской земли. Но это не просто красивейшая страна с неповторимой многовековой историей и культурой. Казахстан – это молодое, свободное независимое государство, которое успешно развивает свою экономику и идет вперёд дорогой реформ и преобразований к процветанию и стабильности нашей страны.
Задание: Найдите спп с придаточным определительным, найдите грамматическую основу предложения, определите главное и придаточное предложение. Поставьте вопрос от главного к придаточному предложению. Найдите союз, союзное слово в предложении. Найдите предложение, которое отличается от остальных предложений с придаточными определительными. Запишите его в тетрадь. Разбор предложения.
Вопрос: чем отличается это предложение от предложений с придаточными определительными? Выполнив это задание, вы определите тему нашего урока.
Ученики должны заметить, что значения придаточных частей в них совпадают, также одинаков и способ присоединения придаточной части к главной. Но слово, к которому относится придаточная часть, является местоимением, а не существительным. Следовательно, такую конструкцию можно рассматривать не как самостоятельную, а как разновидность предложения с придаточной определительной частью. Они могут стоять перед определяемым словом, вопрос к ним не ставится.
3. Стадия осмысления.
Вывод: учащиеся проговаривают тему урока
Сложноподчиненным предложением с придаточной местоименно-определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к местоимению, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой?, чей? и присоединяется при помощи союзного слова. Схема местоимённо-определительных предложений.
[… местоимение], (союзные слова кто, что и др.).
(союзные слова кто, что и др.), [… местоимение].

Работа с учебником: прочитать параграф.
Они интересны в стилистическом отношении и часто служат средством обобщений и приобретают выразительную форму афоризмов.

Афоризм - краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.
Например:

Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим. Джами
- А о ком вы бы могли сказать такие слова?

Закрепление материала: работа в группах.

Да, главное богатство любого государства – это его люди!
Каких замечательных людей дала казахстанская земля!
1 группа
ШОКАН УАЛИХАНОВ

Ш.Ш. Уалиханов – просветитель-демократ, путешественник, этнограф, филолог... Он известен как неутомимый собиратель и вдумчивый исследователь фольклорных произведений и письменной поэзии казахского народа. Прекрасно зная восточную, русскую и западноевропейскую литературу, Уалиханов изучал художественные памятники казахского и киргизского народов.
Вершину научной славы Ш. Уалиханова составляют труды, которые написаны по результатам его Кашгарской экспедиции. Поездка, которая была сопряжена с необычайными трудностями, лишениями, опасностями, утвердила за Уалихановым славу отважного путешественника и неутомимого ученого-исследователя. Результаты этой поездки, труды, посвященные истории, географии и социальному строю народов Восточного Туркестана были опубликованы на русском, немецком, английском и французском языках.
В ученой и литературной среде, в которой вращался Ш. Уалиханов , он пользовался большим уважением и любовью.

Вся его деятельность пропитана страстным желанием просветить родной народ, приобщить его к сознательному определению своей судьбы, развитию национальной культуры в содружестве с передовой русской культурой. Уалиханов был передовым деятелем своего времени, замечательным патриотом, ученым, просветителем, который отдал себя служению своему народу.
2 группа
Абай Кунанбаев
Абай Кунанбаев - поэт, философ – гуманист, композитор, мастер художественного слова. В отрочестве Абай стремился освоить высокие образцы ораторского искусства, обычаи и правила, по которым жил народ. Во все времена искусство слова, ораторские качества очень высоко ценились среди кочевников. С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал сочинять свои первые стихи.
Абай не собирал и не хранил свои творения. Поэтому многие его труды, которые написаны экспромтом, для нас навсегда утеряны. Дошли до нас те стихи, которые люди знали наизусть. Абай не исправлял, не обрабатывал однажды написанное. Но и в первозданном виде творения Абая являются высшими образцами человеческого гения.

Наследие Абая явилось мощным стимулом дальнейшего развития казахской литературы и литературного языка. Центральное место в поэзии Абая занимают те стихотворения, основным содержанием которых стали размышления поэта о смысле жизни, о предназначении человека.
Органическая часть творчества Абая - переводы на казахский язык произведений русских и зарубежных классиков. Он сделал около 50 переводов из произведений А. С. Пушкина , М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова. Просветительская деятельность Абая, которая обогатила казахскую национальную литературу, ощутимо повлияла на развитие культуры народов Средней Азии.
Имя гениального сына степи, великого поэта казахского народа, мыслителя, ученого, композитора Абая в наше время известно всему миру. Стихи и песни, философские воззрения, слова и мысли его находят отклик в сердцах людей своею человечностью, любовью, глубиной.
3 группа
Назарбаев Нурсултан Абишевич
Назарбаев Нурсултан Абишевич - первый президент независимого Казахстана, бессменный лидер страны с апреля 1990г. по настоящее время.
Нурсултан Назарбаев - доктор экономических наук. Защитил в 1992г. в Российской академии управления (Москва) докторскую диссертацию на тему "Стратегия ресурсосбережения в условиях становления и развития рыночных отношений". Является председателем Ассамблеи народов Казахстана и Всемирной ассоциации казахов. Казахстанский президент проводит взвешенную внешнюю политику, которая направлена на укрепление позиций страны в мире. Во внутренней политике делает ставку на развитие экономики Казахстана.
Нурсултан Назарбаев имеет репутацию авторитетного и разностороннего политика, который принимает взвешенные и продуманные решения. Он последователен в отстаивании как личных, так и государственных интересов. Президента характеризуют также спокойствие, уравновешенность и твердость характера, которые часто помогают при принятии важных решений.

Задания: вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, выполнить синтаксический разбор выделенного предложения, составить схему предложения.
- В нашей стране много исторических памятников, древних городов, по которым проходил Великий Шелковый Путь, но наряду с ними строятся и современные города, отличающиеся своей уникальной архитектурой. Примером может служить наша столица Астана. И сейчас мы с вами проведем тест-экскурсию по городам Казахстана.
Тест-экскурсия по городам Казахстана
1. Укажите предложение, в котором нет определительного придаточного.
А) Астана – столица Республики Казахстан, которая воплотила в себе мощь и силу народа и является символом и гордостью суверенного Казахстана.
Б) С тех пор, как Астана стала столицей Казахстана, ее характерная примета - многочисленные новостройки.
В) В Музее Президентского культурного центра представлены уникальные памятники материальной и духовной культуры, которые рассказывают об истории страны с древнейших времен до наших дней.
Г) Символом и главной достопримечательностью Астаны считается монумент «Байтерек», представляющий собой высокую металлическую конструкцию с огромным шаром на вершине.
2. Укажите предложение с определительным придаточным.
А) Город Туркестан (Яссы) слыл духовно-политическим центром тюркоязычных народов огромного региона Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь) и был древнейшей столицей казахских ханов.
Б) В Туркестане проходили торжественные церемонии возведения на престол казахских ханов, их поднимали на белую кошму перед всем собранием.
В) Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, возведенный в XVI в. по приказу Тимура,- шедевр средневекового зодчества.
Г) Это удивительный комплекс дворцов и храмов, который поражает воображение .

3. Укажите предложение с местоименно-определительным придаточным.
А) На юге Прикаспийской низменности находятся Мангистауские плато, которые богаты полезными ископаемыми.
Б) Столицей Мангышлака является город Актау, который по своей красоте не уступает городам черноморского побережья.
В) Многоэтажные дома, сооружения, выполненные из камня ракушечника, делают город особенно нарядным.
Г) Каждый, кто был в Актау, навсегда запомнит этот город.

4. Укажите предложение, в котором определительное придаточное находится в середине главного (знаки препинания не расставлены).
А) Караганда по-казахски означает местность где растет жёлтая акация.
Б) Город возник в середине XIX века как небольшой поселок который назывался Карагандинские копи.
В) Со строительством в районе угольных шахт вокруг которых строятся посёлки формируется город.
Г) Город формируется в виде районов которые соединяются транспортными магистралями.

5. Найдите предложение, соответствующее схеме [сущ.], (союзное слово) (знаки препинания не расставлены).
А) Семипалатинск который основан как крепость в 1718 году является самым крупным городом Восточного Казахстана.
Б) Но место где была построена крепость было выбрано неудачно из-за постоянного разлива Иртыша.
В) Поэтому в 1778 году крепость где сходились караванные пути из Средней Азии и Монголии в Россию переносят вверх по течению реки на восемнадцать километров.
Г) Сохранились крепостные ворота которые напоминают нам о том времени.
4. Рефлексия
Заполнить таблицу
Знаю Умею Могу
Категория: Русский язык и литература | Добавил: natulyasko (2016-01-29) | Автор: Вяткина Н.А.
Просмотров: 234 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 5:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru