Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Сочинение-описание по картине «Автопортрет» Г. Исмаиловой
Тема: Сочинение-описание по картине «Автопортрет» Г. Исмаиловой
Тип урока: урок – письмо в 8 классе.
Цель урока: описание внешности человека
Задачи:
1. Совершенствование умения учащихся составлять связный текст описательного характера.
2. Развитие умений вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника, выразительно читать собственный текст.
3. Расширение словаря учащихся лексикой, связанной с темой картины-портрета.
Оборудование урока: презентация «Мир таинственной женской души, обозначенный кистью волшебной…» (женские автопортреты в живописи), словарик определений ( учебник «Русский язык» 7 класс, Сулейменова Э.Д,,Сабитова З,К., 2012 Алматы «Атамұра»2012, стр., учебник «Русский язык» 8 класс,Сулейменова Э.Д.,Алтынбекова О.Б., Мадиева Г,Б. стр.120,упр.240, стр.160 цветная вклейка репродукция картины «Автопортрет» Г.Исмаиловой.

Технологическая карта урока
1. Стадия вызова. 2. Стадия осмысления. 3. Стадия рефлексии.
Инвентаризация
Составление чернового текста. Правка.
Чтение вслух на данном уроке.
Ход урока.
1.Стадия вызова. Инвентаризация (собранная информация по данной теме). Галерея женских автопортретов ( презентация, Приложение1).
Сообщение подготовленного ученика (краткая история создания автопортретов).
Вопросы к классу: Почему художник создаёт автопортрет? Каким образом передаёт свой облик? Зачем это нужно художнику, зрителю?
Сообщение ученика о творческой биографии Г.Исмаиловой (Приложение 2)
2. Стадия осмысления. Составление чернового варианта. Можно использовать разные приёмы: приём ведения двойных дневников, «Письмо по кругу». «Свободное письмо» (пишу, что вижу, не задумываясь),синквейн
Приём ведения двойных дневников. Этот приём даёт возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Для того чтобы сделать двойной дневник, необходимо разделить страницу на две половины вертикальной линией. В левом столбике записывается текст (фрагменты текста), а в правом – комментарии. Например: Статья Гульмиры Шалабаевой Гульфайрус Исмаилова: Красота внутри человека…, «World Discovery Kazakhstan».
Фрагмент текста статьи Комментарии
Художник всегда зримо или незримо присутствует в своем произведении. Его личность во многом определяется широтой его культуры, тем, в какой степени он владеет духовными ценностями, выработанными человечеством.
Она создала на экране трепетный и глубоко психологичный образ юной казахской девушки. Как сказала однажды Гульфайрус Мансуровна: «Я сама - один из вариантов Ботагоз, логическое продолжение ее судьбы. И я люблю эту героиню за стремление осознать себя как личность». Специально для проб к этой кинокартине Гульфайрус Мансуровна написала пастелью автопортрет в образе Ботагоз, который воплотила на экране.
Гульфайрус Мансуровна всегда обращает внимание на руки человека, изображая их с особой любовью. Если портреты мастеров искусств экспрессивны, загадочны, то в портретах современников появляется покой, неторопливое размышление, созерцательность. Гульфайрус Мансуровна часто повторяет: «Красота внутри человека», и потому стремится распознать и выявить духовный мир, определяющий личность, неординарность и неповторимость. Характерная особенность многих ее произведений - декоративность, столь созвучная традициям казахской художественной культуры.
Прием «Письмо по кругу». Записать на листке одно-три предложения по определенной теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор, пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, один ученик вслух читает записи. Остальные потом дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Ученики могут использовать словарик определений (Приложение 3) , словесные шаблоны, конечно, в том случае, если испытывают в этом потребность.
3.Стадия рефлексии.
Публичное чтение вслух. На стадии рефлексии 2-3 ученика выразительно читают своё сочинение, сидя в «авторском кресле», а всем остальным предлагается найти в тексте то, что им особенно понравилось, заинтересовало. В заключении составляется синквейн.
Схема синквейна Пример синквейна:
Существительное. Художник.
Прилагательное, прилагательное. Талантливый, одухотворённый
Глагол, глагол, глагол. Привлекает, завораживает, вдохновляет.
Предложение - отношение к теме. Мне очень нравится портрет.
Синоним к первой строке. Мастер кисти.
Ученики пишут улучшенные варианты сочинения
Критерии оценки можно записать на доске. Приблизительно это может выглядеть так:
Чтобы заслужить 5 (4, 3) ученик должен:
1) высказать оригинальную мысль, а не повторять то, что уже говорили.
2) высказать хорошо аргументированную мысль
3) принять во внимание контраргументы, замечания
4)продумать план высказывания (сочинения)
5) выступить (написать сочинение) без стилистических, орфографических, грамматических, пунктуационных ошибок
6) высказывание должно быть такого-то объема (задать)

Приложение 2
Народный художник Казахской ССР, заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Награждена орденами «Знак Почета», Дружбы народов, «Парасат».
Исмаилова Гульфайрус Мансуровна родилась в 1929 г. в г. Алма-Ате. В 1949 г. окончила АХУ, где занималась в мастерской народного художника Казахской ССР A.M. Черкасского, в 1956 г. - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. С 1957 г. - член Союза художников Казахстана. Живет и работает в г. Алматы.
Народный художник Казахской ССР, заслуженный деятель искусств Казахской ССР. Награждена орденами «Знак Почета», Дружбы народов, «Парасат». В 2002 г. удостоена премии «Тарлан» за вклад в искусство республики.
Гульфайрус Исмаилова принадлежала к поколению мастеров казахстанского изобразительного искусства, которые заявили о себе в конце 1950-х гг. и долгое время составляли его ядро. В жизни нечасто бывают случаи, когда природа щедро одаривает кого-либо, дав ему красоту, ум, голос, драматический талант, дар живописца. Именно таким разносторонне талантливым человеком была Гульфайрус Исмаилова. После окончания института она занималась оформлением театральных спектаклей.
В начале 1970-х стала главным художником Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая. Особенности таланта и мастерства Г. Исмаиловой - романтическая взволнованность и декоративный размах - проявились уже в первой постановке - балете Н. Тлендиева «Дорога дружбы». Позднее ею были созданы эскизы декораций к балету «Козы-Корпеш и Баян-Сулу» Е. Брусиловского, «Лебединое озеро» П.И. Чайковского, операм «Аида» А. Верди, «Иоланта» П. Чайковского, «Чио-Чио-сан» Аж. Пуччини, «Ер-Таргын» Е. Брусиловского, «Жумбак-Кыз» С. Мухаметжанова, «Алпамыс» Е. Рахмадиева. Художественное оформление и костюмы всех ее спектаклей отличались глубоким проникновением в сущность народного искусства и тщательной организацией сценического пространства.
В 1960-1970-х гг. она создала серию живописных портретов выдающихся мастеров казахского искусства - «Казахский вальс» (портрет народной артистки Казахской ССР Шары Жиенкуловой), «Портрет народной артистки Казахской ССР Шолпан Ажандарбековой», «Портрет Куляш Байсеитовой в роли «Кыз-Жибек». Говоря о разнообразии творческих устремлений Г. Исмаиловой, нельзя не отметить ее работу в кино, в частности, как художника-постановщика фильма-эпопеи «Кыз-Жибек» (1977) режиссера С. Ходжикова по сценарию Г. Мусрепова, созданного на киностудии «Казахфильм». Около ста эскизов к фильму - это своеобразный итог всей предыдущей деятельности художницы.
Г. Исмаилова была верна своим принципам в искусстве, много и упорно работала, воспевая красоту мироздания и общечеловеческих ценностей.
Источник http://biografia.kz/famous/769#ixzz2rQMMiYC1
Приложение 3
Словарик определений.
Брови: бархатный, грозные, капризные, сдвинутые, стрельчатые, угольные, упрямые, черные, четкие, широкие.
Волосы: блестящие, буйные, воздушные, волнистые, вьющиеся, гладкие, каштановые, красивые, кудрявые, мягкие, непослушные, огненно-рыжие, пепельные, поседевшие, прямые, редкие, русые, рыжие, седые, серые, смоляные, соломенные, струящиеся, тусклые, шелковистые.
Глаза: агатовые, азартные, бархатные, бегающие, бездонные, беззаботные, беспокойное, блестящие, воспаленные, гневные, голубые, живые, задумчивые, зеленые, искрящиеся, карие, круглые, лукавые, лучистые, мечтательные, незабываемые, озорные, орлиные, отчаянные, правдивые, прищуренные, раскосые, светло-карие, серые, смущенные, с поволокой, узкие, усталые, холодные, черные, ясные.
Голова: большая, изящная, круглая, маленькая, массивная.
Губы: алые, бантиком, большие, злые, маленькие, мокрые, припухлые, пухлые, суровые, толстые, узкие, упрямые, яркие.
Душа: беспокойная, бесхитростная, благородная, возвышенная, впечатлительная, доверчивая, любвеобильная, поэтическая, простая, рыцарская, светлая, сложная.
Зубы: белоснежные, великолепные, желтые, кривые, мелкие, ослепительно-белые, прокуренные, редкие, ровные, сверкающие.
Лицо: багровое, вдохновенное, виноватое, волевое, грустное, доброе, задумчивое, заспанное, злое, изящное, испуганное, капризное, красивое, круглое, крупное, миловидное, обиженное, овальное, открытое, побелевшее, порозовевшее, постаревшее, продолговатое, располагающее, румяное, серьезное, симпатичное, сияющее, скуластое, смеющееся, смуглое, сосредоточенное, улыбчивое, умное, упрямое, хмурое, худощавое, цветущее.
Лоб: благородный, высокий, гладкий, гордый, крутой, морщинистый, открытый, покатый, с морщинами, узкий, философский, хмурый, широкий, ясный.
Нос: античный, большой, вздернутый, греческий, задорный, классический, короткий, кривой, курносый, острый, плоский, правильный, приплюснутый, прямой, с горбинкой, хищный, широкий.
Ум: аналитический, всеобъемлющий, изобретательный, истинный, недюжинный, незаурядный, оригинальный, острый, поразительный, прозорливый, разносторонний, творческий, цепкий, энциклопедический.
Характер: деликатный, дружелюбный, инициативный, незаурядный, независимый, незлобивый, непоследовательный, несгибаемый, решительный, сговорчивый, сдержанный, увлекающийся, цельный, эмоциональный.
Словесные шаблоны:
На холсте …
Перед нами репродукция картины …
Обратимся к портрету … кисти…
Моделью художнику послужил…
Художник писал портрет…
Цветовое решение полотна мне кажется…
С одной стороны, ощущается…, с другой - …
Мастерски изображены …
Цветовое решение портрета …
Если у … , то у …
В то время как…, другой художник…
Обратите внимание на то, как написана…
Присмотревшись внимательно, мы увидим…
Художник стремился выразить в этом произведении…
Удачный ракурс ….
Богатая палитра…
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Диас (2016-02-08) | Автор: Садыкова Гульнар Омирсериковна E
Просмотров: 1015 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 3:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1152]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru