Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Мягкий знак (ь) на конце имён существительных».
Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных».
Цель: выявление грамматической функции мягкого знака путём исследовательской работы учащихся.
Задачи: - формировать умения различать слова мужского женского рода;
-способствовать обучению учащихся умению анализировать, группировать, обосновывать логику доказательства;
-воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения, работать индивидуально и коллективно.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы и приёмы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический, исследовательский.
Ход урока:
Ι.Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
-С каким настроением вы пришли сегодня на урок? (учащиеся выбирают смайлик).
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать? ( Дети вспоминают правила «рабочего» человека)
ΙΙ.Оформление тетради. Запись числа.
ΙΙΙ.Минутка чистописания.
Буква «Р» перевернулась,
…знаком обернулась.
Эта буква - хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
ь ч ьь ш ььь щ ьььь ж
Полька, долька, пулька, калька,
Колья, перья, обезьянка,
Мягкий знак всегда с вопросом,
Кто не учил остался с носом.
- Что вы знаете о букве, написанной на первой строчке? Пропишите её, соблюдая последовательность. Прочитайте рифмовку.
-Что вы можете сказать о словах на второй и третьей строчках? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак?
- Как вы понимаете выражение остался с носом?
ΙѴ. Обобщение знаний о мягком знаке.
Хорошую речь, хорошо и слушать.
Ученье- свет, а неученье - тьма.
-Что общего в этих пословицах?
-А что это за буква мягкий знак? Назовите имена существительные.
-Назовите различия в нахождении ь и его роли заметили? Давайте посмотрим на доску и вспомним всё, что вы знаете о мягком знаке.
Знаю Хочу знать Узнал новое
Ѵ. Повторение знаний об имени существительном.
-Что вы можете сказать о существительном, как части речи?
ѴΙ. Создание проблемной ситуации.
- Сегодня мы постараемся выяснить , что мы ещё знаем об имени существительном.
-Почему в слове ночь - мягкий знак пишется, а в слове ключ- мягкий знак не пишется? Попробуем ответить на этот вопрос самостоятельно.
ѴΙΙ. Сообщение темы и цели урока.
-Прочитайте слова на доске: вещь, марш, ночь, ключ, карандаш, мышь, уж, лещ, дочь, молодёжь.
-Что вы можете сказать об этих словах?
-Что общего в звучании данных слов?
- Почему в написании слов вещь есть ь, а в записи слов ключ ь нет?
-Так в чём проблема?
-Делаем сравнение, находим сходство. В чём различие? Ваши предположения?
- Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужско рода.
-Что вы заметили в записи имён существительных?
ѴΙΙΙ. Физминутка.
Потрудились - отдохнём,
Нужно, без сомненья.
Дружно быстренько встаём,
Выполним движения.
ΙX. Сказка о мягком знаке.
Жила- была в алфавитном саду очень странная буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву- Мягкий знак. Со многими буквами Мягкий знак очень дружил, по этому решил, что может занять место и после шипящих. Подошел Мягкий знак к существительным женского рода и вежливо так сказал:
«Моя ночь, вещь и рожь,
Моя дочь, печь, брошь,
Мои дорогие, красивые,
Вам нужна моя помощь,
Любимые!
Растрогались добрые существительные женского рода с буквами ч, щ, ж, ш в конце слова и согласились дружить с Мягким знаком.
Обрадовался Мягкий знак побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие буквы и закричал:
«Мой товарищ, врач, скрипач,
Ключ, гараж, кумач и грач!
Хочу я с вами поиграть,
Хочу в конце у вас стоять!
Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера. Они сказали Мягкому знаку: «Пожалуйста, никогда, слышишь, не приставай к нам!»
Чтобы знать, как писать,
Надо род определять.
Если женский род, то надо
Мягкий знак употреблять.
И тогда мы пишем рожь,
Мышь, печь, сушь и молодежь.
Если род мужской у слова –
Нету знака никакого!
И тогда пиши: калач,
Врач, малыш, гараж и грач!
X. Работа с учебником.
Работа над правилом.
- Где ещё мы можем узнать нужную нам информацию? ( в учебнике)
-Прочитайте правило в учебнике. Верны ли наши предположения?
-Какую же ещё работу выполняет ь знак в русском языке?
Стр.63 упр.174
XΙ. Составление памятки.
-Читаю или произношу слово.
-Определяю часть речи.
-Внимательно слушаю звуки на конце слова.
-Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного.
-Если существительное мужского рода, то ь не пишу.
- Если существительного женского рода, то ь пишу.
- Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу ь.
XΙΙ. Замени одним словом. (устно)
Она бывает устной и письменной…
Он бывает тупой и острый ( на кухне)…
Верный преданный друг…
Правда лучше, чем …
Вкусный, свекольный, наваристый…
Чёрная птица, вестник наступающей весны …
Предмет, на котором ездил Емеля …
Маленький ребёнок …
Добыча охотника. ..
Середина ночи …
Горчица оставляет во рту ….
Морской, речной бывает он…
XΙΙΙ. Работа в группах.
1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий.
Дикий -…,тихий-…, глухой-…,кирпичный-…
овощной-…, дрожать-…,плакать-…
2.Вставь подходящие имена существительные с
основой на шипящий.
1) Какова мать, такова и ….2) Здоровому и …. не нужен.3)Какова голова, такова и …. 4)И … в свою норку тащит корку. 5) Когда … поспела, берись за дело.
Слова для справок: доч(?), врач(?), рож(?), реч(?),мыш(?)
3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):
по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.
XΙѴ. Рефлексия.
-Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием?
- А были ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
Проверим ваше настроение в конце урока( учащиеся выбирают смайлик)
Продолжите мои предложения:
- Я понял, что…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Мне захотелось..
- Я научился…
-Молодцы! Спасибо за урок!
XѴ. Домашнее задание.
1 уровень: придумать свою сказку о приключениях Мягкого знака.
2 уровень: стр. 64 упр. 176
3 уровень: придумать 5 существительных с шипящими на конце мужского рода и 5 существительных с шипящими на конце женского рода.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ARMSPORA (2016-02-10) | Автор: Нурсуитова ЗамзагульАмангельдиновна E
Просмотров: 810 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 9:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru