Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных». Цель: выявление грамматической функции мягкого знака путём исследовательской работы учащихся. Задачи: - формировать умения различать слова мужского женского рода; -способствовать обучению учащихся умению анализировать, группировать, обосновывать логику доказательства; -воспитывать у учащихся уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения, работать индивидуально и коллективно. Тип урока: объяснение нового материала. Методы и приёмы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический, исследовательский. Ход урока: Ι.Организационный момент. Прозвенел звонок весёлый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. -С каким настроением вы пришли сегодня на урок? (учащиеся выбирают смайлик). -Покажите своей посадкой, что вы готовы работать? ( Дети вспоминают правила «рабочего» человека) ΙΙ.Оформление тетради. Запись числа. ΙΙΙ.Минутка чистописания. Буква «Р» перевернулась, …знаком обернулась. Эта буква - хитрый знак, Не сказать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. ь ч ьь ш ььь щ ьььь ж Полька, долька, пулька, калька, Колья, перья, обезьянка, Мягкий знак всегда с вопросом, Кто не учил остался с носом. - Что вы знаете о букве, написанной на первой строчке? Пропишите её, соблюдая последовательность. Прочитайте рифмовку. -Что вы можете сказать о словах на второй и третьей строчках? Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? - Как вы понимаете выражение остался с носом? ΙѴ. Обобщение знаний о мягком знаке. Хорошую речь, хорошо и слушать. Ученье- свет, а неученье - тьма. -Что общего в этих пословицах? -А что это за буква мягкий знак? Назовите имена существительные. -Назовите различия в нахождении ь и его роли заметили? Давайте посмотрим на доску и вспомним всё, что вы знаете о мягком знаке. Знаю Хочу знать Узнал новое Ѵ. Повторение знаний об имени существительном. -Что вы можете сказать о существительном, как части речи? ѴΙ. Создание проблемной ситуации. - Сегодня мы постараемся выяснить , что мы ещё знаем об имени существительном. -Почему в слове ночь - мягкий знак пишется, а в слове ключ- мягкий знак не пишется? Попробуем ответить на этот вопрос самостоятельно. ѴΙΙ. Сообщение темы и цели урока. -Прочитайте слова на доске: вещь, марш, ночь, ключ, карандаш, мышь, уж, лещ, дочь, молодёжь. -Что вы можете сказать об этих словах? -Что общего в звучании данных слов? - Почему в написании слов вещь есть ь, а в записи слов ключ ь нет? -Так в чём проблема? -Делаем сравнение, находим сходство. В чём различие? Ваши предположения? - Запишите в первый столбик имена существительные женского рода, а во второй столбик имена существительные мужско рода. -Что вы заметили в записи имён существительных? ѴΙΙΙ. Физминутка. Потрудились - отдохнём, Нужно, без сомненья. Дружно быстренько встаём, Выполним движения. ΙX. Сказка о мягком знаке. Жила- была в алфавитном саду очень странная буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву- Мягкий знак. Со многими буквами Мягкий знак очень дружил, по этому решил, что может занять место и после шипящих. Подошел Мягкий знак к существительным женского рода и вежливо так сказал: «Моя ночь, вещь и рожь, Моя дочь, печь, брошь, Мои дорогие, красивые, Вам нужна моя помощь, Любимые! Растрогались добрые существительные женского рода с буквами ч, щ, ж, ш в конце слова и согласились дружить с Мягким знаком. Обрадовался Мягкий знак побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие буквы и закричал: «Мой товарищ, врач, скрипач, Ключ, гараж, кумач и грач! Хочу я с вами поиграть, Хочу в конце у вас стоять! Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера. Они сказали Мягкому знаку: «Пожалуйста, никогда, слышишь, не приставай к нам!» Чтобы знать, как писать, Надо род определять. Если женский род, то надо Мягкий знак употреблять. И тогда мы пишем рожь, Мышь, печь, сушь и молодежь. Если род мужской у слова – Нету знака никакого! И тогда пиши: калач, Врач, малыш, гараж и грач! X. Работа с учебником. Работа над правилом. - Где ещё мы можем узнать нужную нам информацию? ( в учебнике) -Прочитайте правило в учебнике. Верны ли наши предположения? -Какую же ещё работу выполняет ь знак в русском языке? Стр.63 упр.174 XΙ. Составление памятки. -Читаю или произношу слово. -Определяю часть речи. -Внимательно слушаю звуки на конце слова. -Если слышу шипящий звук, определяю род имени существительного. -Если существительное мужского рода, то ь не пишу. - Если существительного женского рода, то ь пишу. - Если слышу мягкий звонкий или глухой звук, то вспоминаю работу ь. XΙΙ. Замени одним словом. (устно) Она бывает устной и письменной… Он бывает тупой и острый ( на кухне)… Верный преданный друг… Правда лучше, чем … Вкусный, свекольный, наваристый… Чёрная птица, вестник наступающей весны … Предмет, на котором ездил Емеля … Маленький ребёнок … Добыча охотника. .. Середина ночи … Горчица оставляет во рту …. Морской, речной бывает он… XΙΙΙ. Работа в группах. 1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий. Дикий -…,тихий-…, глухой-…,кирпичный-… овощной-…, дрожать-…,плакать-… 2.Вставь подходящие имена существительные с основой на шипящий. 1) Какова мать, такова и ….2) Здоровому и …. не нужен.3)Какова голова, такова и …. 4)И … в свою норку тащит корку. 5) Когда … поспела, берись за дело. Слова для справок: доч(?), врач(?), рож(?), реч(?),мыш(?) 3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске): по, малыш(?), берегу, бегал, реки. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит. на, веселилась, площадке, молодёж(?). плащ(?), от, защитил, дождя, меня. отец, багаж(?), вещи, в, сдал. XΙѴ. Рефлексия. -Что нового узнали сегодня на уроке? - Какие задания вы выполняли с удовольствием? - А были ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности? Проверим ваше настроение в конце урока( учащиеся выбирают смайлик) Продолжите мои предложения: - Я понял, что… - Было интересно… - Было трудно… - Мне захотелось.. - Я научился… -Молодцы! Спасибо за урок! XѴ. Домашнее задание. 1 уровень: придумать свою сказку о приключениях Мягкого знака. 2 уровень: стр. 64 упр. 176 3 уровень: придумать 5 существительных с шипящими на конце мужского рода и 5 существительных с шипящими на конце женского рода. | |
Просмотров: 810 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|