Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Восточно-Казахстанская область КГУ «СОШ №11» ГУ «Отдел образования г.Семей ВКО» Учитель русского языка и литературы Садыкова Айсулу Багдатовна 7 класс Урок : Русская литература Тема: Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне. Человек на войне в русской лирике XX века. Учебно-воспитательные задачи : - знакомство с лирическими произведениями, отразившими тему Великой Отечественной войны; проанализировать стихотворения с точки зрения темы, основной мысли, использованных языковых художественных средств; - совершенствование навыков работы над художественным текстом, развитие творческих способностей учащихся, развивать умения по анализу поэтического произведения; отрабатывать навыки пересказа, выразительного чтения, связного полного ответа; -воспитывать любознательность, активность, добросовестность, патриотизм, миролюбие. Наглядные пособия: портреты поэтов, презентации, сборники произведений о Великой отечественной литературе, Энциклопедия Великой отечественной войны. Тип урока: урок-композиция с элементами исследования. Методы и приемы: исследовательская работа в группах, выразительное чтение, инсценировка, беседа, наблюдение, слово учителя. Ход урока: I. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП. 1 Мотивация - → Демонстрация отрывка из к\ф А.Кончаловского «Песнь о Маншук» 2. Целеполагание ? Что сегодня мы будем изучать на уроке? (Исторический художественный мир Великой отечественной войны) → Художественный мир – это воображаемая реальность, воплощённая в художественном тексте. (стр.4-5) Исторический художественный мир – это построенная на материале исторических фактов и событий воображаемая реальность, в которой действуют исторические и вымышленные персонажи.(стр. 9) Задача: В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях. Лирическое произведение ------ Выводы и наблюдения - Вначале урока вы разделились по группам по цвету выбранного вами пазла (синего, красного, сиреневого, желтого).Соберите пазлы – вы узнаете какое произведение, вы будете анализировать (А. А. Ахматова. «Мужество», С. П. Гудзенко. «Перед атакой», Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая», К.М.Симонов. «Жди меня», В.С. Высоцкий «Песня о Земле») Попробуем провести урок как лит композицию 3. Актуализация знаний. - Наизусть стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество». → СЛАЙДЫ В феврале 1942 года, когда фашисты блокировали Ленинград, на страницах газеты «Правда» появилось стихотворение А. Ахматовой «Мужество». А. Ахматова переживала все тяготы военного времени в тылу, выступая со стихами перед ранеными. - Ответы на вопросы. 1. Объясните смысл названия стихотворения. 2.Почему так важно сохранить «русскую речь», «великое русское слово»? 3.Раскройте символическое значение этого выражения. Ее стихотворение "Мужество" - это призыв защитить свою Родину. Люди не боялись бросаться под пули, а уж без крова оставались почти все. Ведь нужно сохранить Россию - русскую речь, Великое русское слово. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его. Все стихотворение звучит, как клятва. РЕФЛЕКСИЯ → ФСП «Война» (Смерть, кровь. Потеря близких и родных. Разруха. Голод. Сохранение человеческого достоинства. Стремление к победе. Любовь к Родине. Пробуждение лучших человеческих качеств.) 1. Ассоциации Какие ассоциации вызывает слово война? (ответы учащихся) II. ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП. 1 Знакомство с новым материалом. Формирование новых понятий и способов действия А) Слово учителя Война - это страшная трагедия, которая унесла миллионы жизней и искалечила судьбы многих людей. Среди них - воины-поэты. Именно о них и о себе поэт С. Гудзенко сказал: «Нам досталась на долю нелегкая участь солдат». Каждое стихотворение - это история человеческой жизни, вместившая в себя безграничную любовь к Родине и огромное мужество. Поэт и солдат. Это звучит драматично. Большая армия поэтов объединила тех, кто не только творил историю, но и запечатлевал ее в своих произведениях. Кто-то воевал с оружием в руках на фронте, кто-то был армейским корреспондентом, кто-то всё делал для победы в тылу. Известно, что в годы военных испытаний 1215 поэтов и писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свою жизнь. Многие из них были совсем юными, начинающими поэтами. Вот только несколько имен тех, кто не вернулся с войны, погиб на поле боя: Всеволод Багрицкий (19 лет), Павел Коган (23 года), Михаил Кульчицкий (23 года), Николай Майоров (23 года), Георгий Суворов (24 года) и многие другие. → СЛАЙДЫ В минуту опасности на защиту своей родины встали люди разных национальностей. В годы войны на фронтах находились 125 казахстанских писателей. Все они награждены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены 14 литераторов, 26 поэтов и писателей нашей республики пали на полях сражений. → СЛАЙДЫ Тема урока, эпиграф. - Сегодня на уроке мы проанализируем стихотворения 4 поэтов, хотя произведений о великой отечественной войне великое множество. 2Многоуровневое закрепление. Применение. Формирование умений и навыков А) Работа в группах Каждая группа получает задания на карточках. 1. --- Стихотворение С.П. Гудзенко «Перед атакой». → СЛАЙДЫ С.П. Гудзенко - поэт -фронтовик, в 19 лет ушел на войну, воевал и писал стихи. Умер от старых ран после войны, когда ему исполнился 31 год. а) чтение стихотворения; б) работа группы по карточке №. 1.Как понимаете строчку «Когда на смерть идут-поют»? 2.Какие чувства охватывают героя стихотворения? 3.Перечислите факты из армейской жизни, запечатленные в произведении. 2. --- Стихотворение Ю.В. Друниной «Качается рожь несжатая». → СЛАЙДЫ С. Гудзенко ушёл на войну в 19 лет. В ещё более юном возрасте, в 17 лет, прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт Ю. Друнина. До конца войны она служила батальонным санитарным инструктором. В одном из стихотворений она писала о себе: «Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод». а) чтение стихотворения; б) работа группы по карточке №. 1.Какова основная мысль стихотворения? 2.Через какие изобразительно-выразительные средства передает автор трагизм людей своего поколения? 3.Художественное своеобразие произведения. 3. --- Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня». → СЛАЙДЫ В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю Россию потрясло стихотворение «Жди меня». Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось со сцены, звучало по радио. а) чтение стихотворения; б) работа группы по карточке № 1.Каковы первые впечатления? 2.Какие чувства лирического героя передает автор? 3.Какие поэтические приемы использует поэт? 4. --- Стихотворение В.С.Высоцкого «Песня о Земле». → СЛАЙДЫ а) чтение стихотворения; б) работа группы по карточке № 1.Каковы первые впечатления? 2.Какие чувства лирического героя передает автор? 3.Какие поэтические приемы использует поэт? 3 Выводы 1.Лист наблюдений и выводов -Какие трагические стороны войны отражены в стихотворениях? 2.УМШ Создайте на листах Макет Памятника «ВОВ в произведениях писателей и поэтов» III. ЗАДАНИЕ НА ДОМ. 1. Сочинение на тему «ВОВ в произведениях писателей и поэтов ХХ века». Этап рефлексии – Что нового узнали и чему научились на уроке? – Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? | |
Просмотров: 1993 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|