Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне. Человек на войне в русской лирике XX века.
Восточно-Казахстанская область
КГУ «СОШ №11»
ГУ «Отдел образования г.Семей ВКО»
Учитель русского языка и литературы
Садыкова Айсулу Багдатовна
7 класс
Урок : Русская литература
Тема: Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне.
Человек на войне в русской лирике XX века.

Учебно-воспитательные задачи :
- знакомство с лирическими произведениями, отразившими тему Великой Отечественной войны; проанализировать стихотворения с точки зрения темы, основной мысли, использованных языковых художественных средств;
- совершенствование навыков работы над художественным текстом, развитие творческих способностей учащихся, развивать умения по анализу поэтического произведения; отрабатывать навыки пересказа, выразительного чтения, связного полного ответа;
-воспитывать любознательность, активность, добросовестность, патриотизм, миролюбие.
Наглядные пособия: портреты поэтов, презентации, сборники произведений о Великой отечественной литературе, Энциклопедия Великой отечественной войны.
Тип урока: урок-композиция с элементами исследования.
Методы и приемы: исследовательская работа в группах, выразительное чтение, инсценировка, беседа, наблюдение, слово учителя.
Ход урока:
I. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
1 Мотивация - → Демонстрация отрывка из к\ф А.Кончаловского «Песнь о Маншук»

2. Целеполагание ? Что сегодня мы будем изучать на уроке?
(Исторический художественный мир Великой отечественной войны) →
Художественный мир – это воображаемая реальность, воплощённая в художественном тексте. (стр.4-5)
Исторический художественный мир – это построенная на материале исторических фактов и событий воображаемая реальность, в которой действуют исторические и вымышленные персонажи.(стр. 9)
Задача: В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.
Лирическое произведение ------ Выводы и наблюдения
- Вначале урока вы разделились по группам по цвету выбранного вами пазла (синего, красного, сиреневого, желтого).Соберите пазлы – вы узнаете какое произведение, вы будете анализировать (А. А. Ахматова. «Мужество», С. П. Гудзенко. «Перед атакой», Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая», К.М.Симонов. «Жди меня», В.С. Высоцкий «Песня о Земле»)
Попробуем провести урок как лит композицию

3. Актуализация знаний.
- Наизусть стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество». → СЛАЙДЫ
В феврале 1942 года, когда фашисты блокировали Ленинград, на страницах газеты «Правда» появилось стихотворение А. Ахматовой «Мужество». А. Ахматова переживала все тяготы военного времени в тылу, выступая со стихами перед ранеными.
- Ответы на вопросы.
1. Объясните смысл названия стихотворения.
2.Почему так важно сохранить «русскую речь», «великое русское слово»?
3.Раскройте символическое значение этого выражения.
Ее стихотворение "Мужество" - это призыв защитить свою Родину. Люди не боялись бросаться под пули, а уж без крова оставались почти все. Ведь нужно сохранить Россию - русскую речь, Великое русское слово. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его.
Все стихотворение звучит, как клятва.
РЕФЛЕКСИЯ → ФСП «Война» (Смерть, кровь. Потеря близких и родных. Разруха. Голод. Сохранение человеческого достоинства. Стремление к победе. Любовь к Родине. Пробуждение лучших человеческих качеств.)
1. Ассоциации
Какие ассоциации вызывает слово война? (ответы учащихся)
II. ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП.
1 Знакомство с новым материалом. Формирование новых понятий и способов действия
А) Слово учителя
Война - это страшная трагедия, которая унесла миллионы жизней и искалечила судьбы многих людей.
Среди них - воины-поэты. Именно о них и о себе поэт С. Гудзенко сказал: «Нам досталась на долю нелегкая участь солдат». Каждое стихотворение - это история человеческой жизни, вместившая в себя безграничную любовь к Родине и огромное мужество.
Поэт и солдат. Это звучит драматично. Большая армия поэтов объединила тех, кто не только творил историю, но и запечатлевал ее в своих произведениях. Кто-то воевал с оружием в руках на фронте, кто-то был армейским корреспондентом, кто-то всё делал для победы в тылу. Известно, что в годы военных испытаний 1215 поэтов и писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свою жизнь. Многие из них были совсем юными, начинающими поэтами. Вот только несколько имен тех, кто не вернулся с войны, погиб на поле боя: Всеволод Багрицкий (19 лет), Павел Коган (23 года), Михаил Кульчицкий (23 года), Николай Майоров (23 года), Георгий Суворов (24 года) и многие другие.
→ СЛАЙДЫ
В минуту опасности на защиту своей родины встали люди разных национальностей. В годы войны на фронтах находились 125 казахстанских писателей. Все они награждены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены 14 литераторов, 26 поэтов и писателей нашей республики пали на полях сражений.
→ СЛАЙДЫ Тема урока, эпиграф.
- Сегодня на уроке мы проанализируем стихотворения 4 поэтов, хотя произведений о великой отечественной войне великое множество.

2Многоуровневое закрепление. Применение. Формирование умений и навыков
А) Работа в группах
Каждая группа получает задания на карточках.
1. --- Стихотворение С.П. Гудзенко «Перед атакой».
→ СЛАЙДЫ
С.П. Гудзенко - поэт -фронтовик, в 19 лет ушел на войну, воевал и писал стихи. Умер от старых ран после войны, когда ему исполнился 31 год.
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №.
1.Как понимаете строчку «Когда на смерть идут-поют»?
2.Какие чувства охватывают героя стихотворения?
3.Перечислите факты из армейской жизни, запечатленные в произведении.
2. --- Стихотворение Ю.В. Друниной «Качается рожь несжатая».
→ СЛАЙДЫ
С. Гудзенко ушёл на войну в 19 лет. В ещё более юном возрасте, в 17 лет, прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт Ю. Друнина. До конца войны она служила батальонным санитарным инструктором.
В одном из стихотворений она писала о себе: «Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод».
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №.
1.Какова основная мысль стихотворения?
2.Через какие изобразительно-выразительные средства передает автор трагизм людей своего поколения?
3.Художественное своеобразие произведения.
3. --- Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».
→ СЛАЙДЫ
В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю Россию потрясло стихотворение «Жди меня». Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось со сцены, звучало по радио.
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №
1.Каковы первые впечатления?
2.Какие чувства лирического героя передает автор?
3.Какие поэтические приемы использует поэт?
4. --- Стихотворение В.С.Высоцкого «Песня о Земле».
→ СЛАЙДЫ
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №
1.Каковы первые впечатления?
2.Какие чувства лирического героя передает автор?
3.Какие поэтические приемы использует поэт?
3 Выводы
1.Лист наблюдений и выводов
-Какие трагические стороны войны отражены в стихотворениях?
2.УМШ
Создайте на листах Макет Памятника «ВОВ в произведениях писателей и поэтов»

III. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
1. Сочинение на тему «ВОВ в произведениях писателей и поэтов ХХ века».

Этап рефлексии
– Что нового узнали и чему научились на уроке?
– Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: zhannaSS (2016-02-12)
Просмотров: 395 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 3:05 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru