Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне. Человек на войне в русской лирике XX века.
Восточно-Казахстанская область
КГУ «СОШ №11»
ГУ «Отдел образования г.Семей ВКО»
Учитель русского языка и литературы
Садыкова Айсулу Багдатовна
7 класс
Урок : Русская литература
Тема: Стихотворения поэтов XX века о Великой Отечественной войне.
Человек на войне в русской лирике XX века.

Учебно-воспитательные задачи :
- знакомство с лирическими произведениями, отразившими тему Великой Отечественной войны; проанализировать стихотворения с точки зрения темы, основной мысли, использованных языковых художественных средств;
- совершенствование навыков работы над художественным текстом, развитие творческих способностей учащихся, развивать умения по анализу поэтического произведения; отрабатывать навыки пересказа, выразительного чтения, связного полного ответа;
-воспитывать любознательность, активность, добросовестность, патриотизм, миролюбие.
Наглядные пособия: портреты поэтов, презентации, сборники произведений о Великой отечественной литературе, Энциклопедия Великой отечественной войны.
Тип урока: урок-композиция с элементами исследования.
Методы и приемы: исследовательская работа в группах, выразительное чтение, инсценировка, беседа, наблюдение, слово учителя.
Ход урока:
I. МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП.
1 Мотивация - → Демонстрация отрывка из к\ф А.Кончаловского «Песнь о Маншук»

2. Целеполагание ? Что сегодня мы будем изучать на уроке?
(Исторический художественный мир Великой отечественной войны) →
Художественный мир – это воображаемая реальность, воплощённая в художественном тексте. (стр.4-5)
Исторический художественный мир – это построенная на материале исторических фактов и событий воображаемая реальность, в которой действуют исторические и вымышленные персонажи.(стр. 9)
Задача: В течение урока вы должны заполнять страницу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны, которые изображены в произведениях.
Лирическое произведение ------ Выводы и наблюдения
- Вначале урока вы разделились по группам по цвету выбранного вами пазла (синего, красного, сиреневого, желтого).Соберите пазлы – вы узнаете какое произведение, вы будете анализировать (А. А. Ахматова. «Мужество», С. П. Гудзенко. «Перед атакой», Ю.В. Друнина. «Качается рожь несжатая», К.М.Симонов. «Жди меня», В.С. Высоцкий «Песня о Земле»)
Попробуем провести урок как лит композицию

3. Актуализация знаний.
- Наизусть стихотворение А.А.Ахматовой «Мужество». → СЛАЙДЫ
В феврале 1942 года, когда фашисты блокировали Ленинград, на страницах газеты «Правда» появилось стихотворение А. Ахматовой «Мужество». А. Ахматова переживала все тяготы военного времени в тылу, выступая со стихами перед ранеными.
- Ответы на вопросы.
1. Объясните смысл названия стихотворения.
2.Почему так важно сохранить «русскую речь», «великое русское слово»?
3.Раскройте символическое значение этого выражения.
Ее стихотворение "Мужество" - это призыв защитить свою Родину. Люди не боялись бросаться под пули, а уж без крова оставались почти все. Ведь нужно сохранить Россию - русскую речь, Великое русское слово. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его.
Все стихотворение звучит, как клятва.
РЕФЛЕКСИЯ → ФСП «Война» (Смерть, кровь. Потеря близких и родных. Разруха. Голод. Сохранение человеческого достоинства. Стремление к победе. Любовь к Родине. Пробуждение лучших человеческих качеств.)
1. Ассоциации
Какие ассоциации вызывает слово война? (ответы учащихся)
II. ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП.
1 Знакомство с новым материалом. Формирование новых понятий и способов действия
А) Слово учителя
Война - это страшная трагедия, которая унесла миллионы жизней и искалечила судьбы многих людей.
Среди них - воины-поэты. Именно о них и о себе поэт С. Гудзенко сказал: «Нам досталась на долю нелегкая участь солдат». Каждое стихотворение - это история человеческой жизни, вместившая в себя безграничную любовь к Родине и огромное мужество.
Поэт и солдат. Это звучит драматично. Большая армия поэтов объединила тех, кто не только творил историю, но и запечатлевал ее в своих произведениях. Кто-то воевал с оружием в руках на фронте, кто-то был армейским корреспондентом, кто-то всё делал для победы в тылу. Известно, что в годы военных испытаний 1215 поэтов и писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свою жизнь. Многие из них были совсем юными, начинающими поэтами. Вот только несколько имен тех, кто не вернулся с войны, погиб на поле боя: Всеволод Багрицкий (19 лет), Павел Коган (23 года), Михаил Кульчицкий (23 года), Николай Майоров (23 года), Георгий Суворов (24 года) и многие другие.
→ СЛАЙДЫ
В минуту опасности на защиту своей родины встали люди разных национальностей. В годы войны на фронтах находились 125 казахстанских писателей. Все они награждены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены 14 литераторов, 26 поэтов и писателей нашей республики пали на полях сражений.
→ СЛАЙДЫ Тема урока, эпиграф.
- Сегодня на уроке мы проанализируем стихотворения 4 поэтов, хотя произведений о великой отечественной войне великое множество.

2Многоуровневое закрепление. Применение. Формирование умений и навыков
А) Работа в группах
Каждая группа получает задания на карточках.
1. --- Стихотворение С.П. Гудзенко «Перед атакой».
→ СЛАЙДЫ
С.П. Гудзенко - поэт -фронтовик, в 19 лет ушел на войну, воевал и писал стихи. Умер от старых ран после войны, когда ему исполнился 31 год.
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №.
1.Как понимаете строчку «Когда на смерть идут-поют»?
2.Какие чувства охватывают героя стихотворения?
3.Перечислите факты из армейской жизни, запечатленные в произведении.
2. --- Стихотворение Ю.В. Друниной «Качается рожь несжатая».
→ СЛАЙДЫ
С. Гудзенко ушёл на войну в 19 лет. В ещё более юном возрасте, в 17 лет, прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт Ю. Друнина. До конца войны она служила батальонным санитарным инструктором.
В одном из стихотворений она писала о себе: «Я ушла из детства в грязную теплушку, в эшелон пехоты, в санитарный взвод».
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №.
1.Какова основная мысль стихотворения?
2.Через какие изобразительно-выразительные средства передает автор трагизм людей своего поколения?
3.Художественное своеобразие произведения.
3. --- Стихотворение К.М. Симонова «Жди меня».
→ СЛАЙДЫ
В 1941 году со страниц газеты «Правда» всю Россию потрясло стихотворение «Жди меня». Стихотворение, звучавшее как заклинание, переписывалось, читалось со сцены, звучало по радио.
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №
1.Каковы первые впечатления?
2.Какие чувства лирического героя передает автор?
3.Какие поэтические приемы использует поэт?
4. --- Стихотворение В.С.Высоцкого «Песня о Земле».
→ СЛАЙДЫ
а) чтение стихотворения;
б) работа группы по карточке №
1.Каковы первые впечатления?
2.Какие чувства лирического героя передает автор?
3.Какие поэтические приемы использует поэт?
3 Выводы
1.Лист наблюдений и выводов
-Какие трагические стороны войны отражены в стихотворениях?
2.УМШ
Создайте на листах Макет Памятника «ВОВ в произведениях писателей и поэтов»

III. ЗАДАНИЕ НА ДОМ.
1. Сочинение на тему «ВОВ в произведениях писателей и поэтов ХХ века».

Этап рефлексии
– Что нового узнали и чему научились на уроке?
– Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: zhannaSS (2016-02-12)
Просмотров: 1993 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 1:25 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru