Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Функциональная грамотность на уроках русского языка
Функциональная грамотность на уроках русского языка
Учитель русского языка и литературы Лях О.Ю. сш № 3 г. Актобе

Современный учитель при планировании урока старается включить в поурочный план работу, напрямую развивающую функциональную грамотность учащихся, о значении которой так много говорится сегодня. Какую работу проводить на уроке, (я имею практические предложения) чтобы у учащихся повышался уровень функциональной грамотности на уроках русского языка? Чтобы избежать процесса имитации развития функциональной грамотности учащихся и не притягивать план урока «за уши», нужно задать вопрос самому себе о практической значимости полученного детьми материала. Напомним, что функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с окружающей средой и максимально быстро адаптироваться, функционировать в системе социальных отношений. Это минимально необходимые знания, умения и навыки для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
На уроках русского языка одним из важнейших условий формирования функциональной грамотности является развитие всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения, письма. Анализ упражнений учебника, состоящих из предложений художественных текстов классиков, способствуют развитию речи, интеллектуальному развитию и навыкам правописания орфограмм, пунктограмм. Но материал учебника оторван от жизни, не имеет эмоционального отклика у учащихся.. Интерес можно повысить, включив тексты, которые не смогут оставить равнодушными учеников.
Стараюсь использовать на уроке особые тексты, которые полностью или частично зачитываются и анализируются в классе на одном уроке или имеют продолжение в серии последовательных уроков.
Начиная с 9 по11 класс я использую на уроке тексты из книги Р. Чалдини «Психология влияния», в которой автор раскрывает 6 принципов влияния, рычагов, при помощи которых можно заставить принимать навязанные извне решения. Например, все знают, что в некоторых телевизионных программах авторы используют искусственный смех. Для чего? Как этот смех в итоге действует на нас вопреки нашему сознанию? Вот такие вопросы Р.Чалдини задаёт в начале книги и потом отвечает на них. Дальше - больше! Для меня было большим открытием понимание многих принципов. Теперь, когда в квартиру приходят торговцы, чтобы продать суперэффективный (и супердорогой!) пылесос «Томас», я понимаю алгоритм действия этих милых людей и ставлю заслоны манипуляторам. Сокращённые и адаптированные для урока тексты из книги применяю для 3- 6 уроков с орфографическим, синтаксическим разбором предложений, морфемным и морфологическим разбором в зависимости от поставленных целей урока. Дети с удовольствием приводят примеры из жизни, составляют диалоги с манипуляторами, повышая иммунитет против стереотипного мышления. Такие тексты, имеющие практическую направленность, вызывают у детей неподдельный интерес к теме, к предмету, к обучению в целом. Хотелось бы добавить, что в книге Р.Чалдини после каждой главы есть вопросник – тренинг на понимание защиты от манипуляторов. Учащиеся в групповой работе находят правильное и, главное, безопасное решение.
Для учащихся 6-8 – ых классов использую главы из книги «Курс выживания для подростков» под редакцией Потапова С., Вакса О. Авторы составили сборник опасных ситуаций для подростков в ненавязчивой и юмористической форме, что помогает без трагизма и страха воспринимать возможные ситуации, находить правильное решение, а главное, не допускать такие ситуации в свою жизнь. Эти темы звучат на уроке, когда трудно соединить тему урока и смысловую функциональную направленность. Но есть темы, которые просто «просятся», чтобы подробнее была проведена работа в данном направлении. Например, при изучении темы «Числительное» учащимся предлагаются предложения, стимулирующие интерес к практической стороне жизни, а именно: сколько стоит кубометр воды, киловатт света, вывоз мусора, как распределить бюджет семьи, исходя из расходов за коммунальные услуги, какая зарплата у ваших родителей, как распределить семейный бюджет на месяц? Учащиеся иногда со стыдом осознают несоответствие своих запросов с возможностями семьи.
При изучении производных предлогов официально – делового стиля использую жизненные ситуации. Например, потери-кражи телефона. Написание заявления неграмотной бабушки с просторечными выражениями учащиеся трансформируют в документ официально – делового стиля. Разбираются ситуации в общественном транспорте, варианты поведенческой реакции, визуальное определение «опасного» человека, акцентируется внимание на деталь в описании преступников: одежда, висящая на руке, невозмутимый и отрешённый взгляд. В ролевой игре «Как вести себя в транспорте, если..» выступающий собирает весь материал для эмоционального монолога, который оценивает класс.
Для учащихся 5 –ых классов на уроках русского языка стараюсь найти время для разбора юмористических ситуативных анекдотов. Занимают такие вставки немного времени, но важность вопроса, поставленного в тексте, могут дать ученикам многое. Например: в джунглях на узком мостике, переброшенном через бурную речку, встретились два слона.
— Я никогда не уступаю дорогу болванам! – протрубил первый слон.
— А я делаю это всегда, — ответил второй и отошел в сторону.
В данном тексте поставлена задача: кто из слонов поступает правильно и почему? На уроке разворачивается спонтанный диспут. Учащиеся делают вывод, который (надеюсь) поможет им в жизни.
Работу во всех класса объединяют критерии принимаемого ответа – полный, логичный, аргументированный ответ по теме. Самый интересный и полный ответ за урок поощряется конфетой. Ученикам не столько хочется получить этот приз, сколько хочется быть признанным.
Таким образом, развитие речи учащихся на основе изучения текста по практической психологии, поведению учащихся в обществе, текстов бытового характера, направленных на анализ явлений и критическое отношение к различным сферам жизни, а также на сознательное принятие решений, способствуют развитию функциональной грамотности, пониманию ответственности за своё поведение и жизнь в обществе.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: olgal1968 (2016-02-13) | Автор: Лях Ольга Юрьевна E
Просмотров: 224 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 5:26 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru