Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Тема: «Л.Н.Толстой. Фрагменты из романа «Война и мир» «Совет в Филях», «Наполеон на По-клонной горе». Исторические и вымышленные образы. Об¬
Русская литература. 7 класс. Урок № 24. Дата:_______
Тема: «Л.Н.Толстой. Фрагменты из романа «Война и мир» «Совет в Филях», «Наполеон на По-клонной горе». Исторические и вымышленные образы. Об¬разы Кутузова и Наполеона».
Цель: способствовать формированию знаний об особенностях изображения образов исторических лиц во фрагментах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» («Совет в Филях» и «Наполеон на Поклонной горе»), подвести учащихся к выводу о смысле сопоставления полководцев, продолжить работу над портретным описанием в художественном тексте;
способствовать развитию навыков сравнительной характеристики образов – персонажей литературного произведения, умения анализировать портретное описание героя литературного произведения, критического мышления, связной литературной речи учащихся;
способствовать воспитанию честности, искренности в отношениях с людьми, патриотизма на примере героев литературного произведения.

Наглядность, дидактический материал: портреты Л.Н.Толстого, Наполеона, Кутузова, фрагменты их кинофильма «Война и мир»: «Совет в Филях», «Жители Москвы оставляют город».

Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Усвоение нового материала.

1. Просмотр фрагментов из кинофильма «Война и мир».

2. Образ Кутузова во фрагменте «Совет в Филях».

Выступление подготовленного учащегося с исторической справкой о Кутузове и его роли в войне 1812 года.

Анализ фрагмента «Совет в Филях».
Беседа.
1. Какой вопрос обсуждался на совете в Филях?
2. С какой целью Л.Толстой вводит в эту сцену образ крестьянской девочки Малаши? Каким она видит Кутузова?
3. На каком фоне даётся портрет Кутузова? Почему?
4. Какие детали портрета передают психологическое состояние Кутузова?
5. Какое решение принимает Кутузов и почему? Как ему далось это решение? Определите по деталям портрета.
6. Почему Бенигсен возражает Кутузову?
7. Прокомментируйте слова А.С.Пушкина о Кутузове:

3. Образ Наполеона во фрагменте «Наполеон на Поклонной горе».

Выступление подготовленного учащегося с исторической справкой о Наполеоне и его завоеваниях.

Анализ фрагмента «Наполеон на Поклонной горе».
1. Как Л.Толстой изображает Москву? Какой видит и воспринимает её Наполеон?
2. Каковы планы Наполеона насчёт дальнейшей участи Москвы? Для кого он готовит воображаемую речь и что собирается в ней произнести?
3. В каких деталях выражается актёрство и позёрство Наполеона, его любование собой? Какое местоимение назойливо повторяется в его рассуждениях? Почему? Какую роль хочет сыграть Наполеон?
4. С чем сравнивается опустевшая Москва? Как вы понимаете смысл этого сравнения7
5. В чём и как проявляется авторская ирония? В чём, на ваш взгляд, комизм происходящего?
6. Какие чувства вызывает у вас Наполеон?

4. Сопоставление образов Наполеона и Кутузова.
Работа с презентацией.
Слайд 1.
Умный полководец не бывает воинствен.
Умелый воин не бывает гневен .
Умеющий побеждать врага не нападает.
Лао Цзы.

- Как вы понимаете эпиграф?

Слайд 2.
Наполеон показан в комическом образе.
Кутузов как спаситель России.

- Сравните Наполеона и Кутузова по критериям:
1. Нравственность и грубая сила.

Слайд 3.
Нравственность всегда торжествует над грубой силой.
Мнимое величие Наполеона особенно ярко проявляется в сцене, когда он стоит на Поклонной горе и любуется панорамой Москвы: «Одно мое слово, одно движение моей руки, и погибла эта древняя столица...» Но недолго пришлось ему наслаждаться своим величием. Он оказался в жалком и смешном положении, так и не дождавшись ключей от величественного города.
Толстой противопоставляет Наполеону (и как военачальнику, и как человеку) фельдмаршала Кутузова. В отличие от императора Франции, русский полководец не считал руководство военными операциями «игрой в шахматы». Кроме того, он никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых русской армией. В отличие от Наполеона, он делал ставку не на свою гениальность, а на силу армии. Кутузов был убежден, что решающее значение в войне имеет «дух войска».

2. Честолюбие и сердечность.

Слайд 4.
Наполеон.
«Нет величия там, где нет простоты и правды».
Жесток в стремлении удовлетворить свое честолюбие ценой тысяч жизней, в попытке навязать свою
волю целой стране. Его поведение определяет не сердце, а разум, потому он обречен на поражение. Толстого не впечатляет количество выигранных им государств – у него другая мера: «Нет величия там, где нет простоты и правды».

Кутузов.
«Победить не берусь, перехитрить попробую».
Изображен полководцем не столько направляющим действия армии, сколько не мешавшим течению событий. Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределен нравственным превосходством русских. Поэтому он первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух в войсках, внушить веру в победу.

3. Мелочность и мудрость.

Слайд 5.
Наполеон.
Изображен полководцем не столько направляющим действия армии, сколько не мешавшим течению событий. Не опыт полководца, а опыт сердца подсказывает ему, что исход войны предопределен нравственным превосходством русских. Поэтому он первую свою задачу видит в том, чтобы поднять боевой дух в войсках, внушить веру в победу.

Кутузов.
Он добр, мудр, прост и открыт людям, как обыкновенный – старый и нравственно опытный – человек.

Подведение итога.

Слайд 6.
Кутузов – народный герой.
Из всех исторических деятелей, показанных в романе, только Кутузова Толстой называет истинно великим человеком: «...трудно себе представить историческое лицо, деятельность которого так неизменно и постоянно была бы направлена к одной и той же цели».
В романе «Война и мир» Кутузов представлен как народный герой, вся мощь которого состояла «в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его».
Можно сделать вывод о том, что основное различие между этими полководцами Толстой видел в антинародной деятельности Наполеона и народном начале, лежащем в основе всех деяний Кутузова.

Рефлексия.
Творческая работа в парах.
Представьте себя в роли Наполеона и Кутузова. Разыграйте сцену их встречи.

Домашнее задание.
Прочитать фрагмент «Капитан Тушин» из романа Л.Толстого «Война и мир», работать по опережающим заданиям.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Наталочка (2016-02-15) | Автор: Костомаха Наталья Павловна
Просмотров: 729 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 3:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru