Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (11 класс)
Борисова Н.А., учитель русского языка и литературы
КГУ «Мироновская средняя школа», Тайыншинский район, СКО

Тема: Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
ТДЦ: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать знания о БСП; развивать умение делать полный синтаксический разбор БСП: давать характеристику БСП, графически выделять обособленные и однородные члены простых предложений в составе БСП, составлять схему БСП, повторить основные орфограммы; выявить выразительные возможности БСП;
развивающая: развивать психические процессы (восприятие, воображение, внимание, память), умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (обобщение, выделение главного, умение делать выводы, извлекать информацию на память);
воспитательная: содействовать воспитанию нравственных качеств у учащихся (гуманизма, активной жизненной позиции, чувства прекрасного, патриотических чувств), развивать их диалоговую культуру.

Оборудование: компьютеры, иллюстрации, игры во время Наурыза, опросные листы.
ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.
2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
1) Сообщение темы: Сегодня мы повторим и обобщим знания и умения по теме «БСП», полученные вами в 9 классе; помня о подготовке к ЕНТ, сравним постановку знаков препинания в других типах предложений и узнаем о выразительных возможностях этих предложений.
2) Сообщение цели: Цель нашего урока – продолжить работу над характеристикой и составлением схем СП, а также понаблюдать над ролью БСП в художественных текстах.
3) Запись темы в тетрадь.
4) Теоретическая разминка.
3. Актуализация опорных знаний.
1) Продолжите высказывание:
1. Сложными называются предложения……………..
2. Сложноподчиненным называется предложение…..
3. Существует три типа придаточных:…………………
4. В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными существуют следующие виды связи:………………………………..
5. Придаточные изъявительные присоединяются союзами:…………………………………………………
6. Вид придаточного определяем по…………………,
7. так как………………………………………………...
2). Индивидуальное задание (у доски):
Синтаксический разбор СПП. (Когда он начал свою песню, стало ясно, что хитроумный акын лишь воспользовался создавшимся положением, чтобы помочь Уразбаю в том, чего тот добивался. – ( М. Ауэзов)
2). Две группы работают на компьютерах:
• Найдите соответствие схемы сложноподчиненному предложению. Перетащите курсором номер в квадратике к подходящему предложению.
• Расставьте знаки препинания в данных предложениях красным цветом.
1. Прокуратор понял что там на площадке уже собралась несметная толпа взволнованных последними беспорядками жителей что эта толпа в нетерпении ожидает вынесения приговора и что в ней кричат беспокойные продавцы воды.
2. Так вот она говорила что с жёлтыми цветами в руках она вошла в тот день чтобы я наконец её нашёл и что если бы этого не произошло она отравилась бы потому что её жизнь пуста.
3. Даже в полутьме было видно как сверкают глаза Пилата.
4. Он просит чтобы ту которая любила и страдала из-за него вы взяли бы тоже…
4. Обобщение и систематизация ЗУНов по БСП.
1) Слово учителя. Итак, мы сегодня повторяем БСП – одно из удивительных синтаксических средств выразительности речи. Анализ ученических сочинений показывает, что ученики редко используют в своих работах БСП. Каковы же возможности БСП? Какую роль они играют в тексте? Какие знаки препинания помогают создать эффект выразительности, нам и предстоит выяснить.
2) Сообщение ученика о постановке запятой и точки с запятой в БСП.
3) Изучение таблицы «Связь частей БСП» - на мониторе.
4) Учитель. Я предлагаю вам пунктуационный этюд.
5) Словарная работа. Объяснение лексического значения слова «этюд» - подготовлено учеником .
6) На мониторах компьютера текст, отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Лес и степь» без деления на части.
И.С. Тургенев "Лес и Степь".
Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

• Читаем выразительно текст.
• Определите, к какому типу речи и стилю он относится.
• Можно ли разделить текст на части? Аргументируйте свой ответ. Сделайте абзац кнопкой «Enter».
• С помощью чего достигается в первой части явная динамика, движение? (глаголы движения, радостное мироощущение, заданное первым предложением. Во второй части происходит резкое замедление движения, почти его остановка)
• Найдите в тексте БСП, проанализируйте их значение. Как вы думаете, почему в первом БСП границы простых предложений обозначены запятой, а во втором – точкой с запятой?
• Сделайте вывод о выразительных возможностях запятой и точки с запятой в тексте.

Тире и двоеточие в БСП – сообщение ученика.
Учитель: - От чего зависит выбор тире или двоеточия между частями БСП? (смысл. отношения) - В каких ещё предложениях мы встречаем эти знаки препинания? (простые – между подлежащим и сказуемым, с однородными членами и обощающим словом, предложения с прямой речью, тире – в ССП)
- Поставьте соответствующие номера предложений во вторую графу- ( две таблицы) – проверяют ассистенты.
• Проведите эксперимент:
В таблице на мониторах компьютера даны простые предложения.

Солнце сильно палит Всё ожило и засмеялось
Стоит жара К вечеру, по-видимому, соберётся гроза.
Дождик прошёл по садовой дорожке Все краски в природе поблекли
К полудню на горизонте появились тучи. День будет жаркий.

- Составьте БСП, соединяя попарно данные предложения. Поставьте необходимые знаки препинания. Прочитайте, что у вас получилось.
- Какие знаки препинания вы поставили в БСП? Аргументируйте свой выбор, используя синонимические замены БСП на СПП.
- Поменяйте местами простые предложения в БСП. Изменилось ли значение БСП и знаки препинания между их частями? Почему?
- Что общего между составленными предложениями? (структура, содержание)
- Можно ли назвать получившийся отрывок текстом? Почему? Можно ли из данных преджложений сконструировать текст? Какие предпосылки у вас для этого есть?
- Поставьте предложения в такой последовательности, чтобы у вас получился текст. Озаглавьте его. Оцените полученный текст с точки зрения выразительности.
Вывод. Текст, целиком состоящий из однотипных конструкций, даже таких семантически ёмких и экспрессивных, как БСП, - это «испорченный текст», страдающий синтаксическим однообразием, невыразительностью, ибо, как отмечал римский философ Эпиктет, «самое приятное может сделаться неприятным, стоит только переступить меру».
- Отредактируйте полученный текст, прибегая к помощи синтаксических синонимов.
• Учитель. Ребята, началась долгожданная весна, скоро начнутся не менее долгожданные каникулы, начнутся они с весёлого мартовского праздника – Наурыза. Предлагаю вам написать сочинение-миниатюру, посвященную этому празднику, с использованием БСП. (5-6 предложений) или по пейзажу – родные просторы.
(музыкальное сопровождение – один из кюев).
5. Самостоятельная работа учащихся – в тетрадях.
Чтение одного - двух сочинений.
6. Анализ деятельности учащихся и подведение итогов.
7. Инструктаж по д/з. Составить лингвистический портрет БСП.
8. Выставление оценок в журнал.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: natalija61 (2016-03-16)
Просмотров: 143 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 5:57 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru