Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Образ и характер героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека
Актюбинский технический колледж

Конспект урока по русской литературе
тема: «Образ и характер героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».

Преподаватель русского языка и литературы
Давлеталинова Сания Сапаровна
ТЕМА:
Образ и характер героя в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека».
ТИП УРОКА: комбинированный.
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные: дать представление о личности М. А. Шолохова и его произведениях; показать идейный замысел рассказа «Судьба человека» и значение образа героя; выявить черты характера героя.
Развивающие: развивать монологическую речь обучающихся, умение вести диалог, развивать навыки анализа текста.
Воспитательные: воспитывать гражданские чувства, чувство любви к родине, ответственности за будущее, умение делать свой выбор.
Методы обучения: объяснение учителя, беседа, работа с текстом произведения.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Слайд 3
Ход урока
Посеешь привычку – пожнёшь характер,
Посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Старая истина
1. Организационный момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку. Объявление темы и цели урока, эпиграфа к уроку. Создание эмоционального настроя.
Слайд 4
2. Вступительное слово учителя.
Михаил Александрович Шолохов – русский писатель, известный не только в отечественной, но и в мировой культуре.
Слайд 5
О значительности фигуры писателя говорит список его наград. М. А. Шолохов – академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии (1965г.). Он автор рассказов «Нахалёнок», «Судьба человека» и др., среди которых выделяются «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» о резком классовом противостоянии на Дону, о войне отцов и детей, смертельной вражде братьев, оказавшихся по разные стороны борьбы. Автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину».
Сегодня мы остановимся на одном из выдающихся произведений Шолохова – рассказе «Судьба человека», опубликованном в 1957 г. в котором автор раскрывает трагедию нашего народа в годы войны, показывает бедствия и страдания, выпавшие на долю русского человека.
Слайд 6
Звучит запись песни «Враги сожгли родную хату», на фоне которой показываются слайды с изображением разрушенного Воронежа, других городов.
Слайд 7
Учитель.
Каким характером должен был обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей душе?
Об этом рассказывает Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом и будет наш разговор на уроке.
Слайд 8
3. Проверка знаний теоретического материала.
В чём заключаются особенности жанра – рассказ?
Как вы понимаете образ и характер в литературе? Это одно и то же?
Чем отличается образ от характера?
4. Словарная работа.
Слайд 9
Рассказ – один из видов эпической повествовательной литературы: небольшое художественное произведение о каком-либо событии в жизни человека без детального изображения того, что с ним было до и после этого события. Искусство писателя в рассказе состоит в том, что он в кратком эпизоде из жизни своего лирического героя раскрывает типичные черты человека.
Ушакова О. Д.
Понятия и определения:
Словарик школьника. СПб.:
«Литера», 2005 г. С. 57.
Слайд 10
Образ – живое, наглядное представление о ком или о чём-нибудь.
Характер – совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Человек с характером. Сильный характер.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.
Толковый словарь русского языка. –
М.: Азбуковник, 1999 г. С. 435, 860.
Слайд 11
Художественный образ – это определённая мысль автора, воплощенная во что-то конкретное, а характер – это качества этого конкретного лица или предмета, которые позволяют читателям понять мысль автора.
Мещерякова М. И. Краткий словарь
литературоведческих терминов. –
М.: Айрис-пресс, 2007 г. С. 175, 209.
Слайд 12
Каков же Андрей Соколов, и как, какими приёмами и средствами раскрывает автор его характер?
5. Анализ текста.
Слайд 13
В чём видит Андрей Соколов своё счастье в довоенной мирной жизни?
Слайд 14
Обучающиеся пересказывают эпизод от слов: «Поначалу жизнь моя была обыкновенная...» до слов: «Чего ещё больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты» и делают вывод.
Слайд 15
Вывод:
Андрей Соколов, помыкавшись по белу свету, осел в Воронеже, нашёл девушку «по душе». «Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая, угодливая и умница, не мне чета... И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!» Зажили Андрей и Ирина счастливо, радуя друг друга. Их любовь подарила им детей, которые, в свою очередь, радовали своих родителей. А «старшенький, Анатолий, оказался таким способным к математике, что про него даже в газете писали».
Слайд 16
В чём же заключается счастье для Андрея Соколова?
Герой рассказа не говорит о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, что является самым ценным на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.
Назовите черты характера героя, которые помогли ему в мирной жизни.
Запись на доске и в тетради:
великодушие, уверенность в себе, умение любить, трудолюбие.
Слайд 17
Что же так изменяет установившийся порядок в семье?
В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь людей, их судьбы неотделимы от исторических событий. Так и в судьбу Андрея Соколова вмешивается история.
Почему рассказ о войне Андрей Соколов начинает именно с воспоминаний о мирной жизни?
Он прошёл через многие испытания, и то, что казалось обыкновенным, стало самым дорогим.
Слайд 18
Эпизод «Прощание». Комментированное чтение от слов: «Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери – Настенька и Олюшка” до слов: “Такой она и в памяти мне на всю жизнь осталась: руки, прижатые к груди, белые губы и широкие раскрытые глаза, полные слёз».
Вывод:
Воспоминания Андрея Соколова полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. «Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи...» А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...» Возможно, что-то предчувствовала... И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.
Слайд 19
Как сложилась военная судьба Андрея Соколова?
Какие черты характера героя проявляются во всех испытаниях?
В каких эпизодах они проявились более ярко?
Недолго пришлось повоевать солдату. Попал в плен в мае 1942 года под Лоховеньками. Хотел стоя встретить свою смерть, да не расстреляли его, а взяли в плен. «Что ж, браток, деваться мне было некуда … и зашагал на запад,
в плен!..» И здесь проявил характер Соколов. «Видишь, какое дело, браток, ещё с первого дня задумал я уходить к своим. Но уходить хотел наверняка».
Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нём заложена неистовая воля к жизни, к борьбе за справедливость: «И я из последних сил, но пошёл»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но всё-таки живой… Живой я остался!». Никогда, в любых обстоятельствах, Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже фашистов.
Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание – известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Казалось, сил жить не осталось, пережить такое горе невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тело и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.
Запись на доске и в тетради:
воля к жизни, стойкость, мужество, патриотизм, самоотверженность, справедливость.
Слайд 20
Какое значение имеет эпизод «В церкви»? Как проявляют себя люди?
В данном эпизоде автор показывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах, показывает разные жизненные позиции. Солдат –христианин предпочитает погибнуть, но не отступиться от своих убеждений, покорившись обстоятельствам. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей жизни взводный. Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.
В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся ему убийство «своего, тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.
Вывод:
Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед выбором. Герой поступает так, как велит ему совесть.
Слайд 21
Модели поведения человека в бесчеловечных обстоятельствах.
Слайд 22
Просмотр видеофрагмента.
Какие черты характера Андрея Соколова проявляются в эпизоде «Поединок с лагерфюрером Мюллером»?

Мюллер – очень безжалостный человек, «правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить». Идёт и бьёт каждого второго. Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, считает себя самым сильным, уверенным в своей безнаказанности, даже в какой-то избранности. Таким людям прямо в глаза правду говорить страшно. Но Андрей Соколов не побоялся сказать лично Мюллеру то, что говорил в бараке.
Своим гордым поведением он заставил фашиста капитулировать перед величием духа русского солдата, который вёл себя с большим достоинством. Это достоинство и оценил Мюллер, назвав Андрея Соколова «настоящим русским солдатом». Сильное впечатление производит описание возвращения Соколова в барак, когда он делит хлеб на всех.
Запись на доске и в тетради:
честность, достоинство, гордость, щедрость.
Как может измениться человек, переживший все испытания, выпавшие на долю Андрея Соколова?
Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие минуты человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл.
Произошло ли это с Андреем Соколовым?
Нет, обстоятельства не сломили героя рассказа. Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.
Слайд 23
Просмотр видеофрагмента.
Слайд 24
Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Андрея Соколова?
Неожиданная встреча с ребёнком, случайным «осколком войны», возрождает героя, и описания Шолохова становятся ярче, красочнее. Наряду со сравнениями: «глазёнки – как звёздочки ночью после дождя!» автор даёт и прямую оценку: «И до того полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нём...» «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, что нам врозь пропадать! Возьму его к себе в дети!»
Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. Жизнь продолжается и в самом герое. В этом проявляется сильный характер человека.
К каждому ли человеку вот так, просто и доверчиво может прильнуть маленький ребёнок?
Нет, не к каждому. Мальчик не отвернулся, не убежал от Соколова, он признал в нём отца, почувствовав человеческое участие, доброту, любовь и тепло. Он понял, что у него появился защитник.
Слайд 25
6. Подведение итогов.
В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?
Словарная работа
Судьба –
1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных событий.
2. Доля, участь.
3. История существования кого или чего-нибудь.
4. Будущее, то, что случится, произойдет.
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.
Толковый словарь русского языка. –
М.: Азбуковник, 1999 г. С. 778.
В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств.
Шолохов описал человека, не покорившегося жизненным обстоятельствам, человека, который выстоял в жизненных испытаниях и в битве с судьбой показал поистине великую силу русского характера и духа.
Перечислим те черты характера, которые мы выявили у Андрея Соколова и записали в тетрадях:
Слайд 26
великодушие, уверенность в себе, умение любить, трудолюбие, воля к жизни, стойкость, мужество, патриотизм, самоотверженность, справедливость, честность, достоинство, гордость, щедрость, человечность и доброта.
Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять человеку в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность, помогло всему нашему народу преодолеть бедствия и страдания в Великой Отечественной войне.
Слайд 27
7. Домашнее задание.
«Судьба человека» – одно из самых трагичных произведений литературы о Великой отечественной войне, несмотря на то, что герой остаётся жив.
Докажите это в сочинении-рассуждении.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: saniya2811 (2016-03-21) | Автор: Давлеталинова Сания Сапаровна E
Просмотров: 1262 | Комментарии: 2 | Теги: уроки | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 11:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru