Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Конспект урока по русскому языку
Открытый урок по теме: «Причастный оборот и его синтаксические синонимы»
Класс: 7 класс
Задачи
• образовательная – сформировать понятие о причастном обороте и его синтаксическом синониме – предложении с союзным словом «который;
• развивающая- сформировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; правильно определять границы причастного оборота; заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом
развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.
• воспитательная – воспитание культуры поведения, уважения к чужому труду, умения слушать и быть услышанным.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint; индивидуальные карточки
Учебник:
Ход урока:
1.Организационный момент
Слайд 1



. Мотивационная беседа
Учитель:
-Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие». И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.
- Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о жителях одного лингвистического городка. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов, попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов

3. Актуализация знаний
Слайд 2


Учитель: В одном небольшом лингвистическом городке Причастино, который вы вряд ли найдете на карте, жили обыкновенные жители. Они совершали различные действия: ходили , бегали, строили, учились. Но делали они все это невесело, потому что у жителей не было имен. И каждого называли просто «который» или «которая»: учитель-«который учит»; писатель- «который пишет»; ученик – «который отвечает».
Из-за этого в городе нередко происходила путаница. И тогда мудрый мэр издал указ: «Каждый горожанин получит новое имя. Тот, который пишет, - Пишущий; тот, который читает, - Читающий; тот, который рисует,- Рисующий»

4.Работа по образованию причастий
Слайд 3


Учитель: Этот указ, ребята, сохранился до наших дней. Но, к сожалению, некоторые его фрагменты стерлись от старости. Давайте мы сейчас попробуем их восстановить. Какие же имена получили жители этого города?
Который изучает- изучающий.
Который рассказывает – рассказывающий.
Который смеется – смеющийся.
Который думает – думающий.
Который танцует – танцующий.
Который ускакал – ускакавший.
Который измучился – измучившийся.
Который сочинял - сочинявший
Которого не поняли – непонятый.
Которого не узнали - неузнанный
Дети записывают «имена жителей» в тетрадях
Учитель: Обратите внимание, что мэр города очень демократичен, поэтому он сделал оговорку в своем указе: каждый житель сам решает, кто он: «который верил» или «веривший»; «который знает» или «знающий»
Запись на доске:
• малыш, который улыбается
• вулкан, который действует
• костер, который горит
Задание:
А. трансформируйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия.
• малыш, который улыбается - малыш улыбающийся
• вулкан, который действует - вулкан действующий
• костер, который горит - костёр горящий
(ученики выходят, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)
- Как изменились данные фразы?
- Что такое причастие?
Б. Распространите данные причастия.
• малыш улыбающийся (кому?)…
• вулкан действующий (где?)…
• костёр горящий (как?)…
В. Сравните словосочетания из 1-го и 2-го столбиков (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).
- Ваше открытие верно. Цель нашего исследования – изучить причастный оборот. .
- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).
III. Работа по теме урока.
1. Работа с учебником.
- Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.173).
- Занесите в справочник определение причастного оборота в виде схемы (1 ученик работает у доски). Самопроверка.
2. Найдите «лишнее выражение». Обоснуйте.
Запись на доске:
А. дремлющий на скамейке
Б. спокойно дремлющий
В. дремлющий старик
Г. тихо дремлющий
(Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.)
3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.
- Уважаемые исследователи! К нам обратились с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы.
Запись на доске:
В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев.
Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони.
(У доски работают 2 ученика: выделяют определяемое слово, причастный оборот, задают вопросы).
- Сравните два предложения. Почему в одном предложении стоят знаки препинания, а в другом они отсутствуют? Выводы записывают в тетради - справочники.
(Учитель в это время рисует схемы предложений).
- Сравним ваши предположения с материалом параграфа на стр. 173-174
IV. Закрепление материала. Творческая работа.
1. Работа с карточками по вариантам. Задания дифференцированы.
- Наши открытия, уважаемые исследователи, необходимо проверить и закрепить на практике.
Тест. I вариант
1. Укажите предложение с причастным оборотом:
а) Внезапно раздался топот скачущей лошади.
б) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.
2. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:
а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.
б) Старик, видевший всё своими глазами, не мог говорить без слёз.
Составьте:
С данными причастными оборотами 1-2 предложения.
• «застывший от мороза»;
• «искрящийся на солнце»;
• «дующий в лицо».
или 1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».

Ответы:
1 2
б а
Тест. II вариант
1.Укажите предложение с причастным оборотом:
а) В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.
б) Мы решили направиться к протекающей реке.
2. В каком предложении причастный оборот выделен правильно:
а) Разговор, начавшийся во время ужина, постепенно прекратился.
б) Дующий с большой силой, ветер мешал идти.
Составьте:
С данными причастными оборотами 1-2 предложения.
• «застывший от мороза»;
• «искрящийся на солнце»;
• «дующий в лицо».
или 1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».

Ответы:
1 2
а а
(Ответы записаны на доске, после выполнения работы ученики в парах проверяют тесты, несколько человек могут зачитать получившиеся предложения). Работы обязательно оцениваются.

5. Тренировочные упражнения
Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастным оборотом.
Слайд 4-7





Учитель: Обрадовались жители этого города и решили в знак благодарности преподнести своему мэру подарки. Давайте посмотрим, что же они подарили, а заодно выполним упражнение.

Задание: заменить предложение с союзным словом «который» синтаксическим синонимом, то есть причастным оборотом.
Задание с объяснением выполняется учеником на доске.

Предложения
Книга, которая рассказывает о происхождении слов.
Музыка, которая повышает настроение.
Игра, которая заставляет думать.
Цветок, который издает удивительный аромат.

Учитель: А какие вы, ребята, подарки хотели бы подарить своим друзьям? Запишите свои предложения и выполните аналогичное задание.

Задание выполняется учеником в тетради. При проверке особое внимание обращается на границы причастного оборота, постановку знаков препинания.

Физкульминутка (гимнастика для глаз)
1.Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд. А затем откройте на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает уровообращение.
2. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами. закройте другой глаз.
Повторить 10 раз. Укрепляет мышцы глаз.
3. Тремя пальцами каждой руки слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
4.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их 10 раз быстро и легко
моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Снимает усталость глаз.

6. Выполнение разноуровневых заданий. Работа с индивидуальными карточками

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая тоже заставляет думать. Но сначала ответьте на вопросы: какие вы читали книги, рассказывающие о происхождении слов; как называется наука, изучающая происхождение слов?

Карточка №1 (1 уровень сложности)

Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь
Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро
Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо
Человек, выражающий внимание
Человек, восприимчивый к впечатлениям
Слова для справок: неравнодушный, благодарный, отзывчивый. внимательный, чуткий

Карточка №2 (2 уровень сложности)
Учащиеся не пользуются словами для справок

Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь
Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро
Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо
Человек, выражающий внимание
Человек, восприимчивый к впечатлениям
Ключ к карточкам:

Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь Отзывчивый
Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро Благодарный
Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо Неравнодушный
Человек, выражающий внимание Внимательный
Человек, восприимчивый к впечатлениям Чуткий

Учитель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, почему я выбрала именно эти качества человека?
Ученики: Жители города Причастино отличались отзывчивостью и благодарностью, а их мэр был чуткий и внимательный.

7. Работа по развитию речи
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастного оборота.

Учитель: Ребята, причастные обороты делают нашу речь более живой и образной. Но, к сожалению, некоторые при употреблении причастных оборотов допускают грамматические ошибки. Вот и сейчас мне в руки случайно попалось объявление, написанное не очень образованным жителем города Причастино. Давайте прочитаем и исправим ошибки.

Слайды 9-10


Ключ:



Дополнительное задание: найти и подчеркнуть орфограмму «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»

8. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы познакомились с причастным оборотом и узнали. что его можно заменять синтаксическим синонимом - предложением с союзным словом «который».
Мне очень интересно было работать с вами. Всем спасибо за работу.
Оценки за урок .

9.Домашнее задание
Слайд 11



Рефлексия

-Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
-Как вы усвоили пройденный материал?
-Какие были трудности?
-Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: sholpanismurzina (2016-03-22) | Автор: Исмурзина Шолпан Аманжоловна E
Просмотров: 171 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 1:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [472]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1155]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru