Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Конспект урока по русскому языку
Открытый урок по теме: «Причастный оборот и его синтаксические синонимы»
Класс: 7 класс
Задачи
• образовательная – сформировать понятие о причастном обороте и его синтаксическом синониме – предложении с союзным словом «который;
• развивающая- сформировать умения устанавливать связь причастия с определяемым и зависимым словом; правильно определять границы причастного оборота; заменять конструкции со словом «который» причастным оборотом
развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой.
• воспитательная – воспитание культуры поведения, уважения к чужому труду, умения слушать и быть услышанным.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Оборудование: презентация, выполненная в программе PowerPoint; индивидуальные карточки
Учебник:
Ход урока:
1.Организационный момент
Слайд 1



. Мотивационная беседа
Учитель:
-Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие». И вам, как юным исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.
- Ребята, сегодня вы узнаете удивительную историю о жителях одного лингвистического городка. Мы посмотрим, как образуются причастия и причастные обороты, откроем для себя происхождение некоторых слов, попытаемся выступить в роли корректора и обнаружить ошибки в употреблении причастных оборотов

3. Актуализация знаний
Слайд 2


Учитель: В одном небольшом лингвистическом городке Причастино, который вы вряд ли найдете на карте, жили обыкновенные жители. Они совершали различные действия: ходили , бегали, строили, учились. Но делали они все это невесело, потому что у жителей не было имен. И каждого называли просто «который» или «которая»: учитель-«который учит»; писатель- «который пишет»; ученик – «который отвечает».
Из-за этого в городе нередко происходила путаница. И тогда мудрый мэр издал указ: «Каждый горожанин получит новое имя. Тот, который пишет, - Пишущий; тот, который читает, - Читающий; тот, который рисует,- Рисующий»

4.Работа по образованию причастий
Слайд 3


Учитель: Этот указ, ребята, сохранился до наших дней. Но, к сожалению, некоторые его фрагменты стерлись от старости. Давайте мы сейчас попробуем их восстановить. Какие же имена получили жители этого города?
Который изучает- изучающий.
Который рассказывает – рассказывающий.
Который смеется – смеющийся.
Который думает – думающий.
Который танцует – танцующий.
Который ускакал – ускакавший.
Который измучился – измучившийся.
Который сочинял - сочинявший
Которого не поняли – непонятый.
Которого не узнали - неузнанный
Дети записывают «имена жителей» в тетрадях
Учитель: Обратите внимание, что мэр города очень демократичен, поэтому он сделал оговорку в своем указе: каждый житель сам решает, кто он: «который верил» или «веривший»; «который знает» или «знающий»
Запись на доске:
• малыш, который улыбается
• вулкан, который действует
• костер, который горит
Задание:
А. трансформируйте данные фразы так, чтобы в них появились причастия.
• малыш, который улыбается - малыш улыбающийся
• вулкан, который действует - вулкан действующий
• костер, который горит - костёр горящий
(ученики выходят, записывают получившиеся словосочетания, указывают главное и зависимое слово, задают вопрос)
- Как изменились данные фразы?
- Что такое причастие?
Б. Распространите данные причастия.
• малыш улыбающийся (кому?)…
• вулкан действующий (где?)…
• костёр горящий (как?)…
В. Сравните словосочетания из 1-го и 2-го столбиков (обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).
- Ваше открытие верно. Цель нашего исследования – изучить причастный оборот. .
- Какова же тема? (ученики формулируют тему и записывают в тетрадь).
III. Работа по теме урока.
1. Работа с учебником.
- Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике (стр.173).
- Занесите в справочник определение причастного оборота в виде схемы (1 ученик работает у доски). Самопроверка.
2. Найдите «лишнее выражение». Обоснуйте.
Запись на доске:
А. дремлющий на скамейке
Б. спокойно дремлющий
В. дремлющий старик
Г. тихо дремлющий
(Ученики делают вывод о том, что данное выражение состоит из определяемого слова и причастия, остальные словосочетания являются причастными оборотами.)
3. Создание проблемной ситуации. Анализ предложений.
- Уважаемые исследователи! К нам обратились с просьбой – изучить строение данных предложений. Сделать выводы.
Запись на доске:
В воротах вьюга вяжет сеть из густо падающих хлопьев.
Один за другим к костру, медленно угасающему в ночи, подходили кони.
(У доски работают 2 ученика: выделяют определяемое слово, причастный оборот, задают вопросы).
- Сравните два предложения. Почему в одном предложении стоят знаки препинания, а в другом они отсутствуют? Выводы записывают в тетради - справочники.
(Учитель в это время рисует схемы предложений).
- Сравним ваши предположения с материалом параграфа на стр. 173-174
IV. Закрепление материала. Творческая работа.
1. Работа с карточками по вариантам. Задания дифференцированы.
- Наши открытия, уважаемые исследователи, необходимо проверить и закрепить на практике.
Тест. I вариант
1. Укажите предложение с причастным оборотом:
а) Внезапно раздался топот скачущей лошади.
б) Чуть шелестят листья берез, едва колеблемые ветром.
2. Укажите предложение, в котором причастный оборот выделен неправильно:
а) Цветы, отягощенные, росой стоят неподвижно.
б) Старик, видевший всё своими глазами, не мог говорить без слёз.
Составьте:
С данными причастными оборотами 1-2 предложения.
• «застывший от мороза»;
• «искрящийся на солнце»;
• «дующий в лицо».
или 1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».

Ответы:
1 2
б а
Тест. II вариант
1.Укажите предложение с причастным оборотом:
а) В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.
б) Мы решили направиться к протекающей реке.
2. В каком предложении причастный оборот выделен правильно:
а) Разговор, начавшийся во время ужина, постепенно прекратился.
б) Дующий с большой силой, ветер мешал идти.
Составьте:
С данными причастными оборотами 1-2 предложения.
• «застывший от мороза»;
• «искрящийся на солнце»;
• «дующий в лицо».
или 1-2 предложения с причастным оборотом на тему «Зимний лес».

Ответы:
1 2
а а
(Ответы записаны на доске, после выполнения работы ученики в парах проверяют тесты, несколько человек могут зачитать получившиеся предложения). Работы обязательно оцениваются.

5. Тренировочные упражнения
Цель: научить заменять сложные предложения простыми предложениями, осложненными причастным оборотом.
Слайд 4-7





Учитель: Обрадовались жители этого города и решили в знак благодарности преподнести своему мэру подарки. Давайте посмотрим, что же они подарили, а заодно выполним упражнение.

Задание: заменить предложение с союзным словом «который» синтаксическим синонимом, то есть причастным оборотом.
Задание с объяснением выполняется учеником на доске.

Предложения
Книга, которая рассказывает о происхождении слов.
Музыка, которая повышает настроение.
Игра, которая заставляет думать.
Цветок, который издает удивительный аромат.

Учитель: А какие вы, ребята, подарки хотели бы подарить своим друзьям? Запишите свои предложения и выполните аналогичное задание.

Задание выполняется учеником в тетради. При проверке особое внимание обращается на границы причастного оборота, постановку знаков препинания.

Физкульминутка (гимнастика для глаз)
1.Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд. А затем откройте на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, улучшает уровообращение.
2. Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами. закройте другой глаз.
Повторить 10 раз. Укрепляет мышцы глаз.
3. Тремя пальцами каждой руки слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы с век. Повторить 3-4 раза. Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.
4.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их 10 раз быстро и легко
моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза. Снимает усталость глаз.

6. Выполнение разноуровневых заданий. Работа с индивидуальными карточками

Учитель: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в игру, которая тоже заставляет думать. Но сначала ответьте на вопросы: какие вы читали книги, рассказывающие о происхождении слов; как называется наука, изучающая происхождение слов?

Карточка №1 (1 уровень сложности)

Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь
Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро
Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо
Человек, выражающий внимание
Человек, восприимчивый к впечатлениям
Слова для справок: неравнодушный, благодарный, отзывчивый. внимательный, чуткий

Карточка №2 (2 уровень сложности)
Учащиеся не пользуются словами для справок

Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь
Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро
Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо
Человек, выражающий внимание
Человек, восприимчивый к впечатлениям
Ключ к карточкам:

Человек, отзывающийся на чужие нужды, готовый помочь Отзывчивый
Человек, испытывающий чувство признательности за оказанное добро Благодарный
Человек. относящийся с интересом к кому-либо, чему-либо Неравнодушный
Человек, выражающий внимание Внимательный
Человек, восприимчивый к впечатлениям Чуткий

Учитель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, почему я выбрала именно эти качества человека?
Ученики: Жители города Причастино отличались отзывчивостью и благодарностью, а их мэр был чуткий и внимательный.

7. Работа по развитию речи
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением причастного оборота.

Учитель: Ребята, причастные обороты делают нашу речь более живой и образной. Но, к сожалению, некоторые при употреблении причастных оборотов допускают грамматические ошибки. Вот и сейчас мне в руки случайно попалось объявление, написанное не очень образованным жителем города Причастино. Давайте прочитаем и исправим ошибки.

Слайды 9-10


Ключ:



Дополнительное задание: найти и подчеркнуть орфограмму «Непроверяемая безударная гласная в корне слова»

8. Подведение итогов.
Сегодня на уроке мы познакомились с причастным оборотом и узнали. что его можно заменять синтаксическим синонимом - предложением с союзным словом «который».
Мне очень интересно было работать с вами. Всем спасибо за работу.
Оценки за урок .

9.Домашнее задание
Слайд 11



Рефлексия

-Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
-Как вы усвоили пройденный материал?
-Какие были трудности?
-Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: sholpanismurzina (2016-03-22) | Автор: Исмурзина Шолпан Аманжоловна E
Просмотров: 638 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 4:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru