Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

внеклассное мероприятие "Умники и умницы"
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе.
Форма проведения: игра
Учитель Кайруллина Гульмира Карипуллиновна
Название: «Умники и умницы».
Классы: 6-В, 7-Г, 7-А.
Дата: 29.01.15
Цель: формирование познавательного интереса к русскому языку и литературе.
Задачи:
1. Расширение кругозора, обобщение знаний;
2. Развитие логического и критического мышления, воображения, смекалки;
3. Воспитание чувства коллективизма, конкурентоспособности, толерантного отношения к другим.
Организация игры:
Учащиеся класса или классов делятся на команды по 5-6 человек, выбирают капитана команды и придумывают название, связанное с русским языком или литературой.
В каждом раунде участникам выдаётся задание на карточке, которое они выполняют сообща в течение определенного времени (5-7 минут) или отвечают устно. Затем карточка с ответами сдается на оценку жюри, за каждый верный ответ команда получает по 1 баллу.
В конце игры все баллы полученные командами подсчитываются, и выявляется победитель (команда, набравшее большее количество баллов).

Ход игры:

Вступление ведущего:
Уважаемые зрители и участники, мы приветствуем вас на игре «Умники и Умницы» для юных филологов, юных любителей слова. Сегодня на игре встречаются сильнейшие представители 6-В класса команда « », 7-Г класса команда « » и команда 7-А класса « ». Их ждут пословицы и фразеологизмы, антонимы и анаграммы, орфографическая дуэль и многое другое.
Само название «Умники и Умницы » встречалось нам всем неоднократно. Мы знаем, что игроки состязаются не только в знаниях, но и в умении быстрее соперника дать правильный ответ. Поэтому команда, выполнившая задание первой поднимает сигнальный флажок, при помощи этого сигнального флажка команда может перехватить ответ соперника и заработать дополнительные очки. Задания, общие для трёх команд, будут высвечиваться на экране, команды будут отвечать в порядке очереди. А в жюри сегодня у нас…..
Наше многоуважаемое жюри будет подсчитывать баллы, в каждом раунде по несколько заданий и за правильный ответ команда получает 10 баллов. После завершения каждого раунда на экране будут высвечиваться правильные ответы, результаты будут оглашаться после двух-трех раундов.
А мы начинаем игру!
Раунд первый «Найди общее слово».

- Вам необходимо найти общие слова к прилагательным.
Что бывает…

Семейная и театральная (сцена).
Летающая и глубокая (тарелка).
Тюремная и телевизионная (камера).
Спасательный и семейный (круг).
Телефонная и прямая (линия).
Стройная и шахматная (доска).
Белый и высший (свет).
Арифметический и положительный (пример).
Светская и пиковая (дама).

Раунд второй «С портфелем по жизни».
- В известных фразах ключевые слова были заменены на слово «портфель». Вспомните, как звучат эти пословицы в оригинале и верните в них «пропавшие» слова.
Без труда - не выловишь и портфель из пруда (рыбку).
Гусь портфелю не товарищ (Гусь свинье не товарищ).
В каждом портфеле есть доля правды (каждой шутке).
Портфель спасет мир. (Красота спасет мир).
Портфель не приходит один (беда).
Портфель начинается с вешалки. (Театр начинается с вешалки).

Раунд третий
«Литературный»
- Этот раунд посвящен любителям книг и сказок.
. Подумайте и ответьте на вопрос:
Как звали женщину, не спавшую по ночам целых 2 года и 9 месяцев?
Подсказка. Подсчитайте количество ночей за это время и вспомните литературное произведение. ( Сказка «1000 и 1 ночь», героиня Шахерезада).

- Пока команды в раздумьях, мы просим жюри огласить результаты предыдущих раундов.
Раунд четвертый «Нарисуй пословицу».
- Название раунда говорит само за себя.
Участникам команды нужно с помощью иллюстрации изобразить пословицу так, чтобы команда соперников смогла её угадать.
Пословицы:
Дареному коню в зубы не смотрят.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Одна голова – хорошо, а две – лучше.

Пословицы у команд на столе.

Раунд пятый. «Конкурс капитанов».
- И пока команды заняты делом, мы начинаем раунд под номером 5. Самый сложный, потому что здесь будут бороться капитаны поодиночке и без поддержки друзей.
- Капитаны, просим вас выйти вперед. За каждый правильный ответ капитана команде начисляется по 1 баллу.
Задания для капитанов обеих команд.
1) Подберите поговорки или пословицы, в которых присутствуют прилагательные.
(Например: кто аккуратен, тот и людям приятен; болтовня и красна, и пестра, да тупа.)
2) Подберите прилагательные к следующим существительным:
а) фасоль, вермишель, вестибюль,
б) мозоль, шампунь, рояль,
в) шляпа, тюль, тушь.
(Например: фасоль белая, вермишель вкусная, вестибюль свободный, тюль разноцветный, вуаль легкая, мозоль болезненная, шампунь ароматный, рояль белый, бандероль тяжелая, тушь черная.)
3) замените фразеологические обороты словосочетаниями.
Для капитана 1-й команды:
А) Знать, как свои пять пальцев;
В) Бежать сломя голову;
С) Яблоку негде упасть.
Для капитана 2-й команды:
А) Бить баклуши;
В) Ахиллесова пята;
С) Ползти как черепаха.
Для капитана 3-й команды:
А) Без сучка, без задоринки;
Б) Ваньку валять;
С) Вертеться на языке.
- Молодцы! Вы достойные предводители команд на сегодняшней игре. Вы можете пройти на свои места, а представителей команд с иллюстрацией пословиц просим выйти вперед и показать ваши творения. Жюри будут оценивать не только отгадки команд, но и креативность, и таланты к рисованию.
- Увлекательное получается состязание. А что по этому поводу думает жюри…
Раунд шестой. Конкурс «как».
- И мы подошли к раунду под номером шесть. Конкурс называется просто и лаконично, а главное необычно «КАК». Само задание же состоит в том, чтобы закончить устойчивые обороты со словом «как».
Задание для 1 команды:
Вертеться как (белка в колесе)
Льет как (из ведра)
Дрожит как (осиновый лист)
Задание для 2-й команды:
Свалился как (снег на голову)
Глухой как (тетерев)
Кататься как (сыр в масле)
Задание для 3-й команды:
Голодный как (волк)
Слететься как (пчелы на мед)
Свежий как (огурчик)

Раунд седьмой «Колорист».
В названиях известных произведений «потерялись» слова – прилагательные, обозначающие цвет или другие приметы. Верните их обратно.
• «… красавица» сказка Ш.Перро
«… сердце» мультфильм студии Дисней
« Иван царевич и … волк» сказка В.Жуковского
« … принц» произведение А.Сент-Экзепюри
• « Волшебник … города» сказочная повесть А.Волкова
« Гарри Поттер и … камень» приключенческая книга Дж.Роулинг.
• «…клык» - рассказ Дж.Лондона. (Белый).
• «… квадрат» - картина К.Малевича. (Черный).
• «Калина …» - фильм Шукшина. (Красная).

Раунд восьмой. «Подбери антонимы»
- Этот раунд один из перевалочных пунктов, после которого жюри огласят ваши баллы.
Итак, командам необходимо подобрать антонимы к словам.
Конец – начало
Холод – жара
Злость – доброта
Сила – слабость
Счастье – горе
Наказание – награда
Молодость – старость
Аккуратность – неряшливость
Жизнь – смерть.

- Жюри, вам слово.

Раунд девятый. Самый быстрый.
- Предпоследний раунд. Один из самых сложнейших. Вам нужно собрать всю силу воли, все знания и не забывать про скорость, чтобы добраться до истины, не запутавшись в правилах великого и могучего русского языка! Вопросы в этом раунде не будут задаваться в порядке очереди и индивидуально каждой команде, отвечать будут самые быстрые и самые умные. Команды, про сигнальные флажки помните? Тогда вперед!
Вопрос 1
Какое слово можно составить из 5-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита? (Йод)
Вопрос 2
Именно это является наименьшей единицей устной речи. (Звук)
Вопрос 3
Сколько согласных звуков в русском языке? (36)
Вопрос 4
Эта часть слова служит для образования форм слова и не входит в основу. (Окончание)
Вопрос 5
Сколько наклонений у русского глагола? Перечислите их. (Изъявительное, повелительное, условное)
Вопрос 6
Так называются слова, одинаково произносящиеся и пишущиеся, но имеющие разное лексическое значение. (Омонимы)
Вопрос 7
Как с точки зрения происхождения называются слова злато, длань, уста? (Архаизмы)
Вопрос 8
Значение этого словосочетания, как правило, не зависит от значений входящих в его состав слов. (Фразеологизм)
Раунд десятый. Редакторский.
- Заключительный на сегодня этап. Задания на карточках индивидуальные для каждой команды.
На этом этапе оценивается каждая команда. Высшая оценка 50 баллов.
Командам нужно прочитать текст, отредактировать его, исправить речевые и орфографические ошибки, расставить правильно знаки препинания. Затем выйдут представители команд и зачитают уже отредактированные тексты, объяснят, где были допущены ошибки, и как они их исправили.

- Пока команды справляются с задачей, давайте и мы заглянем в их листочки.
Задание для первой команды:
Перепишите текст нормальным языком, вставив знаки препинания.
Житьетиграф.
Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга.
Задание для второй команды:
Перепиши текст, исправь речевые и орфографические ошибки.
В гастях.
И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разулся. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шыкарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося.
Задание для третьей команды.
Перепиши текст, исправь речевые и орфографические ошибки.
Ниграмотные…
Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат. Смотрю - опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем.
- Команды уже на пути к финишу. Остались считанные секунды. Но что-то совсем не слышно болельщиков….
- Итак, представители команд выходите вперед…
Мы дадим время нашему жюри подвести итоги и определить победитей:
«ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…»
-Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита?
а)Борис и Глеб
б)Кирилл и Мефодий
в)Минин и Пожарский
г)Чук и Гек
- А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Как вы думаете, что получил писатель в ответ?
а)Чистый лист бумаги
б)Пустое sms
в)«Ё»
г)«!»
- Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей.
Смешная минутка. «УЛЫБНИТЕСЬ»
- Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью.
- С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду.
- Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык.
- Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
- Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки.
- На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы.
- Я надеюсь, что вы таких ошибок в своей речи не допускаете, а стараетесь сделать ее интересной, яркой и выразительной. Читайте книги, они вам в этом помогут.
Подведение итогов. Награждение команд.На этом наша игра «Умники и Умницы» подошла к концу. Отдельное спасибо командам и болельщикам. До новых встреч!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: gulmirakairullina123 (2016-03-26)
Просмотров: 166 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 2:50 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru