Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

разработка урока
Урок русского языка в 8 классе
Тема урока: Разбор словосочетания.
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о словосочетании.
Задачи урока:
• Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании; 2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях и выполнять разбор словосочетаний;
3) закрепление навыков правописания; 4) обучение умению связно излагать свои мысли.
• Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений; 2) развитие познавательной самостоятельности; 3) овладение нормами литературного языка.
• Воспитательные:
1) воспитание ответственности за качество своих знаний; 2)воспитание любви к родному русскому языку
1. Эмоциональный настрой. « Поделись улыбкою своей». (Музыка).
- Послушайте эту мелодию. Что это за песня? Какие у нее слова? ( «с голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки»)
-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке и хочу, чтобы это улыбка была бы еще одним поводом вашей крепкой дружбы в классе. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Читают слова на слайде.
• Я в школе на уроке,
сейчас я начну учиться.
• Я радуюсь этому.
• Внимание моё растёт.
• Я как разведчик всё замечу.
• Память моя крепка.
• Голова мыслит ясно.
• Я хочу учиться.
• Я готова к работе.
• Работаю!
2. Интегрированная разминка (по 2 вопроса каждому, за правильный ответ смайлик)
-Что изучает фонетика?
-Сколько гласных и согласных в русском языке?
-Чем отличаются омонимы от синонимов?
-Чем отличаются омонимы от синонимов?
-Найдите лишнее слово учит, решу, говорим, нравится, думающий
- Какой раздел языка изучает словосочетание?
-Расшифруй слово (Лексика)
-Почему в слове Спишу(текст) пишется и
-Составь сложное предложение
-Что такое грамматическая основа?

3. Ребята, эпиграф нашего урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
-Ученики: Соединение слов – это есть словосочетание.
-Учитель: Подберите синоним к слову «соединение»
-Ученики: Сочетание слов. Сегодня на уроке мы будем говорить о словосочетании, типах подчинительной связи слов в словосочетании, о главном, зависимом словах в словосочетании, о наречных, глагольных, именных словосочетаниях...
-Учитель: Правильно. Сегодня на уроке мы будем продолжать вести разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Разбор словосочетаний»
-Учитель: А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
-Ученики: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием.
4. Словарная работа (на слайде)
Рояль (концертный), меню (разнообразное), пальто (красивое), кофе (черный), жюри (строгое), какао (вкусное), бандероль (ценная), авеню (широкая)
- Почему это словосочетания?
5.Актуализация знаний. Составление постера в группе
Учитель: Ребята, у вас на столе лежит «Маршрутный лист». Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – 5 минут.
Ученики:
1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание предложение.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание
6. Проблемная ситуация.
Найдите закономерность в построении словосочетаний.
Малые реки - Подробности жизни - Очень хорошая-
Верят в любовь-Уехал вовремя
Слишком громко-Очень весело
-Ученики: В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания. Подведем итог.
По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.
-Определите способы связи слов в словосочетании, распределив в три столбика
Уважать родителей, красивая девушка, недалеко от города, чувство радости, посмотрел направо, идем разговаривая, быстрая река, отвечал дважды, море цветов, увлеченный музыкой.
7. Произведите разбор выделенного словосочетания по следующему алгоритму:
Записать словосочетание- указать главное слово-указать чем выражены слова в словосочетании-указать вид словосочетания по главному слову-указать способ связи.
Составьте предложение с этим словосочетанием и запишите.
8. Работа у доски. Разбор словосочетаний.
Гордиться отцом, навещать изредка, любимая дочь, красота души, любящее сердце.
7. Игра «Волшебный мешочек»
Учитель: Сейчас мы поиграем в игру «Волшебный мешочек». Читаем пословицу, объясняем значение, находим словосочетания, производим разбор словосочетания.
Правдивый язык разбивает камень, лживый язык разбивает голову.
Острый язык змею из гнезда выманит.
От приветливых слов язык не отсохнет.
Ласковое слово и кость ломит.
Хороша веревка длинная, а речь короткая.

8. Работа в группе.
Выписать словосочетания, произвести разбор 1-3словосочетаний.
У любого человека
должны быть обязательно,
кроме родителей,
четыре корня, как четыре матери:
родная земля,
родной язык,
родная культура,
родная история…
И все они –
в облике одной,
собственной матери родной.
Когда любишь свой корень,
ценишь его,-
понимаешь боль и любовь всех и всего,
приобретаешь такое чувство
К другой земле,
К другому языку,
К другой культуре,
К другой истории.
М.Шолохов
9. Тест
12. Д.З. упр.70 стр 31
13 Итог урока

ТЕСТ
1) Какие пары слов являются словосочетаниями?
А. зима наступает - президент республики
Б. появиться в отдалении -дорогого друга
В. медведь в берлоге -ребята думают
Г. приятная встреча - серый день
2) В каких словосочетаниях слова связаны управлением?
А. развевающегося флага
Б. ничем не интересоваться
В. шёл медленно
Г. присутствовать на митинге
3) Зависимые слова при связи “примыкание” могут быть выражены
А. наречиями
Б. порядковыми числительными
В. прилагательными
Г. деепричастиями
4) В каких словосочетаниях слова связаны примыканием?
А. серый от пыли
Б. очень грязный
В. поворот налево
Г. возвратиться из похода
Категория: Русский язык и литература | Добавил: azhigalievaga (2016-04-29) E
Просмотров: 756 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-23, 8:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru