Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

"Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи" (по рассказу Л.Н.Толстого "После бала")
Мұғалім/ учитель/ teacher: Калиева Г.У.
Сынып/Класс/Сlass: 8
Пән/Предмет/Subject: Русская литература
Күні/ дата проведения/
date:
Cабақтың тақырыбы/
Темазанятия/Theme: Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи.
Мақсаты/Цели занятия/Objectives: • рассмотреть сюжет и композицию рассказа;
• дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится рассказ;
• определить социально-нравственные проблемы рассказа.
Міндеттері/задачи/ tasks:
Білімдік/образовательная/
educational: 1. Показать особенности композиции рассказа «После бала».
2. Познакомить с контрастом как основным художественным приёмом рассказа.
3. Научить видеть и понимать позицию автора.
4. Осознать пройденный материал и оценить себя.
Дамытушылық/
развивающая/
developing: 1.Развивать познавательный интерес к художественному слову.
2.Развивать воображение, ассоциативное и логическое мышление.
3.Развивать креативное мышление, способствовать творческой самореализации учеников.
Тәрбиелік/воспитательная/
bringing- up: 1.Воспитывать умение внимательно слушать и слышать.
2.Привлечь внимание учеников к проблеме духовности.
2.Воспитывать нравственные качества личности: милосердие, уважение к человеку, доброту.
Жабдық/ оборудование/
equipment: компьютер, слайд-презентация, раздаточный материал.
Жұмыстың түрлері/
формы работы/
forms of work: Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, групповая и коллективная форма организации работы тренинговые упражнения, тестовые задания.
Индивидуальная работа со слабоуспевающими, сильными учащимися
Сабақ түрі/ тип урока/
lesson type: Урок комбинированный (развитие критического мышления)
Сабақ нысаны/ вид урока/
кind of lesson: Урок-практикум
Әдістері/ методы/ мethods:
Метод активизации познавательной деятельности,
метод упражнений, метод индивидуализации, метод актуализации опорных знаний.
Негізгі ұғымдар мен терминдер/ Основные понятия и термины / Basic concepts and terms Контраст, композиция, антитеза, индивидуальный стиль.
Сабақтың жоспары/
План урока/
The plan of the lesson:
1. Организационный момент (1 мин)
I стадия. Вызов (1 мин)
Проверка домашнего задания (индивидуальная работа по карточкам) (5 мин)
II стадия. Осмысление. Задание на знание текста: 4 ученика выполняют тест, остальные отвечают на вопросы. (2 мин.)
«Шесть шляп» + 1. (20 мин)
Вопросы учащимся (5 мин)
III стадия. Рефлексия (2 мин)
Позиционная дискуссия: «Образы полковника и рассказчика» (3 мин)
Творческая работа. (3 мин)
Итог урока (1 мин)
Рефлексия (1 мин)
Домашнее задание (1 мин)
Ход урока
I стадия. Вызов
1. Подготовка к изучению темы.
- Сегодняшний урок я предлагаю начать с минуты фантазии: представьте и опишите, каким может быть бал?
Ответы учащихся после прослушивания (музыка, легкий шорох платьев, скольжение туфелек по полу, разговоры, веселье и
вальс, танцы, бальные платья, счастье, улыбки, любовь, яркий свет, много света, роскошь, кавалеры, и т.д.)
Проверка домашнего задания (индивидуальная работа по карточкам)
II стадия. Осмысление.
Задание на знание текста: 4 ученика выполняют тест, остальные отвечают на вопросы.
ТЕСТ.

1. Жанр произведения:
А) очерк
Б) повесть
В) рассказ
2. Раскрытию идеи произведения помогает:
А) антитеза
Б) гипербола
В) олицетворение
3. Произведение заставляет задуматься о:
А) судьбе полковника
Б) личной ответственности человека за жизнь общества
В) любви Ивана Васильевича

4. Тема произведения:
А) рассказ о полковнике
Б) показ николаевской эпохи
В) повествование о любви Ивана Васильевича
5. Почему полковник, внимательный и чуткий на балу, оказался жестоким и бессердечным после бала?
А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) полковник выполняет свои обязанности
6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
А) он утверждает идею Л.Н.Толстого « непротивление злу насилием»
Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
В)понимает необходимость « изменения жизненных условий» для « изменения взглядов человека»
7. Что можно сказать о жизненной позиции Л.Н.Толстого:
а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
б) автор заставляет задуматься о нравственности человека
в) призывает бороться с произволом

Опрос методом «Верные и неверные вопросы»
- Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).
- Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).
- Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)).
- Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).
- Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)
- Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).
- В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).
- После бала рассказчик не мог уснуть (да).
- Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)
- Татарин кричал: «Помогите!» (да)
- Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)
- И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «После бала».
«Шесть шляп» + 1.
Белая шляпа чёрная шляпа синяя шляпа красная шляпа жёлтая шляпа зелёная шляпа
называет все основные эпизоды рассказа должна назвать эпизод, когда было особенно страшно и хотелось изменить замысел автора надо объяснить значение слов – «надо всё по закону» ?: «Почему Толстой изменил концовку рассказа?»
подберите текст к иллюстрациям по рассказу; Продолжите рассказ (дерево предсказаний).
Радужная шляпа
Заполни сводную таблицу
Вопрос учащимся:
- Вы помните, что сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа?
(«Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- - говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).
- Какие события описаны в рассказе?
(Два главных события: бал у губернского предводителя и сцена наказания солдата после бала).
- Каким мы видим Ивана Васильевича на балу?
- Какое настроение у Ивана Васильевича, гостей?
- Что этому способствует? (хорошая музыка, нарядные гости, танцы, влюблённые взгляды, ужин)
- Что чувствовал Иван Васильевич, когда наблюдал за танцем Вареньки и полковника?
- Почему любовь к Вареньке “сошла на нет”? Как на этот вопрос ответил И.В.?
- Изменилось ли настроение И.В. после бала, как? (тоска, доходившая до тошноты, ужас, разочарование, стыд)
- Что этому способствовало? (нехорошая музыка, крики, стоны, черные мундиры, кровь, злой полковник)
III стадия. Рефлексия
- Сравните ваши предположения до чтения рассказа и после.
- На сколько частей можно разделить рассказ? (на 2)
- Почему? (части противоположны, контрастны.)
- Что такое контраст? (противопоставление, выразительный приём, способ оказывать эмоциональное воздействие на читателя)
- Какие линии сравнения мы можем выделить? (Части рассказа различаются по цвету, звукам, меняется полковник, сам Иван Васильевич).
Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека; отвращение к издевательствам, к бесчеловечности.
Позиционная дискуссия: «Образы полковника и рассказчика».
- Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?
Учитель: Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу ( в полутьме залы) изображён в маске, а после бала (утро) в истинном свете. Как вы думаете, так ли это? Здесь можно поспорить: (Полковник убежден, что делать надо «всё по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. А может, как старый воинский служака, он привык к таким истязаниям, поэтому не понимает, зачем, но знает, что это так надо: «Всё по закону».
Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков).
-Почему же Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом.
( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчёта в том, что произошло)
- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?
( «Любовь пошла на убыль». Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу. Это свидетельствует о нравственном поиске, который вёл студент, может быть, даже не осознавая этого. Он искал ответа на вопросы о человеческой гуманности и бессердечии. Ответы не были найдены, и именно поэтому Иван Васильевич постарался выбрать для себя позицию отстранения).
Творческая работа.
Учитель: Предлагаю вам отдохнуть от текста и на минутку представить себя поэтами: составить акростих со словами «полковник» и «солдат». Что такое акростих?
Учитель: Слово это греческого происхождения – akrostichis – краестишие. Часто таким образом скрывали имя автора или того, про кого писали стихотворение. Известно, что акростих был популярен еще в древнегреческой поэзии, ок. 540 - 450 до н.э.! В России акростих пользовался популярностью в поэзии 19 века и предназначался определённым лицам.
Как вы думаете, зачем нужно было скрывать своё авторство?
( Его применяли тогда, когда нужно было обмануть цензуру, например, чтобы сообщить читателям имя автора или адресата острого по содержанию, сатирического, стихотворения).
Учитель: Вот простой пример акростиха:
Лазурный день
Угас, угас,
Ночная тень,
Ах, скрыла нас».
О чём в нём говорится? (Луна).
СОЛДАТ – составляем вместе. (Фразы «вылетают» на слайде).
Можно использовать эпитеты или любые слова. Если тяжело, откроем ещё раз описание сцены избиения: с.81-82
С – слабый, страдающий, спина изодрана, спотыкающийся, сморщенное лицо
О – обиженный, офицерами обижен, оскаливающий зубы, оттопыривающий губу
Л – лепечущий
Д – душевно ранен, дёргается от удара
А – атакован офицерами
Т – тяжело идти, татарин
Учитель: Попробуйте сами составить свой акростих со словом «полковник» (с.78 -бал, 82 -после).
П – прекрасно сложенный
О – очень красивый, отлично танцевал
Л – любезный на балу, лицо румяное
К – красавец
О – обижал слабого
В – воинский служака, выпячивающаяся грудь, высокий военный
Н – николаевского времени, начальник
И – испугал солдата, избил солдата
К – кричал на слабого солдата, кричащий гневно
Итог творческой работы: тоже получился контраст. Молодцы! Я обязательно посмотрю у всех, как получилось.
Учитель: Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали, как мастерски использовал автор контраст как художественный приём в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев. Позже, в более старших классах вы познакомитесь с другими великими произведениями Толстого.
Оценка урока (на слайде):

сегодня я узнал… я приобрёл…
было интересно… я научился…
было трудно… у меня получилось…
я выполнял задания… я смог…
я понял, что… я попробую…
теперь я могу… меня удивило…
я почувствовал, что… мне захотелось…

Домашнее задание: мини-сочинение «Утро, изменившее жизнь» или «Почему рассказ называется «После бала»?

Черновой вариант Окончательный вариант
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кон¬чилась ничем, а я посту-пил, как хотел, в военную службу, и старался вырабо¬тать в себе такое сознание своего долга, - я так назы¬вал это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было - дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уве-ренностью и признавалось всеми необхо-димым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и ста¬рался узнать это. но сколько ни ста¬рался — и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Gulshat9802 (2016-05-21)
Просмотров: 161 | Рейтинг: 3.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 3:27 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru