Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Уроки по творчеству С.Есенина ("Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою...", "Чувство Родины - основное в моём творчестве")
Уроки по творчеству Сергея Есенина
Урок 1.
«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою…».
Очерк жизни и творчества Сергея Есенина
Цели и задачи урока:
Наглядности: слайд-шоу – фотографии (Есенин с матерью, с сестрой и др.), портреты, российские пейзажи (служит фоном для вступительного слова учителя и лекции).
Индивидуальные задания к уроку: 1)найдите в текстах поэм «Инония», «Небесный барабанщик», «Пантократор» строки, в которых Есенин «борется» с Богом; 2)найдите в стихотворениях Есенина примеры антропоморфизма.
Ход урока.
I.Вступительное слово учителя. 2 минуты
«Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром…». Кто из нас не знает этих есенин-ских строк? Наверное, нет ни одного человека, который не видел портрет Есенина, не читал его стихотворений. Он был и остается одним из самых читаемых российских поэтов. Почему? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце сегодняшнего урока.
Есенин стремительно вошел в литературу, сразу получив всеобщее признание. Собрания его сочинений выпускались «космическими» для поэзии тиражами – от пятисот тысяч до двух миллионов. «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком», - писал максим Горький.
Сергей Есенин считал, что вся его лирика жива одной большой любовью к Родине. Современники называли его самым русским поэтом. А.Блок однажды справедливо заметил, что гений – всегда народен. В поисках истины он может заблуждаться, ошибаться, отрицать самого себя, но гений не может одного: изменить Родине, своему народу, даже в самые драматические и трагические дни. На него каждый раз возлагается миссия: быть совестью и пророком своего времени, врачевателем, летописцем народной души.
Судьба гениального поэта Есенина – блистательное тому подтверждение. Нет в его творчестве, в его жизни, гражданской позиции ухода, отстраненности от судьбы Родины, какие бы тяжелые времена она не переживала.
II.Работа учащихся по группам. 5 минут
1 группа: прочитайте строчки из стихотворений С.Есенина, отметьте следующие факты его биографии: про-исхождение, отношение к войне, к революции, «хулиганский» период, отношение к Америке, настроение стихотворений последних лет.
2 группа: прочитайте автобиографию Есенина, отметьте следующие факты и периоды жизни: детство, исто-ки творчества, учеба, начало литературной деятельности, отношение к революции, к Америке.
-Возникли ли у вас какие-либо вопросы? Что вы хотели бы узнать о жизни Есенина? Итак, сегодня мы по-пробуем вместе рассказать о жизни и творчестве этого светлого, искреннего и истинно русского поэта.
Примечание. В сильном классе (или сильным ученикам) можно дать домашнее задание - составить биогра-фию Есенина из строчек его стихотворений, опираясь на автобиографию.
III. Лекция с элементами беседы. 30 минут
В ходе лекции учащиеся составляют краткий конспект основных событий жизни и творчества поэта.
-Что говорит поэт в стихотворениях о своем происхождении? (1 группа: «Родился я с песнями в травном одеяле», «У меня отец – крестьянин, Ну, а я – крестьянский сын»).
Сергей Александрович Есенин родился в с. Константиново Рязанской губ. в крестьянской семье (отец Александр Никитич, мать – Татьяна Федоровна). Детство провел в семье деда по матери, человека зажиточного и предприимчивого, знатока церковных книг.
-Что вы узнали о детстве Есенина из его автобиографии? (2 группа рассказывает о жизни Есенина у деда, о дядьях, о нежной любви бабушки).
-Что, как вам кажется, подтолкнуло Есенина к созданию стихотворений и оказало влияние на его поэтиче-ское творчество? (2 группа: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи…», «Нянька…рассказывала мне сказки…», «Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю», «Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки», учитель Клеменов «познакомил меня с новой литературой…»).
-Где учился Есенин? (2 группа: церковно-учительская школа, университет Шанявского).
Есенин с отличием окончил четырехклассное училище (1909), продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-1912), из которой вышел «Учителем школы грамоты». Летом 1912 г. Есенин приехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом работал в книгоиздательстве, затем в типографии И.Д.Сытина. В этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-1915).
-Как начинается литературная деятельность Есенина? (2 группа: «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург»; знакомство с Блоком, Городецким, Клюевым).
С детства слагавший стихи, Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого становится в 1912 г. Печататься начинает в 1914. Весной 1915 Есенин приезжает в Петербург. Особенно сблизился Есенин с Клюевым. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными пол «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.
Первый сборник стихов - «Радуница» (1916) – восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем новую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все – 1918 г. и др.) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир.
Литератор К.Л.Зелинский писал: «Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии
Реализация инд. домашнего задания: найдите в стихотворениях Есенина примеры антропоморфизма («Осень – рыжая кобыла – чешет гриву», «Луна хохотала, как клоун», «Заря – как волчиха С осклабленным ртом…», «…Месяц – рыжий гусь», «…Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани», «Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде», «…Но спокойно светит вместо месяца Отразившийся на облаке тюлень», «…Младенцем завернула Заря луну в подол», «…Ягненочек кудрявый – месяц Гуляет в голубой траве», «По пруду лебедем красным Плавает тихий закат», «В тихий час, когда заря на крыше, Как котенок, моет лапой рот…», «Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины…» и др.)
В есенинской Руси все становится объектом почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).
Некоторое время Есенин служил в царской армии. После февральской революции он уходит из армии.
-Каково отношение Есенина к войне? (1 группа: «Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес Стрелял я в мне близкое тело И грудью на брата лез», «…Под грохот и рев мортир Другую явил я отвагу – Был первый в стране дезертир»).
В начале 1918 г. Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет не-сколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все – 1918г., и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие мотивы пронизывают поэмы.
Реализация индивидуального дом.задания: найти в текстах поэм строки, в которых Есенин «борется» с Богом («Не молиться тебе, а лаяться Научил ты меня, господь», «…Даже богу я выщиплю бороду Оскалом своих зубов», «…Все молитвы в твоем часослове я Проклюю моим клювом слов», «Я кричу, сняв с Христа штаны», «Говорю вам - вы все погибнете, Всех задушит вас веры мох», «Наша вера – в силе. Наша правда – в нас!» и др.)
-Каково было отношение к религии в семье деда Есенина? (2 группа: дед прекрасно знал Библию, Есенин по Библии научился читать, вместе с бабушкой посещал монастыри, учился в церковно-приходской школе).
-Как вы думаете, почему Есенин, воспитанный в духе почитания религии, росший в атмосфере любви к Бо-гу, теперь богохульствует?
-Что говорит Есенин о своем отношении к революции в автобиографии? (2 группа: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном»).
-Как выражено его отношение к революции в стихах? (1 группа: «Говорят, что я большевик, Да, я рад зауз-дать землю», «Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик», «…За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша»).
-Как вы считаете, можно ли считать Есенина большевиком в полном смысле этого слова?
В начале 1919г. Есенин, А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершеневич объединяются в группу имажинистов, кото-рая проповедует «выявление жизни через образ и ритмику образов», отрицая в художественном произведении всякое содержание. Есенин становится завсегдатаем «Стойла пегаса» - литературного кафе имажинистов. Однако поэт отчасти разделял их платформу. Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству – духовной первооснове художественного образа. Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния» «собратьев-имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.
-Как называет себя Есенин в стихотворениях начала 20-х гг.? (1 группа: «Я московский озорной гуляка», «Я всего лишь уличный повеса», «Если не был бы я поэтом, То, наверно, был мошенник и вор», «Только сам я разбойник и хам»).
-Как вы думаете, почему так нелестно отзывается о себе поэт? («Много я видел, и много я странствовал, Много любил я и много страдал, И оттого хулиганил и пьянствовал, Что лучше тебя никого не видал»).
В начале 1920-х гг. в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта», пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской (в 1920 г. распался длившийся около трех лет брак с З.Райх, возможно, появилось неверие в строительство новой жизни). Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд». В этот период он издает сборники «Исповедь хулигана» (1921) и «Москва кабацкая» (1924).
В 1922-1923 гг. вместе с американской танцовщицей А.Дункан, ставшей его второй женой, Есенин побывал в Германии, Франции, Бельгии, Италии, Америке. Поездка сопровождалась шумными скандалами, эпатирующими выходками поэта, обнажила «взаимонепонимание» между Есениным и Дункан, усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращению в Россию они расстались.
-Какое впечатление произвела на Есенина Америка? (1 группа: «Мне страшно показался смешным и неле-пым тот мир, в котором я раньше жил… С этого момента я разлюбил нищую Россию… Когда все это видишь и слышишь, то невольно поражаешься возможностям человека. …американцы – народ…весьма примитивный со стороны внутренней культуры. Владычество доллара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопросам… Искусство Америки на самой низшей степени развития»; 2 группа: «…я очень не люблю Америки. Америка – это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов предпочесть наше серое небо и наш пейзаж…» ).
-Как вы думаете, восхищение мощью страны или отсутствие культуры, души явилось для поэта определяю-щим фактором? И с каким же чувством Есенин должен был вернуться на родину?
На родину Есенин вернулся с радостью, с ощущением обновления, желанием быть певцом и граждани-ном… в великих штатах СССР». В этот период (1923-1925) создаются его лучшие произведения: стихотворе-ния «Отговорила роща золотая…», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу…», цикл «Персидские мотивы»(был написан во время путешествия на Кавказ, в Персии Есенин никогда не был), поэма «Анна Снегина» и др.
-Проследите по отрывкам из стихотворений 1923-1924 гг., какие чувства и мысли тревожат поэта в данный период? (1 группа: «А сейчас, как глаза закрою, Вижу только родительский дом», «Ты прохладой меня не мучай И не спрашивай, сколько мне лет, Одержимый тяжелой падучей, Я душой стал, как желтый скелет», «Я усталым таким еще не был», «…Передайте, что я отскандалил…» - вспоминает родной дом, мать, чувствует страшную усталость от жизни, а ведь ему всего тридцать лет!). Какую оценку дает Есенин прожитой жизни? (1 группа: «Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок», «Слишком мало я в юности требовал, Забываясь в кабацком чаду», «…Промотал я молодость без поры, без времени», «И земля милей мне с каждым днем», «На земле, мне близкой и любимой, Эту жизнь за все благодарю», «Нет! Никогда с собой я не полажу. Себе, любимому, Чужой я человек» - осознает ошибки молодости, понимает, что упущено много драгоценного времени, но прошлое не вернуть, и Есенин благодарит жизнь, родную землю за то, что ему посчастливилось любить, страдать, чувствовать, быть Человеком).
И в этот сложный для поэта период главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме ро-дины, которая теперь приобретает драматический оттенок. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается: «Русь советская» - «Русь уходящая». Фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя поэтом «Золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сб. «Русь Советская», «Страна Советская», оба – 1925 г.).
-Вернемся к стихам Есенина. Какое настроение доминирует в произведениях 1925 г.? (1 группа: «Промотал я молодость без поры, без времени», «Те, кого любил я, отреклися, Кем я жил – забыли про меня», «Эту жизнь прожил я словно кстати, Заодно с другими на земле»).
Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.
Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путеше-ствие на Кавказ, семь раз в Константиново. В очередной раз пытается строить семейную жизнь, но его союз с С.А.Толстой (внучкой Л.Толстого) не был счастливым. В конце ноября 1925 г., измученный скитальчеством, поэт попадает в психоневрологическую клинику. Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек» («Друг мой, друг мой, я очень и очень болен…»), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин едет в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил жизнь самоубийством. Существуют и другие версии о его смерти.
IV. Рефлексия. 5 минут
-Итак, попытаемся ответить на вопрос, прозвучавший в начале урока: почему до настоящего времени Есенин остается одним из самых читаемых русских поэтов?
-Что в творчестве Есенина близкого и родного для каждого читателя?
-Как вы считаете, был ли у Есенина повод покончить жизнь самоубийством? Что явилось главной причиной для такого страшного решения?
Домашнее задание: 3 минуты

Материалы к уроку
Автобиография в стихах
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали. 1912
У меня отец – крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын. 1925
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой… 1922
…Я, гражданин села… 1924
«Анна Снегина»
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Я понял, что я – игрушка,
В тылу же купцы да знать,
И, твердо простившись с пушками,
Решил лишь в стихах воевать.
…Под грохот и рев мортир
Другую явил я отвагу –
Был первый в стране дезертир. 1925
Говорят, что я большевик.
Да, я рад зауздать землю. 1919
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
…За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша. 1924
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных по темницам.
Я всего лишь уличный повеса,
Улыбающийся встречным лицам.
Я московский озорной гуляка… 1922
«Железный Миргород» (путешествие в Америку)
…Мне страшно показался смешным и нелепым тот мир, в котором я раньше жил. С этого момен-та я разлюбил нищую Россию. Когда все это видишь и слышишь, то невольно поражаешься воз-можностям человека. …американцы – народ…весьма примитивный со стороны внутренней куль-туры.
Владычество доллара съело в них все стремления к каким-либо сложным вопросам… Искусство Америки на самой низшей степени развития. 1923
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.
…А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом. 1923

…В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить. 1923
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством. («Любовь хулигана») 1923
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок. («Любовь хулигана») 1923
Ты прохладой меня не мучай
И не спрашивай, сколько мне лет,
Одержимый тяжелой падучей,
Я душой стал, как желтый скелет. («Любовь хулигана»)
Я хотел бы опять в ту местность,
Чтоб под шум молодой лебеды
Утонуть навсегда в неизвестность
И мечтать по-мальчишески – в дым. 1923
Я усталым таким еще не был. 1923
…Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
…И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет. («Письмо матери») 1924
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году –
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду. 1925
…Промотал я молодость без поры, без времени… 1925
Видно, так заведено навеки –
К тридцати годам перебесясь,
Все сильней, прожженные калеки,
С жизнью мы удерживаем связь.
Милая, мне скоро стукнет тридцать,
И земля милей мне с каждым днем. 1925
Я знаю, знаю. Скоро, скоро
Ни по моей, ни чьей вине
Под низким траурным забором
Лежать придется так же мне. 1925
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.
…Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил – забыли про меня.
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю. 1925
Много я видел, и много я странствовал,
Много любил я и много страдал,
И оттого хулиганил и пьянствовал,
Что лучше тебя никого не видал. (матери) 1925
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
Эту жизнь прожил я словно кстати,
Заодно с другими на земле. 1925
…И сам я тоже азиат
В поступках, в помыслах
И слове. 1924
Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу.
Себе, любимому,
Чужой я человек. 1924
«Черный человек»
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен…
…То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Черный человек
…Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою,
Никого со мной нет.
Я один…
И разбитое зеркало… 14.11.1925

Урок 2
«Чувство Родины – основное в моем творчестве…»
Цели и задачи урока:

Наглядности:

Задания к уроку:

Выразительное чтение наизусть стихотворений Есенина о Родине («В хате», «Гой ты, Русь моя родная…», «Запели тесаные дроги…», «Я последний поэт деревни…», «Неуютная, жидкая лунность…» - 8 учеников по желанию или по выбору учителя).
Чтение стихотворений Есенина о Родине.
Ход урока.
I. «Полетный» опрос. 5 минут
1. Где родился Есенин?
2. Кем он является по происхождению?
3. Кто воспитывал поэта?
4. Какие факторы оказали влияние на творчество поэта?
5. В каком возрасте Есенин начинает писать стихи?
6. С какого возраста начинается, по его словам, сознательное творчество?
7. Где учился Есенин?
8. В каком году состоялся литературный дебют поэта?
9. Кто из поэтов, современников Есенина, оказал влияние на его творчество? (Блок, Белый, Клюев).
10. Кого из классиков русской литературы Есенин называл своими любимыми писателями? (Пушкина, Гоголя).
11. Каково отношение Есенина к войне?
12. Как отнесся поэт к революции?
13. В какую литературную группировку входил Есенин?
14. Что выдвигали на первое место в поэзии члены этого направления?
15. Какие мотивы характерны для есенинской поэзии начала 1920-х гг.?
16. Какие впечатления вынес поэт из путешествия по Европе и Америке?
17. Какие чувства и мысли характерны для стихотворений последнего периода творчества Есенина?
18. Сколько браков было у Есенина?
19. Какое событие предшествовало самоубийству поэта?
20. Какой теме посвящено большинство произведений Есенина, как сам поэт формулировал отношение к данной теме?
II. Слово учителя. 1 минута
-Итак, сердцевину всей поэзии Есенина, то, что он сам так точно и емко определил как главное в своем творчестве – это чувство родины. «Тема родины, России, - подчеркивал Есенин неоднократно, - основная в моих стихах…» О чем бы он ни писал, образ родного края неизменно присутствует в его творчестве.
Сегодня на уроке мы попытаемся проследить, каково отношение Есенина к родине, меняется ли это отно-шение вследствие революции, какие мотивы являются ведущими в стихах поэта о родном крае и, самое главное, какая родина ближе поэту – крестьянская Русь или Русь Советская.
III. Крестьянская Россия в поэзии Есенина.
1. Ассоциативное поле. 3 минуты
-Как вы представляете себе крестьянскую деревню? Запишите несколько ассоциаций (быт, пейзаж, одежда, запахи и др.)
На доске записываются ассоциации учащихся.
-Давайте послушаем, какой видит крестьянскую Русь поэт Сергей Есенин.
2. Анализ стихотворений. 15 минут
«В хате» (1914). Выразительное чтение наизусть.
- Какие мысли и чувства вызвало у вас это стихотворение? (Лично мне захотелось попасть в эту хату, вы-пить парного молока, поиграть с есенинскими кудлатыми щенками, проснуться на заре с первым криком петухов, пройти по мокрой от росы траве - пожить хоть один день размеренной понятной жизнью простого крестьянина, в жизни которого, как и в этом стихотворении Есенина, все ясно и понятно).
- В этом стихотворении нет привычных ярких образов, характерных для ранних стихов Есенина, но оно чем-то притягивает, заставляет прямо-таки мечтать попасть в эту деревенскую избу. В чем сила притягательности данного стихотворения? (В стихотворении говорится об обыденной крестьянской жизни, о простой избе, которая описана поэтом очень достоверно благодаря точному воспроизведению деталей крестьянского быта: тараканы, сажа, шелуха яиц, кот, который крадется к молоку, куры, щенки и т.д. И именно эта простота, спокойная интонация, откровенность и доверительность стихотворения завораживают читателя).
«Гой ты, Русь моя родная…» (1914), «Запели тесаные дроги…» (1916).
Выразительное чтение наизусть.
- Какой предстает перед нами Россия в этих стихотворениях? (Образ Родины – образ гармоничного мира, в котором лирический герой стихотворения счастлив, ощущает себя неотделимой частью прекрасных просторов родной земли).
- Какие зрительные образы являются составляющими Родины поэта? (хаты, простор, поля, околицы, тополя, церкви, дроги, часовни, поминальные кресты, колокольни, степи).
- Исследователь А.А.Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок… Звенит девичий смех, раздается «белый перезвон» берез, вызванивают ивы, звенят удила, «со звонами» плачут глухари, заливаются бубенцы, слышится «дремная песня» рыбаков, шумят тростники, играет то тальянка, то ливенка. Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана. Кругом – мягкая зелень полей, алый свет зари, голубеет небесный песок, кадит черемуховый дым».
- Согласны ли вы с тем, что ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? Обоснуйте свой ответ примерами (звуки: «квохчут куры», «обедню стройную запевают петухи», «пугливая шумота», «звонно чахнут тополя», «гудит…веселый пляс», «прозвенит девичий смех», «запели тесаные дроги», «звенят родные степи»; запахи: «пахнет рыхлыми драченами», «пахнет яблоком и медом», краски: «только синь сосет глаза», «о Русь – малиновое поле и синь, упавшая в реку», и это единство звуковых, зрительных и обонятельных впечатлений передает есенинское «чувство Родины»).
- Найдите в стихотворениях примеры церковной лексики («обедню стройную запевают петухи», «»хаты – в ризах образа», «богомолец», часовни, поминальные кресты, «молитвословный ковыль»). Какую роль для понимания отношения поэта к Родине играет употребление этих слов? (Они раскрывают религиозное чувство лирического героя к Родине, в целом религиозное мировосприятие Есенина, ведь даже к крестьянской избе поэт относится как к храму. Вспомним факты биографии поэта, отношение к религии в семье деда).
- Литературовед Н.В.Чубукова утверждает, что ранние стихи Есенина о природе «уже нельзя назвать пей-зажными. Это уже не природа сама по себе, а часть единого целого, она неразрывна с человеком».
- Согласны ли вы с тем, что ранние стихи поэта нельзя назвать чисто «пейзажными»? Почему? Верно ли, что в этих стихах природа «неразрывна с человеком»? Если да, то как эта «неразрывность» создается? (Природа воспринимается поэтом как живое существо, неотъемлемая часть человеческой жизни. Природа и Родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Очеловечивание родной природы подчеркивает единение Есенина с родным краем).
- Одинаково ли настроение этих стихотворений? Подтвердите примерами.
(В первом стихотворении настроение приподнятое, праздничное – Спас, веселый пляс, «побегу по мятой стежке», «девичий смех».
Второе стихотворение пронизано грустью, уже первая строчка задает тон всему произведению: «Запели тесаные дроги». Это поэтическое «запели» - по сути дела «заскрипели». Лирический герой «теплой грустью болен». – Откуда эта грусть? Перечитайте третью и четвертую строфы стихотворения. (Эта грусть и скорбь оттого, что Родина на «туманном берегу» - в неизвестности. Будущее Родины поэт не в силах предугадать, он предчувствует перемены, что-то новое, но это новое непонятно, смутно, наводит на грустные раздумья).
- Что общего в этих стихотворениях? (Конечно же, концовка - восторженное признание в любви к родине, которую лирический герой не променяет даже на рай: «Не надо рая, Дайте родину мою…» («Гой ты, Русь моя родная…»), и снова неразрывное единство с Родиной: «Но не любить тебя, не верить – Я научиться не могу. И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном…» («Запели тесаные дроги…»).
3. Обобщение.
- Каково отношение поэта к крестьянской России? (Есенин ощущает себя частью своей Родины, нежно и преданно любит ее).
IV. Русь уходящая. 5 минут
«Я последний поэт деревни…» (1920). Выразительное чтение наизусть.
- В чем отличие сельского пейзажа, нарисованного поэтом в этом стихотворении, от пейзажа, изображаемо-го в ранних стихах? (Поэт смотрит на родную деревню новым, «прощальным» взглядом, он понимает, что деревенская Русь больше никем не будет воспета: «скромен в песнях дощатый мост», нужно писать о чем-то более грандиозном и актуальном, нежели какие-то там березы).
- Вспомните, что говорит Есенин о своем отношении к революции. (Поэт «был всецело на стороне Октября», себя называет большевиком, революцию – весной, Ленина – солнцем). Попробуем разобраться, так ли однозначно отношение поэта к переменам в стране.
- Какой мотив пронизывает стихотворение? (Мотив ухода, прощания). Какие средства художественной вы-разительности помогают в создании этого мотива? (Эпитеты: последний поэт, прощальная обедня, кадящие листвой березы, развернутая метафора (2 строфа): «из телесного воска свеча» - человек, человеческая жизнь, луна-часы; железный гость, колосья-кони, религиозная образность и мотив панихиды).
- Выделите основной художественный прием стихотворения. (Это антитеза «голубого поля» и «железного гостя»). Какая же Русь ближе, роднее поэту? (Конечно же, отношение к новой реальности очевидно: «черная горсть» «железного гостя», «неживые, чужие ладони», при которых не жить песням Есенина, «колосья-кони», которые будут тужить о старом хозяине – это панихида по старой Руси).
- Какую роль в стихотворении играют повторы во второй и последней строфах: «луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час»? (Мы уже говорили о неразрывной связи Есенина с Родиной, и в этом стихотворе-нии предощущение неминуемой гибели прежнего жизненного уклада, столь дорогого поэту, связано с предчувстви-ем собственной гибели, если не физической, то моральной, гибели песенного таланта, оказавшегося ненужным в новой стране, с течением времени Есенин осознает, что мечта о новой России была всего лишь утопией).
V. Русь Советская. 8 минут Поэма «Русь советская» (1924). Выразительное чтение (если есть время).
- В раздумьях о борьбе нового со старым, России советской и уходящей, рождаются «маленькие поэмы» Есенина. Среди них особое место занимает «Русь Советская». Фабула поэмы: герой после долгого отсутствия возвращается в родную деревню, встречается с односельчанами и убеждается, что он всем чужой, идет новая жизнь и выросло новое поколение. Это противопоставление становится идейным и композиционным стержнем «Руси Советской». Как раскрывается этот конфликт в стихотворении? (Конфликт раскрывается посредством противопос-тавления героя новой деревне, в которой он – чужой: «Я никому здесь не знаком», «…некому мне шляпой поклониться», «Язык сограждан стал мне как чужой, В своей стране я словно иностранец». В этом противопоставле-нии слышится горькая ирония автора по отношению к самому себе: «И это я! Я, гражданин села, Которое лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского скандального пиита», «Вот так страна! Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен» - комсомольцы «поют агитки Бедного Демьяна», стихам Есенина в новой реальности места нет).
- Как связаны с общим замыслом произведения его стилистические особенности: установка на разговор-ность, употребление просторечных междометий, неполных синтаксических конструкций и т.д.? (Автор стремится показать «новую» деревню, которая, по сути, мало отличается от старой, ведь крестьяне остались крестьянами, его монолог обращен к новому поколению, занявшему все пространство горячо любимой поэтом родины, не оставив места для старого, это в какой-то мере крик души поэта, как будто отставшего от поезда жизни (и, наверняка, по своей воле).
- Раскройте смысл эпитетов: «край осиротелый», «пилигрим угрюмый», «по выбитым следам», «душой бунтующей» (1 – родимый край осиротел без прежнего хозяина-крестьянина, всю душу отдававшего земле, на смену ему пришел «железный гость», равнодушный и чужой; 2 - это сам Есенин – странник, разочарованный тем, что видит вокруг, его мечты о новой жизни не совпали с тем, что произошло на самом деле; 3 – герой готов идти по дороге, проторенной новым поколением, потому что другого пути для поэта в те годы быть не могло, на эмиграцию же Есенин никогда бы не согласился; 4 – и именно поэтому он вынужден усмирить свою бунтующую душу и принять жизнь такой, какая она есть, ведь изменить что-либо не в его власти. Единственное, что остается поэту – «лира милая», его творчество, этого у него никто не отнимет).
- Почему пейзаж в стихотворении занимает так мало места по сравнению с описанием нового быта деревни? Чем он отличается от привычного есенинского пейзажа? Какова его роль здесь? (Описания природы уходят на второй план, в данном стихотворении их практически нет: «жидкая позолота» заката, «серые поля», «клены морщатся» - эмоциональная окраска деревенского пейзажа стала унылой, природа, как и сам герой, недовольна тем, что происходит в деревне. Эта перемена подчеркивает конфликт героя и нового мира).
- Как вы понимаете мысль о том, что лирический герой, чувствуя себя как бы в роли героя романного, перестал совпадать с самим собой»? (Алла Марченко). В чем заключается внутренний разлад героя? (Лирический герой ощущает чуждость тому, с чем когда-то чувствовал неразрывную связь. Умом он осознает необходимость перемен, смены поколений, но сердцем не может принять нового облика родной деревни, остро ощущает разрыв с ней, готов принять революционные изменения, но осознает невозможность подчинить им свою поэзию).
- Можно ли сказать, что пафос заключительной строфы стихотворения связывает «Русь советскую» со всем предшествующим творчеством Есенина? (Это очевидно, Есенин останется верен Руси несмотря ни на что, неоднозначность отношения поэта к новому поколению и его «песням», неприятие новой действительности не могут разрушить любовь к родине в его сердце).
(Анализ стихотворений «Письмо к женщине» и «Неуютная, жидкая лунность…» - в «Есенин»).
Обобщение.
- Что вы можете сказать об отношении Есенина к Руси советской? Изменилось ли его отношение к родине? (По сути, поэт не может принять новую Россию, умом осознает необходимость перемен, но сердцем принять их не может, чувствует себя чужим, никому не нужным, вынужден быть попутчиком, но, тем не менее, «лиры милой» не отдаст никому. Таким образом, в данных стихотворениях слышится протест поэта, неприятие перемен, разочарованность в происходящем, несоответствие реальности и мечты о новой жизни).
VI. Рефлексия. 6 минут
- Как вы считаете, изменилось ли отношение Есенина к родине в связи с переменами, произошедшими в стране? Действительно ли «чувство Родины – основное» в творчестве Есенина? Можно ли не любить Родину?
Сочинение - миниатюра: «Люблю ли я свою Родину так, как любил Россию Сергей Есенин?»
- Прочитайте, пожалуйста, несколько сочинений.
Можно предложить доработать миниатюры дома.
VII. Домашнее задание: 2 минуты

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Lorik (2010-09-08) | Автор: Шупикова Лариса Михайловна E
Просмотров: 17384 | Теги: автобиография Есенина, хулиганский период, антропоморфизм | Рейтинг: 3.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 10:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru