Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

«Народа каждого язык понятен и велик»
«Народа каждого язык понятен и велик»
Цитаты: « Язык есть исповедь народа,
В нем слышится его природа
Его душа и быт родной»
П.Вяземский
« Человек через слово всемогущ;
Язык всем знаниям и всей природе ключ
Во слове всех существ содержится картина
Сообществ слов всех и действиев пружина»
Г.Державин
Музыкальное оформление: мелодия домбры, звучат песни на казахском, русском языках.
Чтец (на фоне казахской мелодии):
Мой край родной, Республика свободных
Великих наций, разных языков.
Оценят здесь обычаи народов,
Советы мудрых стариков.
Я прошлым Родины своей горжусь,
Истоки языков познать стремлюсь.
Вед№1: -Казахстан – одна из самых многонациональных республик. Здесь живут представители более 100 национальностей, каждая из которых имеет свои традиции, культуру, язык. Изучая прошлое своей страны, историю культуры каждого народа, мы учимся уважать и понимать друг друга. Язык основа каждого народа, ибо есть язык-есть народ.
Чтец:
Родной язык – святой язык,
Отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир
В твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель,
Тебя мне в песне
Открывала мать,
А сказки бабушки потом
Я научился понимать!
Родной язык, родной язык,
С тобою смело шел я вдаль,
Ты радость возвышал мою,
Та прославлял мою печаль.
Вед№2:-22сентября 1998 года Указом Президента РК Н.А.Назарбаева объявлен Днем языков РК.
Это важное событие в истории страны, которое является свидетельством отношения государства к вопросам языка. И не случайно этот праздник появился именно в нашей республике. Ведь в Казахстане живут народы ста двадцати одной национальности: казахи, немцы, украинцы, узбеки, уйгуры, корейцы, русские и другие. Каждый народ гордится своей историей, духовными ценностями, традициями, обычаями, своим языком. «Жизнь народа в его языке»-это слова Расула Гамзатова. Но лучше наверное, не скажешь. Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Нет на свете лучшего средства общения. И в нашей республике проводится политика сохранения и возрождения национальных языков. На сегодняшний момент во многом благодаря деятельности Ассамблеи народов Казахстана, созданной в 1995 году, в республике действуют сотни дошкольных и школьных учреждений, воспитание и обучение которых ведется на десятках языков. Ведется подготовка преподавателей казахского, русского, немецкого, корейского, польского, уйгурского и других языков.
Сейчас под гостеприимным шаныраком Казахстана живет большая и дружная семья: казахи, русские, татары, поляки. Украинцы и другие народы.
Чтец:
Есть сокровища дружбы, святыни любви.
Только их береги, только ими живи,
Если мы их забудем, отнимем, отменим,
Для чего наша жизнь, где завет поколеньям?
Ведь тогда и планеты изменится лик.
И как лошадь в незримых веревках тенетных,
Жизнь споткнется, сломившись…
О, разве в тот миг
Люди не превратятся в животных?
Кто живет повседневной своей суетой,
Разомлевши от сырости, скуки и лени,
Кто живет, не мечтая о дружбе святой,
Тот творит преступленье.
Учитель:В республике Казахстан государственным языком является казахский язык. В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским употребляется русский язык.
Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народов Казахстана.
Отрадно, что любой праздник в нашей стране многолик и многоязычен: в хороводе дружбы можно услышать веселые украинские и русские частушки, раздумья, в которые вводит чудный мотив домбры, вдруг прерывается зажигательной лезгинкой… А самое главное, что всех нас объединяет – великое чувство любви благодарности родной земле. Поэт Олег Дымов так подтверждает мысль о единстве народов Казахстана:

Эта земля нас сроднила,
Дарила тепло и уют,
Согрела нас всех, накормила
И многим дала здесь приют.
И вот не одно поколение
Мы вместе все дружно живем
С думой о хлебе едином,
Да общие песни поем.
(на фоне музыки):
Вед№2: «Язык есть исповедь народа
В нем слышится его природа,
Его душа и быт родной… » - так о языке писал поэт Петр Вяземский. Почему исповедь? В древнерусском языке было слово «видати»- знать, иметь. От него и возникло слово «поведать»-сообщить, рассказать. И вот исповедь- откровенный рассказ обо всем, что есть, в том числе и о самом сокровенном. В таком значении употребил это слово в сочетании «исповеди народа» Петр Андреевич Вяземский. Он хотел подчеркнуть, что язык открывает все тайники, отражает все, что было в жизни народа…
Кустанайский поэт Акылбек Шаяхмет написал замечательное стихотворение «Земные языки»:
Чтец:
Когда с природой я наедине,
То различаю языки земные:
Беседуют деревья в тишине,
Друг с другом птицы говорят лесные.
Есть говор свой у шумных волн вдали,
Насвистывает что-то тихий ветер…
Мне не узнать всех языков земли,
За краткий срок, отпущенный на свете.
Как тяжко на земле без языка!
Не высказать ни счастья, ни печали…
Безмолвны горы долгие века-
О чем они, возвысясь, замолчали?
Все в языке – рожденья первый миг,
Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете
И если вдруг исчезнет мой язык,
То и меня вы больше не найдете.
Вед№1: а сейчас послушайте, как звучит это же стихотворение на казахском языке ( читает стих).
Учитель:- любой язык нации для нас бесценен. «Родной язык – духовное богатство каждого, в нем нравственное начало и совесть народа»,- говорил Ф,М.Достоевский.
Русский язык был, есть и остается языком общения, межнационального общения.

И если мир узнал о том,
Что счастлив стал таджик,
Что сын казахов, наш Джамбул,
Среди певцов велик,
Что щедрый край Узбекистан
Сверкает, как цветник,-
То это ты возвысил нас,
О русский наш язык!- писал М.Турсун-Заде.
Вед№1: - конечно же русский язык- это прежде всего язык русского народа, русской нации, то есть язык национальный. Но его функции выходят далеко за пределы функции национального языка- он средство межнационального общения.

Какою былинною силой
Напитана русская речь!
Журчит родниками России,
Грохочет, как ратная сечь.
Какие для мысли просторы
Являет собою язык,
В часы испытаний который
Стоять великаном привык.
Высказывания о русском языке:

К.Г.Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,что нельзя было бы передать русским словом».
А.Н.Толстой: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».

Вед№2: - Великий Абай говорил: «Знание языка и культуры другого народа делает человека равноправным с этим народом». И каждый язык самобытен и бесценен.
В нашей стране мир, единение и согласие. А согласие – это начало счастья. Однако казахстанский патриотизм, наша общая культура не состоятся, если казахская, русская и другие культуры будут существовать параллельно, не соприкасаясь. Необходимо, чтобы все нации глубоко и серьезно изучали государственный язык, культуру казахов, как в свое время, казахи глубоко и серьезно изучали русскую культуру. Это одна из важнейших составляющих культуры межнационального общения.
Как часто бывает, что рядом бьется сердце другого человека и чистый, трепетный родник, питающий его душу – язык. И когда он не понятен живущему рядом, это становится препятствием к пониманию друг друга.

Вед№1:
В любимом, богом данном мне краю,
Веду я родословную свою.
Питают душу мне земные соки,
Потомкам предков дух передаю.
Но по степным обычаям живя,
Законы высшей дружбы знаю я.
Степь не одним казахам дом родимый,
Есть у нее другие сыновья.
Земле отцов, отдав священный долг,
Я кое в чем, поверьте, знаю толк,
И голос человеческого братства
Усилился во мне, а не замолк.
Мы все в степи корнями сплетены,
Тамыры нами признанной страны.
Молясь порознь Иисусу иль Аллаху,
Мы по закону совести верны…

Учитель:сегодня в нашей республике действуют национальные культурные центры, задачи которых – сохранять и развивать народные традиции. Каждая нация делится плодами своей культуры. Но беднее от этого не становится, ибо взамен получает искренне уважение других наций и народностей, поддержку и понимание.
Совместные испытания позволили нам проникнуться новым осознанием единства, родства душ – и это наше достояние и самое главное богатство, которым можно гордиться. Это единство дает в настоящее время еще маленькие ростки, но оно уникально и у него Великое Будущее!

Сечет ли дождь, метет ли в окна вьюга,
Иль в тихий час июльской темноты,
Давай с тобой переводить друг друга:
На русский – я, а на казахский -ты.
Не первый век народы наши дружат,
И чтоб всегда им в единенье жить,
Крылатым словом, нам, поэтам нужно
Ту дружбу в переводах изложить.
Я передам и образы, и ритмы,
И мысль твою ничуть не изменю,
Казахскую отточенную рифму
На пушкинском наречье сохраню
И счастлив буду, если так случится,
Что, закрепляя нашей дружбы ход,
Прочтет меня в аулах и столице
На языке Абая твой народ.
Пусть зазвенит созвучиями округа
В часы, когда окраины тихи.
Давай переводить друг друга:
Пусть дружат, пусть братаются стихи!

И в заключении мне хотелось бы прочесть следующие строки:

У русских и казахов общий путь-
Путь дружбы – и с него нельзя свернуть!
Народы вместе
Сквозь века прошли,
В пути друзей надежных обрели.


Какие ассоциации возникают у вас с выражением ДРУЖБА НАРОДОВ?

Согласие
Мир
Любовь к языкам ДРУЖБА НАРОДОВ
Единство
Братство уважение к традициям народа

Мы с вами, все те, кто родились и выросли на казахстанской земле, не можем не радоваться тому, что в нашей многонациональной стране сохраняется мир, согласие и спокойствие.
(ученики выходят к шаныраку с лентами и поют песню «Пусть всегда будет солнце» на казахском, русском и английском языках, летят шарики).

Северо-Казахстанская область
Район имени Габита Мусрепова
Новоишимская средняя школа №2

«Народа каждого язык понятен и велик»
( разработка открытого урока по развитию речи
ко Дню языков РК).

Учитель русского языка:
Булатова И.К.


2011-2012 учебный год.
«Язык мой – друг мой»
Цели:
-закрепить знания русского языка;
- формировать умение выражать свои мысли;
- проверить орфографические знания у детей;
- воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, уважение, дружелюбие.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
На доске: К.Г.Паустовский: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,что нельзя было бы передать русским словом».
Сообщение темы мероприятия.
Учитель: Задумывались ли вы над тем, что один человек говорит, а другой слушает и понимает его. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. И это происходит благодаря языку.
Рассказы детей:
Л.Успенский в книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди общаются между собой, передают друг другу свои мысли».
Язык имеет два непохожих друг на друга значения:
1) Язык – это мясистый подвижный орган вкуса, помещенный во рту.
2) Язык – человеческая способность говорить и понимать собеседника.
Учитель: Это мы говорим о языке? А что такое русский язык?
Дети: русский язык – это национальный язык русского народа.
Учитель: А немецкий, английский, французский языки?
Дети:Каждый из них так же является национальным языком данного народа. Население Земли говорит на сотнях языков. Только в нашей стране люди говорят более чем на ста тридцати языках. А более чем на семидесяти языках работают школы и другие учебные заведения, издаются газеты и литература.
Стих: Я ко всем наукам ключ имею.
Я со всей Вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Учитель: Можно ли узнать, сколько всего слов в нашем языке. Обратимся к словарям русского языка.
Дети: В однотомном словаре С.И.Ожегова 57 тысяч слов. В четырех томном словаре под редакцией Д.Н.Ушакова более восьмидесяти тысяч слов. В семнадцати томном словаре современного русского литературного языка 120 тысяч 480 слов. Попытку собрать все слова русского языка предпринял В.И.Даль. В его «Толковом словаре живого великого русского языка» более двухсот тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!
Учитель: А что такое слово?
Дети:- слово дано человеку, животным – немота.
- слово дано человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.
- слово- инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.
Учитель: В былине об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко, с одного-то боку зеленое, так с другого- румяное. Ты умей его, девица, перевертывать». Вдумайтесь в смысл этого предложения: слово – разное, если рассматривать его с разных сторон, а главное- нужно уметь владеть словом, так как оно имеет не одно, а несколько значений. Таким образом, чем лучше, чем глубже человек знает русский язык, слова и их значение, тем богаче, глубже и точнее будут его собственные мысли, и с большей яркостью они могут быть выражены. А сейчас все свои знания русского языка мы покажем в турнире «знатоков русского языка».
Сообщение правил игры. Представление жюри.
Учитель: казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы принять участие в нашей игре. Эрудиция, широкий кругозор, хорошая память – этих качеств сегодняшним игрокам не занимать! Но только одной команде улыбнется фортуна – тем, кто способен побеждать. Вот они, лучшие из лучших, генераторы идей, азартные игроки, те, кого обычно называют лидерами: (выходят команды).
Каждый тур оценивается по 10 балльной системе.
1 тур «НАША ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» (КОМАНДЫ ЗНАКОМЯТ СЕБЯ, ДЕВИЗ, ЭМБЛЕМА).
2 тур «РАЗМИНКА»
«Верно ли высказывание»:1. При помощи корня образуются новые слова? (неверно)
2. В однокоренных словах пишется одинаковый корень? (да)
3. Окончание – неизменяемая часть слова (нет)
4. При помощи приставки и суффикса образуются новые слова? (да)
5. Окончание входит в основу слова? (нет)
6. Корень- самая главная значимая часть слова? (да)
3 тур «СЛОВА, СЛОВА…»
«Назови одним словом»: читается определение. Надо выразить каждое из них одним словом, точно соответствующим данному понятию.
1. Лицо, которое выдает деньги в учреждении (кассир).
2. Игрок в хоккей (хоккеист).
3. Рабочий, который работает в шахте ( шахтер).
4. Спортсмен, добившийся первенства в соревновании, состязании ( чемпион).
5. Игрок в футбол (футболист).
6. Человек, который рисует картины ( художник).
7. Комиссия, решающая вопрос о присуждении премий, наград в соревновании (жюри).
8. Грубый, невоспитанный человек ( невежа).
9. Неаккуратный, несобранный человек ( неряха).
10.Ненасытный, прожорливый человек (обжора).
11. безобидный, тихий человек (тихоня).
12. бездельник, глазеющий от скуки по сторонам ( зевака)

СЛОВО ЖЮРИ ( результаты за три тура)
4 тур «ЖИВЫЕ ВОПРОСЫ»
1) Сколько букв в русском алфавите? (33)
2) Сколько падежей в русском языке? (6) назовите.
3) Сколько видов связи в словосочетании? (3). Назвать.
4) Глагол имеет два вида, какие?(сов. и несов.)
5) Имя существительное отвечает на вопросы (кто? Что?)
6) Части речи бывают (самостоятельные и служебные).
5 тур «ПОСЛОВИЦЫ ШУТЯТ»
Я вам зачитаю стихотворение, а вы должны сделать в нем некоторые исправления и записать их. Чья команда таких исправлений сделает больше, та и победит.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

Два сапога-тара.
Ус хорошо, а два – лучше.
Голос-не щетка.
Не зная броду, не суйся в моду.
Первый клин комом.
Сашу маслом не испортишь.
Мы сами с ушами.
Не ноги горшки обжигают.
От бобра бобра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух.
Крутится как булка в колесе.
На безрыбье и бак- рыба.
Яйца куницу не учат.
Не делай из муки слона.
Голода не бойся, по пояс мойся.
Лось человека не красит.
Правда глаза полет.
Купить кита в мешке.

5 тур «ПОЛИГЛОТ»
Нужно угадать пропущенное слово в пословицах и перевести его на казахский язык.

Человек, знающий два (языка)- два человека.
Ученье (свет), неученье – тьма.
Не бойся (врага) умного, бойся врага глупого.
Готовь (сани) летом, а телегу зимой.
Любишь брать, люби и (отдавать).
Уговор дороже (денег).
Золото добывают из земли, а знания из (книги).

6 тур «ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЕРКА»
Вопросы из области лексики, фразеологии, фонетики, морфологии и синтаксиса.
Лексика : подобрать синонимы к словам: ХРАБРЫЙ, КРАСИВЫЙ, БОЛЬШОЙ.
Фразеология «Лучший переводчик»
Замените казахские выражения фразеологизмами на русском языке: бес саусағындай (как свои пять пальцев), жекпе жек (один на один), өкпесін қолына ұстай (сломя голову), бір құлағынан кіріп, екінші құлағынан шықты (в одно ухо влетает, в другое вылетает), тиіп тұр (рукой подать).
Фонетика . заменить в слове тот или иной звук другим так, чтобы получилось новое слово:
ДОМ-ТОМ, ЛОМ,СОМ,РОМ, ДОН.
ГОРА- КОРА,ПОРА,МУРА,ГОРЕ.
ДОЧКА-КОЧКА, БОЧКА,НОЧКА, ТОЧКА, ПОЧКА.
ТОК-СОК,БОК, РОК,ТОР,ТОП.
РУЧКА-КУЧКА,РЕЧКА.
ГАЛКА-ПАЛКА,БАЛКА,ГАЙКА.

Морфология:
1.назовите части речи.
2.Из чего состоят слова?
3.Он на вокзале есть всегда
К нему приходят поезда.
Двойное РР содержит он
И называется (перрон).
4.Приведите примеры одушевленных и неодушевленных существительных.
5.Приведите примеры существительных 1,2,3 склонения.
6.Одним словом: ненасытный,прожорнливый (обжора)

Синтаксис:
1. Назовите способы связи слов в словосочетании (согл.,упр.,прим.)
2. Назовите главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).
3. Какие бывают предложения по цели высказывания?
4. Назовите второстепенные члены предложения
5. Сложные предложения бывают двух видов, какие? (союзные и бессоюзные)
6. Как связываются простые предложения в составе сложносочиненного предложения ( с помощью сочинительных союзов, они равноправны между собой).

СЛОВО ЖЮРИ ( итоги игры, объявление победителей, награждение).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Inarabulatova (2017-01-25) E
Просмотров: 50 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-03-25, 10:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1511]
Школьный психолог [515]
История [729]
Опыт [495]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [228]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [252]
Английский язык [803]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1176]
Химия [385]
Классному руководителю [653]
Биология [590]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1799]
Краеведение [93]
Начальная школа [3999]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [367]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [70]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1566]
Особые дети [277]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [638]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [461]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1194]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [534]
Немецкий язык [52]
Технология [292]
Самопознание [398]
Профессиональное образование [107]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [32]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru