Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

разработка урока-практикума
Литература
Тема: «Чиновничество уездного города». Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»
Цели: Сформировать навыки составления характеристики героев на основании их поступков; находить в тексте фразы, выражения, поступки, которые характеризуют чиновников уездного города; развивать способность работать текстом, оценить свой ответ; логически мыслить; сопоставлять ответы; находить правильные варианты; воспитывать аккуратность, самокритичность.
Оборудование: оценочные карты (на каждую парту); слова для объяснения (купечество, мещанство, чиновничество, крестьянство, духовенство, помещики),текст комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Тип урока: Урок - практикум.
Структура урока:
I Организационный момент. Слово учителя(тема и цели урока)
На столах у учащихся лежат листы, на которых они должны выставить себе оценку.
4 задания будут для всех, 5-ое задание-это участие в ходе урока

Оценка «1» «2» «3» «4» «5»
Вопрос
/ X
2 X
3 X
4 X
Участие X


смотритель училищ городской помещик

попечитель богоугодных заведений
городничий

II «Индивидуальная работа». Учащийся объясняет, почему он выбрал именно такой вариант (1 учащийся у доски, все остальные оценивают самостоятельно)
Иван Петрович
Добчинский
Артемий Филиппович
Земляника
Лука Лукич
Хлопов
Аммос Федорович
Ляпкин-Тяпкин городской помещик
Антон Антонович
Сквозник-Дмухановский судья

III. Словарно-орфографическая работа. (Обратиться в словарь, если есть затруднения)
Словарь эпохи. Объясни! За правильный ответ оценку поставить в графу «Участие».

Купечество (купец) - владелец частного торгового предприятия.

Мещанство (мещанин) - в царской России лицо городского сословия, составлявшегося из мелких торговцев и ремесленников, низких служащих

Чиновничество (чиновник) - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание.
Крестьянство (крестьянин) - тот, кто занят обработкой земли как основной профессией, земледелец.

Духовенство - служители религиозного культа, церкви (исключая жрецов).
Помещик - земледелец - дворянин (в странах, где существуют крепостнические, феодальные отношения или их остатки).
IV. Проблемный вопрос
Какие социальные слои отражены в «Ревизоре».
A. Чиновничество Оценивают сами в таблице № 1
Б. Крестьянство «5»-все правильно
B. Духовенство «4»-1 ошибка
Г. Купечество «3»-2 ошибки
Д. Мещанство «2»-3 и более ошибок
Е Помещики

V. Индивидуальная работа.
Составить устный портрет - характеристику Хлестакова и Городничего (2 человека ).

VI. Характеристика чиновников.
Работа с текстом. Слово учителя: В пьесе отсутствует
характеристика героев. Как же мы узнаем, какими качествами наделены
герои? (По поступкам)
Составление устной характеристики Хлестакова и Городничего(2учащихся).
Задание всем: подобрать слова оценочной лексики.
I вариант Хлестаков; IIвариант Городничий (1 минута) 15 слов. Кто зачитывает, ставит себе оценку в графу «участие».
Действие 4.
Читаем по ролям. Поведение чиновников и Хлестакова (выборочное чтение). Сцену с Добчинским и Бобчинским разыграть.
VII .Кто же положительный герой?
(Его нет) Запись в тетрадях.
Ревякин:
«Среди чиновничества нет ни одного сколько - нибудь положительного. В пьесе речь идёт не об отдельных недостатках единичных представителей чиновничества. И даже не об отдельных морально ущербных чиновниках. Гоголь изображает их порочными в целом».

VIII. Отметить черты, характерные для чиновников - персонажей комедии
A. Взяточничество Оценивают сами в таблице № 2
Б. Халатность «5»-все верно ;
B. Использование служебного положения в личных целях «4»- 1ошибка
Г. Глупость «3»- 2ошибки
Д. Гостеприимство «2»-3 и более ошибки
Е. Страх перед начальством
Отметить пороки, высмеиваемые в комедии
A. Мздоимство Оценивают сами в таблице № 3
Б. Показуха «5»-все верно
B. Праздность «4»- 1ошибка
Г. Нарушение общественной нравственности «3»-2ошибки
Д. Тирания
Е.Беззаконие
«2»-3и более ошибок


X. Отметить, каковы образы в комедии. Оценивают сами в таблице № 4
А.Типичны «5»-правильно
Б.Уникальны «2»-1ошибка
В.Индивидуальны
Г.Ограничены
ХI.Домашняя работа.
Прочитать последнее действие. Как вы понимаете слова Городничего, который восклицает: «Чего смеетесь?...Над собой смеетесь? Эх, вы!»
XII. Итог.
Что же мы выяснили сегодня на уроке? Есть ли общие черты у чиновников и Хлестакова?
Листы сдать в конце урока.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: aleshenkogalina (2017-01-27) | Автор: Алещенко Галина Петровна E W
Просмотров: 104 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-12-14, 1:09 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1533]
Школьный психолог [528]
История [745]
Опыт [517]
Научная кафедра [222]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [820]
Великие открытия [24]
Университет здоровья [132]
Математика [1206]
Химия [389]
Классному руководителю [665]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1831]
Краеведение [96]
Начальная школа [4037]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [388]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1608]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [474]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1214]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [548]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [85]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [43]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru