Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

разработка урока-практикума
Литература
Тема: «Чиновничество уездного города». Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор»
Цели: Сформировать навыки составления характеристики героев на основании их поступков; находить в тексте фразы, выражения, поступки, которые характеризуют чиновников уездного города; развивать способность работать текстом, оценить свой ответ; логически мыслить; сопоставлять ответы; находить правильные варианты; воспитывать аккуратность, самокритичность.
Оборудование: оценочные карты (на каждую парту); слова для объяснения (купечество, мещанство, чиновничество, крестьянство, духовенство, помещики),текст комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Тип урока: Урок - практикум.
Структура урока:
I Организационный момент. Слово учителя(тема и цели урока)
На столах у учащихся лежат листы, на которых они должны выставить себе оценку.
4 задания будут для всех, 5-ое задание-это участие в ходе урока

Оценка «1» «2» «3» «4» «5»
Вопрос
/ X
2 X
3 X
4 X
Участие X


смотритель училищ городской помещик

попечитель богоугодных заведений
городничий

II «Индивидуальная работа». Учащийся объясняет, почему он выбрал именно такой вариант (1 учащийся у доски, все остальные оценивают самостоятельно)
Иван Петрович
Добчинский
Артемий Филиппович
Земляника
Лука Лукич
Хлопов
Аммос Федорович
Ляпкин-Тяпкин городской помещик
Антон Антонович
Сквозник-Дмухановский судья

III. Словарно-орфографическая работа. (Обратиться в словарь, если есть затруднения)
Словарь эпохи. Объясни! За правильный ответ оценку поставить в графу «Участие».

Купечество (купец) - владелец частного торгового предприятия.

Мещанство (мещанин) - в царской России лицо городского сословия, составлявшегося из мелких торговцев и ремесленников, низких служащих

Чиновничество (чиновник) - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание.
Крестьянство (крестьянин) - тот, кто занят обработкой земли как основной профессией, земледелец.

Духовенство - служители религиозного культа, церкви (исключая жрецов).
Помещик - земледелец - дворянин (в странах, где существуют крепостнические, феодальные отношения или их остатки).
IV. Проблемный вопрос
Какие социальные слои отражены в «Ревизоре».
A. Чиновничество Оценивают сами в таблице № 1
Б. Крестьянство «5»-все правильно
B. Духовенство «4»-1 ошибка
Г. Купечество «3»-2 ошибки
Д. Мещанство «2»-3 и более ошибок
Е Помещики

V. Индивидуальная работа.
Составить устный портрет - характеристику Хлестакова и Городничего (2 человека ).

VI. Характеристика чиновников.
Работа с текстом. Слово учителя: В пьесе отсутствует
характеристика героев. Как же мы узнаем, какими качествами наделены
герои? (По поступкам)
Составление устной характеристики Хлестакова и Городничего(2учащихся).
Задание всем: подобрать слова оценочной лексики.
I вариант Хлестаков; IIвариант Городничий (1 минута) 15 слов. Кто зачитывает, ставит себе оценку в графу «участие».
Действие 4.
Читаем по ролям. Поведение чиновников и Хлестакова (выборочное чтение). Сцену с Добчинским и Бобчинским разыграть.
VII .Кто же положительный герой?
(Его нет) Запись в тетрадях.
Ревякин:
«Среди чиновничества нет ни одного сколько - нибудь положительного. В пьесе речь идёт не об отдельных недостатках единичных представителей чиновничества. И даже не об отдельных морально ущербных чиновниках. Гоголь изображает их порочными в целом».

VIII. Отметить черты, характерные для чиновников - персонажей комедии
A. Взяточничество Оценивают сами в таблице № 2
Б. Халатность «5»-все верно ;
B. Использование служебного положения в личных целях «4»- 1ошибка
Г. Глупость «3»- 2ошибки
Д. Гостеприимство «2»-3 и более ошибки
Е. Страх перед начальством
Отметить пороки, высмеиваемые в комедии
A. Мздоимство Оценивают сами в таблице № 3
Б. Показуха «5»-все верно
B. Праздность «4»- 1ошибка
Г. Нарушение общественной нравственности «3»-2ошибки
Д. Тирания
Е.Беззаконие
«2»-3и более ошибок


X. Отметить, каковы образы в комедии. Оценивают сами в таблице № 4
А.Типичны «5»-правильно
Б.Уникальны «2»-1ошибка
В.Индивидуальны
Г.Ограничены
ХI.Домашняя работа.
Прочитать последнее действие. Как вы понимаете слова Городничего, который восклицает: «Чего смеетесь?...Над собой смеетесь? Эх, вы!»
XII. Итог.
Что же мы выяснили сегодня на уроке? Есть ли общие черты у чиновников и Хлестакова?
Листы сдать в конце урока.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: aleshenkogalina (2017-01-27) | Автор: Алещенко Галина Петровна E W
Просмотров: 137 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2018-04-22, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1556]
Школьный психолог [531]
История [755]
Опыт [523]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [250]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [183]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [833]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1232]
Химия [392]
Классному руководителю [675]
Биология [599]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1853]
Краеведение [98]
Начальная школа [4090]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [389]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [189]
Дошколенок [1646]
Особые дети [300]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [653]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [482]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1226]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [224]
Физическая культура [561]
Немецкий язык [56]
Технология [310]
Самопознание [418]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [19]
Дополнительное образование [52]
Педагогические программы [15]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru