Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Интегрированный урок "Война глазами историков, поэтов и писателей"
Тема: Интегрированный урок истории и литературы «Великая Отечественная война глазами историков, писателей». Победа

Сабақтың мақсаты
Цель урока:
1. познакомить с поэтами-фронтовиками, рассказать о роли поэзии в годы Великой Отечественной войны;
2. формирование знаний у учащихся о русских поэтах-фронтовиках и значении их поэзии во времена Великой Отечественной войны и в наши дни.
3. воспитывать патриотические чувства: уважение к старшему поколению; гордость за свой народ, свою Родину; ответственность перед Родиной.

Оборудование: конспект, презентация, видео, стихи
Ход мероприятия:
I. Организационный момент
II. Мероприятие
1. Вступительное слово учителя
-Война… от Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км, итого – 2600. Поездом – 4 суток, самолётом – 4 часа, перебежками, по-пластунски – 4 долгих года.

- Алексей Сурков «Утро победы»

- ПОБЕДА! ПОБЕДА! ПОБЕДА!

- Алексей Сурков «Красоту, что нам дарит природа»

-Песня детей о победе.

- Степан Щипачёв «Солдат»

В лагерях люди гибли миллионами. Освенцим, Равенсбрюк, Бухенвальд…все эти страшные места были созданы с одной целью – очистить Европу от грязных (по мнению Гитлера) людей.

-Муса Джалиль. Татарский советский поэт, герой Советского союза. В первый же день войны добровольцем ушел в ряды действующей армии.
Поэт сражался на передней линии огня. Оружием его были и солдатская винтовка, и писательское перо. Поэт твердо верил в победу над врагом, призывал сражаться за Отчизну не жалея жизни. Об этом он писал во фронтовых стихах
Но не увидел Муса Джалиль светлый день нашей победы, не увидел и победное знамя, водруженное на берлинском рейхстаге. Летом 1942 года на Волховском фронте Муса был тяжело ранен. Все дороги были отрезаны. Поэт думает, что страшнее смерти – плен. Ему хочется быть скорпионом, который в последнюю минуту убивает себя сам жалом, хочется быть орлом и разбиться о скалу. Но не исполняется и эта последняя надежда спасения: друг-пистолет отказался от последнего слова. Раненого, измученного Мусу Джалиля привезли со скованными руками в Берлин и бросили в Моабитскую тюрьму.
Казненный фашистами в тюрьме Маобит Муса Джалиль перед войной был уже известным поэтом, руководителем Союза писателей Татарии.
Маленькая, не больше ладони тетрадка. На листках, как маковые зернышки, буквы… Без увеличительного стекла не прочесть…
“Другу, который умеет читать по – татарски и прочтет эту тетрадку”. Это написал поэт Муса Джалиль, испытавший все ужасы фашистского концлагеря, не покорившийся страху сорока смертей, он был привезен в Берлин. Здесь его обвинили в участии в подпольной организации и заключили в тюрьму. Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останутся 115 стихотворений, написанных в заточении. Он беспокоится за них…” Если эта книжка попадет в твои руки, аккуратно, внимательно перепиши ее набело, сбереги. Это стихи погибшего татарского поэта. Это мое завещание. Муса Джалиль. 1943 год, декабрь”.
В августе 1943 года гитлеровцам удалось напасть на след подпольной группы. Джалиля и большинство его боевых товарищей арестовали. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали поэту руку, отбили почки. Тело исполосовали резиновыми шлангами. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но поэт не сдался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом,- своим творчеством. Одним из таких неповторимых, обжигающих своей подлинностью документов являются и «Моабитские тетради».
Одно из главных достоинств моабитского цикла, обеспечивших его широчайшую популярность,- ощущение подлинности. Мы верим каждому слову, ощущаем ледяное дыхание смерти, стоявшей за спиной поэта. И острая боль разлуки, и тоска по воле, и горечь, и сомнения, и гордое презрение к смерти, и ненависть к врагу - все это воссоздано с потрясающей силой.
Все, о чем рассказано в «Моабитских тетрадях»,- глубоко личное, сокровенное. Но от этого оно не перестает быть общественно значимым. Здесь найден тот чудесный сплав личного и общенародного, к которому поэт стремился всю жизнь.

- М. Джалиль «Вернулся я!»
Без ноги
Вернулся я! Встречай, любовь моя!
Порадуйся, пускай безногий я:
Пред врагом колен не преклонял,
Он ногу мне за это оторвал.
Ударил миной, наземь повалил.
«Ты поклонился»,- враг торжествовал.
Но тотчас дикий страх его сковал:
Я без ноги поднялся и стоял…

А война продолжала уносить человеческие жизни: люди умирали от полученных на поле боя ран.

- 27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. Пусть каждый осязаемо почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей и пусть вопрос: достойны ли мы памяти павших – всегда будет волновать нас, Склоним голову перед величием их подвига.

Гамзатов Расул Гамзатович (р. 1923) аварский поэт. «Нас двадцать миллионов»

Забыть прошлое – значит,
предать память о людях,
погибших за счастье Родины.
Если за каждого погибшего во Второй мировой войне
объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет!
Тихо, ребята, минутой молчания
Память героев почтим,

История создания песни «Журавли»
Каждое литературное произведение имеет свою историю. Стихотворение Расула Гамзатова «Журавли», ставшее впоследствии песней – реквиемом по всем погибшим в войнах, в этом плане тоже не исключение. Находясь в Японии, Расул Гамзатов увидел известный памятник белым журавлям в Хиросиме. Ему рассказали и историю о девочке, ставшей жертвой последствий ядерной бомбардировки и так и не успевшей вырезать из бумаги тысячу журавликов. Поэт был потрясен этой смертью. Здесь же, в Японии, он получил телеграмму, в которой сообщалось о кончине его матери. Гамзатов вылетел в Москву и в самолете, думая о матери, вспомнил и умершего отца, и погибших на войне братьев. И та хиросимская девочка с бумажными журавликами не уходила из памяти. Вот так и родилось это стихотворение.
Стихотворение увидел в журнале «Новый мир» Марк Бернес. Переработав его при посредстве автора и переводчика Наума Гребнева, Бернес прочитал его Яну Френкелю и попросил его написать музыку… Так появилась песня. Она зажила своей полнокровной жизнью и обрела мировую популярность. Ян Френкель и Расул Гамзатов стали близкими друзьями на всю жизнь, и много раз после этого Френкель ездил в Дагестан, бывал в Махачкале и в горных аулах, и всякий раз его встречали там как доброго и желанного гостя.

Песня «Журавли»

- Война и юность… Война и матери… и вдовы.… Но самое страшное, самое бесчеловечное – это Война и дети. Дети войны…Они дети-войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде
- Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать. Но и стоять за станком, растить детей, воевать
- Они, матери и жены, невесты и сестры умели ждать. Ждать, надеяться, любить. И вселять надежду в того, кто на фронте, на передовой. Кто на войне.

Михаил Васильевич Исаковский
- Ему шёл 41 год, когда началась война. Его «Катюшу» пели ещё до войны.
Стихи его простые, очень волнуют своей искренностью. В годы войны он написал такие песни: «В прифронтовом лесу», «Огонёк», «Враги сожгли родную хату». В своём стихотворении «Русской женщине» он восхищается силой, терпением, умением поддержать в трудную минуту, русской женщине.

- Михаил Васильевич Исаковский "Русской женщине"

- Победа в войне – это ликование и скорбь. Время их не приглушает. А мы с вами должны эту память о самой страшной войне, которая коснулась каждой семьи, передавать из поколения в поколение. День Победы был, есть и должен оставаться самым святым праздником. Ведь те, кто заплатил за него своей жизнью, дали нам возможность жить сейчас. Мы обязаны помнить об этом всегда.

-Р. Рождественский «Послевоенная песня»

- О минувшей войне необходимо знать все. Надо знать и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас ПОБЕДА. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли. В таком вопросе, как этот, не должно быть и не может быть забвенья.
.Симонов

- Сергей Сергеевич Орлов «Когда это будет, не знаю…»

- Мы не должны забывать, какой ценой была достигнута наша победа, какой ценой был сохранен мир. Нашему поколению стоит брать пример с еще живых, и почитать уже ушедших от нас героев Великой Отечественной войны 1941-1945. Они подарили всем нам будущее. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям ВОВ! Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!

Из интервью Владимира Высоцкого:
«Часто спрашивают, почему я всё время обращаюсь к военной теме. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда нас будет волновать – это такая великая беда, которая на 4 года покрыла нашу землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто владеет пером. Во-вторых, у меня военная семья. Отец – военный связист, прошёл всю войну. И у нас было много друзей-военных, я в детстве часами слушал их рассказы и разговоры, многое из этого я в своих песнях использовал. В-третьих, мы дети военных лет – для нас это вообще никогда не забудется. Мы «довоёвываем» в своих песнях… Я вот отдаю дань этому времени своими песнями. Это почётная задача – писать о людях, которые воевали».
- Владимир Высоцкий «Братские могилы»

- Песня день победы

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа – вот основные мотивы военной поэзии. Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы войны, темы Родины.
70 лет минуло с того времени, как закончилась Великая Отечественная война. Всё дальше уходят в глубь истории её грозные, героические годы. Но время не властно предать их забвению, выветрить из народной памяти. Мы не забудем тяжкие военные испытания, жуткую цену, заплаченную за победу, - миллионы человеческих жизней. Мы храним благодарную память о тех, кто защитил и спас нашу Родину от фашистов.

Заключительное слово учителя

Кажется, в нашей истории – да и не только в нашей – не было случая, чтобы литература на протяжении столь долгого времени занималась одним историческим событием, занималась с таким неиссякаемым интересом, с такой неостывающей страстью и болью. Возникла серьёзная проза о войне. Многие произведения стали классикой отечественной литературы. Появляются всё новые и новые произведения о Вов. Но об этом разговор впереди. Сегодня мы только прикоснулись к огромному пласту литературы о войне. Я надеюсь, что наш разговор о военной поэзии не оставил вас равнодушными.
Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными.
К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, годовщину которой мы сегодня отмечаем.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том что они- кто старше, кто моложе-
Остались там…

А.Твардовский
Категория: Русский язык и литература | Добавил: galinaloginova1979 (2017-01-28) | Автор: Галина E
Просмотров: 109 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-05-27, 1:06 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1521]
Школьный психолог [523]
История [736]
Опыт [504]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [809]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1192]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [593]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1808]
Краеведение [93]
Начальная школа [4015]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [378]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1576]
Особые дети [284]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1196]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [538]
Немецкий язык [52]
Технология [300]
Самопознание [405]
Профессиональное образование [108]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru