Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка урока по русскому языку "Фразеологизмы. История возникновения. Фразеологический словарь"
РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ».

Кайданович Лина Вадимовна
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №66»,
Карагандинская область, г. Караганда

Цель: углубить знания учащихся о фразеологизмах.
Задачи:
1) Рассмотреть фразеологизмы в контексте.
2) Узнать о происхождении фразеологизмов.
3) Развить навыки работы с фразеологическим словарём.
Методы: практический, наглядный, словесный, частично-поисковый.
Приёмы: групповая работа, работа с текстом, работа с фразеологическим словарём.
Дополнительный материал: плакат с фразеологизмами, раздаточный материал, презентация, фразеологические словари, материал для проведения рефлексии.
ТСО: интерактивная доска (флипчарты в Аctiv Studio).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Закрепление раннее полученных знаний по данной теме:
а) беседа-опрос по пройденному материалу, постановка цели и задач урока;
б)выполнение упражнения по карточке (один учащийся работает на меловой доске, другой-на интерактивной, остальные на местах);
Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы.Определите значение фразеологизмов. Подчеркните их как члены предложения. Замените, где возможно, фразеологизм словом или словосочетанием. Изменился ли смысл предложения? Сохранилась ли его выразительность и образность? (устно)
1) Кот вц...пился мёртвой хваткой в рыбью г...лову. 2) С этими криками я пол...тела вверх тормашками. 3) Дож...ь лил как из ведра. 4) Я крепко д...ржал с...бя в руках.
По завершению работы над заданием формулируются выводы о значении фразеологизмов в речи, их образности и выразительности.
в) выполнение задания на интерактивной доске (1 учащийся у доски, остальные-на раздаточном материале);
Задание: вместо пропусков вставьте подходящие фразеологизмы и орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.
У людей разное отношение к труду. У одних всё валит…ся из рук. Про таких говорят________. Вторые предпочитают сидеть________. Но при возможности готовы всё _________. Третьи просто_______. Однако мир держ…тся на людях, у которых____________. Про них говорят __________________.
Справка: прибрать к рукам, мастер на все руки, как без рук, золотые руки, умывают руки, сложа руки.
г) работа с текстом по функциональной грамотности , анализ.
2018 год. Чемпионат мира по футболу. Трое сидят рядом: Иван и Талгат болеют за русских, Джон – за англичан. Мяч после удара кого-то из россиян улетает высоко и далеко за трибуну.
- И где теперь его искать? – смеётся Джон.
- У чёрта на куличках, - злится Иван.
- Где? – недоумевает Джон. – На куличках? Я слышал у вас в тихом омуте черти водятся.
- Почему только в омуте? – вступает в разговор Талгат. – У Пушкина Балда чертей в море тревожил.
- Вы ещё Гоголя вспомните, у которого чёрт в Петербург летал, - перебил всех Иван. – Это всё сказки. Фразу «у чёрта на куличках» у нас произносят, когда хотят подчеркнуть, что что-то находится очень и очень далеко. А слово «кулички» образовалось от слова «кулижки», которое в Средневековой Руси обозначало отдалённую глухую местность. А в ваших языках разве нет подобных выражений?
- Пожалуй, есть! «Ит байласа тұрмайтын жер»,-ответил Талгат.
- At the worlds end, - ответил Джон.
Вопросы и задания.
1. Что означает слово «кулижки»?_______________________________________
2. Какие писатели упоминаются в тексте?_________________________________
3. Соотнесите:
Имя героя Выражения
Иван «At the worlds end»
Талгат «у черта на куличках»
Джон «Ит байласа тұрмайтын жер»

4. Почему возникло недопонимание между персонажами?___________________
5. Подберите аналог английскому и казахскому фразеологизмам_____________
Дескрипторы
Задание 1 0/1
Задание 2 0-2
Задание 3 0-3
Задание 4 0/1
Задание 5 0-max
III. Изучение нового материала:
а) происхождение фразеологизмов;
Выступление учащегося с презентацией о происхождении фразеологизмов.
б) работа с фразеологическим словарём, определение структуры словарной статьи;
Структура словарной статьи.
1. Фразеологизмы располагаются в словарной статье строго по алфавиту!
2. Если фразеологизм начинается с предлога, частицы, союза, то они стоят в списке первые, после них перечисляются фразеологизмы, начинающиеся с приставок.
3. Словарная статья состоит из:
А) заголовка;
Б) грамматических и стилистических помет (см. Приложение)
В) толкования;
Г) иллюстративного материала (примеры, контексты)
Д) справочной части (историко-этимологического характера)
4. Указываются синонимические и антонимические отношения (если есть)
Приложение
Условные сокращения
грамматические пометы стилистические пометы
буд. время – будущее время высок. – высокое
в сочет. – в сочетании груб.-простор. – грубое просторечное
вводные сл., пред. – вводные слова, предложения ирон. – ироническое
вин.п. – винительный падеж книжн. – книжное
знач. - значении неодобр. – неодобрительное
л.-лица одобр. – одобрительное
межд. - междометие презр. – презрительное
мест. - местоимение пренебр. - пренебрежительное
нескл. – несклоняемое прост. - просторечное
обращ. – обращение разг. - разговорное
обст.-обстоятельство разг.-фам. – разговорно-фамильярное
подлеж. – подлежащее устар. - устаревшее
употр. – употребляется шутл. - шутливое

в) составление и презентация кластера из рисунков, подготовленных учащимися.
Задание: по рисунку определить фразеологизм, найти его в словаре, дать значение, обратить внимание на стилистические пометы, историю его происхождения. Составить с ними предложения.

IV. Домашнее задание.
Составить небольшой рассказ, используя фразеологизмы.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
На доске высказывания мыслителей:
«Познание начинается с удивления…» (Аристотель)
«Как приятно знать, что ты что-то узнал!» (Мольер)
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» (Конфуций)
Учащимся предлагается сопоставить свои ощущения от урока с одним из высказываний. Обосновать свой выбор.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: lina-kv (2017-02-04) | Автор: Кайданович Лина Вадимовна E
Просмотров: 883 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 11:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru