Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка урока по русскому языку "Фразеологизмы. История возникновения. Фразеологический словарь"
РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ».

Кайданович Лина Вадимовна
КГУ «Средняя общеобразовательная школа №66»,
Карагандинская область, г. Караганда

Цель: углубить знания учащихся о фразеологизмах.
Задачи:
1) Рассмотреть фразеологизмы в контексте.
2) Узнать о происхождении фразеологизмов.
3) Развить навыки работы с фразеологическим словарём.
Методы: практический, наглядный, словесный, частично-поисковый.
Приёмы: групповая работа, работа с текстом, работа с фразеологическим словарём.
Дополнительный материал: плакат с фразеологизмами, раздаточный материал, презентация, фразеологические словари, материал для проведения рефлексии.
ТСО: интерактивная доска (флипчарты в Аctiv Studio).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Закрепление раннее полученных знаний по данной теме:
а) беседа-опрос по пройденному материалу, постановка цели и задач урока;
б)выполнение упражнения по карточке (один учащийся работает на меловой доске, другой-на интерактивной, остальные на местах);
Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы.Определите значение фразеологизмов. Подчеркните их как члены предложения. Замените, где возможно, фразеологизм словом или словосочетанием. Изменился ли смысл предложения? Сохранилась ли его выразительность и образность? (устно)
1) Кот вц...пился мёртвой хваткой в рыбью г...лову. 2) С этими криками я пол...тела вверх тормашками. 3) Дож...ь лил как из ведра. 4) Я крепко д...ржал с...бя в руках.
По завершению работы над заданием формулируются выводы о значении фразеологизмов в речи, их образности и выразительности.
в) выполнение задания на интерактивной доске (1 учащийся у доски, остальные-на раздаточном материале);
Задание: вместо пропусков вставьте подходящие фразеологизмы и орфограммы, расставьте недостающие знаки препинания.
У людей разное отношение к труду. У одних всё валит…ся из рук. Про таких говорят________. Вторые предпочитают сидеть________. Но при возможности готовы всё _________. Третьи просто_______. Однако мир держ…тся на людях, у которых____________. Про них говорят __________________.
Справка: прибрать к рукам, мастер на все руки, как без рук, золотые руки, умывают руки, сложа руки.
г) работа с текстом по функциональной грамотности , анализ.
2018 год. Чемпионат мира по футболу. Трое сидят рядом: Иван и Талгат болеют за русских, Джон – за англичан. Мяч после удара кого-то из россиян улетает высоко и далеко за трибуну.
- И где теперь его искать? – смеётся Джон.
- У чёрта на куличках, - злится Иван.
- Где? – недоумевает Джон. – На куличках? Я слышал у вас в тихом омуте черти водятся.
- Почему только в омуте? – вступает в разговор Талгат. – У Пушкина Балда чертей в море тревожил.
- Вы ещё Гоголя вспомните, у которого чёрт в Петербург летал, - перебил всех Иван. – Это всё сказки. Фразу «у чёрта на куличках» у нас произносят, когда хотят подчеркнуть, что что-то находится очень и очень далеко. А слово «кулички» образовалось от слова «кулижки», которое в Средневековой Руси обозначало отдалённую глухую местность. А в ваших языках разве нет подобных выражений?
- Пожалуй, есть! «Ит байласа тұрмайтын жер»,-ответил Талгат.
- At the worlds end, - ответил Джон.
Вопросы и задания.
1. Что означает слово «кулижки»?_______________________________________
2. Какие писатели упоминаются в тексте?_________________________________
3. Соотнесите:
Имя героя Выражения
Иван «At the worlds end»
Талгат «у черта на куличках»
Джон «Ит байласа тұрмайтын жер»

4. Почему возникло недопонимание между персонажами?___________________
5. Подберите аналог английскому и казахскому фразеологизмам_____________
Дескрипторы
Задание 1 0/1
Задание 2 0-2
Задание 3 0-3
Задание 4 0/1
Задание 5 0-max
III. Изучение нового материала:
а) происхождение фразеологизмов;
Выступление учащегося с презентацией о происхождении фразеологизмов.
б) работа с фразеологическим словарём, определение структуры словарной статьи;
Структура словарной статьи.
1. Фразеологизмы располагаются в словарной статье строго по алфавиту!
2. Если фразеологизм начинается с предлога, частицы, союза, то они стоят в списке первые, после них перечисляются фразеологизмы, начинающиеся с приставок.
3. Словарная статья состоит из:
А) заголовка;
Б) грамматических и стилистических помет (см. Приложение)
В) толкования;
Г) иллюстративного материала (примеры, контексты)
Д) справочной части (историко-этимологического характера)
4. Указываются синонимические и антонимические отношения (если есть)
Приложение
Условные сокращения
грамматические пометы стилистические пометы
буд. время – будущее время высок. – высокое
в сочет. – в сочетании груб.-простор. – грубое просторечное
вводные сл., пред. – вводные слова, предложения ирон. – ироническое
вин.п. – винительный падеж книжн. – книжное
знач. - значении неодобр. – неодобрительное
л.-лица одобр. – одобрительное
межд. - междометие презр. – презрительное
мест. - местоимение пренебр. - пренебрежительное
нескл. – несклоняемое прост. - просторечное
обращ. – обращение разг. - разговорное
обст.-обстоятельство разг.-фам. – разговорно-фамильярное
подлеж. – подлежащее устар. - устаревшее
употр. – употребляется шутл. - шутливое

в) составление и презентация кластера из рисунков, подготовленных учащимися.
Задание: по рисунку определить фразеологизм, найти его в словаре, дать значение, обратить внимание на стилистические пометы, историю его происхождения. Составить с ними предложения.

IV. Домашнее задание.
Составить небольшой рассказ, используя фразеологизмы.
V. Подведение итогов урока. Рефлексия.
На доске высказывания мыслителей:
«Познание начинается с удивления…» (Аристотель)
«Как приятно знать, что ты что-то узнал!» (Мольер)
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать – и я пойму» (Конфуций)
Учащимся предлагается сопоставить свои ощущения от урока с одним из высказываний. Обосновать свой выбор.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: lina-kv (2017-02-04) | Автор: Кайданович Лина Вадимовна E
Просмотров: 231 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2017-11-21, 5:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1530]
Школьный психолог [528]
История [744]
Опыт [516]
Научная кафедра [221]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [223]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [816]
Великие открытия [23]
Университет здоровья [132]
Математика [1203]
Химия [389]
Классному руководителю [662]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1818]
Краеведение [96]
Начальная школа [4028]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [387]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1600]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [469]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1208]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [222]
Физическая культура [547]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [411]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [84]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [41]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru