Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Урок русской литературы в 6 классе "Пока не поздно..." (по рассказу К.Г.Паустовского "Телеграмма")
«Пока не стало поздно…»
(урок-раздумье)
Цель урока: к концу урока учащиеся определят идейное содержание произведения, авторскую позицию, сформулируют личное отношение к поднятой писателем проблеме.
Задачи урока:
- прочитать рассказ К.Г. Паустовского; проанализировать содержание рассказа, действующих героев; уметь, опираясь на текст, понимать тему, определять основную мысль; помочь учащимся раскрыть идейное содержание произведения;
- выявить роль художественных средств в раскрытии замысла автора и характеров героев их поступков; наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать монологическую речь; выделять значимые эпизоды из текста для анализа; выразительно читать;
- воспитывать чувство доброты, терпения, чуткости, уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям.

Дидактическое обеспечение:

а) методы и приёмы: личностно-ориентированный, элементы критического мышления, видеометод, демонстрация, беседа, метод постановки вопросов, проблемный метод, работа в группах.

б) оборудование: слайды, формат бумаги А-1, А-4, фломастеры, музыкальная запись, карточки с заданиями и ситуациями.
Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.

Я рада приветствовать вас на клуроке. Вначале давайте объединим свои мысли, желания и настроимся на творчество. Произносим слова с добрым чувством, улыбаясь друг другу.
Свет, свет, свет везде.
Свет во мне, и свет в тебе.
Радость, радость, радость везде.
Радость во мне, и радость в тебе.
Счастье, счастье, счастье везде.
Счастье во мне, и счастье в тебе.
Добро, добро, добро везде.
Добро во мне, и добро в тебе.

Мы настроились на позитивный лад. Желаю всем сегодня плодотворной работы.
II. Стадия вызова. Вступительное слово учителя.
С этими словами о добре, свете, радости связано и тема нашего урока,

А урок у нас сегодня непростой. Непростой по содержанию, по осмыслению, непростой эмоционально. Мы прочитали рассказ «Телеграмма». И сейчас попытаемся ответить на взволновавшие нас вопросы, размышляя над рассказом К.Паустовского. Именно размышляя, а не анализируя, так как рассказы Паустовского предполагают неспешные раздумья над поступками человека, его чувствами и мыслями.

Запишите тему урока в тетради.

Но прежде, чем пригласить вас к диалогу, я прошу вас удобно сесть, закрыть глаза и, «погрузившись в тишину» представить всех своих родственников, друзей. Представили? А теперь скажите, кто был первым в этом ряду? Кого вы посадили рядом с собой на скамейку. (ответы учеников)

Конечно, первой в этом ряду близких нам людей стоит мама. Нет более святого слова, чем это слово. Любовь к маме заложена в нас самой природой и живёт в человек до конца его дней. Место мамы в нашей жизни совершенно особое, исключительное. Мы всегда несли и несём ей свои боль и радость. А она посвящает свою жизнь детям, и дети должны отвечать ей тем же. Но всегда ли это получается у нас? И что мы должны сделать, чтобы глаза матери всегда светились от счастья? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на нашем уроке.

Работать мы сегодня будем в группах. Напомните себе правила работы в группах.
Правила работы в группе
1. Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
3. Умей слушать других.
3. Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
4. Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

«Дерево ожиданий»

Работа в группах: Вот перед нами – дерево, согретое лучами солнца. У вас есть яблочки – напишите на них, что вы ожидаете сегодня от урока. Каждая группа назовите 3 вещи, которым хотите научиться на этом уроке».
По мере того, как пожелания будут исполняться, т.е. яблочки будут созревать, можно их собирать в корзину.

Итак, рассказ называется «Телеграмма».

«Корзина идей»
• Скажите, а что такое «телеграмма»? Назовите свои ассоциации со словом телеграмма?
• Вам приходилось получать её?
• Почему посылают телеграммы?
(нужно сообщить что-то срочное, если стряслась беда, если у человека радость)

Словарная работа:
Телеграмма – срочное сообщение, передаваемое по телеграфу, а также бланк с таким сообщением.
Ридикюль – женская сумочка на длинном шёлковом шнуре, украшенная вышивкой; для рукоделия и различных мелочей, надевалась на руку.
Мемориальный –
“Вестник Европы” – журнал, выходивший в 1866 – 1918г.
Салоп – широкое женское пальто
Стеклярус – маленькие стеклянные трубки, нанизываемые на нитку
Ветлы - дерево сем. ивовых с узкими, острыми серебристыми листьями;

Игровой момент «Запутанное название»

Вам пришли телеграммы, но чтобы получить телеграмму вам надо отгадать название произведений К.Г. Паустовского.

стльеона клечкоо тлыёпй блхе
• А какие ещё произведения писателя вы знаете?

Ну что ж, вы справились с заданием –и можете получить телеграммы.
Прочитайте, пожалуйста.
- Вот телеграмма 1 от ваших сверстников из моей родной школы.
- Чтение вслух текста телеграммы 2: «Нет! Человеку никак нельзя жить без родных, как нельзя жить без сердца») От кого телеграмма?

Телеграмма, ребята, от Константина Георгиевича Паустовского.
• Какой смысл вложен писателем в эти слова?

Вывод учителя: Родные люди – мать, отец, бабушка, дедушка, без которых, действительно, жить нельзя. Они всегда рядом. Выслушают, поймут, поддержат, помогут добрым словом. Я надеюсь, что эти телеграммы помогут понять основную мысль рассказа, раскрыть авторский замысел и хорошо поработать на уроке.

К.Г.Паустовский- писатель замечательный, писатель необыкновенный. Человек, который прошел множество испытаний в жизни сменил множество занятий, побывал в разных уголках России, много путешествовал, был на фронте. Он писал рассказы и повести о природе, очерки о других странах («Живописная Болгария», «Итальянские встречи»). Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Есть у него и рассказы, посвященные А. Грину, А. Чехову, Блоку, Лермонтову, Гоголю. Он был уверен, что главная задача писателя - научить человека видеть не только глазами, но и сердцем.
Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением – и в этом тайна его писательского мастерства. Это писатель, заставляющий нас о многом задуматься, заглянуть в себя, чтобы пройти испытание на человечность.
Не случайно этот рассказ русского писателя заставил великую немецкую актрису
Марлен Дитрих специально приехать в Советский Союз и встать перед Паустовским на колени. Именно за этот рассказ «голубой ангел» западного кино — Марлен Дитрих упала на колени перед Паустовским и поцеловала ему руку на глазах у изумленного зала Центрального дома литераторов.
Замысел рассказа «Телеграмма» был подсказан самой жизнью. К.Г. вспоминал, что поздней осенью поселился в деревне под Рязанью, в усадьбе известного в своё время гравёра Пожалостина. Там одиноко доживала свой век дряхлая ласковая старушка – дочь Пожалостина, Катерина Ивановна. Единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери – она только раз в 2 месяца присылала Катерине Ивановне деньги. Автор является непосредственным участником событий, которые он описывает в рассказе. Это с ним Екатерина Ивановна выходит в сад в последний раз в своей жизни. Он закрыл ей глаза, когда она умерла. В своей книге «Золотая роза» в главе «Зарубки на сердце» Паустовский писал: «Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, все это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжелой душевной драмой, которую она переживала в последние свои дни».
Сам писатель очень часто был вынужден быть вдалеке от матери ( трудные годы,
войны). Мать К.Г. умерла от воспаления лёгких в то время, когда сам он заболел
сыпным тифом. Когда Паустовский приехал на могилу, то узнал, что через неделю
после смерти матери умерла и его сестра Галя. «Сидя у могилы, рядом с полотном
железной дороги, - пишет К.Паустовский в биографической «Повести о жизни», - я
чувствовал, как содрогалась земля, когда мимо проносились тяжёлые поезда. Должно быть и там, в могиле, мама тревожилась обо мне, как тревожилась в жизни».

III. Осмысление.
Обратимся к рассказу
Беседа по первым впечатлениям.
• Понравился ли вам рассказ?
• Какое впечатление произвёл рассказ?
• Какова тема рассказа? О чем рассказ? (Проблема отношения детей и родителей, в частности, дочери и матери, людей друг к другу. Тема старости и одиночества, взаимоотношения дочери и матери, тема беспамятства, настоящая доброта - какая она? Тема разобщённости и единения людей)

Я поняла, что этот рассказ растревожил ваши души, а лишь растревоженная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.

Анализ прочитанного.Беседа с выборочным чтением. «Тонкие» и «толстые» воросы
• Назовите, пожалуйста, героев рассказа
• С чего начинается рассказ? Какая картина представляется?
• Прочитаем начало рассказа.

Обратимся к рассказу и послушаем музыку П.И. Чайковского музыкальную пьесу «Октябрь» из «Времён года».

Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз.
Автор рисует мрачную картину: Мрачный, грустный, печальный, серый, неяркий пейзаж. Октябрь холодный, ненастный; крыши почернели; опутанная трава полегла; облетевшие ветлы; тащились рыхлые тучи; сыпался дождь, ни проехать, ни пройти; пастуший рожок затих. Спутанная трава в саду полегла..." (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) "Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи" (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). "Из них назойливо сыпался дождь" (не лил, а сыпался - дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).

• Какая деталь, словно оживляет представляемое?

Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.
(“Никак не мог доцвесть подсолнечник у забора”).

• Почему именно «подсолнечник», а не подсолнух, как говорят в деревне?
(это как бы маленькое теплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что-то).
• А теперь вернёмся в дом героини. Что в доме старой матери говорит о её одиночестве?
Описание комнаты Катерины Петровны. Её жизнь – в далёком прошлом. Обратим внимание на детали интерьера: «пыльный дореволюционный журнал «Вестник Европы», «пожелтевшие чашки на столе», «давно нечищеный самовар», «потускневшие от времени картины».
Пейзаж и интерьер схожи
• Какие чувства вызывает осенний пейзаж? Интерьер дома? Чем? (Вызывают чувства грусти, тоски, одиночества, беспокойства от неухоженности, ненужности, забытья, заброшенности. Ощущается неухоженность, запущенность)
• Для чего автор начинает рассказ с таких зарисовок?
(Автор настраивает читателя на тональность повествования, создает фон, на котором будет разворачиваться действие.
Такое начало помогает понять состояние Катерины Петровны).

Индивидуальный ответ:

• Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?

Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее – известный художник, дом “мемориальный”, она “последняя обитательница” его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго – французского писателя. Добрая – страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра. Душевное состояние: одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).

• Какой вы представляете её в юности, молодости?
Отдавая «страусовые перья, сморщенные перчатки, стеклярусную чёрную шляпу» Манюшке, Катерина Петровна вновь и вновь переживает прошлое, ведь эти милые вещицы – частица её судьбы отсвет иной, яркой и богатой на события жизни.
Недаром в произведении писатель упоминает об одной знаменитой картине, эскиз которой хранится в доме у Катерины Петровны. Наверняка, такой гордой, таинственной красавицей мы и представляем себе её в молодости.
• Какой эпизод доказывает беззаветную любовь к дочери, тоску по ней?
• Почему Катерина Петровна вышла впервые за год из дому? В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?
• Что может быть у Катерины Петровны в старом ридикюле?
Умирающая Катерина Петровна беспрерывно думает о дочери Насте, находящейся в далёком Ленинграде.
- Вспомним эпизод короткой прогулки Катерины Петровны:
Чтение со слов “Как-то в конце октября…” до “… побрела в дом”.
«Катерина Петровна забеспокоилась…» «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён…он облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи…» (Грусть, тоска на сердце у Катерины Петровны. Она вспомнила свою молодость и воспринявший клён как родное существо: он так же одинок и бесприютен, как она).

Один критик сказал, что для Паустовского важны не существительные, а прилагательные, эпитеты.

• Какие необычные эпитеты вы заметили в этом эпизоде?

Эпитет «позабытые как бы подчёркивает одиночество матери. Её тоже позабыли, и звёзды поэтому и смотрят так пронзительно».

• Что роднит Катерину Петровну со звездами и кленом в саду?
В судьбе клена тоже видна неустроенность, одиночество: «Ему некуда
уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и
олицетворение помогают нам понять настроение героини, ее переживания,
ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает
(опять параллель)
• Сравните два образа «живой» и «одушевлённый». Их состояние. Какая между ними взаимосвязь?
(У них одинаковая судьба. Они обречены. Сад «доцветал», Катерина Петровна «доживала»)

Именно после этой встречи с кленом она решается написать письмо
дочери.

Просмотр отрывка из художественного фильма «Телеграмма»
Сейчас вы прослушаете письмо Катерины Петровны. Слушая его,
положите руку на сердце в тот момент, когда вы будете испытывать наибольшее волнение, жалость к Катерине Петровне или какие-то другие чувства.
Спасибо вам за неравнодушие.
Обратимся к образу Насти.
Индивидуальный ответ.
• Что вы узнали о Насте, о её жизни, работе, делах?
(Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников. У неё много работы: устройство выставок, конкурсов. Она проявляет настойчивость, решительность, горячую заинтересованность, внимание к судьбе художника, помогая ему организовать выставку. Ее здесь ценят, уважают, возлагают на неё большие надежды. Карьеристка. А вот о своей матери она совсем забыла «писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца…почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей»).
• И что же в ответ, что чувствует дочь, когда получает такие строки?
(лишь смутное беспокойство, ей не до матери – старушки и её забот)
• Что Настя сделала с письмом матери, когда его получила?
• Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не поехать к матери?
• Осуждает ли Катерина Петровна свою дочь? Почему и как пытается мать оправдать дочь?
(Катерина Петровна знала, что Насте не до неё, старухи, «у них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». «Лучше не мешать», - думала.. Она не осуждала свою дочь).
• Что в её внешнем облике подчёркивает автор?
• Какой контраст возникает в портрете Насти?
• Вспомните, как называли Настю художники? Почему?

Сольвейг – солнечный путь или луч. За её заботу, требовательность, за умение довести дело до конца. Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени.
• Почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву?
• Она, по-вашему, бескорыстна?
(выставка предоставляет ей возможность выдвинуться, стать более значимой).
• А когда Настя получила телеграмму, почему не открыла старому художнику правду?
Она даже не поняла, о какой Кате идет речь. Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать. Она испытывает неприятное чувство, это нарушило ее планы.
• Когда впервые звучит резкое осуждение Настиного безразличия к матери?
• Кто видит Настю словно насквозь?
• Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя?

Образ Н.В. Гоголя введён не случайно. Выдающийся сатирик, как считал Пушкин, обладал удивительной способностью угадывать человека, он словно видит Настю насквозь.
• Почему Гоголь называет Настю именно сорока?
И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта ее ненастоящая, показная
• Когда она понимает, что совершила огромную ошибку?
• Какое слово действует словно пароль для всех?
Вот в этот момент и возникает тема неискупной вины перед матерью и проблема настоящей доброты.
• Как характеризует Настю её отношение к матери? (Мы наталкиваемся на стену бессердечия, равнодушия, чёрствости, эгоизма)
• Ко всем ли, ко всему ли Настя бездушна? (Отнюдь. Она сочувствует скульптору Тимофееву, тратит много времени на организацию его выставки.
• Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?
(Одно дело – увлекаться работой, делать её от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое – помнить о близких своих, о матери – самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами. Испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.)
Групповая работа
Задание 1 группы:
Вам надо выступить в роли защитника Насти. Задача трудная. Чтобы составить небольшую речь в защиту Насти, у вас есть опорные положения и вопросы:
• настойчивость, решительность, упорство в в организации выставки художника Тимофеева
посылала 200 рублей
• Хотела ли бы мать, чтобы Настя жила в деревне?
образованная, начитанная девушка глухая деревня?
• Имя «Настя» с греческого – «воскресающая»
• Понимает ли Настя, совершила огромную ошибку? Когда в ней заговорила совесть?
- Почему она уехала из Заборья крадучись? Чего испугалась Настя? (человеческого суда)
Задание 2 группы:
Чужие близкие. Вина Насти перед матерью выглядит особенно отчётливо в сравнении с поведением чужих для матери людей, проявляющих искреннюю заботу о ней – Манюшки и Тихона.
• Кто оказывается рядом с Катериной Ивановной ? Кто эти люди?
• Как относятся к Катерине Петровне Манюшка и сторож Тихон?
• Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? (заботу, уважение, привязанность: Манюшка – дочь колхозного сапожника – прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, помыть полы, поставить самовар. Шесть суток не отходила от Катерины Петровны, не раздеваясь, спала на старом диване, Тихон – сторож при пожарном сарае. Хлопотал часто по хозяйству, от жалости, но всё же помогал по хозяйству: рубил в саду засохшие деревья на дрова. Тихону невмоготу было смотреть на «сгорбленную, маленькую» женщину. От имени Насти он, пошептавшись с почтальоном Василием, взял телеграфный бланк и написал телеграмму и принёс Катерине Петровне).
• Выстроите цветовую модель художественного пространства.
Расположите героев рассказа в порядке близости/дальности к Катерине Петровне. Нарисуйте круги, в центре которых написаны имена героев произведения, надо выбрать и цвет для раскрашивания круга и объяснить свой выбор.
• Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил?
• Прочитайте слова Тихона, которые он произнёс Манюшке после смерти Катерины Петровны?
• Кого Тихон считает пустым человеком? (Такой пустельгой оказалась Настя).
• Знаете ли вы значение слова «пустельга»? ПУСТЕЛЬГА - 1. Хищная птица семейства соколиных. 2. Легкомысленный, пустой человек (разговорное, неодобрительно.)
• Почему они сказаны именно Манюшке (она ведь тоже дочь).
• А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы? (чтобы противопоставить её Насте, увидев похороны, учительница сразу вспомнила и про свою мать, такую же маленькую, вечно взволнованную заботами о дочери, седую, как маленькая старушка в гробу, она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить её, проводив Катерину Петровну в последний путь. Есть на земле люди с добрым, чутким сердцем, которые мимо чужого горя не пройдут никогда. «Там, в областном городе, у нее осталась мать – вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая»).
• В какой момент проявляется особая душевность молодой учительницы и мы понимаем, что её непременно полюбят в деревне?
Задание 3 группы:
Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношений детей и родителей.
• Какую библейскую заповедь нарушила Настя? («Чти отца своего и мать свою…»).
• Вспомните, с какими произведениями на эту тему мы познакомились недавно?
• Вспомните Дуню из повести А.С.Пушкина. В чем сходство жизненных ситуаций, которые случились с Дуней и Насте?

Задание 4группы:
Вернемся к заглавию рассказа – «Телеграмма».
• Сколько было послано телеграмм?
• Куда и кем были посланы телеграммы? Какого содержания?
Катя умирает. Тихон
Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

• Почему Катерина Петровна не поверила, что это телеграмма от Насти?
• Так о какой же телеграмме идет речь: о первой или второй, отправленной Тихоном Катерине Петровне?
• Как бы вы назвали рассказ?
Вывод учителя.
Настя потеряла родного, самого близкого человека – маму. Катерина Петровна умирает, так и не дождавшись свою дочь. Умирает от одиночества и тоски. Ведь Паустовский посылает телеграмму и нам. Это и нам предупреждение: не забывайте о самых близких, которые нуждаются в нас, иначе может оказаться поздно.
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Итоговая беседа:
(просмотр отрывка из кинофильма)
• Расскажите, какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ
Творческое задание:
Перед вами бланки телеграмм. Напишите телеграмму. Кому? Решите сами.

Примеры:
-Настя, желаю тебе обрести человечность.
-Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Ведь мама у тебя одна!
-Настя, желаю, чтоб душа твоя оттаяла .
-Эх ты, сорока. Мне тебя жаль.
- Настя, поздно ты поняла свою ошибку. Не дай бог, чтобы с тобой произошло то же самое.
-Пустельга. То, что совершила ты – неисправимо.
- Настя, желаю тебе обрести человечность. Желаю, чтобы оттаяла твоя душа. Мне тебя жаль.
- Настя, одумайся! Нельзя так поступать! Надо любить и почитать свою родную маму, ведь она у тебя одна!
- Настя, поздно у тебя душа оттаяла, слишком поздно…и мне тебя жаль.

- Печальная история... Ребята, тему произведения мы определили в начале урока. И, я уверена, что от нас с вами тоже зависит, чтобы таких Катерин на Земле стало меньше. У вас есть тоже бабушки, прабабушки, дедушки. А как часто вы звоните им, коротаете вечера за чашкой чая, посвящаете свое время им, тем, кто дарил и дарит вам свою любовь просто за то, что вы есть, за то, что вы родные им люди? Я думаю, у вас остались после урока «зарубки на сердце». Благодаря Паустовскому каждый сумел заглянуть в себя и задаться вопросом: «А я-то не пустельга?» и получить незабываемый урок нравственности.
Мне бы хотелось, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте это сделать уже сегодня. Я не случайно попросила принести фотографии ваших мам. Хотелось, чтобы мамы были соучастниками нашего разговора, чтобы глаза ваших мам вдохновляли вас. Мне очень хочется, чтобы вы чаще говорили своим мамам о том, что вы их любите. Попробуйте сделать это уже сегодня . Придя домой, посмотрите внимательно на свою маму. Пожалейте, приласкайте, обрадуйте, скажите добрые слова, пока не стало поздно. "Есть на свете удивительное существо, перед которым мы в вечном долгу - это мать."
Спешите с добром, иначе можно не успеть.
Помните о родителях – это ваша святая обязанность перед теми, кто дал вам жизнь. Сейчас, когда вы рядом с родителями, окружите их заботой, теплом, вниманием. Помогайте им справляться с домашними делами. Хорошо учитесь, радуя их своими успехами. Любите своих родных, звоните им почаще, навещайте их, интересуйтесь их делами, рассказывайте им побольше о себе, им интересно знать о каждом шаге вашей жизни.
Я хочу, чтобы в вашей жизни никогда не было телеграмм – предостережений. Чтобы никогда не забывали о Маме. Не повторяйте ошибок Насти и помните: пока наши мамы живы – мы счастливы, мы остаемся детьми. Многие из вас сегодня, наверное скажут: того, что произошло с Настей, уж со мной-то никогда не случится. Нет, ребята, этот рассказ – предостережение каждому. Впереди у вас жизнь, и тоже будут неотложные дела, спешка, тоже будет некогда.

Звучит песня в исполнении Т. Повали«Мама»
РЕФЛЕКСИЯ
Обратимся к нашему «Дереву ожиданий».
• Посмотрите, какие яблочки с нашего «Дерева ожиданий» созрели, что получилось на уроке? А над чем ещё надо работать?
1. На уроке мне было сложно:
сдержать слезы;
я не хотел, чтобы мои слезы увидели;
не заплакать;
понять Настю.
2. Урок помог задуматься:
о том, как страшно потерять маму;
об одиночестве, доброте и милосердии;
о человечности, об отношении к маме;
о моих родных;
о том, какой ценой Настя расплатилась за свой эгоизм;
почему Настя не поняла, что не деньги нужны были ее маме.
3. Я понял:
нельзя быть таким бесчеловечным, как Настя. Нужно заботиться о родных, навещать их;
я многого не знаю, и мне многому предстоит учиться, но я никогда не поступлю так, как Настя;
старые люди нуждаются в нашей поддержке;
я очень люблю свою маму и боюсь ее потерять;
нельзя совершать таких ошибок, которые исправить невозможно;
я никогда не стану «сорокой» и «пустельгой».

«Я хочу подарить Вам частичку души…»

Помните! Никого нет ближе и роднее матери!
Сегодня мы вернёмся домой, заглянем маме в глаза, найдём для неё добрые и тёплые слова. Все мы в долгу перед нашими матерями.

Встаньте все, как есть! Примите стоя
Сохранённое в простой красе
Слово это – древнее, святое!
Встаньте! Распрямитесь! Встаньте все!
Как леса встают в часы рассвета,
Как травинки к солнцу рвутся вновь,
Встаньте все, заслышав слово это,
Будто к нам пришла сама любовь!
Слово это – зов и заклинанье,
И молитва в дальней стороне.
Слово это – первый луч сознанья,
Стон последний гибнущих в огне.
В этом слове – сила бескорыстья,
Доброта, которой жизнь светла,
То, о чём чуть слышно шепчут листья,
То, о чём звонят колокола.
Слово это навсегда пребудет
И, пробившись сквозь любой забор,
Даже в каменных сердцах пробудит
Потаённой совести укор.
Слово это и целит, и ранит.
В нём сокрыто жизни существо,
В нём исток всего. Ему конца нет.
Встаньте, я произношу его:
«МАМА!» Из поэмы «Берегите матерей» Расула Гамзатова

V. Итоги. Оценки. Инструкция по домашнему заданию.
Благодарю за урок, обсуждаем оценки, учитываю мнение руководителей групп и учащихся.

Домашнее задание.
Напишите сочинение – эссе:
«Письмо Насте»
«Мама в моей жизни»
«Мое отношение к близким людям. Нужно ли его изменить?»
«Какие «зарубки на сердце» оставил у вас этот рассказ?»

Приложение к уроку

Задание 1 группы:
Вам надо выступить в роли защитника Насти. Задача трудная. Чтобы составить небольшую речь в защиту Насти, у вас есть опорные положения и вопросы:
• настойчивость, решительность, упорство в организации выставки художника Тимофеева
посылала 200 рублей
• Хотела ли бы мать, чтобы Настя жила в деревне?
образованная, начитанная девушка глухая деревня?
• Имя «Настя» с греческого – «воскресающая»
• Понимает ли Настя, совершила огромную ошибку? Когда в ней заговорила совесть?
• Почему она уехала из Заборья крадучись? Чего испугалась Настя?
_________________________________________________________________
Задание 2 группы:
Чужие близкие.
Выстроите цветовую модель художественного пространства. Расположите героев рассказа в порядке близости/дальности к Катерине Петровне. Нарисуйте круги, в центре которых написаны имена героев произведения, надо выбрать и цвет для раскрашивания круга и объяснить свой выбор.
А помогут вам в этом работа по вопросам.
• Кто оказывается рядом с Катериной Ивановной ? Кто эти люди?
• Как относятся к Катерине Петровне Манюшка и сторож Тихон?
• Какие чувства они проявляли к Катерине Петровне? (
• Вспомните, как воспитывал Тихон Манюшку, что он ей говорил?
• Прочитайте слова Тихона, которые он произнёс Манюшке после смерти Катерины Петровны?
• Кого Тихон считает пустым человеком?
• Почему они сказаны именно Манюшке.
• А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?
• В какой момент проявляется особая душевность молодой учительницы и мы понимаем, что её непременно полюбят в деревне?

Задание 3 группы:
• Какую библейскую заповедь нарушила Настя?
• Вспомните, с какими произведениями на эту тему мы познакомились недавно?
• Вспомните Дуню из повести А.С.Пушкина. В чем сходство жизненных ситуаций, которые случились с Дуней и Насте?
_____________________________________________________________

Задание 4 группы:
• Сколько было послано телеграмм?
• Куда и кем были посланы телеграммы? Какого содержания?
• Почему Катерина Петровна не поверила, что телеграмма от Насти?
• Так о какой же телеграмме идет речь: о первой или второй, отправленной Тихоном Катерине Петровне?
• Как бы вы назвали рассказ?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: bhf1976 (2017-05-06) | Автор: Урок по рассказу К.Г. Паустовского E
Просмотров: 35 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-05-27, 9:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1521]
Школьный психолог [523]
История [736]
Опыт [504]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [809]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1192]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [593]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1808]
Краеведение [93]
Начальная школа [4015]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [378]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1576]
Особые дети [284]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1196]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [538]
Немецкий язык [52]
Технология [300]
Самопознание [405]
Профессиональное образование [108]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru