Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

урок "Станционный смотритель" А.С.Пушкин
Тема: А.С.Пушкин «Станционный смотритель»

Цели: 1 Выявить нравственные проблемы повести.
2. Осмыслить понятие «нравственность», познакомить с понятием «маленький человек» в литературе
3. Развивать способность эмоционального восприятия произведения.
4. Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.



Пушкин унес с собой великую тайну.
И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем.
Ф.М.Достоевский



Ход урока
I Орг. момент

II Вступительное слово учителя
Повести Белкина» были созданы знаменитой болдинской осенью 1830 года. Под общим названием объединены пять повестей («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»). А.С.Пушкин выдает написанные
им повести за произведения некоего И.П.Белкина. Такой авторский прием позволяет Пушкину сохранить в повестях отпечаток простодушного взгляда на вещи. Автор анализирует жизненные ситуации, имеющие решающее влияние на судьбу людей.
Повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С.Пушкина и имеет большое значение для русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком». С неё начинается в русской литературе тема «униженных и оскорбленных», которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их душ и сердец.
III Знакомство с повестью.
1. Знакомство с повестью мы начнем с эпиграфа.
Прочитайте эпиграф к повести. (он взят из П.А.Вяземского «Станция». Пушкин изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором (низший гражданский чин в дореволюционной России), а не губернским регистратором, что чином выше»).
- Кто такой диктатор?
- Серьезно ли он говорит? (с иронией в переводе с греч. – притворство, насмешка. Выражение насмешки. Употребление слова под которым подразумевается противоположное значение.


музыка
Погружение в текст
2. - Кто такой станционный смотритель? (зачитываем отрывок от слов «Что такое станционный смотритель?» до слов: «Из их разговоров…»).

Запишите 5-6 ключевых слов или словосочетаний, которые помогут дать их характеристику. («сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общению», «скромные в притязаниях на почести», не слишком сребролюбивые»).



- Что по-вашему, тяжелее всего было в положении этих людей, судя по прослушанной информации и по тому описанию, которое дает Пушкин? Как относились богатые путешественники к станционным смотрителям? (унижение, бесправие, беззащитность. Защитить этих людей некому. К унижению, издевательствам они привыкли)
Образ скромных, услужливых, дрожащих , бесправных, униженных людей в русской литературе представлен образом «маленького человека»



«Маленький человек» – так в литературе называют героев, написанных с людей, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Писатели остро чувствовали драму неравенства, на каждом шагу встречая людей униженных и оскорбленных, и не могли пройти мимо них равнодушно. «Маленький человек» у Гоголя, Достоевского, Чехова – актуальная тема, это одна из основных тем русской классики.
- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?
Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести. Забитый и терпеливый станционный смотритель, который по вине легкомысленного гусара теряет свое единственное достояние – прелестную, приветливую и любящую дочь, - образ огромной значимости.

3. - Через взаимоотношение Вырина с каким героем Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека». (Минским)
- Почему люди поступаю так или иначе? Что влияет на их поступки?
И здесь мы можем говорить о том, что есть люди – нравственные и есть безнравственные
- Как вы можете оценить поведение героев?
Здесь необходимо вспомнить такое понятие как нравственность.



- Что же такое «нравственность»? (1 совокупность норм, определяющих поведение человека; 2 моральные качества, то есть это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые и злые.)
Давайте определим какие поступки совершаю герои повести
А) приезд Минского



Б) болезнь Минского


В) Минский считает себя в праве сказать человеку, вдвое старше его, отцу возлюбленной: «Пошел вон!»
- Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми богатого сословия? (с брошенными ассигнациями)

4 - Каким мы увидели его впервые раз? («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»).
- Почему С.Вырин будучи бедняком, считал себя счастливым человеком? (дочь-красавица, которой он гордился)
Найдите в тексте другой портрет этого героя. Что изменилось в этом портрете? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).
- Почему так изменился С.Вырин?
- Что вы можете рассказать о дочери?
- Как Дуня ведет себя с проезжающими? Что о ней говорит отец?
- Какие между ними сложились отношения? (отец гордится такой дочерью, он вырастил ее без матери, всему научил сам. Она помощница, создала уют в доме. Благодаря своей красоте, отводит от отца удары, защищает от оскорблений. И пока им хорошо вместе)
- Какую роль играла Дуня в жизни Вырина? («Ею держался весь дом…»)
- Найдите изменения в интерьере.
Рассказ о смотрителе начинается словами «День был жаркий. В трех местах от станции стало накрапывать, а через минуту проливной дождь вымочил меня до нитки».
Найдите, как он заканчивается («Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев»).


- Почему такие разные картины природы рисует Пушкин? Какова их роль? (природа помогает понять настроение героя, постичь его внутренний мир, радуется вместе с ним и сопереживает).

- Какие качества в Вырине вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек? (С.Вырин – человек всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие к герою).

4 Что подсказывает рассказчику, что не удержится Дуня на станции? (она вела себя, как «девушка, видевшая свет»). Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев, но всегда гениально угадывает, как должен был поступить тот или иной человек в различных ситуациях. И хотя на первом плане в повести изображен сам смотритель, мы с самого начала понимаем, что образ Дуни играет немаловажную роль. И вместе с проблемой «маленького человека» в этом произведении четко просматривается еще одна проблема, имеющая общечеловеческое значение (вспомните поучительные картинки с изображением «блудного сына»), - блудные дети и их судьба.


Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил наше внимание? Почему? (на картинках, где изображена история блудного сына).

Вспомните библейскую «Притчу о блудном сыне» (пересказывают притчу)
Притча – это маленький поучительный рассказ, вроде басни, но без морали, без прямого наставления. Мораль каждый должен извлечь сам. Притча – это аллегория в которой слушатели должны узнать себя.



- В чем заключается ее смысл?
- Зачем висят в доме эти картинки? (Здесь как бы предсказывается дальнейшая судьба Дуни).
- Чем напоминает судьба Дуни историю героя этой притчи? (Дуня уезжает из дома, бросает отца).
- С легкостью или болью покидает Дуня родительский дом? (о том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: «Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте»)
- О чем плакала Дуня?
- Как живется Дуне с Минским? (она счастлива)
- Знает ли Вырин, что Дуня счастлива? (нет. зато хорошо знает как в таких случаях бывает)
Найдите его рассуждение по этому поводу («Не ее первую, не ее последнюю сманил..»)

Отец, будучи уверенным в том, что дочь брошена, несчастна и боится возвращаться к отцу, сам отправляется на ее поиски
музыка

- Какой была первая встреча Вырина и Минского в Петербурге? ( анализ сцены)
А) как ведет себя Минский? (Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне).
Б) о чем говорят герои? (о Дуне, о счастье, о том, кому она должна принадлежать)
В) какие аргументы приводит каждый, объясняя почему Дуня должна принадлежать именно ему?
Г) какую ошибку допускает Минский? Что, по-вашему, он должен был сделать, чтобы наладить отношения с отцом любимой женщины?

Анализ 2-й сцены «Последняя встреча с дочерью»
С. Вырин решил во что бы то ни стало увидеться с дочерью. Случай представился быстро.
А) о чем говорит фраза служанки: «К Авдотье Самсоновне нельзя, у нее гости!» (она не замужем, Минский ездит пока к ней в гости)


Б) Какой увидел отец свою дочь? О чем это говорит? Задумался ли об этом Вырин? Почему именно в этот момент автор называет его «бедным»?
В) почему Дуня, увидев отца, не вскрикнула от радости, не бросилась к нему, а упала в обморок? (возможно она испугалась, что отец заберет ее, лишит счастья, пользуясь своим отцовским правом)
Г) как ведет себя Минский? Почему? Может ли это его оправдать?
Д) какие чувства вызывает эта сцена?
- Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?


Отец возвращается домой. Утешился ли он, увидев вполне благополучную Дуню? (он убежден, что рано или поздно, Дуня окажется выброшенной на улицу, и ее ждет судьба блудного сына из библейской притчи)

IV Закрепление
Сравнительная таблица
Притча «Станционный смотритель»
Сын уходит из дома , чтобы жить самостоятельно Отец сам отправляет дочь из родного дома (невольно, случайно),не предполагая, что расстается с ней навсегда
Никто не ищет его Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть ее домой
Образ жизни после отъезда из дома представляет собой безнравственное поведение Живет в Петербурге в роскоши, в богатстве
Радостная встреча сына с отцом Лишь после смерти отца Дуня посещает родные места
Вернулся домой нищий и голодный, осознал свой грех, раскаялся в нем Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо
Примирение с отцом Покаяние и примирение невозможно, так как смотритель умер


- Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Сбылись ли его опасения? Какой мы видим Дуню на могиле отца? (Дуня возвращается. Но не в рубище, а богатой дамой с детьми, не к живому отцу, а к его могиле)
В конце повести дочь приезжает на могилу отца в роскошном экипаже, она замужем, у нее дети. Да, но что-то заставляет нас усомниться в том, что Дуня счастлива. Например, то, что она плачет и лежит на могиле отца, выдает какую-то глухую грусть. Внешне жизнь ее блестящая, но под этим блеском тонкий художник намечает чувство вины перед отцом и тоску.
музыка


-О чем плакала Дуня на могиле отца? (может сама став матерью, поняла, что в стремлении быть счастливой слишком жестоко поступила с отцом)

Обратите внимание на репродукцию картины «Дуня на могиле отца». Какие чувства вызывает картина ее немого горя?
- Какие бы вопросы вы задали Авдотье Самсоновне, плачущей на могиле отца?
- Какие бы высказали ей пожелания?
- Как эта история связана с вечной проблемой взаимоотношение «отцов» и «детей»?
Сравните с «Возвращение блудного сына». Что общего и в чем разница в изображении героев. (блудный сын раскаялся и прощен, Дуня тоже раскаялась, но поздно. Отец умер, она не получила его прощения, и тем горше ее слезы)

- Какую заповедь нарушила Дуня? Над чем заставляет задуматься ее судьба? (главную заповедь: «Почитай отца своего и мать, - и очень страдает от этого. Судьба Дуни заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими нам людьми…»)
- Счастлива ли Дуня? (невозможно быть счастливой ценой благополучия дорогих, близких людей)
ВЫВОД: отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех
Прошу всех встать. Мы произнесем клятву, которую, я надеюсь, вы не забудете и будете ей верны:
Любовь к родителям в душе я сберегу.
Тепло родного дома навечно сохраню.

V Работа по группам
1. Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев.
2. Что плохого трагичного в повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятым до конца во всей этой истории?
3. Какие вы видите положительные стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте.
4. Какие чувства вы испытали читая различные эпизоды? Аргументируйте.
5. Как, по-вашему следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Вообще, в этой ситуации от нее что-то могло зависеть? Аргументируйте.
6. Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Аргументируйте.

VI Выводы урока

- О чем эта повесть? (о родительской любви; о неблагодарных детях; о «маленьком человеке, сохранившем свое достоинство; запаздалом раскаянии; об ответственности за судьбы других»)


-Чему учит повесть? (сочувствовать ближнему)
- О каких нравственных проблемах повести мы говорили на уроке
1. о проблеме «маленького человека»
2. о взаимоотношении отцов и детей
3. об ответственности за свои поступки
4. о счастье и любви
Повесть «Станционный смотритель» учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать и заставляет думать о том, что мир , в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.
Тема сбившегося с пути и покаявшегося затем человека актуальна в любое время и для любого возраста. «Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними». Как вы понимаете эти слова? Как вы можете соотнести их с повестью?
Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С.Пушкин. он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.


VII Домашнее задание

1 вариант. Напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?».

2 вариант предполагает написание развёрнутого ответа на вопрос «Будет ли Дуня счастлива?».

3 вариант – составление портретной характеристики Дуни Выриной.

VIII Рефлексия

Отметь по каждой шкале то, что относится к тебе

Активно работал
Все понял
Понравился урок
Иногда отвлекался
Не все понятно
Не все понравилось
Совсем не работал
Много не понял
Не понравился урок
Оцениваю свою работу на …
Категория: Русский язык и литература | Добавил: lyudmilamashkovskaya (2017-05-16)
Просмотров: 136 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-09-25, 10:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [511]
Научная кафедра [218]
Воспитание души [234]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1811]
Краеведение [93]
Начальная школа [4020]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [383]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1585]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1201]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [541]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru