Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Сложное предложение с разными видами связи
Тематический кейс.
СП с разными видами связи
Ф.И.______________________________________________________________________
1. Определите виды связи, составьте схемы.
1.Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов)


2.Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев)


3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский)


4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе.

2. составьте по схемам предложения:
[..,(если = - или - =), = - ], но [ - = ], и [ = - ].
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
[ = - ]; [ = ], ( что = )
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Когда - = ), [ = - ]; [ - = ].
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Расставьте недостающие знаки препинания, дайте объяснение:
1) Мы знаем что когда берёшь грибы лучше их срезать ножом нежели выдирать с корнем потому что грибница разрушается. 2) Растение живёт и размножается под землёй так что если вы увидите стайку ландышей в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение. 3) Сходство между цветами дополняется ещё и тем что когда солнце уходит надолго или на ночь одуванчики закрывают свои цветы гаснут. 4) Вот вам три охоты потому что если называть охотой собирание грибов то чем хуже земляника и орехи! 5) Потом начали разрастаться деревья и кусты которые как редко я их ни сажал через три года перепутались образовали густоту. (В. Солоухин)
4. Тестирование.
1.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и подчинительной связью а) Снежок, который выпал ночью, преобразил склоны, и вся окрестность засверкала ослепительной белизной. б) Лось выбежал на опушку, которая заросла кустарником, и, не останавливаясь, пошел к реке. в) Я вышел на поляну, освещенную солнцем, и остановился, глядя по сторонам.
2.Части этого сложного предложения связаны сочинительной и бессоюзной связью а) Там, щедрым облаком зари освещены, Густые облака, сбегая с вышины, Нависли пышными, янтарными клубами. б) Поля росой умылись, ручьи светлей слюды, И зеленью покрылись сожженные сады. в) Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят, А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат.
3.Части этого сложного предложения связаны подчинительной и бессоюзной связью а) Приятно после долгой ходьбы неподвижно лежать на сене: тело нежится и томится, и сладкая лень смыкает глаза. б) Природу надо любить, и эта любовь найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой. в) В ярком осеннем лесу особенно остро чувствуешь : ты частица этой земли, которая тебе принадлежит.
4.Части этого сложного предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью а) Туман начал рассеиваться, и я увидел на берегу холмистый ельник и одинокую большую ель, которую по мощи можно было принять за башню. б) Есть чудная пора в году: земля надевает самые дорогие наряды, и в эти дни кажется, что земля начинает даже светиться. в) Белые колонны голых еще берез, вершины которых походили на застывшие в воздухе дымы, соседствовали с золотыми стволами сосен.
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые Хозяйка поняла ( 1 ) что ( 2 ) если гости опять окажутся в зале ( 3 ) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца ( 4 ) и поспешно предложила прогуляться по саду. А)1,3 Б)1,3,4 В)1,2,3,4 Г)2,3,4
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений.
1) Не помню сейчас кем было замечен..о однажды что существу..т два рода писателей одни ум..рают при жизни другие живут после смерти (Лакшин). 2) Пр..ближалась осень пр..ближались сырые осен..ие ночи с дождем и ветром без луны и звезд пр..ближались так называемые волчьи ночи и я конечно ждал когда волки жившие в нашем лесу соб..рутся в осен..юю стаю (А. Онегин). 3) Пьеру оказывали уважение какого прежде никогда не оказывали неизвес..ная ему дама которая говорила с духовными лицами встала с своего места и предл..жила ему сесть ад..ютант поднял уронен..ую Пьером п..рчатку и подал ему доктора почтительно зам..лкали когда он проходил мимо их и пост..р..нились чтобы указать ему место (Л. Толстой). 4) Утром когда я проснулся ласковое апрельское со..нце весело гл..дело во все окна моей комнаты где-то любовно в..рк..вали голуби задорно чирикали воробьи и с улицы доносился тот неопределен..ый шум какой врывает..ся в комнату с первой выставлен..ой рамой (Мамин-Сибиряк). 5) Ей попроб..вали рас..казать что говорил доктор но ок..залос, что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было передать того что он сказал (Л. Толстой).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Gulshat9802 (2017-05-22)
Просмотров: 98 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-08-20, 8:56 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1525]
Школьный психолог [525]
История [737]
Опыт [511]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [233]
Мастер-класс [220]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [255]
Английский язык [810]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1197]
Химия [386]
Классному руководителю [657]
Биология [594]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1809]
Краеведение [93]
Начальная школа [4020]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [381]
Сельская школа [74]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [303]
Экология [185]
Дошколенок [1580]
Особые дети [288]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [465]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [71]
Внеклассные мероприятия [1199]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [88]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [539]
Немецкий язык [52]
Технология [301]
Самопознание [406]
Профессиональное образование [110]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [35]
Педагогические программы [10]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru