Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку: «На чистом, русском языке»
Твердохлебова Нина Николаевна-учитель русского языка и литературы
Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку
Класс: 8-10.
Предмет:
внеклассное мероприятие по русскому языку
[b]Тема урока:[/b] «На чистом, русском языке»
Тип мероприятия: творческое познание
Цели урока:
• Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся о структуре языка, о стилях языка. (Учащиеся умеют правильно структурировать свою речь; знают стили речи)
• Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.( Развивают творческие способности, которые способствуют развитию личности ученика)
• Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку, интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.( бережно относятся к родному языку, следят за своей речью во время разговора, ценят красивую и правильную речь, толерантно относятся друг к другу, умеют работать в группах)
Методы и приёмы: презентация теоретического материала по теме, работа с языковыми единицами: словом, словосочетанием, предложением, осуществление мини-проектов (написание SMS- сообщений.
Оборудование урока: презентация учителя, магнитная доска, на которой будут фиксироваться результаты работы в группах.

Ход внеклассного мероприятия.
1.Организационный момент.
А) Приветствие;
-Здравствуйте, ребята и гости нашего внеклассного мероприятия. Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии.
2. Психологический настрой учащихся: (Слайд 1)
Ребята, посмотрите друг на друга, посоветуйтесь со своей командой и пожелайте ребятам из других классов что-нибудь хорошее, от чего может подняться настроение у всех присутствующих.
(Ребята желают друг другу добра, тепла, радости)
3.Подача целей и задач урока: (Слайд2)
-Угадать тему нашего внеклассного мероприятия вы сможете после того, как послушаете следующее мудрое предание:
Однажды богатый грек Ксанф приказал своему рабу Эзопу купить самую лучшую вещь в мире. Эзоп пошел на базар и принес... язык.
— Почему ты принес язык? Неужели ты считаешь, что это самая лучшая вещь в мире? - спросил Ксанф.
— Конечно, — ответил Эзоп, — разве может быть в мире что-нибудь лучше, чем язык?
— Хорошо. Иди на базар и принеси мне теперь самую худшую вещь, — сказал Ксанф.
Эзоп пошел и принес... язык».

Учитель:
— Как вы думаете, прав ли был Эзоп?

(Высказывания детей.)
— Да, он прав: язык может быть самой лучшей и самой худшей вещью в мире. Язык дает нам возможность лучше понимать друг друга. С помощью языка писатели и поэты создают свои лучшие произведения, но словом можно разжечь вражду и ненависть.

Учитель:
-Так какова тема нашего внеклассного мероприятия?
Ответы учеников:
-Мы сегодня будем говорить о языке.
Учитель:
-Какой язык мы изучаем с вами? ( Мы изучаем русский язык)
-Да, и поговорим мы с вами сегодня о русском языке , а именно о чистоте русской речи. И поэтому я назвала этот урок «На чистом, русском языке». (Слайд 3)
- Целями нашего мероприятия является:(Слайд 4)
* Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся о структуре языка, о стилях языка.
• Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.
• Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку, интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.
Учитель:
-Ребята, я долго думала о том, как вы воспримете данную тему. Но изо дня в день я убеждаюсь, что проводить подобные внеклассные мероприятия необходимо, потому что вы должны задумываться о том, как вы говорите.
Учитель:
-На уроке мы поговорим…
Содержание:
1.О словах-«паразитах».
2.О сквернословии.
3.О сленге: жаргонном и молодёжном.
-Накануне нашего мероприятия я дала задание для учащихся 8,9 и 10 классов. Оно заключалось в том, что вы должны были провести с учащимися с 5 по 11 классы опрос-анкету, на тему «Применяем ли мы слова-«паразиты», жаргонизмы, молодежный сленг ,сквернословие?». С результатами анкетирования вы нас сегодня и ознакомите в виде презентации.
-Итак, у нас есть 3 команды- это ученика 8 «А» , ученики 9 «А» и ученики 10 «А» классов, но у них нет названий. Я поставлю таблички, чтобы было понятно, кто- какую презентацию готовил.( Учитель ставит таблички на парты).
-Итак, ребята, угадайте, о чем мы будем говорить сейчас:
Эта « чёрная речь» захлестнула Казахстан. «Чёрная речь» несется на нас с экранов телевизоров, с эстрадных подмостков, из радиоприемников. Мы слышим его в магазине ,в автобусе, на улице, иногда в семье… Что это- невежество? Порок? Болезнь нашего языка и общества? О чем речь?
Ученики:
- Речь идет о сквернословии.
-Аристотель говорил: «Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков» (СЛАЙД 5)
Учитель:
- Я попрошу вас выполнить одно небольшое задание.
Детям предлагается разделиться на несколько групп и выполнить следующее задание:
Учитель:
-Разделите чистый лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 5 слов, которые вы относите к категории “святых для каждого человека”
(Дети пишут слова типа «Мама, совесть, семья и т.д., а затем прочитывают слова).
Учитель:
- Что вы чувствуете, когда произносите эти слова?. (Ответы учащихся).
- Разве можно произнося их почувствовать стыд или неловкость? Нет, наоборот, они придают нам силу, многие из этих слов вызывают гордость.
А теперь во 2 колонке запишите 5 слов из разряда “скверных”. Конечно, если вам неприятно, то вы можете этого не делать.
(Прогнозируем, что дети не станут записывать матерные слова).
Теперь давайте подумаем, почему вы спокойно записали и перечисляли слова 1 группы и не стали даже записывать слова другой группы?
(Выслушиваем ответы детей).
Учитель:
-Да стыдно, неловко.
Учитель:
- Когда вам бывало стыдно? ( Ответы детей).
Учитель:
-Да, когда мы совершаем плохие поступки, нам становится стыдно, значит стыд - это необходимое свойство нашей психики, наш ограничитель, не позволяющий нам вести себя по хамски, ограничитель вседозволенности. Стыд одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен многого стыдиться, если он человек.
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.
(СЛАЙД 6)
-А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани». (Слайд 7,8)
-Я попрошу учащихся 9 «А» класса ознакомить нас с результатами анкетирования «Употребляют ли наши учащиеся нецензурную брань».
Учащиеся показывают презентацию(Слайд 9)
Учитель:
-Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.
- В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, не только человек ,но и вода, воспринимая скверные слова , может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило.(Показ презентации. Слайд 10-20)
Учитель:
-Делаем вывод- давайте произносить такие слова, от которых в воде образовывались бы вот такие красивые кристаллы!
Учитель:
(СЛАЙД 21,22, 23, )
-Вы спросите: «А чем опасны такие слова? Почему мы не можем их употреблять? Что они означают?»
— Слово «сволочь» означает мусор, который собирает, сволакивают в кучу и выбрасывают за порог жилища. Это слово — пожелание, чтобы человек был лишен своего дома.
— Слово «мерзавец» означает мерзлый, холодный, безжизненный. Получается, что, произнося это слово, ты желаешь человеку скорой смерти.
— Слово «стерва» означает падаль, гниющее мясо. Это пожелание болезни.
— Слово «негодяй» прочно вошло в человеческий лексикон, а означает оно негодный, непригодный, испорченный. Это пожелание стать неудачником, чтобы ты не добился в жизни ничего.
— «Дурак» означает бурный, неспокойный.
— «Подлец» значит низкий, ползающий, находящийся под ногами. Хотел бы ты себе такого в жизни? Но ведь ты чуть ли не каждый день желаешь ее другим!
— Есть страшная болезнь – парша. От нее выпадают волосы на голове и появляются струпья на теле. Паршивую овцу нельзя вылечить, мясо ее противно есть, ее выгоняют из стада. Теперь понятно, что означает слово «паршивый» или «паршивец»? Вот самые, на наш взгляд, безобидные слова! А сколько зла и боли они несут.
-Далее мы поговорим о словах –«паразитах».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Вернейший способ узнать человека- прислушаться к тому, как он говорит. » (СЛАЙД 24).
-Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.
Учитель:
-Что же представляют собой слова-паразиты? Каковы причины их употребления? Как бороться с речевыми паразитами?
Эти вопросы подтолкнули нас к изучению данной темы.
Я прошу учащихся 8 «А» класса познакомить нас с результатами анкеты, которую мы с вами составляли вместе.
Учащиеся показывают презентацию(Слайд 25)
Учитель:
- На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью.
Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. С сегодняшнего дня мы постараемся избавляться от слов-«паразитов». Для этого вы напишите на листе бумаги слова-«паразиты», которые вы употребляете. А теперь скомкайте, сомните эту бумагу со словами-«паразитами» и выкиньте в мусорное ведро. А теперь вы должны помнить, что вы частично избавились от слов-«паразитов», а остальное зависит от вас.
Задание для всех классов:
Из предложенного текста (отрывок из «Повести о капитане Копейкине», Н.В.Гоголя) убрать слова-паразиты, сделать вывод об употреблении их в речи. (Слайд 26-27)
. «Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед нами свет, относительно сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете эдакая. Вдруг какой-нибудь эдакой, можете себе представить, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховская, черт возьми, или там эдакая какая-нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то. Есть, прикосновения, — словом, Семирамида, сударь, да и полно!»
Учитель:
А чтобы понять, о чем мы дальше будем говорить, посмотрите серию из детского киножурнала «Ералаш».
(Просмотр серии Ералаша «Ну почему мы так говорим?»)(Слайд 28)
-После просмотра возникает вопрос-почему мужчина не понял то, о чем говорил мальчик.?
(Ответы учащихся)
Учитель:
-Разве можно сравнить сленг и красивый русский язык?

«Классный Днепр при клёвой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит он сквозь леса и горы. Не гикнется, не навернётся. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не сечешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до середины, а если доскачет — так гикнется, что копыта отбросит.» «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Не замелькнёт, не прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт вдаль его величественная красота... Редкая птица долетит до середины Днепра...»

Учитель:
-Цицерон говорил: «Прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропустите их сначала через верхнюю часть» (Слайд29)
- Сленг – это особые слова, выражающие значение уже существующих слов. Употребляется определенной группой людей: молодежный сленг, профессиональный, жаргонный.( Слайд 30)
Анкетирование по употреблению молодежного и жаргонного сленгов провели учащиеся 10 « А» класса.
Учащиеся показывают презентацию(Слайд 31)
Учитель:
-Зачастую люди, употребляющие в своей речи сленг, считают, что в любой момент могут от него отказаться и перейти на нормальный литературный язык. А давайте проверим, так ли легко это сделать. Поводом для выполнения данного задания послужил диалог двух молодых людей в школе, на перемене. Это задание для учащихся 10 «А» класса. Попробуйте данный диалог написать на чистом, русском языке…(Слайд32,33)
1-ый ученик: Привет, чувак!
2-ой ученик : Здорово, кореш! Как дела?
1-ый ученик : Ништяк.
2-ой ученик : Слышь, чувачок, я себе вчера нехилый музон приподнял.
1-ый ученик : В натуре что ль?
2-ой ученик : Отвечаю.
1-ый ученик : Ну и как?
2-ой ученик : Клёво. Звукан, как в консерватории --- чистый, как водичка, а орёт --- ухи
вянут.
1-ый ученик : Почём брал?
2-ой ученик : Две штуки.
1-ый ученик : А как у тебя предки насчёт звука ничё не вякают?
2-ой ученик: Я им такую чушь сморозил: буду учиться, буду кайфовать под музон. Ну, ладно.
Щас звонок будет. Опоздаю, училка голову оторвёт.

-Для 8 класса следующее задание. Перед вами листок со сленговыми словами - а вы должны подобрать к ним синонимы, передать смысл слова другим выражением, и записать их в две колонки: в первую колонку-слова жаргонизмы, а во вторую-молодёжный сленг.(Слайд 31,33)

1.Емеля-электронная почта(e-mail) (М)
2.Прикид-одежда. (М)
3.Чел-человек. (М)
4.Отпад- очень красиво. (М)
5.Хата-дом. (Ж)
6.Тормоз-глупый человек. (М)
7.Грузить-давать поручение. (М)
8.Кадр-смешной человек. (М)
9.Лузер-Неудачник. (М)
10. В лом-не очень хочется. (Ж)
11.Пофигист- человек, которому все равно. (М)
12. Рубильник- нос. (Ж)
13.Клешни- руки. (Ж)
14. Кусок- деньги. (М)
15.Вау - удивление. (М)
16. Внатуре – правда. (Ж)
17. Вставило – рассмешило (М)
18. Жид – жадина. (М)
19. Хавальник – рот. (Ж)
20. Манатки – вещи. (Ж)
21. Не гони – не ври. (М)
22. Нормуль - всё нормально. (М)
23. Панты – хвастовство. (М)
24.Гуглить-искать. (М)
25.Тёрки-разговор. (Ж)
26.Корефан-друг. (Ж)
27.Погоняло- кличка. (М)
28.Зырить- смотреть. (Ж)
29. Родоки – родители. (М)
30.Ласты-ноги. (Ж)

Учитель:
-Для 9 класса у нас следующее задание: вам предоставляется отрывок из стихотворения Василия Жуковского «Спящая красавица». Прочитав его, вы должны понять, о чем говорится в этом отрывке.В нем попадаются архаизмы. Запишите его так, как вы поняли, на чистом, русском языке.
(Слайд 32)
Как дитя, лежит она,
Распылалась ото сна;
Молод цвет ее ланит;
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи темныя темней
Заплетенные косой
Кудри черной полосой
Обвились кругом чела;
Грудь, как свежий снег, бела;
На воздушный тонкий стан
Брошен легкий сарафан;
Уста алые горят;
Персты белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в легких сапожках
Ножки, чудо красотой.
(Учащиеся выполняют задание, потом его читают.)

Как дитя, лежит она,
Раскраснелась от сна;
У неё розовые щечки;
Между ресницами блестит
Необычный блеск глаз;
Вокруг лба струится чёрная, как ночь,
Длинная коса;
Грудь похожа на белый снег;
У нее очень стройная фигура,
И одета она в лёгкий сарафан;
Губы горят красным цветом;
На груди лежат белые пальцы
На ногах у красавицы узкие сапожки.

Учитель:
-Вы почувствовали разницу между двумя отрывками? Какой вывод можно сделать?
(Устаревший язык тоже очень красивый)

Учитель:
-Делаем вывод: жаргонизмы и молодёжный сленг не являются долгожителями среди «сорных» слов: как явление нестойкой моды они пожирают сами себя и со временем, в определённом возрасте исчезнуть из вашей речи.
3.Подведение итогов.(Слайд 35)
-Все сказанное мною и учениками мы попробуем обобщить методом «Шесть шляп»
Все выступления начинаются с фразы:
“Я в своей ……шляпе мышления…..”.

2. Белая шляпа-- это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Подробная и необходимая информация – только факты.
Надевая белую шляпу, отвечаем на вопросы:
Какую мы получили информацию?
Какая нам нужна еще информация?
_________________________________________________________________________________________
Красная шляпа--шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки.
Надевая красную шляпу, отвечаем на вопрос:
Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
_____________________________________________________________________________________
Жёлтая шляпа-символическое отражение оптимизма.
Исследование возможных выгод и положительных сторон . Оценка преимущества.
Надевая желтую шляпу, отвечаем на вопросы:
Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это возможно сделать?
Почему это сработает?
Чёрная шляпа-Предостерегает и заставляет думать критически. Осторожность. Суждение. Оценка.
Надевая черную шляпу, отвечаем на вопросы:
Что может случиться плохого или пойдет не так? Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Зелёная шляпа-- шляпа творчества и креативности , поиска альтернатив и внесения изменений . Рассматриваются различные вариации, новые идеи , модифицируются уже существующие. Это возможность выразить новые понятия и концепции.
Надевая зеленую шляпу, отвечаем на вопросы:
Каковы некоторые из возможных решений и действий?
Каковы альтернативы?
Синяя шляпа-- организация мышления. Гарантия соблюдения всех шести шляп.
Надевая синюю шляпу, отвечаем на вопросы:
Чего мы достигли?
Что нужно сделать дальше?
Учитель:
-Ребята, не так давно, когда просматривала одну программу, то увидела интересную информацию: В Казахстане теперь появиться новый праздник в календаре- «День благодарности», и будет он отмечаться 1 марта. Пусть «День благодарности » не имеет статуса международного, но он необходим нам. Поэтому я предлагаю провести 1 марта акцию «Дарите добрые слова». Каждый из Вас в этот день от день получит значок участника (показать значок) ,а получив его, примет обязательства произносить только выражения, украшающие нашу речь, несущие благо и передавать такой значок дальше. Согласны вы с моими словами?(Слайд 36)
Учитель:
-Есть только один путь заставить человека говорить грамотно –научить его любить свой язык.
(Народная мудрость)(Слайд 37)
-А закончим мы наш урок вашими стихотворениями. Я попросила вас представить себя в роли поэтов и написать стихи на тему «Русский язык» или «Русская речь». Все ученики с удовольствием выполнили задание, особенно учащиеся 8 класса, но я выбрала наиболее удачные, интересные стихотворения. Давайте послушаем их в записи.(Слайд 38-43)

1.Шадаева Бахыт
Русский язык.
О наш язык, наш русский язык,
Засорен он, забыли мы его.
Чтобы его частенько вспоминать,
Надо варваризмы и жаргонизмы забывать.
2.Касым Суйрик
Наш русский язык.
На свете есть языков миллион,
Изучить их всем совсем невозможно,
Но есть тот язык, не так труден уж он,
И выучить его с легкостью можно.

Этот язык называется Русский,
Вселенная знает его с давних времён.
Он знаменитый, обширный и нужный,
Во всех уголках мира широко распространён.
3.Белоусов Владимир.
Родной язык.
Мой верный друг! Родной язык!
Ты так прекрасен и велик.
Я готов тебя оберегать
И о тебе стихи писать.
4. Кашнер Вероника.
Русское слово.
Русское слово-оно не рушимо
И в смертном бою непобедимо,
С человеком оно путешествует везде,
И поможет ему в любой беде.
5. Твердохлебов Илья.
Крик души.
Родные люди и чужие
Давайте дружно все беречь
Родной язык, слова родные,
Не дайте их бесстыдно «сжечь».

Слова простые языка
Я буду с радостью беречь.
И будет у меня чиста
Моя прекраснейшая речь.
4.Рефлексия.(Слайд 44)
1. Листок передается по кругу:
сегодня я узнал(а)…
было интересно…
было трудно…
я выполнял(а) задания…
я понял(а) , что…
теперь я могу…
я почувствовал(а) , что…
я приобрел(а)…
я научился(лась)…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мне захотелось…

Спасибо за внимание.(Слайд 45)
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Радужная (2017-06-27) | Автор: Твердохлебова Нина Николаевна. E
Просмотров: 118 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-12-17, 5:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1533]
Школьный психолог [528]
История [745]
Опыт [517]
Научная кафедра [222]
Воспитание души [238]
Мастер-класс [224]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [820]
Великие открытия [24]
Университет здоровья [132]
Математика [1207]
Химия [389]
Классному руководителю [665]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [98]
Казахский язык и литература [1831]
Краеведение [96]
Начальная школа [4037]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [388]
Сельская школа [77]
Профильное обучение [74]
Демократизация и школа [27]
Физика [306]
Экология [188]
Дошколенок [1608]
Особые дети [291]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [647]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [474]
Мой Казахстан [237]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1214]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [93]
ИЗО и черчение [221]
Физическая культура [549]
Немецкий язык [55]
Технология [305]
Самопознание [410]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [85]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [44]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru