Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Словосочетание. Способы подчинительной связи.
Класс 11
Учитель:Тлеубай Нургул Кунтуганкызы
Дата: 10.10.2017 год
Русский язык
Тема урока: Словосочетание. Способы подчинительной связи.
Цели урока: обобщение знаний по теме «Словосочетание», отработка умениня определять виды и связи слов в сс; закрепление навыков правописания.
Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Ответить на вопросы для самоконтроля.
Что такое словосочетания?
Что такое соглосование?
Что такое управление?
Что такое примыкание? Примеры.
Согласование – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарею (зарею(какой?)- согласование в жен роде, ед. ч., творит. падеже).
Управление- это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слово: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).
Примыкание – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое, представленное наречием).
- Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? (нет, это основа предложения).
-А что еще не является словосочетанием? (слова с предлогами – за домом; слова, соединенные сочинительной связью – умный и обаятельный).
Выполнить упражнение № 89
2. Повторение и обобщение знаний.
1. Синтаксический разбор предложения.
Качались волны, шитые шелками, лиловым, красным, желтым, золотым, и, проблиста
над синью янтарями, сгущало небо свой жемчужный дым (В. Брюсов).
-Обоснуйте постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, укажите части речи, составьте схему предложения.
Схема: (__ __), и (__ __).
-Выпишите словосочетания:
волны шитые – главное слово – волны;
шитые шелками– главное слово –шитые;
шелками лиловым– главное слово –шелками;
шелками красным– главное слово –шелками;
шелками желтым– главное слово –шелками;
шелками золотым– главное слово –шелками;
проблистав над синью – главное слово –проблистав;
проблистав янтарями– главное слово – проблистав;
свой дым – главное слово – дым;
жемчужный дым– главное слово – дым;
сгущало дым– главное слово – сгущало.
- На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? (Именные, глагольные, наречные.)
- Словосочетания какого вида вы писали? (именные, глагольные.)
именные: волны шитые, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым
глагольные: шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, сгущало дым
- Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, относятся к глагольным словосочетаниями? (шитые – причастие, особая форма глагола; проблистав – деепричастие, неизменяемая форма глагола).
- Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.
управление (шитые шелками, сгущало дым, проблистав над синью, проблистав янтарями);
согласование (шелками лиловым, шелками красным, шелками желтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым).
2. Выборочно – распределительный диктант.
(Под диктовку учителя учащиеся записывают словосочетания, распределяя их в три колонки)
Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золоченое кольцо, три шофера, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, говоришь шепотом, раскорчеванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь.
Ответы:
Согласование Управление Примыкание
Громкий шорох, холщовый мешок, золоченое кольцо, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, раскорчеванные пни, серый пиджачок сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, ночёвка в лесу, три шофера, ягоды крыжовника, совершить прыжок, рисовать карандашом горячо спорить, говоришь шепотом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь.

3. Готовимся к ЕНТ. Тесты.
4. Комментирование оценок.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: sadybekova70 (2018-01-03) E
Просмотров: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2018-01-21, 8:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1543]
Школьный психолог [529]
История [748]
Опыт [520]
Научная кафедра [224]
Воспитание души [239]
Мастер-класс [229]
Семья и школа [182]
Компьютер-бум [258]
Английский язык [828]
Великие открытия [24]
Университет здоровья [132]
Математика [1215]
Химия [389]
Классному руководителю [665]
Биология [597]
Думаем, размышляем, спорим [99]
Казахский язык и литература [1835]
Краеведение [96]
Начальная школа [4056]
Беседы у самовара [19]
Мировая художественная культура [42]
Новые технологии в обучении [388]
Сельская школа [78]
Профильное обучение [79]
Демократизация и школа [27]
Физика [307]
Экология [188]
Дошколенок [1621]
Особые дети [293]
Общество семи муз [60]
Школа и искусство
Уроки музыки [649]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [478]
Мой Казахстан [238]
Школьный театр [74]
Внеклассные мероприятия [1222]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [100]
ИЗО и черчение [223]
Физическая культура [554]
Немецкий язык [55]
Технология [306]
Самопознание [415]
Профессиональное образование [114]
Школьная библиотека [85]
Летний лагерь [18]
Дополнительное образование [44]
Педагогические программы [13]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru