Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Последние десятилетие ознаменовано неуклонным ростом числа детей, которые испытывают трудности в обучении. Согласно комплексным исследованиям (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, И.Ф. Марковская, М.Н Фишман и т.д.) большая часть детей с трудностями в обучении – это учащиеся, с задержкой психического развития.
Один из факторов, который препятствует полноценному обучению детей, - это недостаточное развитие их связной речи. Умение связно, последовательно и точно, грамматически правильно и образно выражать свою мысль представляет собой необходимое условие успешного обучения во всех дисциплинах, а также гарантирует широкие возможности в процессе общения с окружающими людьми.
Оптимальный уровень развития связной речи означает сформированность всех подсистем языка (фонетико-фонематический и лексико-грамматический), а также необходимый уровень развития познавательной деятельности ребенка.
Связная речь – это сложная речемыслительная деятельность и один из индикаторов состояния мышления ребенка. Так, с учетом всех отклонений, в развитии интеллектуальной и речевой деятельности отмечаются в той или иной степени нарушения связной речи.
В данной статье мы предлагаем использовать дидактическую игру, как средство развития связной речи у детей с задержкой психического развития, так как она имеет большое значение для обучения и воспитания. Игра способствует развитию языка, а язык организует игру. Главным назначением игры является развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, мотивирование у ребенка творческого поведения.
Дидактическая игра развивает речь детей: в процессе пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умения верно выражать свою мысль. Помимо речевого развития, в игре происходит познавательное развитие, ввиду того, что дидактическая игра расширяет представления об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Развитие связной речи – центральная задача речевого воспитания детей. Прежде всего, это объясняется ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно связная речь способствует реализации основной, коммуникативной функции языка и речи.
Дидактические игры применяют для того, чтобы решить все задачи речевого развития. Они помогают закрепить и уточнить словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящих слов, изменения и образования слов, в составлении связных высказываний, развивать объяснительную речь.
Дидактическая игра является коллективной, целенаправленной учебной деятельностью, в которой участников и команду в целом объединяет решение главной задачи и они ориентируют свое поведение на выигрыш [1, c.21].
Подбирая дидактические игры для развития связной речи, необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. В ходе проведения игр ставятся определенные задачи:
1. Закрепить и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;
2. Формировать навыки построения связных монологических высказываний;
3. Развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний [2, c.59].
Дидактические игры являются одной из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра представляет собой основной вид деятельности ребенка. Так, с помощью игр реализуется обучающая (которую преследуют педагоги) и игровая (ради которой действуют дети) цели. Важно, чтобы данные две цели рассматривались дополнением друг другу и обеспечивали усвоение программного материала.
Используемые игровые формы работы нацелены на то, чтобы помочь закрепить и развивать речевые навыки и речемыслительные действия, формируемые в ходе дидактических игр. К ним относятся упражнения, где дети учатся узнавать предметы по описанию, сравнивать предметы, составлять вопросы по тексту - описанию, воспроизводить речевые образцы, самостоятельно описывать предметы.
Для младших школьников, у которых есть задержка речевого развития, создают специальные группы, их основная задача заключается в коррекции речевых дефектов. Для того чтобы решить данную задачу в образовательных учреждениях реализуются специальные программы. Среди методов коррекции речевых нарушений школьников, касательно эффективности, положительно оценены были методы игровой терапии. Именно в процессе игр формируется система взаимоотношений школьника с внешним миром, происходит развитие психических функций, среди которых речь играет важную роль.
Дети учатся свободно выражать свои мысли и чувства, тем самым развивают в играх речевые навыки. Игры младших школьников [3, c.41]:
- побуждают детей к общению друг с другом;
- помогают закрепить навыки применения инициативной речи;
- помогают совершенствовать разговорную речь;
- помогает обогатить словарь;
- влияют на формирование грамматического строя языка.
Дидактические игры – ценное средство воспитания умственной активности, они активизируют психические процессы, вызывают у младших школьников интерес к процессу познания. Игры делают любые учебные материалы увлекательными, вызывают у детей глубокое удовлетворение, стимулируют работоспособность, облегчают процесс усвоения знаний [4, c.66].
Целенаправленное влияние на активизацию некоторых психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций) имеет тесную связь с формированием устного речевого сообщения.
А.В. Запорожец, давая оценку роли дидактических игр, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка» [5, c.81].
Есть такие виды дидактических игр, как: игра – путешествие, игра – поручение, игра – предположение, игра – загадка, игра – беседа.
Игры – путешествия усиливают впечатление, обращают внимание детей на то, что находится рядом. Они способствуют повышению наблюдательности, преодолению трудностей. В этих играх используют множество способов раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д. [6, c.99]
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. Они характеризуются действиями с предметами, игрушками, словесными поручениями.
Игры – предположения («что было бы, если…»). Детям ставят задачу и создают ситуацию, требующую осмысления последующего действия. В процессе игры происходит активизация мыслительной деятельности детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. Они характеризуются проверкой знаний, находчивости. Разгадывая загадки, дети развивают способность анализировать, обобщать, формируют умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основное – это непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предусматривает активизацию эмоциональных и мыслительных процессов. С помощью таких игр ребенок развивает умение слушать вопрос и ответ, акцентировать свое внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Для того чтобы провести этот вид игры познавательный материал должен быть в оптимальном объеме, доступен и понятен детям. Познавательный материал включает лексическую тему, содержание игры. Игры должны соответствовать умственным возможностям детей [7,c.45].
Дидактическая игра обладает определенной структурой. Структура является основным элементом, который характеризует игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическую задачу;
- игровую задачу;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат (подведение итогов) [8, c.48].
Дидактическую задачу определяет цель обучающего и воспитательного воздействия. Ее формирует педагог и ею отражается его обучающая деятельность. Таким образом, к примеру, в некоторых дидактических играх согласно программным задачам закрепляются знания, умения, навыки.
Игровую задачу осуществляют дети. Дидактическая задача в дидактических играх реализуется с помощью игровой задачи. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самих детей. Главное, чтобы в игре дидактическая задача была преднамеренно замаскирована и представала перед детьми как игровой замысел (задача).
Игровые действия являются основой игры. Когда игровые действия разнообразны, то сама игра интересна для детей, тем самым успешно решается ряд познавательных и игровых задач. В различных играх игровые действия по их направленности и по отношению к играющим разные. Это, к примеру, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия – это средства, с помощью которых реализуется игровой замысел, но включают и действия, которые направлены на то, чтобы выполнять дидактическую задачу [9, c. 25].
Правила игры. Их содержание и направленность обуславливаются наличием общих задач формирования личности ребенка, познавательного содержания, игровых задач и игровых действий. В правила входят нравственные требования касательно взаимоотношения детей, выполнения ими норм поведения. В дидактических играх правила являются заданными. С помощью правил педагог контролирует игру, процессы познавательной деятельности, поведение детей. Правила оказывают влияние и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение [10, c.49].
В современной дефектологии дидактические игры создаются педагогом специально в целях обучения, когда оно осуществляется на основе игровой и дидактической задачи [11, c.20]. В дидактических играх дети не только получают новые знания, но также обобщают и закрепляют их. Дидактические игры выступают одновременно в качестве вида игровой деятельности и формы организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и заключается ее своеобразие.
Таким образом, используя дидактические игры в работе, можно развивать речевую активность детей, и повышать результативность коррекционной работы. Важно помнить, что развитие в процессе игровой деятельности речи младших школьников – это попытка учить детей светло, радостно и без принуждения.
Список литературы:
1. Долгобородова Д. А., Варенцов В. А. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 52-54. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11717/ (дата обращения: 18.12.2017).
2. Журавлева Ж.И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и задержкой психического развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. №125. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-slovesnogo-tvorchestva-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-c-narusheniyami-rechi-i-zaderzhkoy (дата обращения: 18.12.2017).
3. Казакова В. А. Коррекция нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 352-355. — URL https://moluch.ru/archive/123/33950/ (дата обращения: 18.12.2017).
4. Спиридонова П. Н. Особенности грамматического строя речи младших школьников с ЗПР // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 739-741. — URL https://moluch.ru/archive/109/26521/ (дата обращения: 18.12.2017).
5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.2. М.: «Педагогика», 1986. — 299 с.
6. Бондарева О. С. Особенности творческого воображения у детей с ЗПР // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 697-700. — URL https://moluch.ru/archive/101/22731/ (дата обращения: 18.12.2017).
7. Бахрамова Г. А. Психолого-педагогические исследования младших школьников с ЗПР на основе инновационного подхода [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 111-113. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4667/ (дата обращения: 18.12.2017).
8. Беседина В.К. Использование приемов пескотерапии в процессе развития связной речи детей с ЗПР // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-peskoterapii-v-protsesse-razvitiya-svyaznoy-rechi-detey-s-zpr (дата обращения: 18.12.2017).
9. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е., Шутова Н. В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с ЗПР // Высшее образование в России. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-prikladnaya-model-psihologicheskoy-pomoschi-detyam-s-zpr (дата обращения: 18.12.2017).
10. Черенева Е.А., Черенев Д.В. Пути формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с ЗПР // Сибирский педагогический журнал. 2009. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-motivatsii-k-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-s-zpr (дата обращения: 18.12.2017).
11. Казанкова Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 669-673. — URL https://moluch.ru/archive/131/36256/ (дата обращения: 18.12.2017).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: taty0510 (2018-04-21) | Автор: Ступак М.Е., Казакова О.В. E
Просмотров: 48 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2018-05-23, 0:44 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1560]
Школьный психолог [532]
История [755]
Опыт [523]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [251]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [184]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [837]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1235]
Химия [392]
Классному руководителю [676]
Биология [601]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1855]
Краеведение [98]
Начальная школа [4097]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [389]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [189]
Дошколенок [1658]
Особые дети [303]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [654]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1228]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [562]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [422]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [19]
Дополнительное образование [53]
Педагогические программы [16]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru