Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Последние десятилетие ознаменовано неуклонным ростом числа детей, которые испытывают трудности в обучении. Согласно комплексным исследованиям (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.И. Лубовский, У.В. Ульенкова, Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, И.Ф. Марковская, М.Н Фишман и т.д.) большая часть детей с трудностями в обучении – это учащиеся, с задержкой психического развития.
Один из факторов, который препятствует полноценному обучению детей, - это недостаточное развитие их связной речи. Умение связно, последовательно и точно, грамматически правильно и образно выражать свою мысль представляет собой необходимое условие успешного обучения во всех дисциплинах, а также гарантирует широкие возможности в процессе общения с окружающими людьми.
Оптимальный уровень развития связной речи означает сформированность всех подсистем языка (фонетико-фонематический и лексико-грамматический), а также необходимый уровень развития познавательной деятельности ребенка.
Связная речь – это сложная речемыслительная деятельность и один из индикаторов состояния мышления ребенка. Так, с учетом всех отклонений, в развитии интеллектуальной и речевой деятельности отмечаются в той или иной степени нарушения связной речи.
В данной статье мы предлагаем использовать дидактическую игру, как средство развития связной речи у детей с задержкой психического развития, так как она имеет большое значение для обучения и воспитания. Игра способствует развитию языка, а язык организует игру. Главным назначением игры является развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, мотивирование у ребенка творческого поведения.
Дидактическая игра развивает речь детей: в процессе пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умения верно выражать свою мысль. Помимо речевого развития, в игре происходит познавательное развитие, ввиду того, что дидактическая игра расширяет представления об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Развитие связной речи – центральная задача речевого воспитания детей. Прежде всего, это объясняется ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно связная речь способствует реализации основной, коммуникативной функции языка и речи.
Дидактические игры применяют для того, чтобы решить все задачи речевого развития. Они помогают закрепить и уточнить словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящих слов, изменения и образования слов, в составлении связных высказываний, развивать объяснительную речь.
Дидактическая игра является коллективной, целенаправленной учебной деятельностью, в которой участников и команду в целом объединяет решение главной задачи и они ориентируют свое поведение на выигрыш [1, c.21].
Подбирая дидактические игры для развития связной речи, необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. В ходе проведения игр ставятся определенные задачи:
1. Закрепить и развивать у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации;
2. Формировать навыки построения связных монологических высказываний;
3. Развивать навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний [2, c.59].
Дидактические игры являются одной из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра представляет собой основной вид деятельности ребенка. Так, с помощью игр реализуется обучающая (которую преследуют педагоги) и игровая (ради которой действуют дети) цели. Важно, чтобы данные две цели рассматривались дополнением друг другу и обеспечивали усвоение программного материала.
Используемые игровые формы работы нацелены на то, чтобы помочь закрепить и развивать речевые навыки и речемыслительные действия, формируемые в ходе дидактических игр. К ним относятся упражнения, где дети учатся узнавать предметы по описанию, сравнивать предметы, составлять вопросы по тексту - описанию, воспроизводить речевые образцы, самостоятельно описывать предметы.
Для младших школьников, у которых есть задержка речевого развития, создают специальные группы, их основная задача заключается в коррекции речевых дефектов. Для того чтобы решить данную задачу в образовательных учреждениях реализуются специальные программы. Среди методов коррекции речевых нарушений школьников, касательно эффективности, положительно оценены были методы игровой терапии. Именно в процессе игр формируется система взаимоотношений школьника с внешним миром, происходит развитие психических функций, среди которых речь играет важную роль.
Дети учатся свободно выражать свои мысли и чувства, тем самым развивают в играх речевые навыки. Игры младших школьников [3, c.41]:
- побуждают детей к общению друг с другом;
- помогают закрепить навыки применения инициативной речи;
- помогают совершенствовать разговорную речь;
- помогает обогатить словарь;
- влияют на формирование грамматического строя языка.
Дидактические игры – ценное средство воспитания умственной активности, они активизируют психические процессы, вызывают у младших школьников интерес к процессу познания. Игры делают любые учебные материалы увлекательными, вызывают у детей глубокое удовлетворение, стимулируют работоспособность, облегчают процесс усвоения знаний [4, c.66].
Целенаправленное влияние на активизацию некоторых психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций) имеет тесную связь с формированием устного речевого сообщения.
А.В. Запорожец, давая оценку роли дидактических игр, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка» [5, c.81].
Есть такие виды дидактических игр, как: игра – путешествие, игра – поручение, игра – предположение, игра – загадка, игра – беседа.
Игры – путешествия усиливают впечатление, обращают внимание детей на то, что находится рядом. Они способствуют повышению наблюдательности, преодолению трудностей. В этих играх используют множество способов раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д. [6, c.99]
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. Они характеризуются действиями с предметами, игрушками, словесными поручениями.
Игры – предположения («что было бы, если…»). Детям ставят задачу и создают ситуацию, требующую осмысления последующего действия. В процессе игры происходит активизация мыслительной деятельности детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. Они характеризуются проверкой знаний, находчивости. Разгадывая загадки, дети развивают способность анализировать, обобщать, формируют умение рассуждать, делать выводы.
Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основное – это непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предусматривает активизацию эмоциональных и мыслительных процессов. С помощью таких игр ребенок развивает умение слушать вопрос и ответ, акцентировать свое внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Для того чтобы провести этот вид игры познавательный материал должен быть в оптимальном объеме, доступен и понятен детям. Познавательный материал включает лексическую тему, содержание игры. Игры должны соответствовать умственным возможностям детей [7,c.45].
Дидактическая игра обладает определенной структурой. Структура является основным элементом, который характеризует игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическую задачу;
- игровую задачу;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат (подведение итогов) [8, c.48].
Дидактическую задачу определяет цель обучающего и воспитательного воздействия. Ее формирует педагог и ею отражается его обучающая деятельность. Таким образом, к примеру, в некоторых дидактических играх согласно программным задачам закрепляются знания, умения, навыки.
Игровую задачу осуществляют дети. Дидактическая задача в дидактических играх реализуется с помощью игровой задачи. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самих детей. Главное, чтобы в игре дидактическая задача была преднамеренно замаскирована и представала перед детьми как игровой замысел (задача).
Игровые действия являются основой игры. Когда игровые действия разнообразны, то сама игра интересна для детей, тем самым успешно решается ряд познавательных и игровых задач. В различных играх игровые действия по их направленности и по отношению к играющим разные. Это, к примеру, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия – это средства, с помощью которых реализуется игровой замысел, но включают и действия, которые направлены на то, чтобы выполнять дидактическую задачу [9, c. 25].
Правила игры. Их содержание и направленность обуславливаются наличием общих задач формирования личности ребенка, познавательного содержания, игровых задач и игровых действий. В правила входят нравственные требования касательно взаимоотношения детей, выполнения ими норм поведения. В дидактических играх правила являются заданными. С помощью правил педагог контролирует игру, процессы познавательной деятельности, поведение детей. Правила оказывают влияние и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение [10, c.49].
В современной дефектологии дидактические игры создаются педагогом специально в целях обучения, когда оно осуществляется на основе игровой и дидактической задачи [11, c.20]. В дидактических играх дети не только получают новые знания, но также обобщают и закрепляют их. Дидактические игры выступают одновременно в качестве вида игровой деятельности и формы организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и заключается ее своеобразие.
Таким образом, используя дидактические игры в работе, можно развивать речевую активность детей, и повышать результативность коррекционной работы. Важно помнить, что развитие в процессе игровой деятельности речи младших школьников – это попытка учить детей светло, радостно и без принуждения.
Список литературы:
1. Долгобородова Д. А., Варенцов В. А. Особенности обучения младших школьников с задержкой психического развития [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 52-54. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11717/ (дата обращения: 18.12.2017).
2. Журавлева Ж.И. Особенности проявления словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста c нарушениями речи и задержкой психического развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2014. №125. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-slovesnogo-tvorchestva-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-c-narusheniyami-rechi-i-zaderzhkoy (дата обращения: 18.12.2017).
3. Казакова В. А. Коррекция нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития // Молодой ученый. — 2016. — №19. — С. 352-355. — URL https://moluch.ru/archive/123/33950/ (дата обращения: 18.12.2017).
4. Спиридонова П. Н. Особенности грамматического строя речи младших школьников с ЗПР // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 739-741. — URL https://moluch.ru/archive/109/26521/ (дата обращения: 18.12.2017).
5. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.2. М.: «Педагогика», 1986. — 299 с.
6. Бондарева О. С. Особенности творческого воображения у детей с ЗПР // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 697-700. — URL https://moluch.ru/archive/101/22731/ (дата обращения: 18.12.2017).
7. Бахрамова Г. А. Психолого-педагогические исследования младших школьников с ЗПР на основе инновационного подхода [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 111-113. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4667/ (дата обращения: 18.12.2017).
8. Беседина В.К. Использование приемов пескотерапии в процессе развития связной речи детей с ЗПР // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-peskoterapii-v-protsesse-razvitiya-svyaznoy-rechi-detey-s-zpr (дата обращения: 18.12.2017).
9. Ульенкова У.В., Дмитриева Е.Е., Шутова Н. В. Теоретико-прикладная модель психологической помощи детям с ЗПР // Высшее образование в России. 2012. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-prikladnaya-model-psihologicheskoy-pomoschi-detyam-s-zpr (дата обращения: 18.12.2017).
10. Черенева Е.А., Черенев Д.В. Пути формирования мотивации к учебной деятельности младших школьников с ЗПР // Сибирский педагогический журнал. 2009. №7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-formirovaniya-motivatsii-k-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov-s-zpr (дата обращения: 18.12.2017).
11. Казанкова Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 669-673. — URL https://moluch.ru/archive/131/36256/ (дата обращения: 18.12.2017).
Категория: Русский язык и литература | Добавил: taty0510 (2018-04-21) | Автор: Ступак М.Е., Казакова О.В. E
Просмотров: 216 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2019-02-20, 5:04 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1578]
Школьный психолог [537]
История [762]
Опыт [542]
Научная кафедра [229]
Воспитание души [255]
Мастер-класс [239]
Семья и школа [189]
Компьютер-бум [266]
Английский язык [852]
Великие открытия [26]
Университет здоровья [136]
Математика [1247]
Химия [397]
Классному руководителю [687]
Биология [605]
Думаем, размышляем, спорим [103]
Казахский язык и литература [1870]
Краеведение [101]
Начальная школа [4125]
Беседы у самовара [21]
Мировая художественная культура [45]
Новые технологии в обучении [395]
Сельская школа [80]
Профильное обучение [84]
Демократизация и школа [29]
Физика [314]
Экология [191]
Дошколенок [1696]
Особые дети [308]
Общество семи муз [62]
Школа и искусство
Уроки музыки [660]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [485]
Мой Казахстан [242]
Школьный театр [77]
Внеклассные мероприятия [1248]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [102]
ИЗО и черчение [226]
Физическая культура [570]
Немецкий язык [57]
Технология [314]
Самопознание [429]
Профессиональное образование [121]
Школьная библиотека [88]
Летний лагерь [22]
Дополнительное образование [56]
Педагогические программы [19]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень семья и школа игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Астана Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг хореография разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru