Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"
План урока литературы в 8 классе,
интегрированного с предметом «Самопознание»

ГУ «Средняя общеобразовательная школа №24_г. Павлодара»
Педагог Рахимгожина Нургуль Шампатовна
Тема: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа
Ценность: Праведное поведение
Качества моральная ответственность, совесть, нравственность, духовность, милосер-дие

Цель урока:
1) Определение социально-нравственных проблем рассказа, знакомство с понятием «контраст» в художественном произве-дении.
Задачи урока:
1.Расширить знания учащихся об особенностях жанра рассказа
2. Развивать навыки работы с опорными материалами, разви-вать навыки самоанализа и самооценки.
3. Воспитывать в учащихся понимание мысли Толстого Л. Н. о моральной ответственности человека за всё происходящее во-круг. Ресурсы: (материалы, источники)

Портрет Л.Н.Толстого
Рабочие листы. Учебник литературы, словарь литературовед-ческих терминов.
Иллюстрации к про-изведению
Видеоролики.
На доске листы с нравственными катего-риями – совесть, нравственность, ду-ховность, милосердие, бессердечность.
Ход урока:
Внешняя интеграция (использование методических приемов урока самопознания) Примечания

Внутренняя интеграция (интеграция общечеловеческих ценностей в содержание урока)

Домашнее задание. Написать эссе на одну из тем: «Человек от-ветственен за все происходящее вокруг», «Человек ответстве-нен за все происходящее вокруг?»

Заключительная минута урока

Тип и вид урока: Урок углубленной работы с художественным текстом.
Урок с элементами модульной технологии.

План урока
1. Орг. момент.
2. Слово учителя.
Мы продолжаем знакомство с творчеством гениального писателя, который прожил долгую творческую, насыщенную событиями, противоречивую, плодотворную, принося-щую пользу окружающим людям жизнь - это Лев Николаевич Толстой.
Какая информация о Толстом вам известна?
Поискам добра, служению добру великий писатель был верен всю свою долгую жизнь. Ещё в зале старого яснополянского дома, когда Толстому было 5 лет, он узнал пер-вую и самую памятную игру, которая приучала творить добро. Эту игру придумал старший брат Николенька. Однажды, вспоминал Л.Н.Толстой, он «объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не бу-дет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга… эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зелёной палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю оврага…»
В течение 64 лет Толстой вел дневники, соприкасаясь с ними, ученые-литературоведы пришли к выводу, что он целенаправленно шел по пути самопознания, самосовершенствования, анализировал свои поступки, описывал события внутренней жизни, изучал свое поведение и поведение окружающих людей. Он пытался понять, откуда в человеке берется любовь и ненависть, добро и зло, из чего складывается характер. Он всегда призывал каждого человека идти по пути нравственного обновления, к сознанию нравственной ответственности за свои поступки.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова писателя: «Нравственность не может быть основана ни на чем другом, как на сознании себя духовным существом, единым со всеми другими».
Что вы подразумеваете под понятиями совесть, нравственность, духовность, ми-лосердие, бессердечность.
Как связаны эти понятия с рассказом Л.Н.Толстого, мы с вами выясним сегодня на уроке.

3. Работа с текстом произведения.
Работа в группе. Заполнение рабочих листов.
3. Анализ рассказа «После бала». Заполнение рабочих листов.
1. Письменные ответы на задание №1.
-От чьего лица ведётся рассказ?
Задание №2.
- О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич?
. Короткий рассказ с использованием цитат из текста: «Было в сороковых годах», «Был я в то время студентом в провинциальном университете», «…учились и веселились», «…весёлый и бойкий малый…», «…катался с гор с барышнями…», «…кутил с товарища-ми…», «… удовольствие составляли вечера и балы».
-Где герой ощущает наибольшее счастье? (- На балу).

3.Давайте перенесёмся на некоторое время на бал, послушаем музыку и посмотрим танец.
Просмотр видеоролика. Звучит мазурка.
Чтец читает:
«Дождавшись начала мазурочного мотива, он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его то тихо и плавно, то шумно и бурно, с топотом по-дошв и ноги об ногу, задвигалась вокруг залы. Грациозная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек. Вся зала следила за каждым движением пары».
Задание №3.
2. Наблюдение над языковыми средствами (работа в группах).
Заполнение таблицы (графа «На балу»)

№ На балу После бала
1. Звуки
2. Краски
3. Чувства героя
4. Поведение полковника



Слово учителя. Время правления императора Николая I было очень жестоким, особенно в армии, где царила муштра, жесткая дисциплина, очень строгая система наказаний за малей-ший проступок. Поэтому в России Николая Iпрозвали Николаем Палкиным.

Историческая справка
Наказание шпицрутенами
– специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение груп-пой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного.
Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.
При экзекуции должны были находиться фельдшер доктор, для оказания медицинской помощи, так как это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 1701—1705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.
Заполнение графы «После бала»

Обсуждение результатов заполнения таблицы.
На каком приеме построена композиция рассказа?
Чтение и запись понятия КОНТРАСТ.
Б) Обмен информацией в таблицах и запись недостающих материалов.
Задание №4.
Сопоставление образов полковника и наказываемого. Заполнение таблицы (работа в паре и обмен информацией). Вопрос к классу: На чем основано описание? (на контрасте)
Полковник Наказываемый
Фигура Высокий военный в шинели и фуражке Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное.
Походка Шел твердой подрагивающей походкой Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу … подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падал наперед – и тогда унтер-офицеры тянули его назад.
Лицо Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Сморщенное от страдания лицо
Общее описание Твердым шагом двигалась высокая статная фигура. Спотыкающийся, корчащийся человек.
Беседа.
1) Может ли быть один и тот же человек в одной ситуации милым и добрым, а в другой – жестоким и беспощадным? (это свойственно человеку)
2) Был ли полковник двуличным человеком, лицемером? (надо всё по закону – не лицемер, а николаевский служака, привыкший не рассуждая выполнять приказы)
3) В чем вы видите причину таких противоречий в характере полковника? (живет по за-конам, придуманным крепостническим обществом)

6. Сообщение о композиции рассказа и краткие записи:
А) Особенность композиции – рассказ в рассказе.
Б) Основа композиции – контраст, противопоставление.

7. Рассуждение (Устно): Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
Сопоставление чернового и окончательного вариантов концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:
А) Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича? (в окончательной редакции сильнее выражено чувство неприятия рассказчиком несправедливости, царящей в мире)
Б) Почему любовь рассказчика пошла на убыль? (образ Вареньки соотносил с ее отцом)
В) Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу? (не принимает ее законов и не хочет стать похожим на полковника)

Черновой вариант Окончательный вариант
«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковни-ка, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я увидел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уве-ренностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - подумал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел пре-жде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и ни-куда, как видишь, не годился».

8. Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?

9. Обобщение. Запись основного вывода вывода: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?) Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

Л. Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что происходит. (См. эпиграф)

10. Завершающий контроль. Выполнение теста.

1. Какой художественный прием поло-жен в основу композиции рассказа «После бала»?
А) последовательность излагаемых событий
Б) цикличность излагаемых событий
В) контраст, противопоставление.
2. Каков тип композиции рассказа?
А) рассказ в рассказе
Б) повествование от первого лица
В) авторское изложение событий.
3. С каким чувством описывает рас-сказчик сцену бала?
А) отчуждение Б) возмущение В) восторг
4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери? А) замшевая перчатка
Б) блестящие глаза и радостная улыбка
В) «домодельные» сапоги.
5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности.
6. Определите основную идею рассказа.
А) судьба человека зависит от случая
Б) идея личной ответственности человека
В) осуждение деспотизма

11. Самооценка учащихся.
12. Домашнее задание. Написать эссе на одну из тем: «Человек ответственен за все про-исходящее вокруг», «Человек ответственен за все происходящее вокруг?»

13. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Рабочий лист к уроку литературы в 8 классе по теме
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала».
Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Ф. И.__________________________________
1. Ответьте письменно:
На какие две части делится сюжет рассказа?
1) ________________________ 2) ______________________________

2. От чьего лица ведется повествование?
О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич?
Выпишите из текста рассказа слова, словосочетания, предложения об образе жизни ге-роя. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполните таблицу словами из текста. Сделайте вывод.

№ На балу После бала
1. Звуки
2. Краски
3. Чувства героя
4. Поведение полковника



4. Сопоставление образов полковника и наказываемого. Заполните таблицу. На чем осно-вано описание? (на контрасте)
Полковник Наказываемый
Фигура
Походка
Лицо
Общее описание

Сделайте вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу, запишите вывод в виде предложения с противительным союзом «а» и однородными членами предложения.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________

5. Устно ответьте на вопрос: Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?

Сопоставьте черновой и окончательный варианты концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:
А) Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?
Б) Почему любовь рассказчика пошла на убыль?
В) Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу?

Черновой вариант Окончательный вариант
«Я реже стал видеться с ней. И лю-бовь моя так и кончилась ничем, а я по-ступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое созна-ние своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал». «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я увидел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признава-лось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - подумал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и по-том не мог узнать этого. А не узнав, не мог по-ступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не слу-жил и никуда, как видишь, не годился».

9. Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись вари-анты: «рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?

10. Запишите вывод: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рас-сказ?)
Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

Завершающий контроль

Выполните тест, подчеркнув нужные ответы.

1. Какой художественный прием поло-жен в основу композиции рассказа «После бала»?
А) последовательность излагаемых событий
Б) цикличность излагаемых событий
В) контраст, противопоставление.

2. Каков тип композиции рассказа?
А) рассказ в рассказе
Б) повествование от первого лица
В) авторское изложение событий.

3. С каким чувством описывает рас-сказчик сцену бала?
А) отчуждение Б) возмущение В) восторг

4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери? А) замшевая перчатка
Б) блестящие глаза и радостная улыбка
В) «домодельные» сапоги.

5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
А) автор показывает двуличие героя
Б) на балу надел «маску» добропорядочности
В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности.

6. Определите основную идею рассказа.
А) судьба человека зависит от случая
Б) идея личной ответственности человека
В) осуждение деспотизма
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ludmila3595 (2018-07-13) | Автор: Рахимгожина Нургуль Шампатовна E
Просмотров: 23 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2018-08-16, 1:34 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1570]
Школьный психолог [532]
История [756]
Опыт [528]
Научная кафедра [226]
Воспитание души [251]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [185]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [842]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1242]
Химия [394]
Классному руководителю [678]
Биология [601]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1859]
Краеведение [98]
Начальная школа [4103]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [391]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [82]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [190]
Дошколенок [1668]
Особые дети [306]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [654]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [75]
Внеклассные мероприятия [1233]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [563]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [422]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [20]
Дополнительное образование [53]
Педагогические программы [17]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru