Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Определение оптимальных условий развития навыков чтения у дошкольников.
И.Л. Ершова, педагог дополнительного образования студии дошкольного воспитания
«Бобек» КГКП Дворца Творчества Детей и Молодежи г. Семей.

Одним из факторов успешного обучения ребенка в начальных классах является сформированный навык грамотного чтения. Немаловажно, если такой навык будет формироваться уже в дошкольном возрасте. Ни для кого не секрет, что читающим детям гораздо легче адаптироваться в первом классе и успешно обучаться на начальной ступени школьного образования. Работая в студии дошкольного воспитания «Бобек» г. Семей, я ставлю целью обучение навыкам чтения детей от четырех до шести лет. Именно в этом возрасте можно заложить и сформировать у ребятишек стойкую тягу к знаниям, любовь к книге.
Естественно, что методика обучения грамоте дошкольников отличается от школьных программ. У детей этого возраста практически нет мотивации к освоению учебной деятельности, их психофизиологические процессы развиты гораздо слабее, чем у младших школьников. И, тем не менее, детей этого возраста отличает ярко выраженная любознательность, любовь к игре и сказке, вера в чудеса. Именно поэтому я разработала занятия по обучению грамоте дошколят с учетом их возрастных особенностей. Основная цель данных занятий - определение оптимальных условий развития навыков чтения на уроках обучения грамоте, а именно активизация познавательной деятельности у детей дошкольного возраста и формирование у них стойкого интереса к чтению.
Весь курс обучения грамоте разделен на два периода: добукварный и букварный. С первого урока ребята окунаются в сказку про находчивого веселого мышонка, который попадает сначала в страну «Звукалию», а затем в страну «Букварию». Вместе с героем сказки-путешествия, сопереживая ему, дети преодолевают препятствия, выполняют необходимые задания, без усилий усваивая учебный материал и овладевая навыками чтения.
Я предлагаю ряд методических игровых приемов, которые позволяют мне успешно организовать учебную деятельность детей четырех-пятилетнего возраста на уроках обучения грамоте в добукварный период.

1. Игра «Умные ушки». Я прошу детей закрыть глаза, называю слово раздельно по звукам, после сигнала дети должны назвать слово целиком. После того, как правильно названо 4-5 слов, прошу детей вспомнить угаданные слова с целью развития у них кратковременной памяти. Затем дети находят лишнее слово, обязательно объясняя свою точку зрения. Такая работа формирует не только умение слышать звуки и складывать их в слова, но и развивает логическое мышление, позволяет дошкольникам учиться упорядочивать группы слов, а также правильно объяснять их лексическое значение.

Пример: С-Л-О-Н, Т-И-Г-Р, В-О-Л-К, Ж-У-К, Л-И-С-А. Какие слова угадали? Воображаем полочку над головой, ставим туда слова. Какое слово лишнее? Почему? Берем на руки поочередно воображаемых животных, отмечаем их отличительные признаки: шерсть, количество лап, вес и т.д. После того, как на руки берется громадный жук, предпринимаются попытки найти у него шерсть, зубы, считается количество лап, дети смеются и находят правильное решение. Через несколько подобных заданий дети с легкостью и удовольствием складывают в уме слова, формируют их в группы и находят лишнее слово.

2. Игра «Чашечка». Делаем с детьми руками чашечку. Складываем в нее слово по звукам, одновременно считая звуки. Работа для детей этого возраста не из легких. Зато учит ребят не только структурному анализу слова, но и распределению внимания. Затем «съедаем» несъедобное слово из чашечки, превращая его в съедобное, что способствует еще и развитию воображения и творческого мышления.

Пример: слово «стол» раскладываем на звуки и опускаем звуки поочередно в «чашечку»: С-Т-О-Л. Одновременно считаем количество звуков в этом слове. Затем спрашиваю у детей, как можно съесть слово «стол». Вместе превращаем деревянный стол в шоколадный, ореховый, сахарный и т.д.

3. Игра «Упрямый чайник». Из носика чайника вылетают картинки, из которых нужно составить слово. Дети вычленяют первые звуки каждого нарисованного предмета и составляют из них заданное слово. Игра обучает такому приему, как синтез и создает предпосылки для правильного грамотного письма.

Пример: на чайнике прикреплена картинка с изображением утки. Из носика чайника «вылетают» картинки с изображением тыквы, арбуза, утюга, карандаша. Дети по порядку, проговаривая слово У-Т-К-А, выставляют картинки: Утюг, Тыква, Карандаш, Арбуз. Затем слово «читается», называется его значение. Воображаемая утка берется на руки, я прошу детей потрогать ее и сказать, какая она (теплая или холодная, мягкая или твердая, пушистая или гладкая, легкая или тяжелая и т.д.)

4. Игра «Волшебная цепь». На доску прикрепляются несколько картинок. Задача ребят: вычленяя первый и последний звуки каждого слова, подбирая их друг к другу, соединить слова в цепочку. Цепь обязательно нужно замкнуть. Затем мы с детьми надеваем воображаемую цепь на себя и играем с каждым словом: называем его значение, находим отличительные признаки, выполняем с этим воображаемым предметом сначала правильные, а затем нелепые и смешные действия. Игра обучает не только правильно вычленять звуки в слове, но и находить слова с аналогичными звуками, развивает зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое и творческое мышление.

Пример: детям даются изображения сома, иглы, кота, ананаса, мака, тарелки. Дети, «цепляя» последний звук слова за первый следующего, составляют цепь : СОМ – МАК – КОТ – ТУФЛИ – ИГОЛКА – АНАНАС, возвращаются к слову СОМ и замыкают цепочку.

5. Игра «Помощь Шерлоку Холмсу». На доске составлены слова из картинок с изображением предметов. Предлагаю детям помочь знаменитому сыщику расшифровать-прочитать спрятанные в картинках слова. Затем прошу детей объяснить значение каждого слова. После этого с данными словами составляются предложения. Игра формирует навык мысленного складывания звуков, готовит детей к грамотному восприятию слога слияния, к буквенному чтению, а также к увеличению словарного запаса и развитию речи.

Пример: слово РАК может быть зашифровано в картинках: радуга, аквариум, картофель. Дети вычленяют первые звуки и составляют из них слово.

6. Игра «Дети-звуки». «Вылавливаю» звуки в классе. Для этого вывожу детей к доске, загадывая каждый звук, который может кашлять, хрюкать, шипеть, охать, выть, мычать, лаять и т.д.. Затем расставляю детей в нужном порядке, проговаривая угаданные звуки. Дети «читают» получившееся слово. Затем какой-нибудь «звук-ребенок» убегает, на его место привожу новый звук. Дети «прочитывают» изменившееся слово. Подобная игра не только способствует развитию навыков чтения, но и формирует стойкий интерес детей к процессу обучения, внося в него элемент неожиданности.

Пример: РУКА – МУКА – МУХА – УХА – УХО.
Затем обязательна работа по развитию речи и мышления: что общего у руки и уха? (Это части тела человека). Что может сделать рука с ухом? (Погладить, дернуть, закрыть, помассировать, прижать и т.д.)

7. Игра «Певучая ладошка». На пальчики руки «натягиваем» гласные звуки, затем, дотрагиваясь до каждого пальца, их распеваем, как нотки. Игра быстро учит детей запоминать и различать гласные звуки.

После подобных занятий дети с легкостью и интересом переходят к изучению букварного периода, быстро овладевают навыками слогового чтения, а в дальнейшем чтением целых слов и предложений.
Главное – это любить учить детей!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: azorel (2018-11-25) | Автор: Ершова Ирина Леонидовна E
Просмотров: 252 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2020-05-25, 1:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1604]
Школьный психолог [547]
История [778]
Опыт [553]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [261]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [873]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1271]
Химия [403]
Классному руководителю [697]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [111]
Казахский язык и литература [1890]
Краеведение [108]
Начальная школа [4154]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [408]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [197]
Дошколенок [1762]
Особые дети [322]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [665]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [491]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1269]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [106]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [583]
Немецкий язык [61]
Технология [320]
Самопознание [444]
Профессиональное образование [131]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [68]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru