Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Определение оптимальных условий развития навыков чтения у дошкольников.
И.Л. Ершова, педагог дополнительного образования студии дошкольного воспитания
«Бобек» КГКП Дворца Творчества Детей и Молодежи г. Семей.

Одним из факторов успешного обучения ребенка в начальных классах является сформированный навык грамотного чтения. Немаловажно, если такой навык будет формироваться уже в дошкольном возрасте. Ни для кого не секрет, что читающим детям гораздо легче адаптироваться в первом классе и успешно обучаться на начальной ступени школьного образования. Работая в студии дошкольного воспитания «Бобек» г. Семей, я ставлю целью обучение навыкам чтения детей от четырех до шести лет. Именно в этом возрасте можно заложить и сформировать у ребятишек стойкую тягу к знаниям, любовь к книге.
Естественно, что методика обучения грамоте дошкольников отличается от школьных программ. У детей этого возраста практически нет мотивации к освоению учебной деятельности, их психофизиологические процессы развиты гораздо слабее, чем у младших школьников. И, тем не менее, детей этого возраста отличает ярко выраженная любознательность, любовь к игре и сказке, вера в чудеса. Именно поэтому я разработала занятия по обучению грамоте дошколят с учетом их возрастных особенностей. Основная цель данных занятий - определение оптимальных условий развития навыков чтения на уроках обучения грамоте, а именно активизация познавательной деятельности у детей дошкольного возраста и формирование у них стойкого интереса к чтению.
Весь курс обучения грамоте разделен на два периода: добукварный и букварный. С первого урока ребята окунаются в сказку про находчивого веселого мышонка, который попадает сначала в страну «Звукалию», а затем в страну «Букварию». Вместе с героем сказки-путешествия, сопереживая ему, дети преодолевают препятствия, выполняют необходимые задания, без усилий усваивая учебный материал и овладевая навыками чтения.
Я предлагаю ряд методических игровых приемов, которые позволяют мне успешно организовать учебную деятельность детей четырех-пятилетнего возраста на уроках обучения грамоте в добукварный период.

1. Игра «Умные ушки». Я прошу детей закрыть глаза, называю слово раздельно по звукам, после сигнала дети должны назвать слово целиком. После того, как правильно названо 4-5 слов, прошу детей вспомнить угаданные слова с целью развития у них кратковременной памяти. Затем дети находят лишнее слово, обязательно объясняя свою точку зрения. Такая работа формирует не только умение слышать звуки и складывать их в слова, но и развивает логическое мышление, позволяет дошкольникам учиться упорядочивать группы слов, а также правильно объяснять их лексическое значение.

Пример: С-Л-О-Н, Т-И-Г-Р, В-О-Л-К, Ж-У-К, Л-И-С-А. Какие слова угадали? Воображаем полочку над головой, ставим туда слова. Какое слово лишнее? Почему? Берем на руки поочередно воображаемых животных, отмечаем их отличительные признаки: шерсть, количество лап, вес и т.д. После того, как на руки берется громадный жук, предпринимаются попытки найти у него шерсть, зубы, считается количество лап, дети смеются и находят правильное решение. Через несколько подобных заданий дети с легкостью и удовольствием складывают в уме слова, формируют их в группы и находят лишнее слово.

2. Игра «Чашечка». Делаем с детьми руками чашечку. Складываем в нее слово по звукам, одновременно считая звуки. Работа для детей этого возраста не из легких. Зато учит ребят не только структурному анализу слова, но и распределению внимания. Затем «съедаем» несъедобное слово из чашечки, превращая его в съедобное, что способствует еще и развитию воображения и творческого мышления.

Пример: слово «стол» раскладываем на звуки и опускаем звуки поочередно в «чашечку»: С-Т-О-Л. Одновременно считаем количество звуков в этом слове. Затем спрашиваю у детей, как можно съесть слово «стол». Вместе превращаем деревянный стол в шоколадный, ореховый, сахарный и т.д.

3. Игра «Упрямый чайник». Из носика чайника вылетают картинки, из которых нужно составить слово. Дети вычленяют первые звуки каждого нарисованного предмета и составляют из них заданное слово. Игра обучает такому приему, как синтез и создает предпосылки для правильного грамотного письма.

Пример: на чайнике прикреплена картинка с изображением утки. Из носика чайника «вылетают» картинки с изображением тыквы, арбуза, утюга, карандаша. Дети по порядку, проговаривая слово У-Т-К-А, выставляют картинки: Утюг, Тыква, Карандаш, Арбуз. Затем слово «читается», называется его значение. Воображаемая утка берется на руки, я прошу детей потрогать ее и сказать, какая она (теплая или холодная, мягкая или твердая, пушистая или гладкая, легкая или тяжелая и т.д.)

4. Игра «Волшебная цепь». На доску прикрепляются несколько картинок. Задача ребят: вычленяя первый и последний звуки каждого слова, подбирая их друг к другу, соединить слова в цепочку. Цепь обязательно нужно замкнуть. Затем мы с детьми надеваем воображаемую цепь на себя и играем с каждым словом: называем его значение, находим отличительные признаки, выполняем с этим воображаемым предметом сначала правильные, а затем нелепые и смешные действия. Игра обучает не только правильно вычленять звуки в слове, но и находить слова с аналогичными звуками, развивает зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое и творческое мышление.

Пример: детям даются изображения сома, иглы, кота, ананаса, мака, тарелки. Дети, «цепляя» последний звук слова за первый следующего, составляют цепь : СОМ – МАК – КОТ – ТУФЛИ – ИГОЛКА – АНАНАС, возвращаются к слову СОМ и замыкают цепочку.

5. Игра «Помощь Шерлоку Холмсу». На доске составлены слова из картинок с изображением предметов. Предлагаю детям помочь знаменитому сыщику расшифровать-прочитать спрятанные в картинках слова. Затем прошу детей объяснить значение каждого слова. После этого с данными словами составляются предложения. Игра формирует навык мысленного складывания звуков, готовит детей к грамотному восприятию слога слияния, к буквенному чтению, а также к увеличению словарного запаса и развитию речи.

Пример: слово РАК может быть зашифровано в картинках: радуга, аквариум, картофель. Дети вычленяют первые звуки и составляют из них слово.

6. Игра «Дети-звуки». «Вылавливаю» звуки в классе. Для этого вывожу детей к доске, загадывая каждый звук, который может кашлять, хрюкать, шипеть, охать, выть, мычать, лаять и т.д.. Затем расставляю детей в нужном порядке, проговаривая угаданные звуки. Дети «читают» получившееся слово. Затем какой-нибудь «звук-ребенок» убегает, на его место привожу новый звук. Дети «прочитывают» изменившееся слово. Подобная игра не только способствует развитию навыков чтения, но и формирует стойкий интерес детей к процессу обучения, внося в него элемент неожиданности.

Пример: РУКА – МУКА – МУХА – УХА – УХО.
Затем обязательна работа по развитию речи и мышления: что общего у руки и уха? (Это части тела человека). Что может сделать рука с ухом? (Погладить, дернуть, закрыть, помассировать, прижать и т.д.)

7. Игра «Певучая ладошка». На пальчики руки «натягиваем» гласные звуки, затем, дотрагиваясь до каждого пальца, их распеваем, как нотки. Игра быстро учит детей запоминать и различать гласные звуки.

После подобных занятий дети с легкостью и интересом переходят к изучению букварного периода, быстро овладевают навыками слогового чтения, а в дальнейшем чтением целых слов и предложений.
Главное – это любить учить детей!
Категория: Русский язык и литература | Добавил: azorel (2018-11-25) | Автор: Ершова Ирина Леонидовна E
Просмотров: 575 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-28, 9:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru