Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДИК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Сегодня вопросы полиязычия рассматриваются в литературе с разных позиций, в зависимости от целей исследования. Перед учителями русского языка появилась проблема преподавания в условиях полиязычия: казахского, русского и иностранного. Следовательно, появилась необходимость изменений, обновлений в области методики преподавания. Президент РК Н.А. Назарбаев отметил в своем выступлении на третьем съезде работников образования и науки «Необходимость в английском языке – это мировая тенденция, очевидная необходимость. А прекрасное владение русским языком – это наше богатство, которое потерять крайне неразумно»
В государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы поставлена следующая программная цель:
«формирование у молодежи активной гражданской позиции, социальной ответственности, чувства патриотизма, высоких нравственных и лидерских качеств» [2, 23]. Поэтому характерной чертой современной педагогической науки является стремление к созданию новых образовательных технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка.
Исследование и разработка любой образовательной технологии начинается с определения того, чего мы хотим от обучаемых. На основе этого формулируются цели, далее конструируется содержание, выстраивается последовательность действий субъектов, определяется образовательный и контрольный инструментарий.
Новая парадигма образования указывает на необходимость реформирования всех систем образования с тем, чтобы обучающиеся действительно стали центральными фигурами учебного процесса, т.е. должен быть организован процесс познания, а не преподавания, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это веление времени, т.к. современное общество стало в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Видный американский бизнесмен Джон Гриллос очень точно выразил эту идею: «Нас мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь» [ 3, 19].
Следовательно, современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:
• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
• самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
• грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);
• быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Научить всему невозможно, вложить в головы детей важнейшие достижения различных наук – не в силах преподавателей. Куда важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить их добывать эти знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». Поэтому так актуальны сегодня современные образовательные технологии, которые направлены на организацию деятельности учащихся, на развитие через эту деятельность их умений, качеств, компетенций. Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности.
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.
На мой взгляд, главным элементом технологии личностно ориентированного обучения является создание мотива урока, заинтересованности в нем, желания активно работать. На этом этапе обращаюсь к потребностям, интересам учащихся. Надо помочь ребенку выявить его внутреннюю мотивацию к изучению нового материала и к учению вообще.
Существуют и другие приемы создания мотива урока. Но самое главное, нужно помнить, что работа должна иметь не рутинный, а творческий характер. Поэтому не может быть строгих алгоритмов, нормативных регламентов и предписаний по изучению предметных знаний. На любом этапе обучения школьник имеет возможность выбирать деятельность, что, однако, не снимает с него ответственности за его выбор и действия. Свобода выбора предполагает приоритет самостоятельной деятельности
В настоящее время дифференциация обучения прочно вошла в практику работы общеобразовательной школы. Практически нет такого общеобразовательного учреждения, в котором не присутствовали бы те или иные формы дифференциации.
В любом классе присутствуют дети с самыми разнообразными особенностями. Так, например, среди учащихся всегда найдутся любящие уроки русского языка, безразличные к ним и явно неприязненно относящиеся к урокам родного языка, учащиеся с хорошими и слабыми способностями по данному предмету.
Первые в умелых руках учителя могут стать ему опорой в классе, а в неумелых помехой. Опорой потому, что на первых порах такие ребята явятся активным началом в классе, помогут словеснику в его работе с отстающими. Помехой потому, что эти же ребята в слабом классе и у недостаточно опытного учителя начнут скучать, а от скуки станут пошаливать или заниматься другими делами.
Вторые к урокам русского языка вначале будут относиться равнодушно. Из этих школьников образуется группа пассивных или шумных, нарушающих дисциплину ребят.
Третьи – это те, у которых крупные, застарелые пробелы в знаниях, на уроках они нарушают дисциплину, в школу часто приходят неподготовленными к уроку или вовсе пропускают занятия. Ожидаемый результат развития поликультурной личности сподвигнет творческого учителя к поиску и разработке новых педагогических технологий. Процесс обучения в этом случае определяется не только формированием знаниевой парадигмы, но и решением ситуационных заданий, разрешением конфликтных личностно значимых проблем ученика. Вследствие этого возрастает роль урока в судьбе учащихся: учебное занятие становится моделью подлинной жизни, изучая которую можно приобрести уникальные возможности взаимодействия с реальной.
Столь важное значение урока и определяет высокую степень ответственности учителя за содержание и структуру урока. Этим и объясняется необходимость для современного учителя создания собственной концепции. Именно концепция позволяет иметь чёткие ориентиры в педагогической деятельности, представлять основные задачи текущего момента, а главное — определить перспективные, целевые направления работы.
При полиязычном обучении осуществляется развитие целого ряда личностных качеств школьников. Приведу несколько примеров:
1. Исследовательская направленность - ученики развивают свою природную любознательность, приобретают навыки, необходимые для целенаправленного, конструктивного исследования, проявляют самостоятельность в учебе.
2. Проблемность и критичность мышления – ученики берут на себя инициативу применять навыки критического мышления для решения сложных проблем и принятия обоснованных и этически корректных решений.
3. Общительность – воспринимают информацию, уверенно и творчески выражают свои идеи на нескольких языках с использованием различных коммуникативных средств; работают эффективно и с удовольствием сотрудничают с другими людьми.
4. Открытость – понимают и ценят собственную культуру и историю, открыты к пониманию и уважению ценностей и традиций других людей и сообществ; привыкают к поиску и оцениванию разных мнений и точек зрения; строят свой личный рост, обосновываясь на полученном жизненном опыте.
5. Смелость – будучи в незнакомой ситуации, уверенно без чувства тревоги, самостоятельно исследуют и принимают новые роли, идеи, стратегии, смело защищают свои убеждения.
6. Рефлексивность – размышляют над своей учебой и полученным жизненным опытом; конструктивно анализируют свои собственные достоинства и недостатки, чтобы улучшить учебные результаты и способствовать саморазвитию.
Творческие педагоги, осознавая высокую степень ответственности своей деятельности, бережно и внимательно относятся к формированию личности будущего выпускника, стараются идти в ногу со временем и учитывать в своей работе современные тенденции. Учитель, по моему глубокому убеждению, подтверждённому 20-летней практикой, не только даёт знания, формирует навыки и умения, но ощущает свою миссию, не побоюсь этого слова, намного просторнее и ответственнее. Хочется определить её словами Р. Олдингтона: «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может только одно — указать дорогу». За те годы, что я преподаю, открылись многие дороги, сложились интересные судьбы. Очень хочется верить, что в этом есть и результаты реализации концепции формирования поликультурной личности школьника.
Таким образом, внедрение полиязычного обучения в школах Казахстана – необходимая потребность современного общества.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: Герт (2019-02-07) | Автор: Герт Алёна Тадеушевна E
Просмотров: 144 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2020-05-27, 0:37 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1604]
Школьный психолог [547]
История [778]
Опыт [553]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [261]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [873]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1271]
Химия [403]
Классному руководителю [697]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [111]
Казахский язык и литература [1890]
Краеведение [108]
Начальная школа [4154]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [408]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [197]
Дошколенок [1762]
Особые дети [322]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [665]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [491]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1269]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [106]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [583]
Немецкий язык [61]
Технология [320]
Самопознание [444]
Профессиональное образование [131]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [68]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru