Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Ч.Т. Айтматов. «Легенда о Рогатой матери-оленихе» («Белый пароход»). Проблема борьбы добра и зла.
План урока

Раздел долгосрочного плана: Реальность и фантазии Школа: ГУ «Озёрная основная школа»
Дата:………….. ФИО учителя: учитель русского языка и литературы
Качаева Евгения Николаевна
Класс: 9 Количество присутствующих: 11 отсутствующих: 0
Тема урока Ч.Т. Айтматов. «Легенда о Рогатой матери-оленихе» («Белый пароход»).
Проблема борьбы добра и зла.
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебный план) Говорение
9.2.4.1 создавать высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию.
Чтение
9.3.7.1 извлекать и синтезировать информацию, делать выводы на основе полученных сведений, выражая собственное мнение.
Цели урока Все ученики смогут:
- создавать высказывание c элементами рассуждения, убеждения, используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию;
- извлекать и синтезировать информацию из легенды «О Рогатой матери-оленихе» по произведению Ч.Т. Айтматова «Белый пароход», делать выводы на основе полученных сведений, выражая собственное мнение;
Большинство учащихся смогут:
- давать аргументированные ответы на проблемные вопросы, формирующие представления об идейно тематическом своеобразии легенды.
Некоторые учащихся смогут:
- выполнить исследовательскую работу и синтезировать полученный результат.
Критерии оценивания - извлекает и синтезирует информацию из произведения;
- делает выводы на основе полученных сведений, выражая собственное мнение;
- создаёт высказывание, используя приемы привлечения;
Языковые цели Будут использовать навыки чтения, говорения для выражения своих мыслей в устной или письменной форме, давать аргументированные ответы на проблемные вопросы. Предметно-специфический словарь и терминология:
Милосердие, тщеславие, жестокость, убийство, маралы, спасение детей, новая жизнь, племена, колыбель
Полезный набор (ы) фраз для диалогов и письма:
«Всем известно, что профессия …», «Я считаю, что …», «По-моему…»,
«Во-первых…», Может быть…», «Мне кажется…», "Пришёл к выводу, что...", "Мне захотелось"...
Воспитание ценностей - воспитывать высокие нравственные качества: доброту, высшую справедливость, любовь к природе, к животным, уважение к человеку, его внутреннему миру, в рамках «Рухани жаңғыру».
Межпредметные связи История Казахстана, самопознание.
Навыки использования ИКТ Текст легенды, планшеты
Предварительные знания Миф, сказка, легенд, знание текста и биографии автора.
Ход урока
Запланированные этапы урока Запланированная деятельность на уроке Время
Начало урока

Создание коллаборативной среды

Проверка Д\з

1.Организационный момент. Взаимное приветствие. Создание коллаборативной среды.

Деление на группы «Пазлы». Дифференциация по классификации: с разными требованиями.
Цель: формирование команды, умение реагировать.
Ход упражнения: с помощью этого приёма участники получают часть пазла, находят ему остальные части, создавая группу.

2.Актуализация знаний учащихся.
- При подготовке к сегодняшнему уроку, вы вспоминали биографию писателя Чингизха Айтматова и повторили повесть «Белый пароход».

Предлагаю выполнить задание.
Цель: повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.

«Верные – неверные утверждения»
(биография автора, произведение)

1. 1. Верно ли, что у Чингиза Айтматова отчество Торекулович?
2. 2. Верно ли, что Ч. Айтматов родился 12 декабря 1928 года?
3. 3. Верно ли, что толчком к написанию повести «Белый пароход» стала поездка на Иссык- Куль, а Сан- Ташские леса?
4. Верно ли, что произведение было опубликовано в 1972 году?
5. Верно ли, что именно бабушка маленькому Ч. Айтматову привила любовь к национальным обычаям жизни Киргизского народа?
4. 6. Верно ли, что герой повести Момун заслужил своё прозвище из-за неизменной приветливости, хотением всем помочь?
5. 7. Верно ли, что у мальчика в произведение было имя?
8. Верно ли, что мальчику в произведении было 7 лет?
9. Верно ли, что Момун был дядей мальчику?
10. Верно ли, что у мальчика вместо друзей были камни, и каждый имел имя?

ФО. Самооценивание по ключу.

Критерии оценивания:
1-2 ошибки - «Отлично»
3-4 ошибки - «Хорошо»
5 и меньше ошибок - «Надо поработать»
2 мин.

Весенняя открытка

3 мин

Ключ на доске:
1. Верно
2. Верно
3. Верно
4. Неверно
5. Верно
6. Верно
7. Неверно
8. Верно
9. Неверно
10. Верно

Середина урока 3. Работа над новой темой урока.

Эпиграф урока:
«Источник зла есть тщеславие, а источник добра - милосердие».
Франсуа Рене де Шатобриан

«Ассоциативный куст»
(готовый шаблон)
Задание:
- к словам – антонимам подбирают свои ассоциации, объясните смысл данного выражения.
I.

ФО. Взаимоценивание «Комментарий»
II.
Слово учителя:
III. Тема добра и зла является основой многих произведений. Но если вы привыкли слышать, что добро почти всегда торжествует, а зло наказывается, но в действительности так ли это? Повесть «Белый пароход» интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют современная жизнь, древняя легенда, и сказка, созданная воображением главного героя.
IV. Мы с вами уже говорили о мальчике и дедушке Момуне, узнали о сказке про белый пароход. Сегодня наша задача проанализировать легенду о Рогатой матери-оленихе.
- чтение легенды

«Техника «20 секунд»
-Что вы узнали из прочитанного эпизода?
- Какими вы себе представляете главных героев легенды?
-Какая проблема была показана в данном отрывке?
ФО (комментарии учителя)

V. Групповое задание. Дифференциация по оцениванию.
VI. Учитель: Я предлагаю вам обсудить проблему борьбы добра и зла, в следствии чего, вы должны прийти к определённому выводу.

1 группа
«Гора истории»
- вступление - на берегу реки Энесай проживали разные племена людей.
- развитие действия – борьба племён друг с другом, крик птицы как предвестника беды, весть о беде, нападение на племя киргизов во время похорон хана
- кульминация – спасение Рогатой матерью-оленихой детей племени киргизов
- развязка – возрожденное племя начинает убивать маралов ради рогов

Критерии Дескриптор
Извлекают информацию из текста - переводят текстовую информацию в графическую
- определяют структуру текста
- сохраняют логическую последовательность.

2 группа
«Денотатный граф»
(к существительным положительных и отрицательных героев Мать – олениха, Ораскул, мальчик, племена, подбирают глаголы, восстанавливают действия героев произведения)






Критерии Дескриптор
Извлекают информацию из текста - вычленяют из текста ключевые глаголы
- восстанавливают действия героев
- сохраняют грамматические нормы говорения

ФО (устный комментарий учителя)

Физминутка «Юрта, юрта»
Юрта, юрта, круглый дом,(Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том!(Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова.(Прыжки на месте.)
Печка жарко топится,(Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится.(Присели.)
Ладушки, ладушки,(Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки.(Шагаем на месте.)



5 мин.

Самостоятельное чтение

2 мин.

10 мин.

3 мин.
Ссылка на физминутку russkiy_yazyk.doc

Конец урока Исследовательская работа. Дифференциация по диалогу и оказанию поддержки.
«Приём РАФТ»
Перед работай вспоминаем понятия рассуждение, убеждение (карточки на столе)
Используя опорные слова:
- 1 группа через рассуждение работает с легендой по проблеме зла
2 группа через убеждение работает с легендой по проблеме добра.
Опорные слова: милосердие, тщеславие, жестокость, убийство, маралы, спасение детей, новая жизнь, племена, колыбель.

Критерии Дескрипторы
Создаёт высказывание c элементами рассуждения

Итог - рассуждает, соблюдая логическую последовательность,
– использует тезисы из текста, опорные слова для составления письма.
1

2

3

Критерии Дескрипторы
Создаёт высказывание c элементами убеждения

Итог - - приводит аргументы для убеждения аудитории – тезисами из текста,
- - использует опорные слова для составления письма,
- делает выводы, доказывая свою точку зрения.
1

1

1

3

Учитель: По итогам ваших работы, к какому выводу мы можем прийти?
Как добро и зло идут по жизни с человеком?
-ответы детей (рядом, неразрывно друг от друга)

ФО Взаимооценивание «Две звезды, одно пожелание»

Рефлексия с реализацией. «Совет как пожелание»
1. Слово учителя. Подводя итоги нашего урока, мы увидели с вами, какой нравственный урок можно извлечь для себя, прочитав повесть Айтматова. Как видите, жизнь предоставляет нам возможность решать очень много непростых вопросов. Давайте попробуем составить советы, помогающие избежать зла. Каждый на листочке пишет самый важный, по его мнению, совет. Затем вы зачитаете их.
2.Учащиеся зачитывают свои советы
Советы о доброте:
1. Не желай другим зла, делай добро, и мир станет лучше.
2 Не зли других и сам не злись.
3. Доброта спасет мир!

Учитель: «Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не убило зло».

Дифференцированное домашнее задание:
1. Для всех: Изобразить любой сюжет произведения
2. По выбору:
3. 1. Придумать свою концовку повести «Белый пароход».
4. 2. Написать мини-эссе «Доброта – признак силы, а не слабости…» (10-12 предложений)
10 мин.
Опорная карточка
Рассуждение – это ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

Убеждение - это тезис между людьми, в ходе которой, передаётся некоторая значимая информация, с целью уверования в её истинность.

3 мин.

Использование смайликов, дарят друг другу с пожеланием.

2 мин.

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?
При работе в группах учащиеся распределяют задания между собою, учитывая способности каждого члена группы. Более способные ученики оказывают поддержку менее способным , берут на себя задания, требующие аргументации, в работе по группам учитывается поддержка учителя.
Домашнее задание предлагается по выбору учащихся, в зависимости от способностей и интересов учащихся.
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?
Формативное оценивание.
ФО. Самооценивание по ключу,
ФО. взаимоценивание «Комментарий»
ФО (устный комментарий учителя)
ФО Взаимооценивание «Две звезды, одно пожелание»
Здоровье и соблюдение техники безопасности
Использование физминутки.
Ссылка на физминутку russkiy_yazyk.doc
«Юрта, юрта»

Дифференциация может быть выражена в подборе заданий, в ожидаемом результате от конкретного ученика, в оказании индивидуальной поддержки учащемуся, в подборе учебного материала и ресурсов с учетом индивидуальных способностей учащихся (Теория множественного интеллекта по Гарднеру).
Дифференциация может быть использована на любом этапе урока с учетом рационального использования времени. Используйте данный раздел для записи методов, которые Вы будете использовать для оценивания того, чему учащиеся научились во время урока. Здоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и активные виды деятельности.
Пункты, применяемые из Правил техники безопасности на данном уроке.

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?
Все ли учащиеся достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена дифференциация на уроке?
Выдержаны ли были временные этапы урока?
Какие отступления были от плана урока и почему? Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
Категория: Русский язык и литература | Добавил: ozernaya_os_sch (2019-05-08)
Просмотров: 6273 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-06, 4:05 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru