Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Статья: «О возможностях работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала»
Нравственное здоровье общества, духовный климат, в котором живут люди, влияют на культуру поведения членов общества, с одной стороны, а с другой – являются следствием культуры поведения.
Говоря о манерах поведения, подразумевают внешнюю форму общения человека с окружающими людьми (в переводе с французского языка слова «маниер» означает «прием», т.е. способ осуществления действий). Это проявляется в характерных для человека движениях, походке, особенностях речи, интонации мимики, жестикуляции, стиле одежды и т.д.
«Волшебные слова»: «спасибо», «извините», «благодарю», «прошу прощения», «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста» - сильно воздействуют на человека. Всё это и много другое входит в понятие речевого этикета, т.е. культуры поведения в речевом проявлении.
То, что понимают под речевым этикетом, используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно. Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы по многу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда незнакомых, прощаемся с людьми, кого-то благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем… Таким образом, речевой этикет представляет собой совокупность словесных форм учтивости, вежливости, то есть то, без чего нам с вами просто нельзя обойтись, в каком бы уголке Земли мы ни находились.
Под речевым этикетом мы понимаем выработанные обществом правила речевого поведения, обязательные для членов общества, национально специфичные, устойчиво закрепленные в речевых формулах, но в то же время исторически изменчивые.
«Этикет (французское etiguette – ярлык, этикета)- совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям ( обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)». Как видим, в этом определении содержится указание на внешнее проявление отношения к людям. Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений. Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимно доброжелательными.
Речевой этикет противостоит грубости. А грубость, хамство мешают жизни и работе. Писатель и врач Зорий Балаян высказывает и медицинские опасения: «Сейчас принято среди врачей говорить: «эпидемия инфаркта». Вроде бы каждому известно: инфаркт не инфекционное заболевание, при чем здесь «эпидемия»? Но призадумаешься – никакой ошибки нет. Инфаркт, как инфекция, передается от человека к человеку. Без микробов и вирусов. Передается через слово, через поступок, через отношение друг к другу. Меня всегда поражало и поражает: на государственной основе решали и решаем грандиозные по своим масштабам социальные и чисто медицинские задачи, а вот ликвидировать хамство и грубость не можем…Каждый из нас без труда припомнит десятки стрессовых ситуаций, родившихся буквально из ничего, из пустяка. Подсчитано, что стрессовое состояние в восемнадцати процентах случаев возникает в очередях. В двадцати процентах стресс порождается бюрократизмом. Львиная доля инфарктов возникает там, где на производстве нездоровый климат, где создается обстановка недоброжелательства, зависти, подсиживания, где оскорбляют и унижают человеческое достоинство»
Уважительность к другому человеку, вежливость и доброжелательность помогает словесно выразить речевой этикет; он же, уместно и в меру употребляемый, в конечном итоге формирует культуру поведения.
Одно из самых больших достояний человечества и самых больших удовольствий человека- возможность общаться с себе подобными. Счастье общения оценивает каждый, кому по тем или иным причинам приходится его лишаться, долгое время оставаясь в одиночестве. Недаром одним из самых тяжелых наказаний преступника считается заключение его в одиночную камеру.
Человеческое общение изучается целым рядом наук: социологией, психологией, лингвистикой, медициной, этнографией и другими. И только совместные усилия ученых позволят нам ответить на вопрос, что же такое общение, в чем его специфика, каковы закономерности этого сложного явления.
Казалось бы, нет ничего естественнее и проще, чем разговаривать с кем-то. Однако наш повседневный быт дает немало примеров тому, что общаться мы иногда не умеем или делаем это недостаточно хорошо.
Общение – это сложная деятельность, по крайней мере двух партнеров. Поэтому учет не только собственных интересов говорящего, но и постоянное внимание к собеседнику, к его особенностям и нуждам – первое условие подлинного общения. А ведь бывает и так, что два человека, думая вести диалог, усиленно «монологизируют»: каждый занят лишь собой и говорит о своем.
В подавляющем большинстве случаев люди общаются ради обмена новыми сведениями, знаниями, когда есть потребность что-то сообщить собеседнику, к чему-то его побудить, о чем-то спросить. Это - обмен информацией, преимущественно интеллектуальной, логической. Обычно именно этот процесс называют коммуникацией.
Но кроме передачи (получения) логической информации, люди в общении преследуют и другие цели. «Забегай, поболтаем»,- может пригласить друг. И мы испытаем большое удовольствие от «болтовни», от общения ради общения, от ощущения, что мы помним друг друга, понимаем друг друга с полуслова и без слов, хотим контактов, хотя, конечно, и обмен собственно информацией здесь произойдет.
«Недавно ученые провели интересное наблюдение. Они взяли сто одиноких пожилых людей только что перенесших инфаркт. У пятидесяти (одиноких) больных были домашние животные - кошка или собака, а у пятидесяти не было никого. Из пятидесяти больных, имевших кошку или собаку, умерло в ближайшее время от перенесенного инфаркта три человека, а из пятидесяти больных, не имевших никого, умерли за тот же срок тридцать девять.
Кошка потрется о ногу, собака положит голову на колени, посмотрит в глаза. И ту и другую можно погладить, можно с ними поговорить.
- Ну, чего тебе *? Ну что ты вертишься под ногами? Скучно, да ? Мне тоже скучно, но я ведь не верчусь подобно тебе. Ну, что замурлыкала? Поняла, что про тебя говорят. Ну вот, полезла на колени, на плечо, целоваться, дурочка…
И вот, оказывается, такого пустяка достаточно, чтобы происходила психологическая разрядка, чтобы на душе теплело и размягчалось»
Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Вот что пишет сотрудник одной из московских библиотек Ирина Иванова: «Когда входит читатель и молча подходит к каталогам, я невольно воспринимаю это как неуважение к себе, становится обидно и за читателя и за себя. Подумаешь, не сказали «здравствуйте». Однако это необходимо для здорового климата в жизни людей, от которого зависит практически все».
Учебные речевые ситуации могут создаваться на основе наблюдений над повседневной речью учащихся и окружающих их людей, а также на основе текстов художественных произведений.
Для работы отбираются преимущественно те формулы речевого этикета, которые актуальны для данного возраста или станут таковыми в ближайшем будущем. В их число могут быть включены следующие выражения.
Приветствие здравствуй(-те) наиболее употребительное
добрый день (утро, вечер) дружеское, с указанием на время встречи
привет дружеское, фамильярное
здорово дружеское, чаще между мужчинами

Прощание до свидания наиболее употребительное
до скорого свидания с указанием на скорую встречу
счастливого(доброго)пути при расставании, когда кто-то уезжает
прощай (-те) при расставании надолго, возможно навсегда

Благодарность спасибо наиболее употребительное
большое спасибо выражение большей степени признательности
Согласие остаюсь сдержанное согласие
останусь с радостью согласие с выражением удовлетворения
Вежливый отказ остался бы, да не могу
Остался бы с радостью, но не могу с оттенком сожаления
Обращение мама, папа, бабушка…
милая + имя или слова мама, бабушка ласковое обращение к близким
родная,
родная моя и.т.п еще более теплое и нежное, чем
обращение родная
Детский поэт А.Л.Барто так описал возможность контакта при помощи одного лишь «здравствуйте»:
Я была в стране Суомн… Пирог со свежей рыбой
Вспоминаю часто: Разрезали на части
Снежный лес, И на мое «Спасибо»,
И низкий домик. Смеясь сказала: Здрасте!
И девчонка-Аста Я улыбнулась Асте,
Она мне снова:-Здрасте…

Она была глазаста,
Ходила в белой блузке Всего одно словечко,
И только слово «Здрасте» А как нас выручало!
Могла сказать по-русски, Мы вышли на крылечко,
Девчонка не молчала.
Всего одно словечко,
А как нас выручало! И на прощанье снова
Потрескивала печка, Как пожеланье счастья
Девчонка не молчала Звучало это слово
- Здрасте…
А как точно передал значимость приветствия поэт В. Солоухин:
Здравствуйте !
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте ! –
Что особого тем мы друг другу сказали ?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире ?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь ?
Можно сделать только один вывод: формула речевого этикета, не имея информативного значения, все же обладает какой-то своей, особой значимостью. Обратимся к цитате. «Наше сознание четко регистрирует данные зрения: поклон или небрежный кивок; слуха (о, тысячи оттенков !) и даже осязания: древнейший обряд рукопожатия приобрел в наше время новый, но не менее важный смысл. И когда с вами перестали здороваться люди, которых вы едва удостаивали кивком, это было для вас настоящим потрясением. Люди небезразличны к тому, кто, как и в какой последовательности их приветствует, обращается к ним с просьбой или приказывает, благодарит за услугу или воспринимает ее как должное, просит прощения даже за невольный ущерб или довольствуется своей безнаказанностью. «Здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», «извините» -внедрение в обиход этих четырех слов я считаю важнее собирания макулатуры, и было бы совсем неплохо, если бы коллективными усилиями физиологов и гуманитариев было создано нечто вроде кодекса бытовой социальной гигиены.
Информация в речевом этикете социальная, о мере уважения к собеседнику, типа: «Я тебя замечаю, вижу, признаю твое человеческое достоинство, уважаю тебя, хочу с тобой контактов, желаю тебе добра» и т.п. Извините меня, пожалуйста! – это значит, что я признаю свою вину ( а это для всякого собеседника лестно) и очень прошу ( а это ему тоже лестно), вас, человека уважаемого (ведь я обращаюсь на «вы»), не сердиться и простить меня. Благодарю вас !- это значит, что я замечаю вашу услугу ( а это собеседнику лестно) и уважая вас, готов к ответному доброму действию (благо дарю!)
Если вдуматься в старое ( этимологическое) значение, в современном языке уже немотивированное, в таких выражениях выступит на поверхность весь глубоко доброжелательный их смысл: Здравствуйте – будьте здоровы; Всего доброго – пожелание хорошего, как и в приветствиях Добрый день, Доброе утро, Добро пожаловать; Спасибо- спаси бог (за доброе дело) и многое другое.
«В формах человеческих взаимоотношений много традиционного (…). И истоки нашего пожелания «С новым годом! С новым счастьем»- в языческих заклинаниях, которыми пытались «накликать» это счастье. Корни его древни почти столь же, сколь древен род человеческий». Сейчас уже никто из говорящих не имеет в виду старых значений этих выражений, но общий смысл доброжелательства ощущает каждый, поэтому и велика наша потребность в получении таких знаков внимания от своих собеседников.
Приведенный перечень формул речевого этикета в процессе обучения может расширяться или же, напротив, сокращаться по усмотрению учителя в зависимости от особенностей класса.
Характеристики формул также не являются исчерпывающими, так как в конкретной речевой ситуации при наличии определенного интонационного оформления или в определенном контексте значения этикетных высказываний могут изменяться. Так, например, обращением милая моя может начинаться не только изъявление симпатии, но и выражение недовольства: Милая моя, Вы забываетесь !
Один из этапов сравнения формул речевого этикета, выраженных словами и словосочетаниями, как раз и будет связан с выявлением лексических и стилистических оттенков их значения. Ведь прежде чем включать какое-либо этикетное выражение в свою речь, надо хорошо знать значение, которое оно в себе заключает. Работа по определению значений формул речевого этикета может проводиться на основе анализа художественных текстов.
Вот несколько отрывков из художественных произведений, используемых при анализе значений формул прощания: до свидания – счастливого (доброго) пути.
- Я не всех зверей возьму в Африку,- сказал доктор Айболит.-… А возьму я с собой Крокодила, обезьяну Чичи и попугая Карудо, потому что они родом из Африки: там живут их родители, братья и сестры. Кроме того, я возьму с собой Аззу, Кику, Бумбу и свинку Хрю-Хрю.
- А нас ? – закричали Таня и Ваня.- Неужели мы останемся здесь без тебя ?
- Да! – сказал доктор и крепко пожал им руки.- До свидания, дорогие друзья !...
Таня и Ваня понурили головы. Но подумали немного и сказали:
- Ничего не поделаешь: мы еще маленькие. Счастливого пути! До свидания! А когда мы подрастем, мы непременно поедем с тобой путешествовать.
Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей… За ней побежали утята – пять штук… Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
- Счастливый путь, утята !
Ребята надо мной засмеялись.
- Что вы смеетесь, глупыши?- сказал я ребятам.- Думаете, так-то легко попасть утятам на озеро ? Снимайте живо шапки, кричите «до свидания» !
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:
- До свидания, утята!
А если нас услышит иль встретит кто-нибудь, друзей он не обидит и скажет: «В добрый путь!»
На основе приведенных текстов выделяем наиболее общие отличия в значении встречающихся формул прощания.
До свидания – наиболее употребительное, нейтральное выражение. Может произноситься и тем, кто остается, и тем, кто отправляется в путь. Возраст собеседников влияния на употребление этой формулы не оказывает.
Счастливого пути, в добрый путь совмещают в себе значения прощания и пожелания удачи в дороге, поэтому эти формулы чаще всего адресуются тому, кому предстоит дальняя нелегкая дорога. Кроме того, М.Пришвин в эти слова вкладывает особую сердечность и доброту. Не случайно мальчишки, которые сначала закидали утят шапками, а потом по приказу прощались с ними, кричали просто до свидания, а не счастливый путь, как сам автор.
Особенности формул до скорого свидания и прощай, которые могут рассматриваться как выражения противоположных значений, достаточно очевидны и определяются учащимися без каких-либо затруднений. Поэтому тексты, иллюстрирующие ситуации употребления словосочетания до скорого свидания и слова прощай, они могут подобрать сами. Чем больше будет подобрано текстов, тем больше нюансов в значении, а следовательно, и в употреблении этих формул будет найдено учащимися.
Аналогичную работу можно проделать и при анализе формул приветствия. Приведем один из текстов:
Кенга и Ру мирно проводили послеобеденное время у большой ямы с песком. Крошка Ру упражнялся в прыжках в высоту и в длину и даже в глубину. …И в этот момент на холме появился не кто иной, как Пух.
- Добрый день, Кенга, - сказал он.
- Добрый день, Пух.
- Привет, Ру, малыш!
- Мы как раз собираемся домой...- сказала Кенга.- Добрый день, Кролик. Добрый день, Пятачок.
Кролик и Пятачок, которые тем временем показались с другой стороны холма, тоже сказали «добрый день» и «привет Ру», а Крошка Ру пригласил их посмотреть, как он прыгает.
Кролик, Винни-Пух, Пятачок и Кенга – существа приблизительно одного возраста (Кенга, видимо, немного старше), у них дружеские отношения, поэтому они приветствуют друг друга словами добрый день, как равный равного. С Крошкой Ру и Винни-Пух, и Кролик, и Пятачок, не сговариваясь, здороваются совсем по-другому: дружески-фамильярно- привет! Так найдено одно из отличий этих двух формул.
Добрый день Винни-Пух обозначает не совсем то же самое, что добрый день Кенги. Дело в том, что Винни-Пух, Пятачок и Кролик в тот самый день собирались украсть Крошку Ру, чтобы потом сказать свое зловещее «ага». Винни-Пух должен отвлечь внимание Кенги, именно поэтому он выбирает подчеркнуто беспечное приветствие и называет этот день добрым: «усыпляет» бдительность Кенги и свое волнение.
Иногда одно слово здравствуйте, сказанное тепло и искренне, может помочь в установлении взаимопонимания между людьми гораздо лучше, чем холодное, брошенное на ходу добрый день.
Работа с текстами не только позволит учащимся выяснить оттенки значений формул речевого этикета в различных ситуациях, но и даст им возможность вновь перечитать любимые книги глазами исследователей. Перед пятиклассниками раскрываются особенности поведения и речи героев. Таким образом, учащиеся по-новому воспринимают уже известные им произведения.
Работа по освоению формул речевого этикета учащимися может вестись и в другом направлении: от заданной ситуации к выбору оптимального выражения. Подобные задания могут основываться на ситуациях, часто встречающихся в повседневной жизни детей: приветствие и прощание с другом, с его родителями, со своими родственниками, с хорошо знакомыми и незнакомыми людьми; общение при личном контакте, по телефону, в письмах и т.д.
Учащимся могут быть предложены следующие задания.
1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым уже здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова?
2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет двадцати. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения - ты или вы (здравствуй, здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данном случае, чтобы с честью выйти из щекотливого положения?
3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы в отъезде. Написать открытку? Но как лучше начать её?
4. Прошлым летом вы отдыхали на море. Там познакомились с мальчиком с Урала. Но вот уже почти год не переписывались с ним. В это лето вы вновь собираетесь в то же место и решаете написать ему письмо. Какую бы форму приветствия вы выбрали и почему?
Использование различных формул речевого этикета делает их речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми. Поэтому естественно, что работа в этом направлении будет в своей основе содержать вопросы:
Почему вы выбрали ту или иную формулу речевого этикета в данной ситуации?
Как лучше выразить свои мысли и чувства в той ситуации общения, в которую вы попали?
Однако наша речь должна не просто подчиняться законам логики и разумного выбора нужной формулы речевого этикета, она должна быть пронизана доброжелательностью и вниманием по отношению к собеседнику. Причем то, как мы говорим, не менее важно, чем то, что мы говорим. Выражением доброго отношения к людям чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие. Антуан до Сент-Экзюпери на страницах одного из своих произведений ( «Письмо к заложнику») писал: «самое важное чаще всего невесомо…Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть». Добрая улыбка становится у Сент-Экзюпери символом человечности и согласия. И было бы очень хорошо, если бы она стала символом доброты, внимательности и вежливости для наших детей. А этому в значительной степени могут способствовать уроки родного языка.

[/c]Используемая литература
1. Халезова Н.А. О возможностях работы над речевым этикетом при изучении грамматического материала ( На материале темы «Словосочетание»;Журнал русский язык в школе, Просвещение., 1992г
2. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте». Речевой этикет в нашем обществе, Издательство «Знание» Москва, 1989г
3. Цитаты по книге; Теоретические проблемы речевого общения.-М., 1977, с.99
4. Алпатов В.М. Категория вежливости в современном японском языке.- М., наука, 1973 г
5. Якубинский Л.П. О диалогической речи. – В книге: Русская речь. Петроград, изд Фонетического института практического изучения языков, 1923, с.167
6. Русская разговорная речь. Тексты. – М; наука, 1978г с.269-270
7. Добрович А.Б. Общение; наука и искусство. – М; Знание, 1978, с. 31-32
8. Фолсом Ф. Книга о языке. – М; Прогресс, 1974 г., с 14

Категория: Русский язык и литература | Добавил: GK (2011-02-02) E
Просмотров: 1928 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-20, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru