Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Развитие орфографической зоркости
Развитие орфографической зоркости
учащихся на уроках русского языка
Что заставило меня работать над этой проблемой?
В настоящее время учащиеся слабо владеют орфографической грамотностью, а время требует, чтобы они были грамотными, читающими, образованными. Многие дети грамотны от природы, т. е. чувствуют правила грамотного писания интуитивно; некоторые любят читать, и у них хорошо развита зрительная память; другие же живут в окружении грамотных, много читающих взрослых , которые могут объяснить правильное написание того или иного слова. Но таких детей не так уж много, и не каждый родитель может помочь ребёнку. Поэтому меня, как и многих учителей, очень волнует проблема орфографической грамотности учащихся. В чём же причины возникновения этой проблемы?
Во-первых, в том, что дети не хотят читать или мало читают; во-вторых, неумело применяют правила, хотя большая часть детей знает их, а пишет неграмотно; в-третьих, у многих детей плохо развита орфографическая зоркость, поэтому они не видят нужную орфограмму.
Чтобы поднять уровень грамотности учащихся, я рекомендую проводить уроки работы над непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, уроки работы над орфограммой и орфографическими правилами, уроки работы над ошибками диктанта.
На уроках русского языка я работаю таким образом: в пятом классе рассказываю детям о том, что язык с течением времени изменяется, что в составе слова тоже происходят различные изменения, и знание происхождения слова во многих случаях помогает научиться правильно писать и употреблять его.
Полезно, чтобы ученики кратко записывали сведения об этимологии слов ( удобнее это делать в специальной тетради ).
До урока записываю нужные слова на доске (два-три слова) и закрываю их. В нужный момент рассказываю об этимологии изучаемых слов (обычно более подробно, чем это потом отразится в записи), а затем открываю запись. Ученики читают её, комментируют и переписывают в тетради. Так как пятиклассники ещё не знакомы с латинским шрифтом, слова и морфемы из языка-источника передаются русскими буквами.
Например, ознакомив ребят по учебнику с правописанием слов брошюра, парашют, жюри, сообщаю следующее: «Слова брошюра (небольшая печатная книжка без переплёта), парашют (аппарат в виде большого зонта для замедления спуска с самолёта), жюри (группа специалистов, присуждающая премии на состязаниях, конкурсах) заимствованы из французского языка. Слово брошюра, как и брошь, образовано от глагола броше («сшивать»); парашют - от слов пара («против»), шют («падение»); жюри – от юри («клятва, присяга»); раньше жюри обозначало «суд» и являлось родственным слову юрист; существительное жюри среднего рода, не склоняется».
В словарях-справочниках может быть сделана следующая запись:
Брошюра - бро-шю-ра (от франц. броше – «сшивать»; брошь – «иголка, булавка».
Брошюра, брошюрка, сброшюровать.
Парашют- па-ра-шют (от франц. пара – «против», шют – «падение»).
Парашют, парашютик, парашютист, парашютный
Жюри – жю-ри (от франц. юри – «клятва, присяга») – сущ. ср. рода, не склоняется.
Кроме того, я считаю полезным работать над орфограммой и орфографическим правилом .
Называя в самом начале орфограмму, тем самым сообщаю и цель урока. Название орфограммы записываю на доске, учащиеся - в тетрадях. Затем записываю примеры слов с данной орфограммой и подчёркиваю в них эту орфограмму, например: разбежаться, распределить, цирк, цыплёнок, стереть, стирать.
Для выяснения условий, от которых зависит выбор того или иного написания, использую индуктивный путь в применении к вариантным орфограммам (например, буквы ё – о в корне слова: шёпот, шорох; буквы о - а в корне рос- -раст-: росли, растут) и дедуктивный путь в применении к безвариантным орфограммам (например, не с глаголами: не был, отсутствие мягкого знака на конце прилагательных после шипящих: жгуч).
Завершаю анализ условий выбора орфограммы их графическим обозначением: буквы подчёркиваются двумя чертами, грамматические признаки записываются либо над словом, либо рядом со словом в скобках, так же обозначается часть слова, в которой находится орфограмма, например: каким?
разгореться; предполагать; синим платком ( м. р., т. п.)
После этого перехожу к анализу орфографического правила. При анализе орфографического правила выясняются: 1) структура правила; 2) перечень условий, от которого зависит написание; 3) возможная последовательность поиска орфограммы.
Затем учащиеся анализируют образец письменного объяснения орфограммы: указывают изучаемую орфограмму, называют условия, от которых зависят выбор этой орфограммы и её опознавательные признаки.
На втором этапе обучаю школьников умению находить изучаемую орфограмму и применять изучаемое правило.
Записав на доске слова шёпот, шорох, чёрный, жёлудь, жёрнов, шёлковый, шов (при изучении орфограммы «Буквы ё - о после шипящих в корне слова»), на первом примере показываю, как нужно находить и объяснять изучаемую орфограмму. Возможное рассуждение: «Произнесём слово шёпот. В нём после шипящих под ударением слышится гласный [о], который входит в корень слова. Значит, в этом слове надо писать букву ё». Одновременно с рассуждением на доске графически обозначаю условия, от которых зависит написание этой орфограммы.
Подобным же образом объясняю правописание изучаемой орфограммы в слове шорох, указывая, естественно, на то, что хотя в нём тоже слышится гласный [о] и находится он после шипящего, но в этом слове пишется не буква ё, а буква о. Письменное объяснение написания буквы о в этом слове получится следующим шорох (искл.).
Следующее слово (чёрный) разбирается по данному образцу коллективно. Третий пример (в данном случае слово жёлудь) объясняет кто-либо из учащихся и графически обозначает эту орфограмму.
Затем предлагаю школьникам самостоятельно выполнить эту работу.
К уроку работы над ошибками диктанта готовлюсь тщательно:
1) проверяю тетради и среди ошибок на изученные правила выбираю типичные ошибки;
2) выявляю индивидуальные ошибки школьников;
3) определяю количество диктантов, написанных на «5», «4», «3», «2»;
4) подбираю наиболее эффективные упражнения для коллективной работы над типичными ошибками и карточки для индивидуальной работы, а также задания для учащихся, не допустивших ошибок или сделавших 1-2 ошибки. В этом помогает «Дидактический материал…».
Хорошо, если к внутренней стороне обложки ученических тетрадей приклеены кармашки, куда в процессе проверки работ можно вложить карточки с индивидуальными заданиями или номера карточек из «Дидактического материала…».
Урок работы над ошибками диктанта – это, в сущности, урок повторения и закрепления пройденного. Специфика же урока над ошибками заключается в том, что школьники учатся определенным приемам исправления ошибок, приемам объяснения написания слов или постановки знака препинания, приемам самостоятельной работы над ошибками. На таких уроках широко используются упражнения с графической наглядностью, которая позволяет четко и предельно ясно объяснить то или иное написание. Чтобы оживить работу и несколько снизить напряжение учеников, выполняющих трудные и серьезные задания, полезно использовать на уроке элементы занимательности.
Урок работы над ошибками провожу примерно так: первый этап – анализ диктантов. После того, как школьники просмотрят все исправления в своих тетрадях, начинается второй этап – работа над типичными для класса ошибками. И, наконец, завершающим этапом урока является работа над индивидуальными ошибками.
Итак, необходимым условием работы над орфографической зоркостью является постепенное развитие орфографического навыка и умения видеть и находить орфограммы. Работая над этой проблемой, я пришла к выводу, что для развития орфографической зоркости необходимо систематическое выполнение специальных упражнений, а это работа не одного дня. Создание условий для её развития даёт положительные результаты: уровень орфографической грамотности учащихся незаметно, но повышается. В помощь учителю предлагаю следующие источники: Алгазина Н. Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся 5 – 8 классов. М. 1965; Баранов М. Т. Важнейшие лингвистические и методические основы курса. ( Из опыта работы. ) М. 1983; Никитина Е. И. Уроки русского языка в 5 классе. ( Из опыта работы. ) М. 1975; Шанский Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка. Изд. 3-е, испр. и доп. М., 1975.
Категория: Русский язык и литература | Добавил: SGI (2011-02-09) | Автор: Галия E
Просмотров: 1138 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 11:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru