Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература

Ещё раз о словарной работе
Ещё раз о словарной работе
В настоящее время возрастают роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критерия уровня общественного развития, составляющих основы нового качества жизни общества. А так как школа – часть многоуровневого непрерывного образования, то её основной целью является формирование личности, способной на основе полученных глубоких знаний свободно ориентироваться, самореализовываться и самостоятельно принимать правильное решение в условиях быстро меняющегося мира. А отсюда и основная задача как школы, так и педагога -обеспечить становление такой личности.
На современном этапе развития образования в Республике Казахстан перед учительством ставятся новые цели и задачи. Знания становятся средством воспитания и социализации личности. Парадигмой являются слова «учить умению учиться», а значит ориентировать учащихся на саморазвитие, самореализацию. Одной из ступеней на пути достижения этих целей является работа со словарными словами, которая в настоящее время стоит на достаточно низком уровне.
Словарные слова. Где им место на уроке? Существует ли список словарных слов? Есть ли какая – то специфика в организации работы со словарными словами, правописание которых требует запоминания? Как организовать работу с ними? Эти вопросы чаще всего возникают у учителей русского языка. Если правильно выстроить систему работы со словарными словами и внедрить её в образовательный процесс, то это будет способствовать развитию не только орфографической грамотности учащихся, но и развитию творческих способностей, воображения, логического мышления, что в свою очередь поможет повысить мотивацию к обучению. Поэтому различные варианты работы со словарными словами предлагаются вашему вниманию.
Одним из видов работ является орфографическое списывание, организованное специальным образом, которое начинается в начальной школе и продолжается в среднем звене. Тексты для него максимально «нагружаются» словарными словами, которые представлены в учебниках. Можно формировать тематические группы из словарных слов и создавать текст. Главное, чтобы учащимся было понятно значение слов.
ПРИМЕР
Приключения начались. Атмосфера неведомой планеты приобретала то изжелта – красный, то иссиня – чёрный цвет. Командир корабля приказал приготовить двести экземпляров солдат – ракет, присмотреться, привыкнуть к природе незнакомой звезды. Стоило преодолеть триста световых лет, чтобы понять причину исчезновения генерала.

А дальше работа и её качество зависят не только от учителя, но и от учащихся. Им можно предложить создавать самим подобные тексты, что будет способствовать развитию творческого мышления. Рассказы могут быть фантастическими, с детективным сюжетом. Именно этот вид работы увлекает учащихся, и уходит зазубривание.
Словарная работа может стать игрой весёлой и увлекательной, позволяющей снять напряжение, дающей возможность передохнуть в непростом поиске лингвистических истин.
ПРИМЕР
«Дай определение»
1.П и л о т к А 5(форменный головной убор)
2.А н т р а к Т 4(перерыв между действиями в спектакле)
3.Р е к т о Р 3(руководитель высшего учебного заведения)
4.Т а р е л к А 2(предмет столовой посуды)
5.А рхиепискоП 1(церковный сан)

«Перевёртыши или третий лишний»
Записаны слова, в которых слоги сменили свои места. Необходимо не только восстановить слово, но и найти лишнее, определив критерий. Этим критерием может служить слово иной части речи, иного рода или любой другой принцип, выбранный вами.
ПРИМЕР
Ломоко (молоко); феко (кофе); васк (квас); вароко (корова).
Лишним здесь можно определить слово КОРОВА, так как это животное, а можно и слово КВАС, так как у него нулевое окончание. Данный принцип работы можно использовать с любыми словарными словами. Всё зависит от вас.
Перевёрнутые слова можно использовать при работе с текстом, который затем можно предложить ещё и записать.
ПРИМЕР
Муравей СЯТИЛСПУС к ручью. Он ТЕЛХО напиться. НАВОЛ захлестнула его. Голубка ЛАНЕС ветку. Она увидела ВЬЯРАМУ и бросила ветку. Муравей ЕЛС на ветку и спасся.
Подобные тексты могут создавать и сами учащиеся, которые могут взять слова, составить текст, изменив при этом порядок слогов в некоторых словах.

«Угадай слово»
Выполни математическое действие и прочти слово.
ПРИМЕР
ША + ФЕК +НУ – АФ + РО – КЕ + К = Ш…У…(шнурок)
Данную работу можно предложить составлять и самим ребятам.

Можно играть с пословицами и крылатыми выражениями.
ПРИМЕР
(старый….. лучше новых двух) Д р у Г
(Пётр прорубил….в Европу) О к н О
(…. не тётка) Голо Д

Составление рассказа от имени слова.
ПРИМЕР
Я – пустота, мне никогда не бывает больно. Я могу в любую щёлку пролезть. Я свободна, меня никто не держит, куда хочу – туда лечу. Люди дышат мной, а я мечтаю стать ветром.

Читая, вы, вероятно, узнали хорошо известные нам, учителям – практикам приёмы работы. Безусловно, учитель привлекает все средства, чтобы «трудное» слово запомнилось. Можно совершать с ребятами этимологические экскурсы, использовать любую возможность, чтобы около слова «зажечь фонарик», связав со словом неожиданную ассоциацию, нельзя забывать и о словарных диктантах, словариках. И, возможно, ошибок в словарных словах станет намного меньше. Конечно, если использовать эту работу, то учащиеся сделают ещё один шаг по пути, который поможет им развивать мышление и интерес к предмету, бережнее относиться к языку, развивать языковое чутьё, орфографическую грамотность и становиться личностью, способной самореализовываться в этом быстро меняющемся мире.

Хатенова Светлана Вячеславовна,
учитель русского языка и литературы
ГУ СШ № "№

Категория: Русский язык и литература | Добавил: Светик555 (2011-02-10) | Автор: Хатенова Светлана Вячеславовна
Просмотров: 997 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-07, 11:32 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru