Главная » Статьи » В помощь учителю » Русский язык и литература |
Автор: Крючкова Т.В., Учитель русского языка, сш №3, город Астана Урок-исследование помогает по-новому взглянуть на главную проблему повести – проблему чести. Ученики задумываются, а есть ли эта нравственная категория у Пугачёва. На уроке рассматриваются две дороги – «дорога чести» дворянина и «дорога чести» предводителя крестьянского восстания. Урок ещё раз акцентирует внимание на авторе-гуманисте, который не принимает насилия и своей повестью ясно даёт это понять. УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «Две дороги» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка») Обучающие задачи: систематизировать представления и впечатления учеников об отношении автора к Пугачёву и крестьянскому бунту, помочь увидеть учащимся нравственную силу характеров Гринёва и Пугачёва, способствовать углублению восприятия текста. Развивающие задачи: развивать навык построения развёрнутого оценочного высказывания на вопрос, навык составления диалога по заданной теме, навык аналитического чтения. Воспитательные задачи: учить размышлять над самыми важными нравственными категориями и делать правильный выбор. Первый дидактический этап - сообщение задач урока, активизация восприятия. 1. Вступительное слово учителя. Как много значит в жизни каждого из нас родительский дом. Родительский дом. Это те события, которые и через года вы будете перебирать в памяти. И, конечно, это особый мир, хранящий традиции, привычки. Рано или поздно мы все оставляем родительский дом. И каждый человек, выходя в жизнь, несет не только привычный семейный уклад, но и принятую в его доме мораль, воспитанное родителями отношение к себе, к людям. У каждого литературного героя так же, как и у каждого человека, - своя дорога, которая начинается с отчего порога. Сегодня мы будем говорить о дорогах героев, вокруг которых выстроены все события повести: о Гринёве и Пугачёве - Что вынес Петруша Гринев, молодой дворянин, недоросль из родительского дома? 2. Развитие монологической речи. Работа по тексту. (семья Гринева) Слово учителя. О начале дороги другого героя, не выдуманного, а реально существующего Пушкин не пишет, об этом говорит история. Рассказать о Е. Пугачёве. 3. Слово о Е. Пугачёве (индивидуальное предварительное задание). Вывод учителя: Вот она, короткая дорога Е. Пугачёва. Пугачев – предводитель крестьянского восстания, отец родной для всех обездоленных, а для дворян и царского самодержавия - злодей, самозванец, ужасный человек, «чёрный Емеля». Его имя запрещено было употреблять даже спустя 60 лет после восстания, во времена Пушкина, вместо исчезнувшей реки Яик, на берегах которой происходили события, на карте появляется река Урал. И это просто чудо, что царем Николаем дано разрешение на написание произведения, что открыты двери секретных архивов. Может быть, Николай думал, что Пушкин нарисует образ изверга, душегуба, и на века будут содрогаться люди при имени страшного бунтовщика. Но царь ошибся, потому что Пушкин создает образ литературного героя не изверга, но человека. О жестокости того времени писатель расскажет в исторической хронике «История пугачёвского восстания», создавая же «Капитанскую дочку», он ставил цели другие. Хотелось бы, чтобы вы узнали ещё об одной дороге – дороге автора. 4. Был ли Пушкин в Казахстане? Высказывание ученика о пребывании Пушкина в Уральске (с использованием карты). Второй дидактический этап – защита группами проектов. На предыдущем уроке ученики получили домашнее задание по группам: изобразить схематично дороги двух литературных героев. 1. Работа в группах. Защита группами своих проектов. ( Учащиеся представляют работы, на которых изображены пути героев, делают выводы). - Что вы скажете о работах ребят? Слово учителя. Итак, в какой-то момент дороги героев скрестились, и состоялась встреча. Теперь Пушкин будет вести нас двумя дорогами. 2. Демонстрация нескольких эпизодов из фильма. Третий дидактический этап – дифференцированная работа по группам. Работа в группах. Анализ эпизода. Каждая группа работает по индивидуальным заданиям. Группа распределяет задания по вопросам с тем, чтобы каждый внёс свой вклад в общую работу. Предваряя работу, учитель скажет: Искусство слова, по выражению Толстого, начинается с «чуть-чуть», с детали, с незабываемых частностей произведения. Пушкин – величайший мастер слова. У него даже слово не появляется просто так. Будьте внимательны к пушкинским деталям текста. Они о многом могут рассказать. 1 ГРУППА Почему именно в буран состоялась первая встреча героев? - Какое слово предупреждает о событии, является сигналом? - Что такое буран как природное явление? - Случайно ли Пушкин вывел Пугачёва из бурана? Нет ли в таком явлении чего-то символичного? 2 ГРУППА Глава 8 «Незваный гость». Анализ эпизода. Найдите самые яркие детали, характеризующие Пугачёва и Гринёва. 3 ГРУППА Сделать вывод о функциях эпиграфов к 10-11 главам. - В каком смысле употреблено слово «вертеп» в цитате: 1. пещера, подземный ход, труднодоступные овраги. 2. жилище людей сомнительного поведения, преступников. Стан – лагерь, расположение воинских частей; Раскат – плоская насыпь или деревянный помост у крепостной стены для установки пушек; Перуны – орудия. - Какие черты характера Пугачёва подчёркивает автор эпиграфом – свирепость или ласку?: - Почему, несмотря на отказ Гринёва перейти на сторону восставших, Пугачёв отпустил его? - Честный или бесчестный человек Пугачёв? Дополнительная информация: Интересное наблюдение принадлежит В.Б. Шкловскому: «Все эпиграфы, относящиеся к Пугачёву, взяты из таких стихотворений, в которых строкой позже или строкой раньше упоминается слово «русский царь». Однако Пушкин вовсе не хочет убедить читателей в царском происхождении самозванца, и ставит перед собой цель показать незаурядность человека, который способен возглавить многотысячные массы людей. Вывод: ставя рядом с именем вожака мятежников названия «царственных» зверей и птиц – льва и орла, - Пушкин хочет подчеркнуть своё мнение о нём как о сильной, могучей личности. 4 ГРУППА Каждая встреча Пугачёва с Гринёвым выявляет что-то новое в характерах героев. - Как вы оцениваете поведение героев в эпизодах «По дороге в Белогорскую крепость», глава11, «Пугачёв узнаёт о том, что Маша Миронова – капитанская дочка», глава 12. 5 ГРУППА обобщает всё сказанное. Фронтальная работа с классом. - «Сильное и благое потрясение» в жизни Гринёва – это? Гринёв присутствовал при казни Пугачёва, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мёртвая и окровавленная, показана была народу. - Что хотел сказать напоследок «чёрный Емеля» чистенькому молоденькому дворянину, хотел ли вообще что-нибудь сказать? Четвёртый дидактический этап - рефлексия: - Две дороги героев – это разные дороги или есть в них общее? Глава 13 «Подавление бунта». Чтение эпизодов о жестокости гражданской войны. - На чьей стороне автор? - Какие проблемы его волнуют? - В каких строчках мы видим отношение автора к происходящему? Вывод: Около двух веков отделяет нашу эпоху от той. А слова великого человека, гуманиста, современны и сейчас: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Что может быть страшнее? Наверно, ничего. Пушкин не принимает жестокости и ненависти в отношениях между людьми. Доброта – это то, что нужно человечеству. Зло разрушает, добро создаёт. Об этом хотел сказать нам писатель. Использованная литература: 1. А.С. Пушкин повесть «Капитанская дочка» 2. Е. Ильин «Рождение урока», М., «Просвещение», 1982 год Источник: http://1. А.С. Пушкин повесть «Капитанская дочка» 2. Е. Ильин «Рождение урока», М., «Просвещение», 1982 год | |
Просмотров: 2576 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|